Шкловский Лев : другие произведения.

Комментарии: Мусишкяй "Mūsiškiai" - Рута Ванагайте перевод
 (Оценка:4.21*5,)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Шкловский Лев (schclowsky2017@yandex.ru)
  • Размещен: 01/09/2017, изменен: 29/10/2017. 497k. Статистика.
  • Повесть: Переводы
  • Аннотация:
    Мусишкяй - Рута Ванагайте "Mūsiškiai" Наши люди перевод
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Переводы (последние)
    22:41 Князев Ю. "Сонет реке Оттер" (5/1)
    20:11 О.М.Г. "Волчица и пергамент. Том 10" (6)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (2): 1 2
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    03:19 "Технические вопросы "Самиздата"" (168/31)
    03:08 "Форум: все за 12 часов" (321/101)
    00:29 "Форум: Трибуна люду" (847/18)
    19:02 "Диалоги о Творчестве" (207/1)
    15/11 "Форум: Литературные объявления" (664)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    03:35 Шумил П. "Раз дракон, два дракон. Часть " (528/1)
    03:34 Нейтак А.М. "В порядке похихи" (258/3)
    03:34 Толстой В.И. "Артиллерия в мире Аи-Амт" (591/5)
    03:26 Редактор "Форум: все за 12 часов" (323/101)
    03:07 Давыдов С.А. "Флудилка Универсальная" (583/2)
    02:58 Fisher E. "Террор Британской Империи" (5/1)
    02:51 Вьетов В.В. "Дороги наших городов" (40/1)
    02:51 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (184/15)
    02:10 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (587/16)
    02:09 Лемешко А.В. "Магнитная теория гравитации" (34/1)
    02:05 Nazgul "Магам земли не нужны" (805/4)
    02:05 Коркханн "Угроза эволюции" (743/32)
    01:57 Гончарова Г.Д. "Устинья, дочь боярская - 1. " (149/1)
    01:53 Баламут П. "Ша39 Стратегия и тактика противодействия " (562/1)
    01:48 Ангорский А.А. "О жизни и физическом времени" (3/1)
    01:38 Новиков В.А. "Деньги - зло, храни в сбербанке" (2/1)
    01:31 Юрченко С.Г. "Свет Беспощадный" (690/2)
    01:22 Джерри Л. "После" (22/2)
    01:13 Купер Д. "Больница в Москве" (2/1)
    01:12 Родин Д.М. "Князь Барбашин 3" (797/1)

    РУЛЕТКА:
    Двуединый 3. Враг
    Крайняя степень
    Коронация королевы
    Рекомендует Zhukov T.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108549
     Произведений: 1672247

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    23/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Абрамова Е.В.
     Анфогивен Д.В.
     Ария Л.
     Бакунина Т.
     Бахмацкая В.М.
     Беатов А.Г.
     Беляков А.И.
     Борисенко П.
     Будник Е.Г.
     Бузоверя Е.И.
     Громова И.В.
     Гуменный А.М.
     Дерлятко Д.К.
     Дидович Л.
     Дмитриева Л.
     Донская К.
     Дрэкэнг В.В.
     Жуковского С.
     Заболотских Н.Н.
     Забровский В.
     Завьялова Л.
     Зее С.
     Калаев Р.Т.
     Калина А.
     Карлинский Д.М.
     Качалова М.М.
     Княжина А.
     Кожевникова М.К.
     Колесников В.Ю.
     Крадвези И.К.
     Краусхофер А.
     Кривич О.
     Лайт Ю.
     Лебедева М.В.
     Лисин Е.Д.
     Лопушанская А.
     Лыжина С.С.
     Лысенкова О.В.
     Мадя
     Майтамал Е.
     Макаров А.И.
     Марков А.В.
     Марюха В.В.
     Миняйло Ю.
     Михайлов Р.А.
     Надеждина Д.
     Некая Н.А.
     Петровкина В.И.
     Погожева О.О.
     Полынь М.Л.
     Путинцев А.А.
     Рюрик И.
     Сайрус
     Сафин М.
     Сенькова В.
     Скопцова Н.С.
     Сладкая
     Смирнов А.В.
     Смирнов В.В.
     Соломенный К.
     Темный Л.
     Ус А.А.
     Федирко Т.И.
     Федорченко Ю.
     Федорченко Ю.
     Харлампьева К.В.
     Хасанова Ю.Ф.
     Холодная Е.Ю.
     Чернин М.М.
     Швалов К.С.
     Шнякова С.
     Herr S.
     Moonlight N.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    00:39 Патрацкая Н.В. "Маг Грановский"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    21. Кутузов 2021/01/12 02:58 [ответить]
      20 не проявился.
    19. имярек 2021/01/07 19:09 [ответить]
      > > 16.Шкловский Лев
      >> > 15.Super Vegeta
      >>> > 14.Илана
      Где e-mail, неужто у тебя его совсем нет?
    16. Шкловский Лев 2018/01/09 20:00 [ответить]
      > > 15.Super Vegeta
      >> > 14.Илана
      >>а почему евреи такие хитрожопые?
      >
      >Говорит Илана Арад, аднака.
      >Не, ну ты либо жирный тролль, либо просто дура, пусть и "наша".
      
      Ну люди разные среди евреев бывают, впрочем как и среди других:)
      
    15. Super Vegeta (SuperVegeta@yahoo.com) 2017/12/25 13:39 [ответить]
      > > 14.Илана
      >а почему евреи такие хитрожопые?
      
