Верещагин Олег Николаевич : другие произведения.

Комментарии: Женщины и дети Европы в японском плену
 (Оценка:5.46*10,)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Верещагин Олег Николаевич (tambwolf.73@yandex.ru)
  • Размещен: 31/07/2013, изменен: 31/07/2013. 27k. Статистика.
  • Справочник: История
  • Аннотация:
    О событиях 1941-1945 годов на Тихом Океане.
  • ОБСУЖДЕНИЯ: История (последние)
    00:00 Темежников Е.А. "В С Рима 753-550 до н.э" (1)
    23:49 Малышев А. "Окончательное решение Тухачевского " (987/8)
    23:05 Баламут П. "Ша39 Перспективные Ошс" (229/2)
    22:16 Трушников В.В. "Блицкриг: Миф или реальность? " (76/1)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (5): 1 2 3 4 5
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    07:09 "Форум: Трибуна люду" (848/19)
    07:06 "Форум: все за 12 часов" (318/101)
    06:57 "Технические вопросы "Самиздата"" (170/33)
    19:02 "Диалоги о Творчестве" (207/1)
    15/11 "Форум: Литературные объявления" (664)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    07:22 Колышкин В.Е. "Контрольное обрезание" (29/5)
    07:14 Уралов А. "Долгий дозор (весь текст)" (538/1)
    07:06 Джиллиан "Птенцы Бедвира" (236/11)
    06:57 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (170/33)
    06:46 Баранов М.В. "Муха" (38/1)
    06:41 Баламут П. "Ша39 Стратегия и тактика противодействия " (564/3)
    06:39 Патер Р. "Таинственные голоса" (5/2)
    06:37 Егорыч "Ник Максима" (5/4)
    06:36 Седрик "Список фанфиков с моими комментариями" (356/1)
    06:35 Бурель Л.Л. "В королевы я б пошла" (1)
    06:17 Шибаев Ю.В. "Квадробер" (1)
    06:13 Хохол И.И. "Там, где я был рождён" (18/1)
    05:50 Шумил П. "Раз дракон, два дракон. Часть " (529/2)
    05:45 Стоптанные К. "Пропастью до дна раскололся " (49/1)
    05:44 Каминяр Д.Г. "Альтернативы Эволюции-12: " (13/1)
    05:25 Логинов Н.Г. "Горькая правда жизни..." (3/1)
    04:50 Калинин А.А. "Сонет 823 Юмористы" (4/1)
    04:27 Безбашенный "Запорожье - 1" (969/12)
    04:18 Толстой В.И. "Артиллерия в мире Аи-Амт" (591/5)
    04:12 Симонов С. "Электронная периферия, связь, " (183/1)

    РУЛЕТКА:
    Путь Шамана. Шаг
    Ночлежка "У Крокодила"
    В родном краю
    Рекомендует Пузеп Н.В.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108551
     Произведений: 1670555

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    24/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Белашова Ю.Ю.
     Белль С.В.
     Богатикова О.Ю.
     Богданов А.
     Бонд. П.Б.
     Бредникова Е.Е.
     Букаринов Д.Н.
     Веденин В.А.
     Ветер К.
     Визмор Э.Н.
     Виноградова А.В.
     Галицкая Д.И.
     Гамова Д.
     Гончарова Е.В.
     Егорова В.Ю.
     Ежова Е.С.
     Елисеева Н.В.
     Ельников А.Д.
     Жалилова Л.С.
     Желнов П.
     Иванов А.А.
     Инеева С.
     Ищенко Г.В.
     Казарян М.В.
     Келлер Е.
     Кизяева А.А.
     Кичилова К.Ф.
     Колодиец Д.Н.
     Кольцо-Гид
     Команов С.С.
     Кондрашов В.А.
     Копышов А.Н.
     Корнеева Т.М.
     Коршунова Т.В.
     Ксения
     Лобков А.
     Луковкин К.
     Лучистая Д.Т.
     Макарчук С.С.
     Маковская Н.
     Маркевич П.
     Митусова Л.П.
     Можар Е.П.
     Морозов М.
     Пашкевич С.
     Пимонов В.В.
     Пирумова А.Б.
     Приходько О.
     Пятница М.
     Радонин С.
     Ревельский Х.
     Романов Н.П.
     Рябенкова Д.П.
     Серебряная Е.
     Силаков Г.
     Соколовская Е.
     Солнечная
     Соцкая С.
     Сперанская И.В.
     Таа
     Трещев Ю.А.
     Тягин П.А.
     Шаповалова Д.В.
     Шеннон Р.А.
     Шишкина Д.
     Щедрин Р.
     Ak108u
     Ive
     Mollydolly
     Natkam
     Valxalla
     Viligodaeum
     Viscount M.D.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    00:39 Патрацкая Н.В. "Маг Грановский"
    21/11 Кукин В. "Случайные рифмы"
    21/11 Моисеева О.Ю. "Сердце Кометы"
    1. Елена (evin11@rambler.ru) 2013/07/31 21:26 [ответить]
      Спасибо, я об этом не знала. Познавательно, и заставляет задуматься.
    2. Annatar 2013/07/31 22:01 [ответить]
      Олег Николаевич, ты смотрел "Империя Солнца" Спилберга? Как раз по мемуарам английского мальчика их Шанхая,детство которого прошло в японском лагере.
    3. Верещагин Олег Николаевич (tambwolf.73@yandex.ru) 2013/07/31 22:28 [ответить]
      > > 1.Елена
      >Спасибо, я об этом не знала. Познавательно, и заставляет задуматься.
      
