Даэ : другие произведения.

Песня кадавра: Фанфикописцы, рамки и глина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вводный очерк про проблемы фанфикшена.


   Вместо эпиграфа: "Джордж, мне всегда казалось, что наше будущее не связано с миром академических достижений..." (с) к/ф "Гарри Поттер и Орден Феникса"
  
   Проще говоря: людей, воспринимающих тексты исключительно в рамке академического литературоведения, просьба не беспокоить.
  
   Фанфик, как и, в сущности, любой текст, представляет собой продукт отдельно взятого человеческого сознания, то есть - комплекса стереотипов, всевозможных ментальных фильтров и блоков, поведенческих норм, принятых в данном конкретном обществе. Если смотреть шире, фанфик - это продукт определённой эпохи/культуры. Причём продукт, по которому эта самая эпоха/культура может быть очень хорошо реконструирована (на уровне отдельно взятого авторского сознания, разумеется). Последнее утверждение возможно исключительно потому, что большая часть авторов фанфиков не страдает склонностью к саморефлексии, анализу, а также широтой рамок восприятия чего бы то ни было (1). "Продукты" их сознания представляют собой трансляцию их собственных (2) убеждений и установок, а также - косвенно - являются наглядной иллюстрацией того, что в окружении авторов считают "нормальным" и "ненормальным" (престижным/не престижным, хорошим/плохим). Кроме того, авторы активно занимаются переносом реалий данного конкретного материального мира на миры, в которых живут и действуют персонажи фанфиков.
  
   Пример 1. "Выхожу на улицу, сажусь в машину, завожу мотор. Еду к Драко. Попутно набираю его. Страх липкой паутиной завладел мной. Слезы непроизвольно начали катится из моих глаз. Я опять набираю его номер. В не зоны досягаемости. У меня начинают трястись руки. Что же делать куда звонить? Я опять набираю его номер. И есть! Идут гудки!" (с) Янусичек, "Я буду жить для тебя...", Хогвартс.Нет (фэндом: "Гарри Поттер")
  
   Комментарий. В данном примере мы видим самый простой тип переноса материальных/технологических реалий окружающего мира на мир магов, описанный Дж.К.Роулинг. Поскольку мобильные телефоны являются неотъемлемой частью мира автора, автор не может (или не хочет) помыслить себе реальность, в которой "сотовый" не то что не должен существовать - он просто не нужен. В этом же примере мы видим комплекс стереотипов "хорошо/плохо", "престижно/не престижно", свойственных окружению автора: так, главная героиня (а это, замечу, Джинни Малфой, урождённая Уизли) отправляется к мужу на машине, поскольку это "престижно" с точки зрения автора. К тому же, автору и в голову не приходит, что чистокровная волшебница может использовать метлу либо же аппарировать.
  
   Пример 2. - Мне плохо. Сыграй, пожалуйста, что-нибудь...
   Спелбиндер взял акустическую гитару, перебирая струны, задумчиво сказал:
   - Хорошо. только это не слишком веселая песня. И не моя. Знаешь, в России есть группа "Ария", я как-то услышал их по радио, когда был на Хоккайдо. Там неплохо принимает
   российское радио... Мне понравилось, и я специально съездил во Владивосток. Купил все их записи, какие удалось найти. (с) Estell_Greydaw, "Звезда", Фанфик.Ру (фэндом: "Сейлор Мун")
  
   Комментарий. Здесь мы наблюдаем несколько иной перенос: российские реалии (группа "Ария") переносятся на Японию (фанфик написан по мотивам анимэ-сериала "Сейлор Мун", действие которого происходит в Японии). Не берусь утверждать, что автор не может помыслить себе мира без группы "Ария"; однако, как видно из представленного примера, котлеты и мух автор разделять не собирался, потому и свалил две культуры в одну кучу.
  
