Даэ: другие произведения.

Песня кадавра: Фанфикописцы, социализация и когнитивный ад

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обобщающий текст об истоках подросткового фанфикшена.


   Товарищи! Я наконец-то дозрела до того чтобы написать некую суммирующую песню кадавра, которая проясняла бы (в первую очередь - для меня самой) вопрос об истоках подросткового фанфикшена.
  
   Начну издалека, с подростков и пубертата.
  
   Сам термин "пубертат" появился в 20-х годах прошлого века, благодаря работам целого ряда немецких учёных, занимавшихся вопросами детства. В общепринятом смысле пубертат означает переходный период между детством и взрослым состоянием. Изменения происходят как в чисто физиологическом плане (стартуют одновременно с началом полового созревания), так и в плане психологическом (отделение от семьи, поиск идентичности и нового образа "Я" и пр.).
  
   Что печально, все комплексные исследования пубертата и социальных практик, связанных с этим периодом, проводились в период до 1950 года (Шарлотта Бюлер, Маргарет Мид). Очевидно, позже начался бум психотерапии и всем стало не до подростков.
  
   Одна из этих комплексных работ принадлежит перу Хильдегарды Хетцер (Hildegard Hetzer) - немецкой исследовательницы, работавшей вместе с Шарлоттой Бюлер. Хетцер выявила факт, представляющийся чрезвычайно важным в контексте моих фанфиковедческих штудий: около 70% девочек во время перехода от негативной к позитивной фазе пубертата (14-16 лет) начинали заниматься сочинительством. Причём даже те, которые в силу умственных способностей были к писательству непригодны. Девочки пачками строчили душещипательные стихи, рассказы о вечной любви, самые бесталанные вели дневники. Предположений относительно причин указанного явления Хетцер не выдвинула: графомания описывалась как признак "роста продуктивности", свойственного позитивному периоду пубертата.
  
   Лично я вижу несколько факторов, которые могут служить объяснением явления подростковой девичьей графомании.
  
   1. Физиологические процессы. Половое созревание, помимо всего прочего, подразумевает серьёзные изменения в человеческом мозге: миелинизацию (образование нервного волокна) и начало формирования и развития префронтальной коры головного мозга (отвечает за контроль, принятие решений, сложные поведенческие модели, абстрактное мышление и пр.). Подросток в буквальном смысле становится обладателем нового разума, предоставляющего ему доселе невиданные возможности, к каковым относится и [псевдо]литературное творчество.
  
   2. Информационные процессы (напрямую связаны с физиологическими). Подростковое девичье творчество - это процесс переработки новых данных, накопленных к переходному периоду. Данные эти лежат в нескольких плоскостях. Во-первых, к 16-ти годам (средний возраст начала позитивной фазы пубертата) большая часть девушек уже обладает "новым" телом (рост и формирование организма будут продолжаться ещё около шести-восьми лет, но принципиально важные элементы - грудь и широкий таз - уже на месте). Девушке необходим новый образ "телесной себя". Во-вторых, к 16-ти годам полностью либо почти полностью осознаются новые форматы отношений: между родителями и детьми, которые постепенно приближаются ко "взрослому" состоянию, между самими подростками. Эти перемены требуют осмысления, происходящего в письменной форме.
  
   3. Процессы социализации (касаются набора социальных и половых ролей). Одной из причин массового фанфикописания - отсутствие в современном обществе нормальных инициаторных механизмов, отвечающих за плавный и быстрый переход человека из категории "ребёнок" в категорию "взрослый". О фанфиках как средстве самоинициации я уже писала (см. "Песня кадавра: Фанфикописцы, Юнг и Леди с Косой"). Косвенное оказательство верности инициационной теории - вечные "я не могла этого не написать" и "я пишу это для себя", что прямо указывает на саморегуляцию психики путём продуцирования необходимых ей текстов.
  
   4. Функция общения, принятия и признания со стороны фэндома, на мой взгляд, не является основным стимулом для написания фанфика подростком.
  
   Я думаю, вы уже заметили, что все описанные выше аспекты и особенности можно отнести к подросткам в целом, а не только к подросткам-девочкам. Вопрос о том, почему графоманией страдают именно представительницы прекрасной половины человечества, довольно сложен. Ответ на этот вопрос, как мне кажется, лежит в культурной, социальной и информационной областях.
  
   1. ХХ век был отмечен стремительным изменением образа женщины во всех его составляющих: изменились представления о роли женщины в семье и обществе, изменились воззрения на женственность в принципе. Переход от kinder, kЭche, kirche к бизнесу, армии и научной деятельности был дополнен колоссальным по масштабам смешением национальных культур - и смешением культур, существующих в рамках одного общества (массовой и условно-элитной).
  
   2. Культурный коктейль значительно усугубляется поколенческими различиями: изменение образа женщины происходило быстро, в итоге бабушка транслирует один образ, мама другой, а сверстницы третий. Не говоря уже об отцах, дедах и братьях/друзьях. Иными словами, отсутствует цельный образ женщины и женственности в семье.
  
   3. Свою лепту в создание этого когнитивного ада вносят различные каналы трансляции информации. Образы идеальных женщин транслируются через СМИ, кинематограф и массовую литературу, причём разные (!) образы: как показывает практика, массовая литература склонна транслировать условно традиционные образы (женщина - мать и хранительница домашнего очага, всегда пассивна), в то время как ТВ и онлайн-порнография предоставляют совершенно иную картинку. К слову сказать, на женщин говорящие ящики влияют гораздо сильнее, чем на мужчин: не зря более 7 млн. американок страдают пищевыми расстройствами (анорексия/булимия), а количество неврозов на почве недовольства собственной внешностью вообще не поддается подсчёту.
   В общем, на уровне образа мы имеем классическую ситуацию: лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду.
  
   4. Отдельно следует отметить различия в моделях социализации у девочек и мальчиков. Пубертатные подростки мужеского пола проходят "внешнюю" социализацию: создание подростковых банд, постоянные выяснения отношений, драки, травля. Прояснение социополовых ролей (ака инициация) происходит на уровне "а в торец?!", типичном для периода тестостеронового бума. У девочек нет гормонального стимула к "внешней" социализации, но при этом есть потребность в инициации и усвоении новых, "взрослых" ролей.
  
   Общий же вывод, который я делаю из вышеизложенного, будет вот каким. Подростковый фанфикшн не имеет отношения к трансмедиа, расширению воображаемых миров и фанатству как таковому. Фанфики пишутся девочками-подростками не из любви к героям произведений и не для развития собственных литературных талантов. Фанфики пишутся потому, что у девочек в период пубертата существует потребность в самоинициации/регуляции психики. Все остальные свойства и атрибуты фанфикшена (общение, обратная связь, опыт написания текстов, включенность в канон) - лишь побочный эффект заимствования чужих когнитивных конструкций для вхождения в мир взрослых.
  
   Занавес.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Я.Ясная "Муж мой - враг мой"(Любовное фэнтези) А.Лоев "Игра на Земле. Книга 3."(Научная фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) А.Емельянов "Тайный паладин в мире боевых искусств"(Уся (Wuxia)) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-2. Легион"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"