Даэ : другие произведения.

Песня кадавра: Фанфикописцы, Юнг и Леди С Косой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фанфикшен по сути своей является одним из способов прохождения инициации (из "детского" мира в мир взрослых). На отдельных примерах это особо хорошо видно.


   Вместо эпиграфа: "И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли" (с) к/ф "Формула любви".
  
   Как говорят некоторые мои знакомые (не занимающиеся проблемой фанфикшена вплотную, но тем не менее), в плане сюжетов фанфики делятся на две основных категории: "все переспали со всеми" или же "все убились ап стену". Каковая классификация, на мой взгляд, более-менее адекватно отражает общую картину.
  
   В очередной, четвёртой по счёту, песне кадавра я хочу коснуться фанфиков второй из указанных выше категорий, а именно тех произведений, непременным атрибутом которых является гибель Главного Героя или Главной Героини (далее в тексте - ГГ). На мой непросвещённый взгляд, наибольший интерес в этом плане представляют фанфики, отнюдь не являющиеся шедеврами творческой мысли, фанфики, написанные девочками-подростками 13-14 лет, с извечным предисловием - "я не могла не написать этот рассказ". Интересны они в первую очередь потому, что лишены какой бы то ни было литературной формы, словесных украшательств, высоких идей и прочих вещей, которые засоряют произведения более опытных, более интеллектуальных авторов. Следовательно, безыскусные рассказы "по мотивам" известных произведений представляют собой довольно точные "слепки" с внутреннего мира фанфикописцев: чем проще сознание, тем ближе оно к мифологическому мышлению, к той части человеческой личности, которая обычно не осознаётся и не рефлектируется.
  
   Начну я, как водится, с базовой классификации.
  
   В процессе чтения фанфиков категории "все убились ап стену" я выделила два основных вида подобных произведений, которые коротко можно назвать "фанфики-инициации" и "фанфики-психоблоки саморазрушения".
  
   Суха теория, мой друг: инициации
  
   Различные авторы определяют инициацию по-разному (логично, правда?). Нежно любимый мною профессор Юнг считал её процедурой, которая помогает людям проецировать безличные образы коллективного бессознательного, параллельно способствуя выделению человека из природного мира (в качестве примера Юнг обычно приводит таинство крещения в христианстве - хотя оно и утратило множество существенных функций и черт, свойственных инициации в чистом виде).
  
   В свою очередь, этнографы-мифологи (коим несть числа: Мирча Элиаде, Елеазар Мелетинский, и проч.) - в силу специфики своих исследований - определяют инициацию как систему обычаев и обрядов, связанных с переходом детей (юношей и девушек) в иное "социально-возрастное" состояние, в мир взрослых.
  
   Как мне кажется, оба определения вполне себе совместимы. Кроме того, принципиально важным является следующий момент. Инициация как таковая имела и имеет своё символическое воплощение - во-первых, в мифах, во многом повторяющих обряд инициации, и, во-вторых (если верить Юнгу), в ряде образов коллективного бессознательного, которые при помощи обряда инициации проецируются во внешний мир, проецируются на конкретных людей, конкретные предметы, конкретные рефлектируемые идеи, наконец. Если вспомнить о том, что во многих обрядах инициации происходит декламация мифов (допустим, космогонических мифов племени), то можно утверждать следующее: в процессе инициации закрепление социополовой роли человека происходит путём "инсталляции" определённых устойчивых символов посредством восприятия и проживания текста.
  
   Все уже поняли, к чему я клоню?..
  
   На мой взгляд, в нашем обществе институт инициации отсутствует. Вообще. Нет, безусловно, можно считать таковым обучение в школе: в конце концов, социализация человечков происходит именно там. Но ключевой момент перехода ребёнка в мир взрослых, сопряжённый с половым созреванием, в нашей системе образования, естественно, игнорируется напрочь - это раз. И два: осознание ребёнком себя как личности, отдельной от родителей, происходит в 9-10 лет, но никак не в 6 (возможно, у уважаемых читателей есть другие сведения; лично я встречала варианты 9-10 и 11-13 - кажется, у Грановской, хотя не уверена. Если есть другая информация, буду благодарна тому, кто ею со мной поделится). Отсюда налицо жёсткая необходимость получения ребёнком (подростком) в определённом возрасте <i>определённого текста</i>, который способствовал бы "перерождению" человека в ином качестве - и в иной мир, мир взрослых. (Здесь следует отметить, что инициация состоит из трёх основных блоков, а именно из "отделения" человека от рода/семьи/племени (символической смерти), его "пограничного" состояния (пребывание вне мира живых) и возвращение человека в мир (род/семью/племя) уже в новом качестве).
  
