Данилин Кирилл : другие произведения.

Самоубийственное русское молчание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    31/12/2006 Нашумевшая статья о русском вопросе в Латвии. Публикация на rus.delfi.lv и в газете "Час". Очень нескромно, но считаю её лучшей статьёй в Латвии по данной тематике на данный момент.

 

Прошло 15 лет с тех пор, как развалился СССР, и привычный нам мир стал меняться до неузнаваемости. Он и сейчас меняется - но большинство из нас, русских в Латвии, продолжает просто вяло наблюдать за происходящим.

Эту статью я написал для того, чтобы потревожить покой этих людей. Им отказали в автоматическом гражданстве, праве учиться на родном языке в ВУЗе, унизили их стариков, называют оккупантами. Их считают людьми второго сорта. Но они продолжают молчать и надеяться, что всё исправится само собой. Я решил развенчать популярные стереотипы таких людей, и изложить свой взгляд на вещи, чтобы уверенно доказать: надеяться не на кого, кроме как на себя.

 

Прежде чем начать: о термине "латвийский русский"

Для того, чтобы уменьшить возможность превратного понимания написанного, я хотел бы чётко определить значение этого термина, который будет часто употребляться в статье.

Русским, как и многим другим народам, свойственно определять "своих" не по крови, а по набору некоторых характеристик - таких, как язык, культура, моральные ценности, стиль поведения, отношение к жизни и историческим событиям. Совокупность этих характеристик можно назвать топосом, своего рода культурным генокодом народа. Таким образом, русским, согласно этой точке зрения, является не человек, говорящий по-русски, или гордящийся своей чистотой крови, а человек, обладающий русским топосом. По крови он может быть кем угодно, хоть зулусом. Возможно, это противоречит общественному или научному мнению, но таково мнение самого народа. Многие другие нации идентифицируют "своих" точно так же - например, латыши, многие из которых по крови являются частично немцами или скандинавами.

Я придерживаюсь именно такой точки зрения, и, исходя из вышесказанного, латвийскими русскими я называю исключительно носителей русского топоса, проживающих в Латвии. Именно о них и для них эта статья.

 

Стереотип #1: "Запад нам поможет"

Удивительно, но большинство русских партий до сих пор убеждены в том, что в деле защиты прав русских в Латвии стоит рассчитывать на Запад. Партийные функционеры то и дело произносят фразы: "демократические традиции на Западе", "западные ценности", "они просто не знают ситуации". В представлении таких людей Запад состоит из Кёльнского Собора, Мулен Руж, музыки Баха, швейцарских банков, сытой и спокойной жизни. Они уверены, что "демократический Запад" просто не потерпит того, что в Латвии ущемляются права русских. За прошедшие 15 лет они так и не заметили, что Западу в лучшем случае наплевать на русскую проблему в Латвии.

Давайте вообще спустимся с демократических небес на землю: почему Запад должен хотеть нам помогать? Почитайте ведущие западные СМИ вроде The Times, Washington Post, и обратите внимание на то, как там отзываются о России. Я говорю о СМИ, которые идут в фарватере официальной политики ведущих западных стран - то есть о тех, которые поддерживают правых, а не левых. Допустим, левые СМИ могут писать (и пишут) о русских в положительном ключе - но всё решает не наиболее правдивая, а наиболее распространённая информация. А она исходит от правых СМИ неолиберального толка.

Так вот, о России там отзываются в основном либо плохо, либо никак. Почитать их - так в России вообще ничего не происходит, кроме катастроф, аварий и преступлений. А идёт это, понятно, с дозволения авторитарного чекистского режима Путина. Вы спросите, при чём тут русские в Латвии? А при том, что у всего мира китайцы ассоциируются с Китаем, индусы с Индией, французы с Францией, евреи с Израилем - где бы эти люди не жили. Так же и русские в Латвии ассоциируются у западного обывателя с Россией. Представьте себя на его месте и подумайте, захочет ли он при таком раскладе помогать русским. Скорее всего, он посчитает, что русские в Латвии - это пятая колонна для продавливания криминальной пророссийской политики. Вы скажете, что это люди, не анализирующие информацию? Я отвечу вопросом: а много ли людей, как следует анализирующих информацию? А ведь всё решает большинство, мировоззрение которого формируют описанные СМИ. Вы возразите, что западные политики как раз-таки думающие и понимающие аналитики? Да бросьте. Все политики решают свои, вполне прагматичные вопросы. Если не единственно, то в первую очередь.