      Говорит Илана Арад, аднака.
      Не, ну ты либо жирный тролль, либо просто дура, пусть и "наша".
    14. Илана (ilanaarad@gmail.com) 2017/12/25 12:12 [ответить]
      а почему евреи такие хитрожопые?
    13. Лев 2017/12/14 00:00 [ответить]
      .Dagens NyheterDagens Nyheter, Швеция
      Рута Ванагайте
      Џ AFP 2017, Petras Malukas
      Ее книги уничтожаются по всей Литве
      
      08.12.20175414657
      Анна-Лена Лаурен (Anna-Lena Laurén)
      
      За одну ночь издательство, печатавшее книги писательницы Руты Ванагайте (Ruta Vanagaite), решило уничтожить все 27 тысяч ее книг. Причиной стала ее критика в адрес партизанского лидера времен Второй мировой войны.
      
      
      Рута Ванагайте принимает меня в своей просторной квартире в новом многоэтажном доме в пригороде Вильнюса. Дом находится совсем рядом с лесным массивом, и с ее балкона открывается вид на лес. У двери лежит Брисус, коричневый лабрадор с седеющей мордой, он дружелюбно виляет хвостом.
      
      
      В ситуации, в которой оказалась Ванагайте, иметь большую собаку дома совсем не лишнее.
      
      
      «Люди плюют мне вслед на улицах. Кричат: „русская шлюха!", „жидовская потаскуха!"»
      
      
      С этим Ванагайте сталкивалась и раньше. Когда два года назад вышла ее самая всемирно известная книга «Наш народ» («Mūsiškiai»), общественность спустила на нее собак. В книге идет речь о Холокосте и роли обычных литовцев в геноциде евреев Литвы, где до Второй мировой войны существовала одна из самых больших еврейских диаспор в Европе.
      
      
      «Я писала о том, кто на самом деле убивал евреев — не только немцы и преступники, но и обычные литовцы. Это привело людей в ярость, и мне пришлось обзавестись телохранителем, чтобы выступать на книжных ярмарках. Но многие поддержали меня, и книга продавалась удивительно хорошо. А сейчас все по-другому».
      
      
      26 октября Рута Ванагайте устраивала праздничное мероприятие по поводу издания своей новой книги — автобиографии. Издатели тоже присутствовали.
      
      
      «На следующий день мне позвонил журналист, который спросил, знаю ли я, что издательство разорвало контракт и сейчас изымает все мои книги из книжных магазинов. Издательство даже не дало себе труда известить меня».
      
      
      Чистка началась после того, как Рута Ванагайте критически высказалась в адрес Адольфаса Раманаускаса. Он был лидером литовских партизан с кодовым именем Ванагас, и в 1957 году его расстреляли советские власти. В литовской историографии он описывается как герой, и сейчас парламент страны рассматривает предложение сделать 2018 год юбилейным годом Раманаускаса.
      
      
      «Когда я услышала новость о юбилейном годе, у меня появилось чувство, что что-то тут не сходится. Я стала искать информацию про него в архивах и обнаружила, что он согласился сотрудничать с КГБ, прежде чем ушел в подполье. Он прятался десять лет, и когда его схватили советские власти, он им сдал имена и адреса всех 22 человек, которые прятали его все то время, пока он скрывался. Разве это герой?»
      
      
      В то же время Ванагайте считает, что Раманаускаса не следует демонизировать.
      
      
      «Я не считаю, что он — какое-то чудовище. Суть в том, что это сложная история, и нам необходима полная картина. Поэтому я решила предъявить эти доказательства парламентской комиссии, которая должна была принимать решение по поводу юбилейного года. Дело в том, что у меня самой нет доступа к полному архиву КГБ, такой доступ — только у сотрудников. Там может быть больше информации. Ее просто надо исследовать, а также привлечь к дискуссии профессиональных историков».
      
      
      В тот же день, когда Ванагайте проводила мероприятие по поводу издания книги, один журналист спросил ее, считает ли она, что парламент должен сделать 2018 год годом Ванагаса.
      
      
      «„Правда ли, что он расстреливал евреев?", — спросил журналист. Я ответила, что не нашла доказательств этого. Однако я натолкнулась на другие проблемы. Часом позже информация о том, что я назвала национального героя агентом КГБ, распространилась по всем литовским СМИ со скоростью пожара».
      
      
      Контекст
      IX форт в Каунасе
      Ванагайте: я написала эту книгу для Литвы
      Delfi.lt28.01.2016
      Исчезающая Литва
      Delfi.lt14.11.2017
      Неприглядная позиция Литвы
      Delfi.lt17.11.2017
      Литва хочет переименовать Грузию
      Neue Zürcher Zeitung06.10.2017
      Литва? Это какое-то недоразумение
      Delfi.lt05.10.2017
      То, что Ванагайте никогда не называла Ванагаса агентом КГБ, никакой роли в тот момент не играло.
      
      
      «Ванагас не успел посотрудничать с КГБ, так как ушел в подполье. Я лишь сказала, что мы, литовские граждане, должны задаться определенными вопросами насчет него».
      
      
      Но травля уже началась и продолжалась несколько недель. Возглавляло ее издательство Ванагайте Alma Littera, одно из крупнейших в Литве. Оно издало все шесть книг Ванагайте, многие из которых были проданы десятками тысяч. Издательство также владеет множеством книжных магазинов. Сейчас оно разорвало контракт с Ванагайте и собрало в общей сложности 27 тысяч ее книг с полок литовских магазинов. Все книги будут уничтожены.
      
      
      «Они прочесали все до единого книжные магазины Литвы. Они предложили мне выкупить все книги за 100 тысяч евро, но у меня нет таких денег».
      
      
      Литовские чиновники тоже участвовали в травле. Витаутас Ландсбергис (Vytautas Landsbergis), который возглавлял борьбу за независимость в начале 1990-х годов, призвал Ванагайте пойти в лес и повеситься. Один из аналитиков в области обороны назвал ее солдатом путинской информационной войны. Генеральный прокурор попытался выяснить, нельзя ли привлечь ее к суду за клевету, но пришел к тому, что это не тот случай.
      
      
      По словам Ванагайте, такая реакция — пример того, как глубоко по-прежнему сидит наследие Советского Союза, несмотря на почти три десятилетия демократии. Литва независима уже 26 лет и с 2004 года — член ЕС.
      
