Даэ: другие произведения.

Песня кадавра: Фанфикописцы, социализация и когнитивный ад

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обобщающий текст об истоках подросткового фанфикшена.


   Товарищи! Я наконец-то дозрела до того чтобы написать некую суммирующую песню кадавра, которая проясняла бы (в первую очередь - для меня самой) вопрос об истоках подросткового фанфикшена.
  
   Начну издалека, с подростков и пубертата.
  
   Сам термин "пубертат" появился в 20-х годах прошлого века, благодаря работам целого ряда немецких учёных, занимавшихся вопросами детства. В общепринятом смысле пубертат означает переходный период между детством и взрослым состоянием. Изменения происходят как в чисто физиологическом плане (стартуют одновременно с началом полового созревания), так и в плане психологическом (отделение от семьи, поиск идентичности и нового образа "Я" и пр.).
  
   Что печально, все комплексные исследования пубертата и социальных практик, связанных с этим периодом, проводились в период до 1950 года (Шарлотта Бюлер, Маргарет Мид). Очевидно, позже начался бум психотерапии и всем стало не до подростков.
  
   Одна из этих комплексных работ принадлежит перу Хильдегарды Хетцер (Hildegard Hetzer) - немецкой исследовательницы, работавшей вместе с Шарлоттой Бюлер. Хетцер выявила факт, представляющийся чрезвычайно важным в контексте моих фанфиковедческих штудий: около 70% девочек во время перехода от негативной к позитивной фазе пубертата (14-16 лет) начинали заниматься сочинительством. Причём даже те, которые в силу умственных способностей были к писательству непригодны. Девочки пачками строчили душещипательные стихи, рассказы о вечной любви, самые бесталанные вели дневники. Предположений относительно причин указанного явления Хетцер не выдвинула: графомания описывалась как признак "роста продуктивности", свойственного позитивному периоду пубертата.
  
   Лично я вижу несколько факторов, которые могут служить объяснением явления подростковой девичьей графомании.
  
   1. Физиологические процессы. Половое созревание, помимо всего прочего, подразумевает серьёзные изменения в человеческом мозге: миелинизацию (образование нервного волокна) и начало формирования и развития префронтальной коры головного мозга (отвечает за контроль, принятие решений, сложные поведенческие модели, абстрактное мышление и пр.). Подросток в буквальном смысле становится обладателем нового разума, предоставляющего ему доселе невиданные возможности, к каковым относится и [псевдо]литературное творчество.
  
   2. Информационные процессы (напрямую связаны с физиологическими). Подростковое девичье творчество - это процесс переработки новых данных, накопленных к переходному периоду. Данные эти лежат в нескольких плоскостях. Во-первых, к 16-ти годам (средний возраст начала позитивной фазы пубертата) большая часть девушек уже обладает "новым" телом (рост и формирование организма будут продолжаться ещё около шести-восьми лет, но принципиально важные элементы - грудь и широкий таз - уже на месте). Девушке необходим новый образ "телесной себя". Во-вторых, к 16-ти годам полностью либо почти полностью осознаются новые форматы отношений: между родителями и детьми, которые постепенно приближаются ко "взрослому" состоянию, между самими подростками. Эти перемены требуют осмысления, происходящего в письменной форме.
  
   3. Процессы социализации (касаются набора социальных и половых ролей). Одной из причин массового фанфикописания - отсутствие в современном обществе нормальных инициаторных механизмов, отвечающих за плавный и быстрый переход человека из категории "ребёнок" в категорию "взрослый". О фанфиках как средстве самоинициации я уже писала (см. "Песня кадавра: Фанфикописцы, Юнг и Леди с Косой"). Косвенное оказательство верности инициационной теории - вечные "я не могла этого не написать" и "я пишу это для себя", что прямо указывает на саморегуляцию психики путём продуцирования необходимых ей текстов.
  
   4. Функция общения, принятия и признания со стороны фэндома, на мой взгляд, не является основным стимулом для написания фанфика подростком.
  
   Я думаю, вы уже заметили, что все описанные выше аспекты и особенности можно отнести к подросткам в целом, а не только к подросткам-девочкам. Вопрос о том, почему графоманией страдают именно представительницы прекрасной половины человечества, довольно сложен. Ответ на этот вопрос, как мне кажется, лежит в культурной, социальной и информационной областях.
  
   1. ХХ век был отмечен стремительным изменением образа женщины во всех его составляющих: изменились представления о роли женщины в семье и обществе, изменились воззрения на женственность в принципе. Переход от kinder, kЭche, kirche к бизнесу, армии и научной деятельности был дополнен колоссальным по масштабам смешением национальных культур - и смешением культур, существующих в рамках одного общества (массовой и условно-элитной).
  
   2. Культурный коктейль значительно усугубляется поколенческими различиями: изменение образа женщины происходило быстро, в итоге бабушка транслирует один образ, мама другой, а сверстницы третий. Не говоря уже об отцах, дедах и братьях/друзьях. Иными словами, отсутствует цельный образ женщины и женственности в семье.
  
   3. Свою лепту в создание этого когнитивного ада вносят различные каналы трансляции информации. Образы идеальных женщин транслируются через СМИ, кинематограф и массовую литературу, причём разные (!) образы: как показывает практика, массовая литература склонна транслировать условно традиционные образы (женщина - мать и хранительница домашнего очага, всегда пассивна), в то время как ТВ и онлайн-порнография предоставляют совершенно иную картинку. К слову сказать, на женщин говорящие ящики влияют гораздо сильнее, чем на мужчин: не зря более 7 млн. американок страдают пищевыми расстройствами (анорексия/булимия), а количество неврозов на почве недовольства собственной внешностью вообще не поддается подсчёту.
   В общем, на уровне образа мы имеем классическую ситуацию: лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду.
  
   4. Отдельно следует отметить различия в моделях социализации у девочек и мальчиков. Пубертатные подростки мужеского пола проходят "внешнюю" социализацию: создание подростковых банд, постоянные выяснения отношений, драки, травля. Прояснение социополовых ролей (ака инициация) происходит на уровне "а в торец?!", типичном для периода тестостеронового бума. У девочек нет гормонального стимула к "внешней" социализации, но при этом есть потребность в инициации и усвоении новых, "взрослых" ролей.
  
   Общий же вывод, который я делаю из вышеизложенного, будет вот каким. Подростковый фанфикшн не имеет отношения к трансмедиа, расширению воображаемых миров и фанатству как таковому. Фанфики пишутся девочками-подростками не из любви к героям произведений и не для развития собственных литературных талантов. Фанфики пишутся потому, что у девочек в период пубертата существует потребность в самоинициации/регуляции психики. Все остальные свойства и атрибуты фанфикшена (общение, обратная связь, опыт написания текстов, включенность в канон) - лишь побочный эффект заимствования чужих когнитивных конструкций для вхождения в мир взрослых.
  
   Занавес.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com П.Роман "Земли чудовищ: падение небес"(Боевое фэнтези) Р.Прокофьев "Стеллар. Инкарнатор"(Боевая фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ) А.Эванс "Проданная дракону"(Любовное фэнтези) Д.Панасенко "Бойня"(Постапокалипсис) В.Свободина "Прикованная к дому"(Любовное фэнтези) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Емельянов "Мир Карика 8. Братство обмана"(ЛитРПГ) С.Волкова "Игрушка Верховного Мага"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"