Цвирк Александр : другие произведения.

Клин, да не Clean

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как я побывал в Киеве, в том числе на майдане, и что тут же подумалось по поводу.

  КЛИН, ДА НЕ CLEAN
  
  Как я побывал на киевском майдане, и что подумалось по поводу
  
  Недавно довелось побывать на майдане в Киеве - из чистого любопытства. В стольный град ездили в гости на праздники, ну и грех было не воспользоваться возможностью полюбоваться на главную - в данный момент! - достопримечательность столицы.
  
  Лишний раз убедился в том, что, если хочешь составить о чём-либо полновесное впечатление - найди возможность это увидеть собственными глазами. Те, кто судит о майдане понаслышке, заручившись доступными из ни разу не нейтральных СМИ фото- и телекартинками, обречены на искажённое восприятие действительности. Майдан - цитадель зла, в которой царят ультраправые настроения, а также разврат, наркомания и антисанитария, а по улицам и день и ночь шатаются зомбированные либо купленные толпы? Отнюдь. Майдан - оплот демократии и европейских ценностей, островок свободомыслия в тоталитарном государстве, место, где цвет нации грудью встал на защиту интересов отечества и собственной волей вершит историю? Да где там. И никто не шатается по Киеву - как всегда, прекрасному, особенно вечером, особенно в туман - в том числе отлавливающие и избивающие "майданирующих" граждан представители силовых структур.
  
  Будут разочарованы те, кто представляет себе рисующие свастики толпы воинствующих бандеровцев, пьяное быдло в обколотых американских валенках и развешанные на баррикадах трупы москалей. Не менее сложно будет там увидеть средоточие чистоты и порядка, культуры и высокодуховности, полное единодушие добрых и открытых лиц, лучащихся искренним и неподдельным счастьем. Нет, там всё вполне банально и буднично. Народу достаточно много, много палаток - как для жилья, так и для прочих нужд. Где-то можно помолиться, где-то сдать или получить тёплые вещи, медикаменты, еду, где-то записаться в волонтёры - работы хватает. Пройти на майдан можно беспрепятственно. Но охрана (там, где она есть) смотрит на всякий случай подозрительно - мало ли в ком затаился потенциальный провокатор.
  
  Запах майдана - это не запах фимиама и амброзии. Коптят различные устройства и резервуары для обогрева. Нестерпимо воняет поблизости от биотуалетов и мусорных куч. Но хотя бы подметать стараются. Много полярных эмоций наблюдается на лицах людей, заполонивших здание киевского горсовета - от энтузиазма и решимости до уныния и смертельной усталости. Оригинально выглядит "йолка" на площади - больших размеров усечённый конус, полностью обклеенный материалами понятной тематики и содержания. Со сцены непрерывно вещают политики, музыканты и прочие энтузиасты. Люди вокруг стоят, сидят и ходят самые разные. От некоторых дурно пахнет. Больше украинской речи, но и русской достаточно.
  
   []
  
  Майдан вполне можно считать своего рода социокультурным феноменом, хоть и с некоторой натяжкой. В самом деле, столь масштабный и на широкую ногу поставленный, при этом бескровный и хотя бы условно объединённый общей идеей протестный митинг - явление уникальное.
  
  Важно понимать, что нынешний майдан своей многочисленности, своему серьёзному настрою вкупе с р-революционной риторикой и всяческими баррикадами обязан, в первую очередь, идиотским и преступным действиям ночи 30 ноября, когда представители спецподразделения "Беркут" пришли, увидели и поколотили несколько сотен в меру сознательных, в меру восторженных (опустим, так и быть, меркантильный стимул), но в целом безобидных людей. Вот тут уже руки у оппозиции оказались развязаны. Политики и олигархи, желающие скорее воспользоваться ситуацией, умело сыграли на дошедшем до точки кипения возмущении ширнармасс, призвав уже весьма внушительные толпы отстаивать свои права. То есть изменилась ментальная установка - народ теперь стоит не за ЕС и прочие эфемерные блага, которые в ближайшее время всё равно никому бы не удалось увидеть и "пошшупать" (кроме тех немногих, кто привык и умеет наживаться на любом изменении курса, в том числе политического). Нет, теперь люди стоят против конкретной, отдельно взятой власти - не действий её вообще, а возможности их совершать именно этими народными избранниками. Люди хотят изменений - причём особо не представляя, что за этим должно воспоследовать, просто, чтобы что-то изменилось. Авось станет лучше? Ну вдруг?
  
