Цветков Эрнест Анатольевич : другие произведения.

Психоматика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  

Цветков Эрнест Анатольевич

Психоматика

   Человек - существо, стремящееся доказывать, в том числе, и аксиомы.
   В его природе заложена страсть к доказательствам (обоснованиям, аргументациям, построениям интеллектуальных моделей) в любой области приложения этой самой природы - от специфически научно исследовательской до сугубо житейской и этической. Достаточно обратить внимание на широко используемые выражения типа "потому что", " в виду того, что", "докажи, как ты меня любишь", чтобы убедиться в наличии подобной тенденции.
   Человеческий опыт в большинстве своём эмпиричен, а потому аксиоматичен. В процессе воспитания ребёнок получает ту или иную информацию от взрослых в виде правил, предписаний, установок с соответствующими пояснениями, комментариями, разъяснениями.
   В результате у индивида формируется свой объяснительный инструментарий, представляющий "обосновательную" базу, и, чаще всего данная база являет собой набор аргументов - в логике они имеют свои наименования:
   Ad hoc - объяснение события стечением обстоятельств: "Я ощутил тошноту. Он при этом находился поблизости. Значит, он и повинен в этом".
   Anecdotal evidence - анекдотическое свидетельство: "Он, когда входил в комнату, споткнулся. В комнате находилась она. Следовательно, он и был в неё влюблён".
   Argumentum ad antiquitatem - аргумент к истории: "Это известно с древнейших времён, и стало быть, это не может быть неправильным"
   Argumentum ad baculum - аргумент к силе: "Вот, я тебе сейчас всыплю, и ты узнаешь, кто прав, кто тут прав". "Кто сильнее, тот и прав".
   Argumentum ad crumenam - аргумент к богатству: "Он заработал очень много денег, следовательно, он очень умный".
   Argumentam ad hominem - аргумент к человеку: "Гитлер бы с тобой согласился".
   Argumentam ad ignoratiam - истинно то, что не опровергнуто: "Ты дурак. Докажи обратное".
   Argumentam ad lazarum - аргумент к бедности: "Если ты такой умный, почему ты такой бедный?"
   Argumentam ad logicam - вывод из ложной посылки при правильности самого умозаключения: "Млекопитающие - четвероногие. Люди - млекопитающие. Следовательно, все люди - четвероногие".
   Argumentam ad novitatem - аргумент к новизне: "Такого ещё не было. Значит, это круто".
   Argumentam ad populum - аргумент к большинству: "Все считают, что это так, значит, это так". "Все так живут (думают / делают), значит, и ты так должен делать (думать / жить)."
   Argumentam ad verecundiam - аргумент к авторитету: "Черчилль любил армянский коньяк. Следовательно, армянский коньяк - лучший из коньяков". "Мой дедушка так говорил, а дедушка не мог ошибаться".
   Circulus in demonstrando - принятие доказываемого утверждения за доказанное: "Земля шарообразна, потому что она круглая".
   Conversion - обращение условного суждения: "Если А влечёт В, то В влечёт А".
   Denying the antecedent - отрицание основания в условном суждении: "А влечёт В. А ложно, следовательно В ложно".
   Dicto simplicitur - применение общего правила к частному случаю:
   Generalization - ложная генерализация: "Билл Гейтс богач. Следовательно, все программисты богачи". "Посмотри, как хорошо живёт наш сосед стоматолог. Выучись на стоматолога и станешь жить также хорошо". "Ферма был великим математиком. Кроме того, Ферма был юристом. Следовательно, все юристы великие математики".
   Post hoc propter ergo hoc - после этого, значит, вследствие этого: "Я поговорил с ним, после чего у меня начались неприятности. У меня начались неприятности потому что я поговорил с ним".
  