      Не за что. Вообще это материалы частью очень доступные, но никому не интересные (!) и потому кажущиеся необычными и новыми - а вот за некоторыми я обращался аж в штаб английского скаутского движения. :-)
      
      Олег.
      
      
      
    4. Верещагин Олег Николаевич (tambwolf.73@yandex.ru) 2013/07/31 22:30 [ответить]
      > > 2.Annatar
      >Олег Николаевич, ты смотрел "Империя Солнца" Спилберга? Как раз по мемуарам английского мальчика их Шанхая,детство которого прошло в японском лагере.
      
      Мммммм... смотрел. Честно говоря, не в восторге. То ли мемуары так были написаны, то ли Спилберг напихал психодели сверх всякой меры. "Мятущаяся душа", воистину...
      
      А вот "Дорога в рай" - намного лучше. Намного.
      
      Олег.
    5. mit2011 2013/07/31 22:43 [ответить]
      +10
    6. Арсеньев Сергей Владимирович (sv_6789@rambler.ru) 2013/07/31 23:13 [ответить]
      Ознакомился. Принял к сведению. Что тут сказать ещё?
    7. Владислав Игоревич (tolstoyvlad@yandex.ru) 2013/07/31 23:53 [ответить]
      Добрый вечер!
      Спасибо Вам, Олег Николаевич, за Вашу прекрасную статью - прочитал с огромным интересом.
      Поскольку я немного знаком и с военной культурой Японии, и с историей Тихоокеанской войны, позволю себе высказать некоторые уточнения.
      Олег Николаевич, простите, пожалуйста, я никоим образом не хочу Вас задеть, но Вы делаете классическую ошибку европейца, рассматривая чужие цивилизации с позиций европейской культуры. Они -другие, нет, я, наверно, не прав - они совсем другие; то, что мы считаем зверством - для них - норма жизни.
      Давайте попробуем посмотреть на проблему с такой позиции: сравним военные культуры Японии и России в рамках концепции Тойнби 'цивилизация есть ответ на вызов', и, в частности, принятой у русских и, у самураев этики войны.
      Для начала попробуем определиться что такое война, и, каковы цели войны.
      Я процитирую определение войны, данное Переслегиным и Исмаиловым: 'войной называется такой способ разрешения конфликта, при котором выживание противника не рассматривается в качестве граничного условия'.
      Определение цели войны, данное Б. Лиддел Гартом: 'Цель войны - добиться лучшего состояния мира, хотя бы только с вашей точки зрения'.
      Таким образом, при реализации вышеуказанной аксиомы Б. Лиддел Гарта на практике, проблема заключается в том, что недостаточно победить в сражениях, недостаточно даже выиграть войну - надо еще выиграть мир. А для этого мало лишить противника контроля над тем или иным экономическим районом - необходимо еще включить захваченный экономический район в экономический и информационный кругооборот своей страны, чтобы использовать ресурсы этой системы в своих интересах, 'встроив' его в свою систему на приемлемых для оккупированной страны условиях. Надо заметить, что термин 'ресурсы системы' я, в данном случае, использую не в значении, используемом в военной стратегии (корабли, самолеты, танки, личный состав), а в значении, используемом в большой стратегии ('ресурсы системы' - это любые объекты, имеющие или, возможно, способные иметь какую-то ценность. Например, если задача операции - взять остров, на котором находится крупная военно-морская база, то к ресурсам относится его население, а также промышленные объекты, здания, причалы, и т.д. Оптимальное решение - остров захватывается с минимальными боевыми столкновениями, желательно, чтобы ВМБ капитулировала без боя - тогда выполняются условия сохранения людей, материальных ценностей, стратегических объектов, объектов жизнеобеспечения - тогда все это возможно использовать в своих интересах, разумеется, при соблюдении определенных условий. Простое решение, применительно к технике Второй Мировой войны - посылаем соединение в 2000 В-29, затем втыкаем соответствующий флажок в карту - может (не всегда) отвечать условию сохранению своего личного состава).
      Если считать основным параметром выстраивания отношений со вчерашним противником (частный случай - оккупационной политики) максимально полное использование вышеупомянутых 'ресурсов системы' на благо своего Отечества, разумеется, с исключительно прагматической точки зрения (этическая составляющая должна способствовать решению этой задачи), в долгосрочной перспективе, то обязательным условием, например, успешной оккупационной политики является терпимое отношение к мирному населению оккупированных территорий, предоставление ему определенного набора социально-экономических и культурных гарантий в обмен на лояльность. Применительно к оккупационной политике времен ВМВ примерами оптимальной оккупационной политики могут служить политика Третьего Рейха в протекторате Богемия и Моравия и, в какой-то степени, Империи Восходящего Солнца в Маньчжоу-го; примерами оккупационной политики, приводящей к обратному результату, т.е. оккупированная территория с точки зрения использования ее ресурсов становится обузой, могут служить оккупационная политика Третьего Рейха в СССР и Югославии, Японии в Китае, странах ЮВА.