      
      «Склонность делить все на черное и белое, верить в заговоры, сакрализовать национальные мифы и умалять роль личности… Все это — часть советского наследия. Никто не может поверить в то, что я делаю все это просто потому, что мне интересна эта тема, и я верю в свободу слова. Нет, за всем должен стоять кто-то еще. Кто-то, кто хорошо мне платит. Россия, Путин или евреи!»
      
      
      Ванагайте смеется. Несмотря на то, что она как писатель оказалась в ситуации, когда ее книги буквально сжигаются на костре, она не может удержаться от того, чтобы не обратить внимание на комичную составляющую происходящего.
      
      
      «Уничтожить 27 тысяч книг из-за того, что я сказала… Издатель мог просто заявить, что не согласен с Рутой Ванагайте. Но уничтожить книги, которые ничего общего не имеют с этим инцидентом? Книги, в которых речь идет о мужчинах и женщинах, о старении, моей жизни? Это же неразумно».
      
      
      Dagens Nyheter: Такая реакция очень напоминает то, что сейчас происходит в Польше или Венгрии.
      
      
      Рута Ванагайте: Да. Само собой, Россия — это всегда опасность. Мы были оккупированы, сейчас у нас проблемы, связанные с российской пропагандой и так далее. Но зачем нам лгать самим себе? Именно тогда Путин и начнет нас использовать. Почему мы должны относиться к нашему народу как к ребенку, который не терпит правды?
      
      
      Ванагайте не планирует покидать Литву, даже если ей придется самой издавать свои книги.
      
      
      «Я не найду другого издательства в Литве. Никто сейчас не хочет издавать мои книги. Светлана Алексиевич советовала мне уехать на время, что я и сделала, когда было хуже всего. Но потом я вернулась. Если я продолжу работать и писать, я должна жить там, где мой язык. А теперь, когда я начала исследовать тему партизан, я не могу просто так ее бросить. Я буду об этом писать. Не прямо сейчас, но в один прекрасный день я это сделаю».
      
      
      
      Рута Ванагайте
      
      
      Родилась 1955 году в Шяуляе, Литва.
      
      
      Рута Ванагайте — театральный критик, журналист и одна из самых известных литовских писательниц. Она издала шесть книг, в основном в жанре научно-популярной профессиональной литературы. Самый успешный ее бестселлер — «Не бабье лето» («Ne bobų vasara»), в котором рассказывается о жизни женщины после пятидесяти. Он был продан более чем в 40 тысячах экземпляров.
      
      
      Ее наиболее известная в мире книга, «Наш народ», рассказывает о Холокосте в Литве. Подготовительную работу Ванагайте проводила вместе с Эфраимом Зуроффым (Efraim Zuroff), который работает в Центре Симона Визенталя. После того как книга вышла, один из телерепортеров потребовал у Ванагайте свидетельство о рождении, чтобы удостовериться, что она — не еврейка.Инквизиция и политбюро: надраенная история Литвы и её «враги»
      Политика
      Сомнения в истинности государственной исторической мифологии с неожиданных сторон продолжают отравлять монополию на правду литовского политического и общественного консенсуса
      Инквизиция и политбюро: надраенная история Литвы и её «враги»
      «Лесные братья». Литва. Октябрь 1950
      
      
      
      
      Олег Михайлов, 20 ноября 2017, 10:11 — REGNUM
      
      Литовская историческая мифология продолжает трещать по швам, а колосс на глиняных ногах дрожит уже какой месяц подряд. Не успели стихнуть страсти в связи с сомнениями писательницы Руты Ванагайте, которая посмела усомниться в героизме одного из лидеров послевоенных так называемых лесных братьев, как дальше всё пошло ещё хуже.
      
      Депутат парламента от правящих крестьян-зелёных, которых для простоты называют аграриями, новичок от политики (не был бы новичком, не вляпался бы и в скандал), хоть и в достойном возрасте, Дайнюс Кепянис посмел публично и вовсе усомниться в героизме так называемых партизан. Они борцы за независимость или всё же банальные бандиты? Этот философский вопрос политика вывел рассуждения об истории Литвы на новый уровень. Приведём перевод на русский язык размышления народного избранника полностью:
      
      «Возвращаюсь домой с годовщины. Мы отмечали годовщину смерти моего старого знакомого, Юргиса Лебрикаса. Люди рассказывают много хорошего о Юргисе, о его светлой памяти, каким он был замечательным человеком, сколько он сделал хорошего людям, сколько красивых слов было о нем сказано. Но меня потрясла одна новость, о которой я раньше не знал. В Жемайтии (западная часть современной Литвы — прим. ИА REGNUM ) в одном городке Юргис родился. Случилось так, что в послевоенные годы, в 1947 году. Трудно их назвать, может истребители — нет, говорят лесные братья. Там же были разные названия. Одни истребители, другие лесные братья, ещё бандиты. Неважно, что в большей степени лесные братья. Не в большей степени, а настоящие лесные братья. Они пришли и расстреляли родителей Юргиса, Юргису был один год. Застрелили отца, мать, бабушку, дедушку. Мать была с семимесячным ребенком. Они построили там часовню. И Юргис точно никогда им не мстил. Но еще более старшая мысль, новость заключается в том, что вот настал День поминовения усопших. Мы каждый год, как известно, в начале ноября отмечаем День всех Святых, потом — День поминовения усопших, вот и несут люди свечки. У часовни в память о расстрелянной семье Юргиса горят свечи, лежат цветы. И совсем рядом, совсем рядом находятся могилы тех, кто расстрелял его семью. Там тоже свечи, цветы. Приходит Юргис вспомнить своих близких и видит, что близкие лесных бандитов также скорбят по ним. Вот какое чувство, сейчас мы все говорим о годе партизан, который будет объявлен в следующем году (в Литве 2018 год объявлен годом литовских так называемых партизан и одного из лидеров «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса — прим. ИА REGNUM ). Много названий, видите. В одно время они — партизаны, потом они становятся лесными братьями, потом становятся истребителями, потом бандитами. Те же самые литовцы в разном виде. И в один и тот же день горят для всех свечки. Люди могут простить, но, конечно, не могут забыть. Не ищут, кто там как, кому мстить, но просто не могут забыть. И эта трагедия повисла в воздухе, но год уже объявлен. Так вот представьте, какой трагичный народ, как трудно людям смириться с этим, нужно жить, нужно любить друг друга, потому что иначе ничего хорошего не будет. Ничего хорошего не будет. Единственный путь, единственный путь — простить, простить, если возможно не забыть, то не забыть».
      