   ... Увы и ах! Вывод о схожести продуктов девичьей мысли и инициаций сделали до меня: в 1992-1993 годах в ряде изданий были опубликованы статьи Сергея Борисова, посвящённые феномену рукописного девичьего рассказа. По его мнению, "инициационные (переходно-испытательные) события, участниками которых являются героями повести, становятся инструментом "самоинициации" читательниц и переписчиц девичьих рассказов" (с) Борисов, "Рукописный девичий рассказ", М., 2004. Кроме того, Борисов отмечает, что 60-70% девичьих рассказов заключают в себе сюжет "любовь + смерть"; ситуация с фанфикшеном в Рунете практически такая же.
  
   Тренировка на кошках - 1
  
   Как мне кажется, лучшим примером фанфика-инициации будет чудный рассказ под трогательным названием "From Harry with love" (автор - Эовейн; место обитания неизвестно, поскольку сайт "Волшебный мир Гарри Поттера", с которого фик был утащен, отдал богу душу; фэндом - "Гарри Поттер"), попавший в мои цепкие лапки благодаря доблестным участникам коммьюнити marysuestics.
  
   Фанфик великолепно подходит для моих целей. В нём есть всё, абсолютно всё, что нужно хорошему инициационному тексту. Для большей наглядности я буду снабжать пересказ текста комментариями, постаравшись при этом поумерить своё ехидство... Сразу отмечу, что рассказ написан от первого лица, причём автор прямо отмечает: "Не хочется признавать, но я такая же, как и вы все, читатели этого фанфика. In short (с англ. "короче"), я Маггла... Но все меняется, когда я погружаюсь в мечты... В мечтах все преображается... В мечтах я такая, какой хочу быть...". Что напрямую подводит нас к процессу проживания текста в процессе его написания. Итак.
  
   Рассказ начинается с того, что ГГ (Эйовин Рохан), русская девочка 11 лет от роду, получает письмо из Хогвартса и оказывается перед выбором: ехать в Англию или оставаться дома вместе с любимым человеком (Артём).
  
   Как мне кажется, здесь налицо прекрасная "вводная" к моменту инициации как таковому: ГГ должна либо перейти в иной мир (= мир взрослых), перестать быть частью своей семьи, либо остаться в "детском" состоянии.
  
   Тем не менее, "судьба" распоряжается иначе - девочка теряет любимого: они попадают в автомобильную аварию, Эйовин остаётся в живых, Артём погибает. Как пишет автор, "излечение было долгим - я не хотела жить" (выделение авторское). На протяжении всего фанфика подчёркивается, что героине "всё равно" и что она "не хочет жить"... Родители отправляют девочку в Хогвартс.
  
   Таким образом производится выведение ГГ, а вместе с ней и автора, из мира живых (в т.ч. из семьи), являющееся неотъемлемой частью процесса инициации. Мы видим символическую точку перехода в мир иной - автомобильную аварию, и начало "пограничного состояния" - поездку в школу чародейства и волшебства, которая по определению является "миром иным" по отношению к миру магглов. Что характерно, первая глава фанфика заканчивается следующей фразой: "1 сентября без 10 минут 11 на платформе 9 и 3/4 стояла волшебница мисс Эйовин Рохан, которой было все равно". Следующая глава начинается с прощания с родителями и посадки в поезд.
  
   Далее следует знакомство с Гарри, Роном и Гермионой (им в это время по 15 лет; ГГ - 14), распределение по факультетам и непременное включение ГГ в компанию новых друзей: "Так как "извечная троица" превратилась в четверку, мы не уместились за одной партой. Поэтому за предпоследней партой сидели мы с Гарри, а за последней - Рон с Гермионой". В Эйовин влюбляются Гарри и Драко Малфой, однако она отвергает их ухаживания, поскольку поклялась быть верной погибшему Артёму. Тем не менее, душевные страдания ГГ от этого легче не становятся.
  