   Пример 3. [мысли Леголаса] Она все еще не оставляла попыток соблазнить его. Ну зачем, зачем, зачем он ей сдался?! Она ведь и сама знает, что она на ней никогда не женится... на первый же твой зов кинется любой эльф... До сих пор эльфийки искали его благорасположения несколько иными путями... Практически все женское население Лихолесья пыталось завести с ним интрижку. Поначалу ему это льстило, и он иногда позволял себе пользоваться своей славой, но потом начало надоедать... (с) Chameleon, "Право на выбор" (фэндом: Толкин)
  
   Маленькое лирическое отступление. Я люблю этот фанфик нежною любовью и могу цитировать его бесконечно, ибо он есть невдолбенный кладезь неотрефлексированных стереотипов, поведенческих моделей, установок и прочих вкусностей.
  
   Комментарий. А вот здесь мы имеем достаточно сложный случай переноса. Во-первых, налицо банальное приписывание: девушка-автор приписывает определённые мысли персонажу мужеского пола; таким образом, настоящая цитата является отражением представлений автора о том, в какой форме происходит мыслительный процесс по крайней мере у некоторых молодых людей. Во-вторых, происходит двойной перенос: перенос собственных представлений о мыслительном процессе в голове молодого человека на главного героя-эльфа - и перенос модели типично человеческих взаимоотношений на взаимоотношения эльфов, психика которых (эльфов, а не взаимоотношений :)), как ни крути, серьёзно отличается от человеческой (3). Самоочевидно, что случайные интрижки и стремление "женить на себе" - это реалии отнюдь не толкинской Арды, а мира, в котором живёт автор фанфика. Помыслить себе нечто иное автор не может; в результате чего мы имеем то, что имеем.
  
   Здесь представляется уместным сделать небольшое отступление и сказать, почему, собственно, я считаю бОльшую часть фанфиков информационным мусором.
   Безусловно: как уже было сказано выше, любой текст несёт на себе отпечаток сознания его автора, поскольку является продуктом этого самого сознания. Это факт. Но среднестатистический фанфик в таком случае представляет собой [не]осознанную попытку подстроить (деформировать, перекроить) мир оригинального (первичного) произведения под сознание фанфикописца. Получается что-то вроде - прошу прощения за длинную аналогию - издевательства над свежевылепленной скульптурой: вот автор её закончил, а вот пришёл фанфикописец, посмотрел на скульптуру и решил сделать копию. Взял комок глины - раз штрих, два штрих, удар кулаком, тут оторвать, тут добавить... В результате получается чёрт знает что, но это самое чёрт знает что именуется скульптурой автора. То есть: вписал фанфикописец в мир толкинской Арды вампиров, полуназгулов-полуэльфов, дочерей Мелькора, сыновей Голлума и себя, любимого, в главной роли - и продолжает утверждать, что это Арда, а не продукт издевательства его, фанфикописцева, сознания над первичным произведением. На мой вкус, глупо и смешно.
   Далее. Я считаю, что хорошие фанфики всё-таки существуют. Но дело в том, что хорошие фанфики представляют собой не жалкую пародию на "авторскую скульптуру", а что-то, действительно её напоминающее, но при этом совершенно особое - и художественно ценное. Примеры хороших фанфиков (строго говоря, их смело можно называть самостоятельными художественными произведениями) - "Белая книга Арды" Л.Бочаровой, "Чёрная книга Арды" Н.Васильевой и Н.Некрасовой, "По ту сторону рассвета" Н.Брилёвой, "К последнему морю" М.Жють (фэндом - Толкин) и некоторые другие.
  
   (1) - заметьте, господа: я не говорю, что это "хорошо" или "плохо"; я констатирую данный факт практически безоценочно, поскольку считаю, что оценка явлений окружающего мира в псевдоморальной рамке "хорошо/плохо" всегда субъективна, ущербна и относительна. Причём степень субъективности, ущербности и относительности оценки совершенно не зависит от того, к какой системе ценностей и установок апеллирует данная рамка: к христианству, исламу, кодексу строителя коммунизма или Конституции Российской Федерации.
  
   (2) - слово "собственный", на мой вкус, к большинству убеждений и установок не применимо. По той простой причине, что эти убеждения и установки являются "ментальными вирусами", передающимися из поколения в поколение.
  
   (3) - чего стоит одна проблема бессмертия! Я ещё не видела адекватных реконструкций сознания существа, время жизни которого практически не ограничено. Если кто-нибудь видел, поделитесь, пожалуйста, информацией. Проблема бессмертия меня очень интересует, особенно в контексте развития кибер-технологий.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"