Задание он выполнил, устный ответ учил дома до посинения, и я это знаю, он готовился ответить... но вот не может. Мнется, то и дело сбивается в середине предложения, возвращается к началу, говорит, будто оправдываясь: "Сейчас, сейчас...", - на миг замирает, начинает сызнова... Молчит.
- Я сегодня не кусаюсь, Марат, - говорю ему.
- Я знаю, - быстро отвечает, потом перебирает губами, начинает определение снова, застывает, громко говорит: "Блин", - и стоит, краснея, переваливаясь и пыхтя.
Пытаюсь определить, от чего он так волнуется. Может, боится класса? Меня?
- Учил? - возвращаю его к позитивному настрою.
- Учил... - говорит и горестно вздыхает.
- Конечно учил, - я уже утверждаю. - Учил и все помнишь. Номер же сделал!
- Да! - это уже отчаянно.
- Подойди поближе и не торопись... - подходит, встает рядом. - Легче?
Горестно мотает головой, пытается с запинками начать это разнесчастное определение, но останавливаю. Он мог бы без проблем ответить и после урока, но почему-то мне нужно, чтобы это определение он рассказал перед классом сам, без требований и подсказок.
Ропков с первой парты что-то шепчет, думает, что если подскажет, то Вахитов ответит быстрее и уступит у доски место ему, Ропкову.
- Тут тебе неудобно... - резюмирую я. - Отойди на три шага влево. Определение помнишь?
- Да!
- Еще на один шаг влево. Помнишь?
- Помню...
- Давай дневник!
- Недоумевающе смотрит на меня, с поникшей головой подходит и протягивает свернутый от волнения в тугую трубочку дневник.
Медленно и тяжело переворачиваю страницы...
- Встань вон там, где стоял. Сегодня у нас какое число?
- Двадцатое, я там все заполнил...
- Хорошо... нахожу сегодняшнее число, беру ручку и ставлю оценку. - Подойди.
Подходит, несколько секунд смотрит в дневник, потом на меня.
- Легче стало?
Молчит.
- Правило, пожалуйста, - вежливо, но твердо прошу его.
И тогда он медленно, неторопливо и не сбиваясь рассказывает правило от начала и до конца.
Иногда нам очень не хватает дистанции между нами и учениками. Иногда Она слишком мала. Но всегда такая же дистанция существует между ответом учащегося и его ожиданием, боязнью неправильной оценки ответа учителем или одноклассниками. У некоторых есть такой страх, и как бы ты не учил, отвечая будешь сомневаться в правильности того, что говоришь.
В таких случаях правильно, как мне кажется, сначала поставить оценку, и лишь затем попросить ученика дополнить её ответом, сделать её действительной и заслуженной...