   Здесь мы имеем "пребывание" ГГ в мире ином и, возможно, ритуальные испытания, заключающиеся в наличии трудного выбора между погибшим возлюбленным и добивающимися расположения героини Драко и Гарри. Переживания Эйовин описаны достаточно подробно. На мой взгляд, их можно трактовать как изживание "детского", прежнего мира (= прежнего статуса) ГГ.
  
   Инициационная кульминация рассказа - гибель Гарри Поттера (естественно, он перед этим убил Волдеморта, оказавшегося его братом) и сон ГГ. Эйовин снится её погибший возлюбленный, Артём, который говорит ей о необходимости жить дальше: "Живи, Эйовин, люби и радуйся жизни, ведь мы живем всего один раз". Заканчивается рассказ трогательным обращением автора к читателям: "Только не забудьте: жизнь прекрасна!"
  
   Итак, налицо момент катарсиса и возвращения ГГ к жизни (вероятно, в некотором новом качестве). В фанфике отсутствует "выведение" героини из магического "потустороннего" мира, однако его, в сущности, здесь и быть не может, поскольку сам жанр фанфика подобной концовки не предусматривает.
  
   Суха теория, мой друг: психоблоки саморазрушения
  
   Что касается психоблоков саморазрушения, то я представляю себе это следующим образом. Формируются они своего рода "недостреленностью". Если кого-то когда-то "недострелили" (несделанный аборт; нежеланный ребёнок, который к тому же знает о том, что он не желанен родителям), ощущение этой самой "недостреленности" будет преследовать человека едва ли не всю жизнь. Квинтэссенция "недостреленности" - установка "меня не должно быть на этом свете", выражающаяся в высокой степени виктимности. Установка эта совершенно не обязательно будет проявляться напрямую. Если "жертва аборта" или родовой травмы растёт в принципе в дружественной ей атмосфере, то психоблок "недостреленности" может находить выход в том числе и в фанфиках, и в характерных стихах. Проще говоря, психоблок (= сценарий) "недостреленности" жаждет завершения, то есть уничтожения своего носителя.
  
   NB: основное отличие фанфиков-психоблоков от фанфиков-инициаций - в финальной развязке, в завершении сюжета. Если фанфик-психоблок неизбежно заканчивается смертью - окончательной и бесповоротной, - то концовка фанфика-инициации подразумевает перерождение в ином, новом качестве (по модели "ряд испытаний, смертельная угроза, изменение, продолжающаяся жизнь"). В остальном же разницы в сюжетном плане между этими типами фанфиков не наблюдается. Правда, есть ещё один момент, характерный для фанфиков-психоблоков: один и тот же сюжет может повторяться у одного и того же автора от фанфика к фанфику. В таком случае, как мне кажется, можно говорить о фанфике-психоблоке даже тогда, когда сюжет, на первый взгляд, выстроен по модели фанфика-инициации.
  
   Тренировка на кошках - 2
  
   Характернийший пример подобного вида фанфиков - произведение "Я буду жить для тебя" (автор - Янусичек; место обитания фанфика - Хогвартснет.ру; фэндом - "Гарри Поттер"; фанфик был неоднократно цитирован в предыдущих песнях кадавра).
  
   Сюжет вкратце таков. Главная Героиня (далее - ГГ) - Джиневра Малфой, урождённая Уизли - узнаёт о том, что у неё будет ребёнок. Супруг ГГ (соответственно, Драко Малфой) несказанно этому рад. Пребывая в состоянии радостного офигения, как-то утром Драко отправляется на работу в министерство. ГГ звонит ему на мобильник (sic!), Драко упорно не берёт трубку. Джиневра в дикой панике едет его искать... Заканчивается этот двустраничный рассказ красивой автомобильной аварией, в которой Малфой благополучно погибает - на глазах у ГГ. Джинни в отчаянии, думает о самоубийстве, но - не без помощи Гермионы - принимает решение жить дальше, ради их с Драко ребёнка.
  
   У этого же автора есть другой фанфик - с практически идентичным содержанием ("Родная, это всего лишь сон"). Та же Джинни, тот же Малфой, тот же ребёнок. Разница лишь в концовке: ГГ просыпается утром и понимает, что вся история с аварией была кошмарным сном.
  
   Думаю, что если бы автор не ушла с сайта, то там появился бы ещё не один фанфик, обыгрывающий сюжет смерти либо главной героини, либо её возлюбленного. На мой взгляд, "заевший" психоблок налицо.
  