      Депутат Сейма Литвы от главной сегодня в стране правящей партии Союз крестьян и зелёных Литвы Дайнюс Кепянис этот монолог записал на видео, после чего опубликовал его в своём профиле в социальной сети Facebook. Доподлинно неизвестно по каким мотивам, но, кажется, как крик души.
      «Лесные братья». Литва. Октябрь 1950
      «Лесные братья». Литва. Октябрь 1950
      
      Крик превратился в предсказуемый скандал. Если у исторической мифологии Литвы и есть мозоль — то это эти самые «лесные братья», которых в своё время бескомпромиссно провозгласили героями и главным фундаментом в борьбе за независимость, а на самом деле картина оказалась, мягко говоря, несколько сложнее, нежели чёрно-белые тона. Конечно, его — посмевшего сомневаться — затравили.
      
      «То, что случайные истории такого характера напоминают советский нарратив, в комментарии радиостанции Žinių radijas заметил обозреватель Римвидас Валатка (бывший член КПСС и корреспондент газеты «Правда» — прим. ИА REGNUM ): «Этот аграрий распространил видеозапись, в которой выяснил, что все те партизаны были не борцами за свободу, а бандитами. Кепяниса возмущает появление свечек на могилах «тех бандитов» в День поминовения всех усопших, и он кому-то предлагает смириться. Видимо, по мнению этого агрария, семьи «тех бандитов», фермеров и жителей Паланги, с которой связывают Кепяниса, были правильно вывезены оккупантами и местными истребителями на смерть в Сибирь? Словом, член Сейма говорит о послевоенном времени так, как его учили политруки оккупантов. Бедная Паланга, чьи послевоенные гимназисты были отправлены в лагеря, а во дворе старой аптеки сотрудники НКВД бросали гнить тела партизан», — пишет литовская газета Lietuvos žinios.
      
      Это литовское издание, конечно же, не смутило, что гневный трибун, обличающий Кепяниса, — Римвидас Валатка — не просто получил образование историка в Педагогическом институте Литовской ССР в Вильнюсе в 1980 году, но с 1978 по 1987 год, совмещая должность лаборанта в этом институте, даже был редактором газеты «Советский педагог»! А с 1983 по 1987 год даже работал в информационной службе газеты «Правда». Впрочем, таких перевёртышей, которые сегодня говорят, что тайно боролись с советской властью, прямо как нынешний литовский президент Даля Грибаускайте, преподававшая в Высшей партийной школе, пруд пруди.
      
      Но это пусть сегодня и называемые самыми значимыми обозревателями, но люди уходящие, люди прошлые. Но осудили Кепяниса и представители современного литовского мейнстрима.
      
      Видеозапись Кепяниса в своем аккаунте в Facebook прокомментировал и журналист Андрюс Тапинас: «1. Ты член Сейма, Дайнюс Кепянис. 2. Решаешь просветить народ на тему послевоенного периода и партизан. 3. Пересказываешь услышанную историю о семье, расстрелянную бандитами, хотя у тебя нет никаких исторических доказательств. 4. Возмущаешься, что рядом с часовней семьи поставлены свечки тем «бандитам», хотя у тебя нет ни одного доказательства, что это те самые люди. И тогда выдаешь вывод: «Мы сейчас все говорим о следующем годе как о годе партизан. В одно время они партизаны, потом становятся лесными братьями, потом становятся истребителями, потом бандитами. Те же самые литовцы в разном виде». И что здесь еще добавишь. Избранник народа».
      
      И для Литвы это на самом деле хуже, чем все римвидасы валатки, вместе взятые. У той старой гвардии есть хотя бы, простите за сленг, бэкграунд. Они кровь видели. А тут — Андрюс Тапинас — местный литовский профессиональный патриот, парнишка, который работает за деньги. Последнее слово — главное. Ни идеологии, ни личных убеждений, ни-че-го. Если завтра кто-то из многочисленных фондов в России подкинет деньжат, всё зеркально изменится в ту же минуту. И Евросоюз вдруг станет Гейропой, и нищета вокруг в Литве (что в принципе правда, расслоение доходов самое большое в ЕС), да вперёд на федеральные каналы!
      «Лесные братья» расстреливают евреев на окраине Ковно
      «Лесные братья» расстреливают евреев на окраине Ковно
      
      Почему мы остановились именно на этом персонаже из легиона литовских профессиональных патриотов? В Литве появилось понятие «лидеры мнения». В современной Литве возможно следующее: у тебя 140 тысяч подписчиков (для маленькойто Литвы), и всё — ты законодатель моды. А законодатель любит деньги и приближённость к власти. И в какой-то момент такой индивид говорит: либо я, либо писательница Рута Ванагайте, автор книги «Наши» о роли литовцев в истреблении евреев ещё до прихода нацистов в Литву. И книжное издательство сразу изымает все книги Ванагайте из продажи. Иначе — себе дороже, против течения.
      
      Покинувшая Литву после травли Рута Ванагайте отреагировала на этот новый исторический скандал.
      