   Список можно продолжить, но пока достаточно и приведённого набора. Формально мы имеем сумму неких умозаключений, выводов и доводов. Дело лишь в том, что в логике суждения подобного рода определяются как логические ошибки, или примеры дефицита критического мышления. На языке психологии дефицит критического мышления можно определить как мышление невротическое.
   Вместе с тем, приведённый пример показывает, что человеческое существо, пусть отнюдь не всегда мыслящее некорректно, всё же - мыслящее.
   В данном случае пока более важно то, что человек мыслит, то есть, совершает определённые операции, которые способны быть представлены в виде логических алгоритмов и формул.
   Любая формулировка по сути есть формула. Например, выражение 2х2=5 ложно. Но оно существует как формулировка - формула - утверждение. Выражение "Если 2х2=5, то Земля шарообразная", не смотря на свою внешнюю абсурдность, истинно (в случае материальной импликации выражение ложно в том и только в одном случае, когда истинен антецедент основание - то, что идёт после слова "если", и ложен консеквент - следствие - идущее после слова "то"). Выражение "я люблю и не люблю чай" в плоскости бинарной логики ложно и в пространстве многозначных логик (начиная с Лукасевича) может позиционироваться как неложное.
   В любом случае, утверждения "2х2=4", 2х2=5", "Если 2х2=5, то Земля шарообразная", "Если на земле есть атмосфера, то на земле возможна жизнь", "я люблю чай и не люблю кофе", "я люблю чай и не люблю чай", "данное высказывание ложно" - не смотря на свою разноречивость, в том числе и в параметрах "истинность - ложность", объединены некой общностью, а именно: все они суть утверждения, и все они основываются на определённых основаниях, будь то это осведомлённость в арифметике или предпочтение из сферы собственного субъективно-эмоционального опыта. Конструкции же использующие связку "если... то..." представляют собой элементарное правило вывода. А вывод - уже умозаключение, то есть операция мыслительная.
  
   Сравним выражения:
   1. "Если v = s/t, то s = vt"
   2. "Если dy = f'(x)dx, то f'(x) = dy/dx"
   3. "Если она хорошо ко мне относится и при этом улыбается, то если она мне улыбается, значит, она хорошо ко мне относится".
   4. "Если x + y = z, то x = z - y"
   В первом случае мы имеем дело с формулой, рассматривающей отношения между скоростью (v), путём(s) и временем (t); во втором представлены взаимоотношения производной функции и дифференциалов; в третьем - случай из межличностных отношений; в четвёртом - демонстрация определённого арифметического правила. Во всех четырёх случаях наблюдается грамматическая форма "если... то", которая представляет собой логическую связку, именуемую импликацией.
   Все четыре утверждения способны быть описаны одной логической формулой А ? В, где знак "?" обозначение релевантной (то есть такой, в которой в отличие от материальной импликации на смысловую взаимосвязь между основанием и следствием обращается внимание) импликации, А - условие, В - заключение. Кроме того, в любом из этих случаев действуют правила арифметики (имманентные правилам логического построения).
   Ассоциативно напрашивается теорема Лёвенгейма-Сколема, согласно которой система правил, подобных правилам арифметики, действует в любой области знания, которая может быть формализована в терминах набора аксиом.
   Это значит, что, когда ученик общеобразовательной школы изучает элементарную арифметику, влюблённый терзается сомнениями, домохозяйка раздумывает над тем, как лучше организовать быт - все они используют тот же методологический аппарат, который используется в квантовой физике, дискретной и континуальной математике, юриспруденции, общей теории систем и платоноской философии...
   Следующий шаг - психоматика.
   Психоматика - это метод исследования психологического пространства (под психологическим пространством здесь понимается всё то, что может описываться в терминах психологии, психоанализа и судьбоанализа), основанный на построении аналогий между законами математики и законами психической деятельности.
   Она НЕ математика В психологии.
   Структурно психоматика - это психология И математика. Синтез, совершаемый, скорее, на уровне архетипической интеграции. Пояснить данный нюанс поможет отрывок из книги Юрия Манина "Математика как метафора": "математика имеет дело непосредственно с платоновским миром смыслов, в котором действительные числа существуют независимо от своих моделей... это эксперимент в платоновской реальности... Некоторые из наиболее красивых и высокоразвитых разделов математики, без сомнения, являются платоновскими".
   Само психологическое жизненное пространство не только насквозь архетипично, но и математично, что, если не доказывается, то весьма наглядно показывается довольно активно применяемым набором таких идиом как:
   "точка зрения", "угол зрения", "золотая середина", "золотая пропорция", "любовный треугольник", "интегрирование опыта", "разница во мнениях", "объединение имущества", "деление имущества", "дифференцированный подход", "умножение богатства", "тождественность во мнениях", "бесконечно признателен", "моя функция", "нулевая заинтересованность", "я считаю (в смысле - полагаю)", "пересечение интересов" и т.д.
   Вместе с тем, и математика не обходится без "психологизмов": "экстремум" (Дюбуа Раймон), "рациональность", "иррациональность" (Пифагор; патер Михаил Штефель, который, огорчившись ошибкой, произведённой им для вычисления конца Света, всерьёз занялся математикой; конец Света он не вычислил, но стал выдающимся математиком), "аргумент"(Карл Нейман), "характеристическое уравнение" (Лейбниц), и даже "мистицизмов" - "трансцендентные числа" (Эйлер), "трансцендентные функции" (Бернулли), "трансцендентность" (Лейбниц), "первообразная, "первоначальная" (Пеано).
   А вот, что пишет Джорж Буль, тот самый, который основал знаменитую Булеву алгебру: "Цель предлагаемого трактата - исследовать важнейшие законы тех действий ума, посредством которых совершается рассуждение; дать им выражение в символическом языке исчисления и на этом основании утвердить науку логики и развить её метод; сделать затем этот метод основою общего метода для приложения математического учения о вероятностях; и, наконец, собрать из разных элементов истины, обнаруженных в ходе этих изысканий, некоторые вероятные указания относительно природы и устройства человеческого ума". Современный математик Г. Биркгофф интерпретирует данное высказывание как такое, в котором "Буль относил свой труд к прикладной математике и специально к математической психологии". (Г. Биркгофф. Математика и психология).
  