От русских деятелей культуры часто слышатся высказывания, которые можно свести к следующему: "Русский язык и литература имеют мировое значение, цивилизованный Запад нас поддержит! Там все знают о Достоевском и Пушкине, о великой русской культуре". Они думают, что их будут любить за литературу. К тому же созданную не ими, а их предками. Ага, сейчас.

Ребята! Не путайте любовь к животным с любовью к мясным продуктам. Одно дело - русская литература, и совсем другое - сами русские. Можно одновременно любить американские джинсы, кинематограф, Майкла Джексона - и в то же время не любить американский милитаризм. Так что же мешает западным политикам любить "Евгения Онегина", и вместе с тем закрывать глаза на дискриминацию русских в Латвии? Посетить Ригу, выпить водки, покушать красной икры, послушать "бальяляйку" и "калйину круасную", заказать на ночь "рашн гёл" - это они всегда готовы. Но пойти наперекор фактически антироссийской политике своей организации, и закончить на этом свою карьеру? Дураков там нет.

Зато у нас есть! Те самые, что восхищённо расписывают, как очередной пожилой европейский комиссар после визита в Ригу (культурную программу см. выше) дипломатично отругал правящую латвийскую верхушку, выдав что-то вроде "стратегически неверно проводить одностороннюю политику в сфере культуры нацменьшинств". Тем, кто не поймёт этого потока дипломатического сознания, "патриотические" журналисты, которые специализируются по теме "наших бьют!", охотно пояснят: "по дипломатическим канонам это примерно то же самое, что послать подальше! Хи-хи-хи!"

Им нет дела до того, что дипломатические ухищрения понятны лишь самим дипломатам, а все эти "грозные обличения" нашей политической элите - как слону дробина. Главное - барин приезжал! Напился, подобрел, и прежде, чем пойти щипать доярок, что-то пробормотал о великой русской культуре. Стоять-бояться!!

За одну культуру никто любить не будет, какой бы прекрасной она не была. Вы не находите, что люди, которые трясут перед иностранцами орденами своих героических дедов, и которые взывают о любви к русской классике, напоминают игрока-аристократа, спустившего всё состояние уважаемых предков на рулетку и девок, и пытающегося получить кредит под свою благородную фамилию? И эти люди ещё смеют говорить о культуре! Их деды, сложившие свои головы в войне с фашизмом и поднявшие из руин великую страну, плюнули бы им в лицо, если бы могли.

Какая наиболее значимая помощь за последние 15 лет была оказана русским Латвии со стороны Запада? Европейский суд по правам человека признал незаконными репрессии против некоторых семей военных - но, разумеется, лишь после их упорной борьбы (а вы думали, что права на блюдечке подносят?) Вот, пожалуй, и всё. Ну, Рамочную Конвенцию о правах нацменьшинств Латвия всё же ратифицировала. "Патриотическая" пресса писала об этой конвенции как о панацее. Ратифицировали, а толку?

Однако всё это не прибавляет нашим политикам ума. Они продолжают создавать различные русские альянсы (см. статью "Русские Европы встречаются в Риге"), потому что сотни местных организаций им мало. Следующими шагами, наверное, будет создание Русского Альянса Планеты и Русского Альянса Вселенной. Перед рижским саммитом НАТО они даже написали в эту организацию о том, что "в нашей стране имеется серьезный дефицит демократии". Вот уж где собрались главные русофилы, так это, понятное дело, в НАТО. Для полноты осталось написать ещё Санта Клаусу.

Пилите, Шура, пилите - они золотые...