      «Даже не знаю, что думать. Наверное, полчаса пребывала в растерянности. Но, наконец, Андрюс Тапинас заговорил. Когда-нибудь, когда у Тапинаса будет время между высказываниями о врагах государства, он мог бы сходить на часок в библиотеку им. Мартинаса Мажвидаса почитать статьи Людаса Труски или книгу Миндаугаса Поцюса «Другая сторона луны», написанную на основе диссертации. Или хотя бы интервью этого историка, когда его распинали на кресте. Не распяли до конца, потому что тогда, в 2009 году, Тапинас еще не был «умом, совестью и честью» народа. Как хорошо, что, наконец, у нас есть такое явление. Такие явления в библиотеки не ходят. Они проявляются. С тех времен, когда партия была нашей совестью и честью, Литве точно не хватало чего-то такого в последние 27 лет. Сейчас уже спокойно», — иронично написала выдавленная из Литвы Рута Ванагайте.
      
      Но всё это, вместе взятое, только подтверждает, что как бы ни затравили одного-второго-третьего, неожиданно публично усомнившегося в мифологии литовской истории, выдраенная цензорами история даёт непоправимую трещину. И всё больше людей начинают сомневаться в том, что так усердно вкладывали в сознание населения последний 27 лет. Эти единичные случаи очень эффективно затыкают, но у затыкающих уже завтра наступит паника. Когда они поймут, что в меньшинстве.
      
      
      Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2346912.html
      Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.Рута Ванагайте: «Я — патриотка Литвы!» Далее: https://news.rambler.ru/baltic/38432963/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
      
      Рута Ванагайте прославилась после публикации в 2016 году книги на литовском языке «Musiškiai» ("Наши"), в которой она предала огласке не только массовое, но и вполне добровольное участие литовцев в убийствах лиц еврейской национальности. Честно говоря, когда я ей звонил на личный телефонный номер, то не был уверен, что наш разговор вообще состоится. Ведь достаточно было Sputnik Литва пообщаться с известным модельером Юозасом Статкявичюсом, как на него спустили всех собак. Резонансное интервью вышло у нас 23 октября.
      
      Его прочитали уже десятки тысяч человек, в том числе, судя по всему, и те, кто так сильно нас не любит. А может быть, и завидует нашей популярности? Во всяком случае, литовский телеведущий Андрюс Тапинас уверял, что со Sputnik Литва в его стране никто общаться точно не хочет. Этот эфирный чудак даже совершил своего рода «каминг-аут», признавшись, что это сотрудники его команды звонили литовским деятелям культуры, представившись корреспондентами московского Спутника. Телевизионный журналист заявил, что «наши деятели культуры, подняв трубку и услышав, с кем разговаривают, вежливо просили перезвонить и больше не отвечали на звонки».
      
      Но, видимо, Андрюс Тапинас четко знал, кому именно следует звонить. Судя по всему, к Руте Ванагайте ни он, ни члены его команды явно не обращались. Иначе они бы тогда не смогли триумфально написать, что она «вежливо попросила перезвонить и больше не отвечала на звонки». Потому что, когда многоуважаемой писательнице позвонил реальный, а не фейковый корреспондент Sputnik Литва, она весьма охотно со мной побеседовала. Выяснилось, что Рута Ванагайте внимательно следит за шумом, который поднялся после интервью со Статкявичюсом, который он дал Sputnik Литва.
      
      Как известно, телеведущий Андрюс Тапинас таких, как Юозас, обозвал «не полезными идиотами, которые не смогли противостоять пропаганде и которыми легко манипулировать». Понятное дело, Тапинас имел в виду и Руту Ванагайте. Конечно, ей неприятно читать подобное. К тому же стоит напомнить, что писательнице уже 62 года. И тут любые стрессы самым негативным образом сказываются на ее общем самочувствии.
      
      "Знаете, я даже не хочу обсуждать всю эту грязь! Пусть они сами там разбираются. Меня это не касается! Единственно, что я могу сказать, что из-за всех этих разговоров я плохо, очень плохо себя чувствую", — призналась Sputnik Литва Рута Ванагайте.
      
      По ее словам, она вовсе не пишет какие-то бестселлеры и не считает себя знаменитой писательницей. «В моих книгах нет никакой политики. Там есть одно — правда! Это касается и моей семьи». Увы, ее родные тоже участвовали в неприглядных вещах, о чем она тоже откровенно поведала. «Да, сейчас мне попытались заткнуть рот, но я все равно издам свою новую книгу. Издам!» — заверила Sputnik Литва собеседница. Напомним, что недавно крупнейшее в Литве издательство Alma Littera внезапно расторгло с ней договор на выпуск очередной, уже пятой книги. Поводом для таких резких действий стало высказывание Ванагайте об одном из лидеров литовского «партизанского движения» Адольфасе Раманаускасе-Ванагасе.
      
      Дело в том, что Рута изучила в архиве дело этого откровенного бандита и усомнилась, стоит ли называть национальным героем человека, который заключил договор о сотрудничестве с КГБ и сдал Москве всех своих сторонников. «Но, видимо, Литва еще не созрела для таких вопросов», — говорит писательница. Руководство Alma Littera сообщило в своем пресс-релизе, что заявления Ванагайте «неприемлемы и идут вразрез с ценностями издательства». После чего пообещало утилизировать все изъятые из магазинов книги.
      
      А вскоре Европейский еврейский конгресс уже осудил нападки в Литве на Руту Ванагайте.
      
      Однако этот призыв опомниться так и не был услышан литовской общественностью. Зато вовсю цитировали статью в крупнейшем новостном портале Delfi, которую написал Витаутас Ландсбергис. Он заявил, что «Руте Ванагайте следует пойти в лес, найти дерево, помолиться и осудить себя». После чего началась уже настоящая охота на ведьм. Которая, увы, продолжается и поныне.
      
