Слушая оперу "Князь Игорь", я невольно задумался о том, насколько вообще можно считать князя Игоря героем.
Подумайте сами.
Князь Игорь отправляется в поход. И оставляет за себя заместителем князя Галицкого. Который немедленно начинает пить, грубить и насиловать девушек.
Первый минус для князя Игоря. Очевидно, что в людях он особенно не разбирается.
Дальше. Поход, прославлению которого был посвящён весь пролог ("Солнцу красному слава! Слава в небе у нас! Туру ли ярому, Буй-туру слава, слава!" и т.д., слово "слава" там повторяется 56 раз), бесславно проваливается.
Князь Игорь не оправдал себя не только как администратор, но ещё и как военачальник.
Половецкий стан. Кончак и Кончаковна ведут себя весьма благородно. ("Кончаковна приказывает своим девушкам напоить и утешить пленников. Пленники благодарят.")
Кончак приветствует князя Игоря, обращается к нему с уважением и доверием ("Здоров ли, князь?").
Предлагает князю свободу - в обмен на обещание не поднимать на хана меча и не заступать ему дороги.
Чем же отвечает князь Игорь? Вначале, когда ему предлагают бежать, Игорю это кажется бесчестным. Он не желает нарушить данное хану Кончаку слово. Он даже возмущается: "Мне, князю, бежать тайно!? Подумай, что ты говоришь!"
Но потом, когда он видит новых русских пленников, Игорь всё-таки меняет своё решение и бежит. А слово? Подумаешь, слово. Дал, взял.
Единственное оправдание, которое я здесь вижу для князя Игоря - его могли насторожить подозрительные заявления Кончака: "Знай, друг, верь мне, ты, князь, мне полюбился, ты люб мне был всегда."
Кончак, узнав о побеге, приказывает казнить сторожевых (которые, конечно, виноваты, что есть то есть) и не трогать сына Игоря Владимира. Сын за отца не отвечает. Разумно.
Князь Игорь прибывает домой. Дома обстановка такая -
"Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет ("Ах! Плачу я, горько плачу я"). Проходит толпа поселян с песней "Ох, не буйный ветер завывал". Ярославна, глядя на разорённые окрестности, исполняет ариозо "Как уныло всё кругом"."
Хочется спросить - кто виноват? А вот и он, виновник. Прибывает один на чужой лошади, без сына, без войска. Интересно, помнит ли он о собственных словах в прологе: "С честью там пасть, иль врагов победить и с честью вернуться!"
Несмотря на всё происшедшее и происходящее, "Ярославна поёт о своей радости вновь видеть любимого мужа".
Как реагирует на это князь Игорь? Его явно волнует другой вопрос - что делать? "Игорь же говорит, что бросит клич и снова пойдёт на хана".
А?? А разрушенное восстанавливать? А сын в плену? А армия в каком состоянии должна быть после двух поражений подряд? Сам только что пел про "гибель всех моих полков". Какой-то маньяк.
Тем не менее народ в восторге. "Все приветствуют и славят князя Игоря". Приветствуют - ладно. Но славят-то за что?
Как ведут себя матери и подруги погибших и пленных русских воинов, не сообщается.
Вообще, единственными разумными людьми выглядят отрицательные герои Скула и Ерошка, которые перед приездом князя поют (чистую правду):
"Рать порастерял, Сам в полон попал.
Что без разума, Безо времени
Он полки водил, Во поход ходил.
Да во степях широких Свой народ губил."
Правда, увидев князя, они моментально разбираются в ситуации и начинают взамен петь:
"Эй! Эй! Православные!
Радость, радость поведаем вам!
Князь приехал!"
Что подтверждает их разумность. Они даже получают награду от старцев и бояр.
Подведём итоги.
* * *
Князь Игорь:
- оставил ужасного наместника.
- проиграл сражение и потерял войско
- оставил в плену сына.
- нарушил слово. Но это ещё не главное. Главное, что поступил просто глупо. Если Кончак предлагал Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на хана меча - не умнее ли было бы согласиться и спокойно готовить новый поход (если уж без этого никак)? Слово было бы нарушено в любом случае. А так Кончаку всё ясно, он кричит: "Идём на Русь!"
- родная земля в разрухе.
- тем не менее, хочет всё повторить опять.
* * *
Не знаю, не знаю. Хан Кончак выглядит гораздо умнее и симпатичнее. Хотя он, конечно, вражина, в нём азиатская хитрость, и вообще он не наш.
Но не случайно ли самая популярная часть "Князя Игоря" - "Половецкие пляски"?
А музыка, конечно, замечательная. Наверно, это из-за музыки я раньше как-то и не думал о содержании.
А теперь даже приходят в голову кощунственные мысли... Например, не лучше ли было назвать оперу..., ну скажем, "Два бойца". По аналогии с "Тремя мушкетёрами". А люди пусть уж сами решают, кто герой.