      Обязательным условием реализации вышеуказанного оптимального варианта оккупационной политики является следование приемлемым и для победителей, и для побежденных, нормам военной этики, или, проще говоря, действия солдат и офицеров в духе, предусматривающем некоторый необходимый минимум терпимости и готовности договариваться с представителями других народов и культур на приемлемых для них условиях - в противном случае, высшее руководство может создавать разумные и логичные планы включения оккупированных территорий в состав Империи, но поведение подчиненных, раз за разом устраивающих на захваченных территориях Нанкинскую резню, делает невозможным достижение компромисса с побежденными.
      В принципе, этика войны определяется как совокупность законов и обычаев, как кодифицированных, так и не кодифицированных, - которыми воюющие стороны должны руководствоваться на войне - на практике (не всегда) это соблюдается, если противники придерживаются сходных культурных норм.
      Японская цивилизация есть ответ на вызовы стихийных бедствий (землетрясения и тайфуны) и крайнего дефицита ресурсов.
      Изначально японская цивилизация была вынуждена развиваться в условиях дефицита пригодных для ведения сельского хозяйства земель, и, как следствие - дефицита продовольствия.
      На практике это значило, что побежденных - а, именно, айнов - попросту вырезали до последнего человека.
      В отличие от России, население которой с давних пор представляет собой сплав разных народов, японская нация с древнейших времен мононациональна.
      Мифология нации Ямато, во многом отражающая менталитет японского народа, весьма в высокой степени и этноцентрична, и топоцентрична - в принципе, это свойственно любой мифологии, но, обычно, все же не до такой степени. В кратком изложении, суть синтоизма можно выразить так - один из древних богов - Идзанаги, стоя на небесном мосту, взболтал своим копьем воды Тихого океана; из капель, стекших с копья бога, образовались Японские острова; из капель воды, которой Идзанаги омывал свой левый глаз, он создал солнечную богиню Аматерасу, прапрабабушку первого императора - Дзимму; затем боги Синто второго разряда, ками, породили нацию Ямато, но только ее, и никакую другую . Позднее религия Синто слилась с буддизмом, в основном, в толковании 'дзен'.
      Проще говоря, японцы считали и считают, что богиня Аматерасу породила японскую нацию - а все остальные нации появились из последа, следовательно, являются второсортными по сравнению с нацией Ямато.
      Все вышеперечисленное породило очень замкнутую культуру, насколько утонченную, настолько и жестокую, привыкшую в условиях дефицита ресурсов и высокой плотности населения к высокой специализации своих кадров.
      Как указывалось выше, цивилизация Японии формировалась, во-первых, в условиях очень чувствительного дефицита ресурсов, в первую очередь, продовольствия, во-вторых, бурные моря служили надежным барьером, оберегавшим страну от внешней агрессии.
      В результате, нация на протяжении столетий просто не могла позволить себе роскошь оторвать много людей из сферы материального производства, и, сформировать массовую армию европейского типа - военное сословие Японии - самураи всегда были весьма немногочисленной, по крайней мере, в процентном отношении к общей численности населения, социальной группой. Безусловно, и европейское дворянство, за исключением разве что Польши, где шляхта составляла до 20% населения, было немногочисленной социальной группой, в большинстве стран не превышая 5% населения.
      В этих условиях требования к качеству подготовки членов военного сословия, вообще-то весьма жесткие во всех странах, были подняты на огромную высоту; более того, самураев изначально психологически готовили к тому, что смерть не просто почетное завершение жизненного пути - смерть на поле боя была почетом и для европейского рыцаря, и для русского витязя, и для кавказского джигита, и для индийского раджпута - но единственно возможный вариант почетного завершения жизненного пути. На практике это выражалось, в частности, в том, что пятилетних мальчиков из самурайских семей учили, как преждевременно не потерять сознание, совершая сеппуку .