      "Но я не собираюсь молчать. Непременно продолжу писать. Причем это будут, опять-таки, не художественные, а именно документальные книги. Да, я слышала, что таких, как я, называют «не полезными для Литвы идиотами». Пусть называют, как хотят. Хотя сама себя я считаю не только писательницей, но и гражданкой, и патриоткой Литвы!" — отметила писательница Ванагайте в беседе со Sputnik Литва.
      
      Рута, желаем вам творческих успехов и крепкого здоровья. Держитесь!
      
      
      
      
      
      Лучшая рецензия на книгу
      
      
       gulbene 20 ноября 2016 г., 13:57 Рецензия на книгу Mūsiškiai Оценка: 4.5 / 4.8 Кто убивал литовских евреев? В январе этого года в Литве прошла презентация книги Руты Ванагайте "Mūsiškiai" ("Наши"). Она состоялась в Вильнюсе, в доме № 37 по улице Вильняус. И адрес этот был выбран не случайно. Здесь, в этом доме, в период немецкой оккупации располагались штаб, оружейная комната, жилые помещения, склады и гараж «Особого отряда». За три с половиной года через него прошло около 500 литовцев. 40-50 из них осенью 1941-го практически ежедневно добровольно отправлялись на операции в Панеряй, Вильнюсский округ и Восточную Литву. Операции эти были непростые. В их ходе литовцы расстреливали евреев. Только за три неполных осенних месяца (с 01.09 по 25.11.1941 г.) в Панеряй было убито 18 898 человек, в Вильнюсском округе – ещё 13 501. Да, эта книга о Холокосте. О том, что в Литве он был проведен руками литовцев. Предками тех, кто живет рядом с автором, и в чьих жилах течет та же самая кровь, что и в её жилах. Тех, кого она по полному праву считает «нашими». Нельзя сказать, что это – прямое и непосредственное участие литовцев в Холокосте – является откровением для страны и нации. Нет. Ещё в 1995 г. тогдашний Президент Литвы – Альгирдас Бразаускас принес извинения еврейскому народу за всё, содеянное литовцами в период немецкой оккупации. Но это был исключительно политический шаг. Способ помириться с Израилем, чтобы он не поднимал эту больную, кровоточащую тему. А взамен – в ООН Литва встанет на сторону Израиля по всем важным и актуальным для него вопросам. Но общество не поддержало своего Президента. В 2012 г., во исполнение обещания Бразаускаса выявить и поименно назвать всех убийц, Литовским центром исследования геноцида и сопротивления был составлен список из 2055 фамилий людей, которые, по мнению составителей этого документа, могли участвовать в массовых расстрелах еврейского населения на территории страны. Этот список был направлен в правительство, где благополучно, без какого движения, лежит до сих пор. А ведь людям, которые были живыми свидетелями того, что происходило в Литве в 1941-45 гг. сегодня уже по 85-90 лет. Так сколько же ещё можно ждать? Ванагайте и решила, что ждать больше нельзя. Три недели она ездила по всей Литве с израильским историком, руководителем иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя - Эфраимом Зурофф, известным далеко за пределами своей страны как активными поисками бывших нацистских преступников, так и регулярной критикой стран Балтии за их пропаганду равнозначности нацистских и коммунистических преступлений. Ездили, встречались с людьми, которые помнили. Большинство из них рассказывали о том, что видели и знали. Но просили не называть их имен. И не разрешали фотографировать. Но часть – откровенно боялась. Боялась, что придут и убьют. Ведь когда-то конвоировали, охраняли или убивали отцы и деды их соседей. Вообще, за всё время работы над книгой, тех, кто не боялся, как говорит Рута, можно пересчитать по пальцам. Даже с известными литовскими историками, в той или иной мере сведущими по этой теме, иногда приходилось встречаться в парке, на лавочке. И они просили не называть их имен. Запрещали цитировать… По всей Литве 227 мест, в которых совершались массовые убийства евреев. Во время своих поездок Ванагайте и Зурофф видели указатели к некоторым из них. Сворачивали и потом долго блуждали по лесам не находя ничего. В своё и обще-литовское оправдание Рута как-то попробовала пояснить Эфраиму, что они не настолько богаты, чтобы присматривать за всеми этими местами, на что он резонно возразил: мол, смотреть надо было не сейчас, а тогда… Когда расстреливали. В каждом из этих мест они останавливались. Зурофф плакал и читал заупокойную молитву. А потом Рута полгода работала в спецархивах. Читала протоколы, исповеди палачей. Настоящих палачей, убийц, а не следователей НКВД, которых принято считать палачами нынче. Нет, оказывается, они не были таковыми. Литовцев не били и не пытали. Все разговоры о том, что расстреливавшие евреев оговаривали себя под пытками, по мнению Ванагайте, самые настоящие глупости. Более того, ей встречались документы, которые говорили о прямо противоположном. Например, один из убийц жаловался на боли в плече – видимо, много стрелял в своё время. Ему сделали рентген, чтобы выяснить – в чем их причина, после чего прописали массаж и парафиновые ванночки. Нет, убийцы сознавались не под пытками. Под тяжестью неоспоримых фактов свидетельских показаний, в т. ч. и подельников. Жертв и очевидцев ведь, как правило, не оставляли в живых. И таких свидетельских показаний по каждому из эпизодов было не менее 15. Все они совпадали в деталях до мелочей. Изначально мало кто помнил, что участвовал в расстрелах. Потом вспоминал один – два эпизода. А под конец следствия оказывалось, что массовых расстрелов было не два. И даже не три. От двадцати до пятидесяти. Бывало и так, что изначально осуждали за конвоирование. А лет через 20 выяснялось, что только конвоированием дело не ограничивалось. Этих людей снова арестовывали. И судили уже как убийц. По результатам встреч со свидетелями тех давних событий и архивных исследований и появилась книга Руты Ванагайте "Mūsiškiai" ("Наши"). Главный её вывод – всё, что тогда делали литовцы, они делали добровольно. Никакого принуждения со стороны немцев не было. Ляонас Стонкус, например, рассказал, что если офицеры (свои, литовские офицеры) видели, что у кого-то сдают нервы, то отбирали оружие. Боялись, что начнут стрелять по своим. Или другой пример. В том же самом Особом отряде служили ученики ремесленного училища. Пацаны, по сути. 16-17 лет. Лето, каникулы. Делать нечего. А тут – можно пострелять, плюс им обещали вещи убитых ими евреев. Они и постреляли. В живых людей. А лето закончилось, начались занятия, они ушли из отряда. Какое тут принуждение? Говорят, что за отказ участвовать в массовых убийствах полагался расстрел. Так вот, в архивах нашлось одно-единственное подтверждение этого. В Каунасе расстреляли солдата, отказавшегося убивать безоружных людей. Одного-единственного. За все время. Опять же, говорят, что расстрельную команду перед массовыми убийствами поили. Нет, объясняет в книге Рута, не так. Наоборот, опасаясь, что пьяные могут перестрелять своих командиров, водку давали уже после, вечером, чтобы можно было снять стресс. А если непосредственно перед расстрелом, то так, совсем немного. Для «храбрости». Римантас Зягряцкас как-то составил социальный портрет убийцы евреев. Оказалось, что половина из тех, кто убивал – молодые деревенские парни. Безграмотные или окончившие до двух классов. К таким же выводам приходит и Ванагайте. Евреев убивали молодые, малограмотные и трезвые литовцы. Поэтому Рута считает: если бы Церковь не стояла в стороне, а громко сказала бы, что заповеди Божьи – надо исполнять, всё могло бы быть по-другому. Но она равнодушно наблюдала за Холокостом. Более того, убийцам даже отпускали грехи… И случилось то, что случилось. «Ради чистоты расы и еврейских золотых зубов в Литве уничтожили двести тысяч евреев». О книге Руты Ванагайте можно ещё долго. И, наверное, надо бы. Но мне хотелось бы немного о другом. Сейчас Руте очень тяжело. Даже многие из её родных считают, что она – предательница. Этакий литовский аналог Павлика Морозова. От неё отвернулись некоторые из друзей, посчитав, что Рута предала Родину. И за этой ей заплатили евреи. Это – родные и друзья. Что тогда говорить обо всей остальной Литве?! Литовские журналисты как-то попросили Ванагайте показать свидетельство о её рождении. Не еврейка ли, мол, она. Нет. Не еврейка. С российскими журналистами, опасаясь, что её интервью может быть использовано в пропагандистских целях, Рута не общается. Надеюсь, никто не заподозрит во мне «агента Кремля»? Я сел за этот материал и написал его для того, чтобы выразить свое интернациональное уважение автору «Наших». И сказать своё искреннее «спасибо» за её мужество и честность. За то, что она не в угоду политике, а от своей чистой души сказала «простите» за всю Литву. Даже если та, и не просила её об этом. Сейчас не просила. Но кто знает, может, лет через 10-20 и она, уже официально, скажет своё «спасибо». А пока вот такое. Неофициальное. Лично от меня.
      Подробнее на livelib.ru:
      https://www.livelib.ru/book/1002040618-msikiai-rta-vanagaitЕлена Фролова
      12 ноября 00:10 116 0 0.00
      Общественность Литвы заявила об отсутствии свободы слова
      