 

Стереотип #2: Россия и "дорогие соотечественники"

Пока одни надеются на западного барина, другие возлагают надежды на барина российского. Правда, ряды последних стремительно тают с каждым годом. Большинство русских сейчас уезжает на Запад, а не на историческую родину. Россия же по-прежнему ничего не замечает, и продолжает мусолить тему прав "русскоязычного населения" Латвии и "дорогих соотечественников", как какой-то слепой и глухой робот.

А ведь в начале Атмоды русские латвийцы больше всего рассчитывали именно на помощь России! С территории бывшей метрополии доносились бодрые речи о том, что всё наладится, да о той же дружбе народов. Тогда латвийские русские были наивными и умилённо наблюдали за гневными надуваниями щёк российских дипломатов. Однако за 15 лет наивности поубавилось, так как латвийские русские поняли, что всё дело по защите "соотечественников" у российских политиков так и ограничивается дипломатическим словоблудием. Всё оказалось предельно просто: российских послов больше всего интересовали транзитные возможности Латвии для российских экспортёров сырья. Игнорирование русской проблемы в Латвии российские чиновники невнятно объясняют тем, что они, дескать, прежде всего нацелены на налаживание деловых отношений между нашими странами. А вы, "дорогие соотечественники", на почётном втором месте. И вообще, учите латышский и получайте гражданство, лентяи. Это российские "патриотические" политики для увеличения электората иногда что-нибудь квакнут про "ущемление прав русскоязычных в Латвии" и "нацизм по-прибалтийски". Квакнут, и уронят скупую "патриотическую" слезу. Дипломаты об этом, понятно, говорить не будут - профессия у них другая.

К сожалению, многие романтично настроенные "дорогие соотечественники" до сих пор верят в то, что Россия о них позаботится. Они не видят, что для российской элиты в Латвии есть только интересы "Северстали" и "Лукойла" - вот там действительно работают профессионалы, которые тихо и спокойно делают своё дело.

Вообще, важность той или иной области для государства можно легко оценить по удельному весу в ней профессионалов. Судя по этому критерию, работа в российском посольстве в Латвии котируется в российском МИДе примерно на уровне работы в деревне Кукуево. Вот и послы у нас на поверку оказываются пустобрёхами, к тому же зачастую хамоватыми. Толку от них нет - они только вред несут, портя отношения со всеми практично настроенными партнёрами. Они не понимают, что давно представляют не могучий СССР, а новую Россию, которая являет собой "энергетическую державу" (изящное выражение президента Путина), всю внешнюю деятельность которой, кроме продажи сырья, можно описать одним словом: провал. Тем не менее, от них за версту несёт великодержавным шовинизмом. Горе-дипломаты не понимают, что поведение российской "энергетической" элиты напоминает поведение алкоголика, который продаёт вещи из дома, собирая на бутылку - да ещё и гордится этим. И их, дипломатов, вызывающее поведение на этом фоне выглядит жалко и смешно. Тем не менее, они позволяют себе хамские фразы из серии "всё равно вернётесь к России", "хватит нести чушь про оккупацию", и прочее. Нет чтобы один раз устроить многодневный международный телемост с участием правительств России и Латвии, и наконец придти к общему знаменателю с этой набившей оскомину оккупацией. Но ведь тогда придёт конец этому славному российско-латвийскому шоу, а этого они не могут допустить. Поэтому, словно соревнуясь в идиотизме с латвийскими внешнеполитическими деятелями, российские дипломаты из года в год истерично долдонят про "возрождение фашизма" и "пересмотр итогов Второй Мировой войны" (с латвийской стороны в ответ кричат про "боль латышского народа", "ужасы тоталитаризма", и многозначительно трясут никому не нужными "мешками КГБ"). Эти дискуссии давно пора записать на плёнку, и прокручивать время от времени, не тратя каждый раз на озвучивание сценария человеческие ресурсы. Российские дипломаты не замечают, что вся их пустая филиппика только раздражает всех, даже русских, которые, наконец, поняли, что эти гневные надувания щёк - просто декорации для сырьевого экспорта.