      Фатализм и бесстрашие являются неотъемлемыми чертами японского национального характера - но у самураев они дошли до принципиального презрения к своей жизни, не говоря уже о чужой - ведь сеппуку это не просто самоубийство в безвыходной ситуации, но самоубийство, вмененное воину в обязанность, причем весьма и весьма болезненное - во-первых, суметь покончить с собой - для этого, по определению, надо иметь силу воли, но совершенно не обязательно технически совершать самоубийство столь болезненным способом - в эпоху холодного оружия для этого достаточно перерезать себе горло боевым ножом или кинжалом.
      Но есть принципиальное отличие самураев от и европейского, и русского дворянства - основным видом войн, в которых участвовали самураи, были различные феодальные конфликты на территории Японии, т.е. по сути дела, самурайство сформировалось в ходе гражданских войн. Вне всякого сомнения, в истории и России, и Европы хватало и различных феодальных конфликтов, и гражданских войн, но, все же, например, для русских воинов основным видом войн были войны с внешним противником, а не с соотечественниками.
      Наиболее ярким примером может служить Сэнгоку дзидай - эпоха воюющих провинций, продолжавшаяся 101 год - с 1467 по 1568 годы; с определенной натяжкой можно сказать, что гражданская война в Японии продолжалась до 1603 года , когда после победы Токугава Иэясу при Сэкигахара был установлен сегунат Токугава.
      Гражданские войны даже в Европе отличает крайнее ожесточение, достаточно вспомнить жестокости Гражданской войны в России 1917-1922 гг. - примеров более чем достаточно - но японцы сумели заметно превзойти европейский уровень жестокости, изобретя каннибальский ритуал 'кимо-тори' (в синтоизме считалось, что храбрость человека находится в печени), предусматривавший поедание сырой печени поверженного врага, причем для скорейшего извлечения печени была создана специальная техника удара мечом - 'кэса-гири'; этот ритуал практиковался и во время Тихоокеанской войны 1941-1945 гг.
      Тут надо отметить такой момент - в случае разгрома армии кого-либо из дайме, семьи погибших самураев ждала смерть - считалось правилом хорошего тона, когда мать убивала своих детей, а, затем, совершала женский вариант сеппуку (т.н. дзигай), заключавшийся в том, что женщина перерезала себе горло.
      Выражаясь не академично - когда с такой жестокостью вырезают своих, то чужих тем более не ждет ничего хорошего.
      Собственно, известны всего две попытки проведения стратегических десантных операций, имевших целью захват Японии - они предприняты монголами, под руководством Хубилай-хана в 1274 и 1281 годах - обе попытки закончились провалом - отчасти из-за действий японского флота и сухопутных войск, но основную роль сыграли сильнейшие тайфуны. Сухопутные бои по отражению монгольского вторжения - это единственный, до Второй Мировой войны, опыт обороны самураями Отечества от внешнего врага.
      Собственно, проще перечислить войны, которые Япония вела против внешнего врага, чем внутренние смуты Империи. К крупным внешним войнам Японии относятся: во-первых, две упомянутых выше попытки высадки монгольского стратегического десанта в 1274 и 1281 гг.; во-вторых, Корейская война 1592-1598 гг., в ходе которой японская армия под руководством Тоётоми Хидэёси дважды захватывала Корею, но, после поражений, понесенных японцами на суше от корейских и китайских войск, а, в особенности, серии сокрушительных поражений японского флота корейскими парусно-гребными броненосцами-кобуксонами (эти корабли были предтечей броненосцев береговой обороны) под командованием великого корейского адмирала Ли Сун Сина летом и осенью 1592 года , и полного разгрома японского флота, насчитывавшего более пятисот кораблей (по некоторым данным, спастись сумели 50 кораблей; погибло более 10 тысяч самураев (именно этим годом завершаются родословные книги многих знатных самурайских семей)), десятью корейскими кобуксонами Ли Сун Сина в битве при Норянчжан ; в-третьих, японо-китайская война 1894-1895 гг.; в-четвертых, русско-японская война 1904-1905 гг.; в-пятых, по формальным основаниям, можно посчитать участие Империи в Первой Мировой войне, хотя оно свелось к захвату Циндао, вялому преследованию эскадры Шпее, и, отправке крейсерской эскадры на Средиземное море для сопровождения британских транспортов (это единственная в истории японского флота Средиземноморская эскадра); в-шестых, захват Маньчжурии в 1931 г.; в-седьмых, вторая японо-китайская война, начавшаяся в 1937 г.; в-восьмых, Вторая Мировая война. Нетрудно сделать выводы - все внешние войны Японии, кроме отражения монгольских десантов - захватнические войны, что неизбежно отражалось на менталитете военного сословия.
      В японской традиции этические ценности военного сословия четко формализованы, например, в работе 'Основы воинских искусств' Дайдодзи Юдзана:
      '1.Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