      
      В последнее время в Литве всё чаще стали говорить об информационном контроле со стороны государства, цензуре и видимых ограничениях свободы слова. По мнению ряда литовских общественников и представителей оппозиции, люди боятся открыто критиковать власть.
      
      Сторонники цензуры указывают на то, что вся эта критика — «происки кремлевской пропаганды». Однако это далеко не так. О недовольстве широких масс свидетельствуют высказывания самых разных общественных деятелей: от независимых журналистов и простых обывателей до депутатов Сейма и даже бывшего президента.
      
      Совсем недавно литовское общество всколыхнули заявления именитого модельера Юозаса Статкявичюса и писательницы Руты Ванагайте. Первый позволил себе критику в адрес действующих властей в ходе интервью российскому агентству Sputnik; вторая покусилась на национальную мифологию, назвав литовского «лесного брата» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса возможным агентом КГБ.
      
       Литовская пресса и лидеры общественного мнения очень бурно отреагировали на эти заявления. Получился настоящий скандал. В итоге упомянутых деятелей просто затравили в публичном пространстве и они были вынуждены извиняться, хотя оба резюмировали: свободы слова в Литве нет.
      
      Юозас Статкявичюс и Рута Ванагайте
      
      На фоне же этих событий в Литве почти незамеченной осталась совсем другая история. История, в которой человека приговорили к реальному сроку лишь за то, что он высказал свое мнение в интернете.
      
      Судить нельзя помиловать
      
      30 октября Вильнюсский участковый суд вынес обвинительный вердикт в отношении активиста Юриюса Суботинаса, который позволил себе нелицеприятно выразиться о сегодняшнем положении дел в стране и государственной истории. За комментарий на просторах соцсетей: «Спасибо Сталину, Снечкусу и советской власти, кому не нравится быть вместе с Россией — вон на ... нецензурное выражение из Литвы, чемодан — вокзал — Америка», — его приговорили к ограничению свободы сроком на 1 год и 2 месяца.
      
      Русский активист осуждён в Литве за «спасибо Сталину»
      
      По мнению суда, это предложение свидетельствует о том, что Суботинас поддерживает репрессии советской власти и оккупацию, чем оскорбляет жителей прибалтийской республики. Литовское законодательство позволяет осудить человека за выражение своего мнения по столь болезненной для литовцев теме.
      
       Здесь поражает то, что обвинители вложили собственный смысл в слова активиста, хотя в комментарии ничего не говорится о том, что он поддерживает репрессии или ссылки.
      