  Очень интересную и правильную, хоть и горькую, мысль высказал мой также прогулявшийся по майдану товарищ. На серьёзные размышления его натолкнул увиденный призыв "Не сори, будь европейцем". А почему, собственно, европейцем? Почему бы не поменять это слово на слово "украинцем"? На первый взгляд, всё просто. А вот на второй... Почему для того, чтобы в чём-то изменить жизнь к лучшему, пусть глобально, пусть локально, нужно обязательно кем-то стать? Откуда эта патологическая ущербность, неверие в способность совершить поступок без указующего перста? Хотя откуда - понятно, об этом чуть ниже. Но неужели ничего, совсем ничего за минувшие столетия не изменилось?
  
  Обязательно ли для того, чтобы попасть бычком или бумажкой в урну, становиться кем бы то ни было - хоть европейцем, хоть чёртом в супе? Точно ли недостаточно быть для этого просто украинцем? Или это слово звучит недостаточно гордо? В нём самом, что ли, заложена несостоятельность, неспособность преодолеть разруху, которая, как всегда, в клозетах, но не в головах? Понятие "украинец" себя настолько дискредитировало? Расписывается ли тем самым автор лозунга в собственной неполноценности, а заодно - и в неполноценности всего своего народа? Ведь под этим лозунгом подписываются миллионы.
  
  Стоит лишь посочувствовать населению страны, лишённому всяческих шансов на национальную идентичность - в силу несоответствия украинского народа элементарным признакам нации, в какой словарь не загляни. Посочувствовать, но не пожалеть. Сами ведь себя загнали в глухой угол, в патовую ситуацию, где куда ни кинь - всюду клин.
  
  Внезапный, без сомнения инспирированный искусственно, рост гражданской и политической сознательности в нищей, криминальной, разворованной стране, наблюдаемый в последнее десятилетие - этот тот самый клин, вбитый между и без того плохо пригнанными друг к другу частями одного полена. И сейчас ширящаяся трещина, такое впечатление, окончательно разъединяет два народа, населяющего Украину. Всё это, конечно же, условно, но обобщение это уместно.
  
  Быть может, этот взгляд субъективен в силу принадлежности одной из сторон, но, как мне кажется, тяжелее в данной ситуации именно жителям восточной части Украины, большей частью русскоязычных, которых западные украинцы считают "кацапами", а россияне - "хохлами". Разумеется, есть приятные исключения - умных и адекватных людей с обеих сторон хватает, и я сам с таковыми знаком. Но суть происходящего, как по мне, очевидна и ясна - мы никогда ни для кого не будем "своими".
  
  Украина стала независимой 22 года назад и таковой, по крайней мере на бумаге, остаётся. Это, безусловно, прекрасно. Клин необходимости внешнеполитического выбора, вбиваемый кувалдой бездумно и бездарно действующей власти, стремительно расширяет трещину недоверия и предубеждения между двумя, казалось бы, частями единого целого, а нынче - противоположными лагерями. Причем, умело направляемые, данные эмоции с "простого" люда радостными блохами перескакивают на, вроде бы как, давно обязанную взять ситуацию в свои руки и умы интеллигенцию.
  
  Кстати, пару слов об этой самой прослойке, об активных и пассивных (поручик, молчать!) представителях интеллектуальной элиты нашей страны. Не может не удручать, что за 9 лет, прошедших после первого майдана (и за 13, ему предшествовавших), наши светлые умы не придумали никакого конструктива, окромя всё усиливающегося срача "Ты за этих аль за тех?!". В чём заключаются наша национальная идея, наши национальные ценности, наш выбор (нет, не экономический, а социокультурный), наш путь, в конце концов? Для нас всех, для всего народа Украины? Кстати, тем, кто боится растворить в чьем-либо дрянном корыте бесценную национальную идентичность (как это вовсю происходит во многих странах цивилизованной Европы), предлагаю задуматься - а что именно они боятся растворять? Передаваемое из поколения в поколение нытьё о том, какие все вокруг козлы и пидарасы - все-все, кроме нас, и как бы нам выбраться из-под того или иного ига, панщины, гнёта, ужо тогда мы всем зададим! - не предлагать. Ужо задаём...
  