      2. К смерти следует идти с ясным сознанием и устранить то, что может унизить его достоинство.
      3. Следует взвешивать в себе каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать. Твое ли это слово! Или чужая мысль живет в твоей голове?
      4. Необходимо быть умеренным во всем, особенно в еде и избегать распущенности.
      5. В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце. Помни Путь!
      6. Уважать правило 'ствола и ветвей'. Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.
      Учитель корень всего!
      7. Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
      Верность до конца!
      8. Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
      9. Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции господина. В сторону господина не подобает.
      целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
      10. Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться и сказать.
      Не утаивать!
      11. Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
      12. Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
      Не спешить, даже перед лицом смерти!
      13. Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
      Стойкость!
      14. Обладающий, лишь грубой силой не достоин звания самурая. Если сила есть, а духа нет. Задумайся!
      Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
      Постигай утонченность!
      15. Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины, скромные чашки и нелакированный керамический чайник.
      Скромность и простота всегда следуют за красотой!
      Самурай, должен постоянно помнить, что он может и должен умереть в необходимый момент. Знать этот момент и есть искусство воина бусидо' .
      Необходимо провести анализ этих заповедей самурая.
      Можно констатировать, что эти заповеди можно характеризовать так - цель жизни - достойная смерть на поле боя; заповеди ??1, 2, 5, 12, 13 говорят о необходимости всегда психологически готовить себя к смерти и достойно принять ее; заповеди ?? 7, 9, 10 подчеркивают безусловность абсолютной верности господину; заповедь ? 6 - говорит о столь безусловной, как и верность, господину, преданности родителям; заповеди ?? 4, 8, 11 говорят о моральных качествах самурая - самодисциплине, верности, справедливости, мужестве, чувстве собственного достоинства; особо выделяются заповеди ?? 14 и 15, предписывающие самураю развивать чувство прекрасного, хотя, скорее всего, они обусловлены не достижением утонченного эстетизма, как самоцели, а практической необходимостью - дело в том, что для самурая путь к победе есть слияние с Дао , также японцы используют термин 'сатори', означающий 'просветление', 'озарение' - речь идет о состоянии, являющемся аналогом того состояния боевого транса, в которое вводили себя воины-берсерки - но у каждого явления есть своя обратная сторона - за вхождение в боевой транс и, получаемые за счет этого боевые возможности, многократно превышающие возможности обычного воина, приходилось дорого платить - дело в том, что плата за боевой транс не ограничивается адреналиновой наркоманией (в состоянии боевого транса надпочечники многократно, по сравнению с обычным состоянием, увеличивают выработку гормона адреналина - привыкание организма к повышенному содержанию адреналина в крови, обусловленная боевым трансом, и, как следствие, биохимически обусловленная склонность к риску, называется адреналиновой наркоманией), но, и сочетание, работы мозга в режиме предельных нагрузок, и боевой психической травмы (далее БПТ) (дело в том, что в человеческую психику заложен запрет на убийство себе подобных - в случае, если человек все же переходит эту грань, следуют разнообразные нарушения психики, в зависимости от конкретного человека и обстоятельств - эти нарушения, от очень тяжелых, до, относительно, легких, объединяются общим термином БПТ), приводит к постепенному 'соскальзыванию' психики в боевое безумие (в психологии это называется синдром берсерка; иногда неофициально используется термин синдром непрерывной войны) - сознание начинает считать именно режим работы 'на форсаже' нормой, и, требовать этого снова и снова - как организм наркомана требует новой дозы наркотика - так берсерк однажды срывался в боевой транс в окружении своих друзей; его убивали, но ценой огромных потерь - так вот, насколько можно судить по тому, что у самураев подобные срывы были редкостью, достаточно эффективной защитой психики им служил утонченный эстетизм, бывший своеобразным стабилизатором психики.
       Собственно, эти заповеди самурая говорят сами за себя - речь идет о военной культуре, ориентированной не на жизнь, а на смерть - образно говоря, не битва за жизнь, но жизнь ради битв.
      