      Независимый журналист Артурас Рачас, создатель новостного агентства BNS, который в последние годы находится в опале из-за своих резких высказываний в адрес нынешнего курса государства, стал одним из немногих, кто публично осмелился осудить нападки властей на Юриюса Суботинаса. К слову сказать, Рачас не разделяет его точку зрения, но поражается судебному произволу.
      
      Артурас Рачас
      
      «Прокурор Ивета Вайвадене, которая в суде поддержала обвинение против Суботинаса, просила осудить его за то, что он “пропагандировал неприязнь к действующему строю”. Вы только вслушайтесь во фразу прокурора. Вам это ничего не напоминает? Мне это напоминает очень многое, поскольку единственным строем, который не позволял к себе неприязни, был тот, где прививали ценности лектору партшколы Дале Грибаускайте.
      
      Хотите, чтобы этот строй вернулся? Я этого точно не хочу. Мне больше нравится жить при таком строе, где терпимо и снисходительно смотрят не только на клоунов, но и на умных людей, не боящихся говорить, что со “строем” не всё в порядке», — пишет Рачас на своем сайте.
      
      Боязнь травли
      
      Депутат Сейма от правоцентристской партии «Порядок и справедливость» Пятрас Гражулис считает, что жители Литвы живут в атмосфере страха. Сегодня люди буквально боятся свободно выражать свое мнение. Тотальную несвободу слова он называет одной из главных причин массовой эмиграции.
      
      «Одно мнение — одна правда! Не это ли стало настоящей причиной массовой эмиграции? Люди, как и в той (советской — прим. RuBaltic.Ru) Литве, могут говорить свободно, только закрывшись дома, поскольку, если ты выскажешься о ситуации не так, как нам рассказывает управляемая пресса, станешь маргиналом, отбросом общества, а нередко будешь вынужден покинуть и работу», — написал об этом депутат на своей страничке в Facebook, комментируя травлю Статкявичюса и Ванагайте.
      
      Пятрас Гражулис
      
       По словам Гражулиса, в сложившейся ситуации повинны президент Даля Грибаускайте и консерваторы, которые полностью подчинили себе прессу.
      
      «Между собой все говорят о существующей, я бы даже сказал, трагической ситуации в Литве, однако публично признавать это боятся. Общество запугано. Нельзя даже заикнуться о президенте или консерваторах, поскольку эти темы в прессе являются табу. А если и осмелишься громко высказаться о действующей системе, тебя, как и Статкявичюса, разорвут те, кто формирует общественное мнение», — утверждает Пятрас Гражулис.
      
      В защиту свободы
      
      С аналогичной точкой зрения выступает и бывший президент Литвы, депутат Европарламента Роландас Паксас. Паксас констатирует, что сегодня любая критика действующего истеблишмента невозможна.
      
      «Может ли сегодня в нашей стране идти открытый разговор о политических решениях, которые значимы для всего общества, если большей части общества уготована роль пассивного наблюдателя?
      
       Сегодня в Литве любая критика власти невозможна, если она не режиссируется под стандарты политкорректного дискурса между своими.
      
      В противном случае, заявив о гражданском неприятии политической линии истеблишмента, люди грозят стать объектом пристального наблюдения спецслужб и других правоохранительных учреждений. Год за годом вас могут преследовать с помощью непрекращающихся досудебных расследований или других процедур.
      
      Роландас Паксас
      
      Говорить о верховенстве закона, презумпции невиновности или независимости прокуроров не приходится — это пустой карточный пасьянс», — утверждает Паксас.
      
      Русские Литвы
      
      Русские Литвы также подтверждают мнение о том, что страна уверенно дрейфует в сторону тоталитаризма. С такой точкой зрения в комментарии аналитическому порталу RuBaltic.Ru выступил один из руководителей партии «Союз русских Литвы», депутат Клайпедского горсовета Вячеслав Титов.
      
       «Если литовцы еще могут критиковать власти, так как находятся внутри системы, то всё, что касается критики действующего курса властей по отношению к России, вызывает настоящую истерику, поэтому русские вынуждены помалкивать, чтобы их не упрекнули в нелояльности.
      
      Особую тревогу у меня вызывает тот факт, что ряд стоящих у власти разжигает межнациональную рознь, сеет русофобию, которая вытекает из их враждебного отношения к России.
      
      Вячеслав Титов
      
      Госслужащие должны очень ответственно подходить к национальной политике, учитывать интересы нацменьшинств. Жесткая и зачастую истеричная риторика по отношению к России во внешней политике сказывается на внутреннем состоянии дел — всё это сказывается на благополучии Литвы», — сказал Титов.
      
      Крен вправо
      
      В свое время Литву уже называли Северной Кореей за тотальный контроль над общественным мнением со стороны государства и постоянный поиск внутренних врагов. Государственная пресса и представители литовского истеблишмента объявили, что подобные сравнения — кремлевская пропаганда.
      
      До тоталитарного государства Литве, конечно, еще далеко, но некоторые его признаки власти уже переняли. Британский писатель Джордж Оруэлл, автор культового романа «1984», выделял ряд черт, характерных для тоталитаризма. Одна из них — это создание широких общественно-политических патриотических движений, которые, благодаря своей радикальности, формируют «коллективное мнение», с помощью коего озвучивают позицию государства и расправляются с теми, кто неугоден власти, без ее видимого вмешательства.
      
      Учитывая то, как в Литве СМИ и консервативно-патриотичная общественность успешно травят несогласных с позицией элит, «вынуждая» отдельные институты власти «реагировать» на так называемую крамолу, проявляющуюся в критике режима, оспаривании исторической доктрины и простых комментариях в соцсетях, можно с уверенностью сказать, что один признак тоталитарного строя в Литве точно присутствует. Лиха беда начало.
      
    Страниц (2): 1 2

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"