   []
  
  Видите ли, в чем дело. Народ страны, веками находившейся под кем-то, хорошо, в составе кого-то, ожидаемо не выдержал бремени независимости. И, как бы ни полнились сердца гордостью, а лёгкие - духом свободы, без нового покровительства носителям этих органов не обойтись. Экономический коллапс последних лет влил последнюю каплю в переполненный резервуар необходимости окончательно и бесповоротно забраться под чьё-то крыло - с неминуемым и, конечно же, мгновенным хэппиэндом, повышением зарплат и пенсий, летящим исключительно в урну мусором, стиранием границ, посажением воров не на престол, но на кол, и прочими многочисленными плюшками и печеньками. И третьего варианта - строить свою успешную и процветающую страну, без оглядки на кого-либо, нам никто не предложит. Кроме оголтелых, прекраснодушных и далёких от мира сего идиотов романтиков. На другом полюсе расселись такие же идиоты романтики, искренне верящие в зазывания одной из двух сторон, стремящихся Украину заграбастать раздербанить сделать равноправным участником своих геополитических игрищ.
  
  И разница лишь в интонации, в самом стиле риторики - Европа зовёт вежливо и ласково, чуть подгоняя, но при этом хваля и едва ли не подлизываясь, напоминая об исторической общности и давно назревшем полноценном участии в экономико-культурных процессах стремительно глобализирующейся части света. Россия зовёт слегка властно, слегка снисходительно, особо не торопя - мол, всё равно никуда от нас не денетесь, аргументируя исторической, духовной и культурной общностью, а также давно назревшим возвращением к активному участию в экономико-культурных процессах "шестой части суши". Насколько искренне нас при этом любят и ценят обе стороны, что в нас им важнее и интереснее - наши светлые умы, наша рабочая сила, наша природные ресурсы - о том предлагаю поразмыслить самостоятельно.
  
  Тут (разумеется, безо всяких на то причин) вспоминается анекдот, в котором лектор говорит о том, что во многих языках мира двойное отрицание может означать утверждение, но нигде двойное утверждение не означает отрицание. И саркастическое замечание откуда-то с "галёрки": "Ну да, конечно!".
  
  Не может не умилять революционная риторика майдана. Любая революция требует крови. Или (хоть одно другое не исключает) сильных лидеров. Условно говоря, нашелся бы некий новый Гапон, сумевший доходчиво объяснить народу, в религиозном ли ключе, в правовом или еще каком, что им действительно нужно и необходимо. И за ним бы двинулись, действительно двинулись миллионы. Наши самодержцы, может, и не лучше безвольного Николашки, но по-настоящему "к оружию" своих гвардейцев уж точно не призовут. Под пристальным-то взглядом "апчественности" со всех сторон.
  
  Нынешний "революционер" с майдана не "дiстане автомат, пiде за волю воювать". И бомбу не устремится готовить для очередного Плеве. И просто не рискнёт очертя голову ломиться в хорошо охраняемое правительственное учреждение. Конечно, нельзя отрицать "фактор толпы" и того, что даже сейчас, даже здесь могут найтись те, кто погонит толпу "дружным стадом на бойню". Но я в это не верю ни на йоту.
  
  Что будет? Будут еще многие дни майдана. Народ будет стоять, плясать, греться, жрать и срать, и даже любить друг друга. А еще, конечно же, будут собираться вече и приниматься манифесты. И перетряхнется состав правительства, и экзит-поллы дружно и победоносно покажут минимум шансов действующего президента на переизбрание. "Та й бiльше, бачиться, нiчого" (с).
  
  И крови, серьёзной крови, никакой не будет. Не те нынче времена. И не тот народ. И не те условия. Не те лидеры, не те идеалы. Всё не то...
  
  Александр Цвирк

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"