      Географически Россия - это территории Восточной Европы и Северо-Восточной Азии, преимущественно - леса и равнины; эти территории очень богаты разнообразными ресурсами, но отличаются холодным континентальным и резко континентальным климатом, и, в целом, плохой транспортной связностью, ввиду удаленности от незамерзающих морей.
      С военной точки зрения Россия - это перекресток между Европой и Азией, постоянно находящийся под угрозой вторжения и из Европы, и из Азии; кроме того, наличие границы со Степью также не способствовало спокойной жизни жителей этого перекрестка.
      Таким образом, Русскую цивилизацию можно определить как ответ на вызовы иностранных вторжений, плохих путей сообщения и неблагоприятного климата.
      В том, что касается военных угроз России, я присоединяюсь к мнению И. Солоневича: 'Перед Россией со времен Олега до времен Сталина история непрерывно ставила вопрос 'Быть или не быть?' 'Съедят или не съедят?' И даже не столько в смысле 'национального суверенитета', сколько в смысле каждой национальной спины: при Кончаках времен Рюриковичей, при Батыях времен Москвы, при Гитлерах времен коммунизма.. - дело шло об одном и том же: придет сволочь и заберет в рабство.. Тысячелетний 'прогресс человечества' сказался в этом отношении только в вопросах техники: Кончаки налетали на конях, Гитлеры - на самолетах. Морально-политические основы всех этих налетов остались по-прежнему на уровне Кончаков и Батыев..'
      Закономерен вопрос - а какой именно народ мог вообще выжить в таких условиях? А не просто выжить, но и развиться, построив государство, простирающееся на 1/6 часть суши, распространив свое влияние от Днепра, Черного моря и Балтики, до Чукотки и Аляски, Амура и Камчатки? Какой народ мог раз за разом ассимилировать разнообразных Потрясателей Вселенной и вдребезги разносить не менее разнообразных завоевателей?
       Этнически русский народ представляет собой сочетание славянских, финно-угорских, тюркских племен; вполне возможна также примесь ираноязычных племен и скандинавов.
      Если анализировать воинские качества вышеперечисленных народов, то получается следующее - в свое время, императоры Византии комплектовали славянами и норманнами элитные части византийской армии - в т.ч. императорскую гвардию; тюрки и иранцы - кочевники, отчаянные степные воины; угро-финны - упрямые лесовики, не подчиняющиеся никому, кроме своих вождей; варяги, вне зависимости, от того славяне они или скандинавы - профессиональные пираты, державшие в страхе весь Балтийский регион. Удивляться воинским талантам русского народа при таких исходных компонентах излишне.
      Если меня попросили бы выбрать поэтическую метафору военной культуры русского народа, весьма часто становившейся нашей судьбой, то я выбрал бы строки Алькор:
      И мы снова рождались с мечами
      Или что у нас вместо мечей..(Дикая охота)
      В отличие от военной культуры европейских стран, формировавшейся, в основном, в ходе завоевательных войн, и, военной культуры страны Ямато, сформировавшейся в ходе гражданских войн и феодальных войн, русская военная культура сформировалась, большей частью, в ходе оборонительных войн с агрессорами с Востока и Запада . Это обусловило формирование менталитета плохих завоевателей, но, наверно, лучших в мире защитников Отечества.
       Примером могут послужить войны России/СССР XX века. Это кровавое столетие началось для России японской агрессией в 1904-1905 гг. Продолжение последовало в 1914 г. - формально можно оспорить факт австрийско-немецкой агрессии - действия Франца-Иосифа были ответом на убийство в Сараево наследника престола Империи, т.е. с юридической точки зрения речь идет об акте центрального террора, совершенного сербскими террористами - но, на практике, у Российской Империи не было особого выбора - Германская Империя образца 1914 г. совершенно не была образцом гуманизма и терпимости, что подтверждается как военными преступлениями немецкой армии, например, в Бельгии в 1914 г. , так и военными преступлениями немецких моряков , в особенности, немецких подводников ; причем, надо отметить, что все эти зверства не объясняются только действиями сошедших с ума садистов - дело в том, что в Германии, по крайней мере, со второй половины XIX века, была более чем популярна шовинистическая, расовая теория, основы которой были заложены Ж. де Гобино и Х. Чемберленом, причем книгу Чемберлена 'Основы XIX века' особо отметил кайзер Вильгельм II; впоследствии эти идеи будут доведены до логического завершения А. Гитлером. Так что России предстояло решить дилемму - или воевать с Германией и ее союзниками сейчас, имея могущественных союзников, способных оттянуть на себя значительную часть сил врага, или, впоследствии, принимать бой против значительно усилившейся после разгрома Франции, неизбежного без русского вмешательства, в гордом одиночестве. Исходя из всего вышеперечисленного, и, учитывая тот факт, что войну все же объявила Германия России, Первую Мировую войну применительно к России можно смело считать оборонительной войной.