   Ещё один пример - фанфик "Ангел несчастий" (автор Koen, фэндом - "Гарри Поттер", обитает на Хогвартс.Нет). Позволю себе привести цитату.
  
   "В этом дневнике вся моя жизнь, до твоего первого дня рождения, до того мига, когда я дописала последние строки, вышла из дома и бросилась с обрыва. Зачем спросишь ты, и я отвечу, что нет такого места на земле, где бы меня не знали и где бы, не хотели убить. Нет, я не совершала ни одного преступления и, мня не зачем сажать в Азкабан, просто, я "Ангел несчастий", та, как считают многие маги, из-за которой возродился Темный Лорд" (с)
  
   Примерно с этого пассажа начинается фанфик. В общем-то, дальнейший сюжет можно не пересказывать, поскольку уже ясно, что героиня будет долго страдать, а потом (барабанная дробь) совершит самоубийство.
  
   Третий (и последний) пример фанфика-психоблока - одностраничный рассказ "Доверься мне" (автор - Faith S., фэндом - "Гарри Поттер"), очень хорошо демонстрирующий воздействие психоблока на восприятие окружающей реальности и себя в этой реальности. Итак, цитата: "Волна горячая до жжения и острой боли выплеснулась из сердца и подступила к горлу. Голос пропал, его просто никогда и не существовало. Предметы закружились в странном танце и стали черно-белыми. Противный холод медленно сковал руки и поднялся выше. <i>Душа продолжала тонуть в отчаянии того, что она никому не нужна, и даже, если это было не правдой, она все равно уже не смогла бы понять, где правда, а где ложь</i>" (конец цитаты; курсивом выделен наиболее показательный отрывок текста). Нужно ли говорить, что фанфик заканчивается мучительной смертью ГГ?..
  
   Лирическое отступление
  
   ... Здесь я сделаю шаг в сторону и обозначу несколько достаточно очевидных и важных, на мой взгляд, моментов, напрямую касающихся процесса написания среднестатистического фанфика.
  
   Первое. Большая часть фанфикописцев пишет фанфики исключительно для себя, ради удовольствия, получаемого от самого процесса написания фика. Причём человек, никогда фанфики не писавший, скорее всего, сочтёт это удовольствие сомнительным.
  
   Второе. Удовольствие, получаемое от процесса написания, связано с тем, что, ваяя свои произведения, фанфикописцы следуют некой своей глубокой внутренней потребности (тм). Это подтверждается и тем фактом, что многие фанфикрайтеры отождествляют себя - непосредственно либо косвенно - с главным героем фанфика. Глубокая внутренняя потребность может быть вызвана рядом факторов, как-то: необходимость "проработки" некоего персонального сценария, ставшего неотрефлексированным психоблоком; необходимость "проработки" ряда убеждений - опять же, неотрефлексированных; необходимость декларирования, проживания автором фанфика определённой социополовой роли (последнее подводит нас прямо к обрядам инициации, о чём, собственно, уже было сказано выше).
  
   NB! Я ни в коем случае не утверждаю, что любое литературное творчество и творчество вообще является следствием взаимодействия и/или проявления психоблоков, комплексов и пр.; творчество как таковое представляет собой неимоверно сложный психический процесс, судить об истоках которого я не берусь - и, несмотря на всю свою любовь к социо-психологическим изысканиям, не возьмусь никогда. Тем не менее, я полагаю, что любой человек, обладающий маломальской интуицией, способен судить о том, какие психоблоки, выраженные устойчивыми сценариями, заложены в низкокачественном подростковом фанфикшене - поскольку психоблок, нашедший своё яркое выражение в тексте, и продукт творчества отличаются друг от друга так же, как, простите за грубую аналогию, слово "х*й" на заборе - от башни "Охта-центра".
  
   В заключение хочу сказать, что меня несколько настораживает появление большого количества фанфиков из разряда "ангст энд пэйн" (angst&pain) в Сети. С одной стороны, пусть лучше люди сублимируют тягу к саморазрушению в фанфики. С другой стороны, количество фанфиков, которые наполнены кровишшэй, слезьми (вкупе с Высокими Отношениями ТМ) и трагическими смертями, меня настораживает. Особенно на фоне эмо, готов и растущего год за годом числа самоубийств - в России в частности и в мире в целом. Возможно, к ситуации приложил лапу страшный зверь под названием "кризис нуклеарной семьи". Но об этом я спою как-нибудь потом.
  
   Финита.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"