  
  
   На мастерских "психологического роста" практически постоянно приходится соприкасаться с такими понятиями как: "остановка мира", "остановка ума", "прекращение внутреннего диалога", "экстремальное переживание", "пиковое переживание", "усиление функций сознания", "достижение максимума психических возможностей" - в контексте желаемого состояния. Какими способами можно достичь данного состояния?
   Психоматический подход способен быстро отыскать и определить базовую стратегию, обратившись к двум известным теоремам:
   1-я: В точке экстремума производная обращается в нуль (Необходимое условие экстремума функции).
   2-я: Если в некоторой точке производная обращается в нуль и, кроме того, производная, проходя через неё, меняет свой знак, то в этой точке функция достигает экстремума (Достаточное условие экстремума функции).
   По причине того, что настоящая статья представляет собой лишь увертюру, введение в курс, то доказательства теорем пока опустим. Но соотнесём сами формулировки в двух контекстах.
   Математический контекст:
   аргумент - независимая переменная, функция - зависимая от аргумента переменная, производная - скорость изменения функции, экстремум функции - максимальное значение функции по модулю. Так, например, в формуле v = s/t, аргументом является время t, функцией - путь s, а производной - скорость v, точнее скорость в определённый момент времени:
   v(t) = lim s(t1) - s(t) /( t1-t)
   t1?t
  
   Психологический контекст (одно из значений):
   аргумент - мотивация; функция - деятельность; производная - результат деятельности; экстремум функции - пиковое переживание, инсайт, вдохновение.
   Переведём математические формулировки в область психологических смыслов:
   Проекция 1-й теоремы: В точке пикового переживания - инсайта, озарения, вдохновения - озабоченность результатом отсутствует (обращается в нуль).
   Проекция 2-й теоремы: Если в кокой-то момент озабоченность результатом прекращается, и при этом меняется направление мыслей на прямо противоположное, то функциональная способность сознания в этот момент достигает точки пикового переживания - инсайта, вдохновения, озарения.
   В дальнейшем я более подробно опишу приведённую аналоговую модель, с разветвлённой вариативностью конкретных примеров, а сейчас представлю примерный курс, по которому выстраивается психоматическое моделирование, которое с психологическим пространством соотносит следующие понятия из математики:
   аргумент - функция - производная - дифференциал - первообразная - интеграл,
   треугольник Фреге,
   теория множеств.
   афинные преобразования,
   теория принятия решений
   логика - бинарная и многозначная
   модальная логика
   семантика возможных миров
   лингвистическая трансформация с использованием метаязыковых стратегий.
  
   Остаётся ответить на вопрос: для чего? Эксплицитно (да и имплицитно тоже) психоматика выражает себя как определённая теория. В таком случае, какую истину открывает данная теория?
   Отвечая на данный вопрос, соглашусь (согласие не есть Argumentam ad verecundiam) с Сержем Гингером: "теория является интеллектуальной методической и организованной конструкцией, имеющей гипотетический и синтетический характер, разработанной с дидактическими целями. Её основная цель состоит в том, чтобы предложить предварительное прочтение фактов или феноменов. Её основная особенность состоит не в том, чтобы быть истинной, а в том, чтобы быть полезной и удобной".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   6
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"