       Далее последовала трагическая для нашей страны Гражданская война 1917-1922 гг., расколовшая нацию на красных и белых, нанесшая стране тяжелейшую психологическую травму. Я считаю нужным заметить - огромное влияние на дальнейшую судьбу России/СССР оказало то, что практически все население страны в ходе Гражданской войны получило упомянутую выше БПТ, причем в самой тяжелой форме.
       Что же касается польско-советской войны 1920 г. то это, со стороны Советской России, несомненно, оборонительная война.
       Военные конфликты межвоенного периода - конфликт на КВЖД, бои у озера Хасан, конфликт на реке Халхин-Гол, даже Зимняя война - все это примеры оборонительных войн. Возможно, необходимы пояснения применительно к Зимней войне - хотя, формально, СССР начал боевые действия против Финляндии, агрессией это считать вряд ли возможно - СССР надо было обеспечить безопасность Ленинграда, а в 32 км от городской черты Ленинграда (в пределах досягаемости дальнобойной артиллерии того времени) проходила граница не с миролюбивым нейтральным государством, а со страной, которая, получив независимость из рук В.И. Ленина, почти сразу начала войну против Советской России с целью захвата Карелии, каковую и вела в 1918-1922 гг.
      Особое место в нашей истории занимает Великая Отечественная война.
      Комментарии немецко-фашистских зверств на нашей территории излишни.
       После такого было бы закономерно ожидать от советских солдат и офицеров, пришедших в Германию, применения принципа талиона - око за око, зуб за зуб. Тем не менее, несмотря на отдельные эксцессы, ничего подобного не было - иначе в Восточной Германии просто не осталось бы немцев. Несомненно, немалую роль сыграл приказ, отданный И.В. Сталиным, предусматривавший суровую ответственность за преступления в отношении немецкого населения и военнопленных, свою роль сыграли политработники и сотрудники особых отделов и военных трибуналов; но если бы миллионы советских солдат и офицеров, закаленных фронтовиков, ежедневно видевших смерть, и, мало чего боявшихся в этой жизни, сочли нужным отомстить - их не удержали бы никакие приказы и никакие комиссары и особисты. Тем не менее, они этого не сделали. Почему?
       В русской военной традиции нет таких подробно разработанных священных текстов, как 'Будосесинсю' или 'Хагакуре' - пожалуй, наиболее полно русская философия войны выражена в 'Науке побеждать' А.В. Суворова.
       Какое же отношение к побежденным воспитывал у подчиненных величайший полководец России: 'Фитиль на картечь, бросься на картечь: летит сверх головы, пушки твои, люди твои, вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду! Они такие ж люди: грех напрасно убить.
      Обывателя не обижай, он нас поит и кормит; солдат не разбойник. Святая добычь! Возьми лагерь, все ваше. Возьми крепость, все ваше. В Измаиле, кроме иного, делили золото и серебро пригоршнями. Так и во многих местах - без приказу отнюдь не ходи на добыч!
      ...Неприятель сдался? - Пощади! Стена занята? - На добычь!'
      При анализе 'Науки побеждать' сразу бросается в глаза требование щадить пленных; кроме того, жестко разделяется право на трофеи ('добыч'), негласно признаваемое до сих пор всеми армиями мира, и, категорический запрет на мародерство; суммируя вышесказанное, становится ясно, что речь идет не просто о запрете, а о неотъемлемой части национальной военной культуры. На этом фоне становится понятно милосердие советских солдат к побежденным немцам - то, что не может сделать угроза самого тяжелого наказания, может сделать культурная традиция.
      Если японская военная культура, сформировавшаяся в условиях гражданских и захватнических войн, в своих этических нормах практически не предусматривала какого-либо милосердия к побежденным - единственным исключением стала русско-японская война 1904-1905 гг. - то символом японского отношения к побежденным во время Второй Мировой войны стала Нанкинская резня - в захваченном городе японские военные, по разным оценкам, зверски убили от 200 тыс. до 350 тыс. мирных граждан, и, подвергли изнасилованию в самых диких, садистских формах от 20 до 80 тыс. девочек и женщин .
      Русская военная культура действует с точностью до наоборот, по отношению к японцам, с хорошей точностью соответствуя постулатам, изложенным Б. Лидделом Гартом в его труде - русские встраивают коренные народы Сибири в свою систему - собственно, казаки не посягают ни на веру, ни на образ жизни народов Сибири - они всего лишь собирают ясак, являя разительное отличие от маньчжуров, во время вторжений которых 'кровь течет рекой', если верить преданиям сибирских аборигенов; русские не завоевывают Сибирь - единственное исключение - долгая война с чукчами - они ее присоединяют. В XIX веке это же повторяется в Средней Азии - при условии соблюдения народами Средней Азии русских 'правил игры' никто и не думает препятствовать им исповедовать ислам, жить привычной жизнью.
      
    8. Верещагин Олег Николаевич (tambwolf.73@yandex.ru) 2013/07/31 23:56 [ответить]
      > > 6.Арсеньев Сергей Владимирович
      >Ознакомился. Принял к сведению. Что тут сказать ещё?
      
      Э... так всё было сказано, когда фронтовики в чаяньи поскорее попасть домой нечувствительно раскатали в блин Квантунскую армию и вынудили за месяц сдаться в восемнадцать раз больше японцев, чем их сдалось с весны 1941 по весну 1945
      
      Именно тогда. А не когда некоторые товарищи кидались спешно сделанными "на испуг" атомными хлопушками и прикидывали, сколько потеряют солдат на Японских Островах к лету 1946 года - миллион или полтора? Именно тогда, там и - за всех. От 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр до мальчика Джимми и девочки Глетти.
      
      Олег.
    9. mit2011 2013/07/31 23:57 [ответить]
      > > 7.Владислав Игоревич
      >Олег Николаевич, простите, пожалуйста, я никоим образом не хочу Вас задеть, но Вы делаете классическую ошибку европейца, рассматривая чужие цивилизации с позиций европейской культуры.
      
      Это у него не ошибка, а точка зрения белого человека...
    10. Верещагин Олег Николаевич (tambwolf.73@yandex.ru) 2013/08/01 00:09 [ответить]
      > > 7.Владислав Игоревич
      >Добрый вечер!
      
      Добрый вечер.
      
      >Спасибо Вам, Олег Николаевич, за Вашу прекрасную статью - прочитал с огромным интересом.
      
      :-) Спасибо.
      
      >Олег Николаевич, простите, пожалуйста, я никоим образом не хочу Вас задеть, но Вы делаете классическую ошибку европейца, рассматривая чужие цивилизации с позиций европейской культуры.
      
      Вы не поверите, но я всё это ОТЛИЧНО понимаю. Я не понимаю, ПОЧЕМУ я - европеец - должен рассматривать чужие цивилизации с позиций их культур? Чтобы "понять и простить"? Но есть масса вещей, понимая которые, начинаешь ненавидеть их носителей ещё больше.
      
      ***
      
      Вы написали очень большой пост. Год назад я бы перепостил каждую строчку горячими многословными возражениями. Но это было год назад. Сейчас я надеюсь, если вы меня извините за то, что мой ответ такой короткий.
      
      Понимаете, я повторюсь - я ЗНАЮ всё, что там написано (например, знаю, что "бусидо" был судорожной попыткой весьма позднего времени удержать на плаву стремительно теряющее смысл жизни сословие - НАСТОЯЩИЕ самураи прошлого жили и действовали РАНЬШЕ этого кодекса) Я даже не буду говорить, что орденские уставы, рыцарский кодекс Европы и "Дрергескапюр" викингов для меня куда интересней и ближе любого "бусидо".
      
      Я ЗНАЮ написанное там. И мне оно ФАТАЛЬНО, до зевоты не интересно. Если вам хочется представить тип моего мышления в этом отношении - попробуйте представить тип мышления какого-нибудь европейского полковника, который стоит на валу около пулемёта, покуривает, слушает, как сзади и внизу лязгают штыками строящиеся для контратаки солдаты и наблюдает толпу, валящую к форту. ЕМУ ВСЁ РАВНО. Ему даже не страшно, потому что ЭТИХ не боятся и он первый раз бил ЭТИХ, когда ему было 15 лет и у него ещё не сломался голос - вот тогда он боялся... чуть-чуть. Это было давно.
      
      - Пулемёты... целься в пояс... по одной ленте... пли! Открыть ворота, вперёд, на вылазку - ряды вздвой - первая шеренга на колено, вторая к плечу, целься - залп! Становись! Штыки склонить! В атаку - бегом - марш!
      
      И - ВСЁ.
      
      Вот что нужно вернуть в себе европейцам, а не заниматься изысканиями по Востоку или Югу, пытаясь понять то, что нам не упёрлось. У нас своего - возы. И пока мы жили им - мир был наш.
      
      Олег.
    Страниц (5): 1 2 3 4 5

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"