Что такие люди делают на дипломатической работе - непонятно. Вся их дипломатическая хитрость в лучшем случае сводится к демагогии, двуличности и лицемерию - за что латышская община их справедливо презирает. Русская же община от них давно отвернулась, но те так и не заметили, что обращаясь к "соотечественникам", уже давно говорят с пустотой.

 

Стереотип #3: "Вместе за свободную Латвию!"

Помнится, под таким лозунгом в Латвии русские вместе с латышами двигались в светлое будущее в начале "песенной революции". Правда, потом оказалось, что привлечение русских латышам было нужно лишь для того, чтобы добиться независимости. Когда же эту самую независимость дали, то русских отбросили прочь, как кожуру от съеденного банана. И в результате мы оказались без образования на родном языке в ВУЗах, а скоро, видимо, останемся и без среднего образования на оном. Большинство русских к тому же стали лицами без гражданства, апатридами.

Лидеры русских партий и организаций до сих пор размышляют: как же так, жили дружно, работали вместе - и на тебе? Одни проникаются ненавистью ко всем латышам, другие склонны винить во всём лишь латышских национал-радикалов, словно те возникли на пустом месте. А вместо этого стоило бы взглянуть на коренной народ нашей республики более трезво, и без эмоций. Почему у русских "какую партию не строй, всё получается КПСС", а у латышей получается ТБ/ДННЛ?

Латышское государство образовалось лишь в прошлом веке, и просуществовало очень короткое время. До этого латыши пребывали в слугах у разных господ - шведов, немцев, русских и прочих. Вновь латвийское государство обрело независимость лишь 15 лет назад. Кроме того, латыши - народ небольшой, а их язык в мире крайне мало распространён. Понятное дело, что в таких условиях латыши будут крайне озабочены своим языком и культурой. Латыши никогда не откажутся от идеи национального государства. Именно поэтому пресловутая интеграция в их понимании - это ассимиляция русских. В понимании латышей русские могут остаться со своей культурой (балалайками, Пушкиным и Чайковским), но перенять латышский топос, стать латышами в душе. Пусть и говорящими по-русски. Если поставить себя на их место, это становится вполне нормально и естественно. Уважаемые, а как бы вы вели себя на их месте, если бы вас было мало, позиции языка в мире были бы слабы, а на территории вашей Родины проживало бы чуть ли не столько же инородцев, сколько вас? А учитывая то, что ведущая латвийская пресса ("Diena", "Latvijas avīze") очень националистичная, и более чем прохладно относящаяся к России, их целевая аудитория становится ещё более радикальной. Нужно чётко это понимать, и реально оценивать пропагандистскую силу СМИ. Нужно чётко осознавать, что у нас двухобщинное государство. Латыши и русские живут не просто в разных информационных полях - в разных мирах.

К сожалению, русские политики и "патриотическая" пресса делают вид, что не понимают этого. Поэтому они продолжают говорить о старых временах "дружбы народов", настойчиво пытаются набиться к латышам в друзья. Они не понимают, что латыши уверены в том, что во время баррикад русские потерпели поражение в борьбе с латышским народом. Не понимают, что латыши считают русских "лузерами". Соответственно, и все предложения о дружбе и сотрудничестве от "лузеров" латышами воспринимаются с презрением. Я понимаю, что говорю неполиткорректные вещи - но это так. Просто поработайте несколько лет в латышском коллективе, ежедневно читайте популярную латышскую прессу - это наипростейший способ понять латышей. Поживите в их мире, в их Латвии - и постарайтесь понять их мировоззрение.

Вообще я считаю, что никакой "дружбы народов" нигде никогда не было, нет, и быть не может. В обществе этот термин может применяться только для более плотной спайки народов империй (СССР, США, Великобритания). Дружба и любовь возможна лишь между отдельными людьми. Мы же не говорим о дружбе районов, или о любви между домами. В отношениях между нациями другие понятия: уважение, симпатия. Между странами - эффективность, выгода, перспективы.

Поэтому я считаю, что русская политическая элита должна прекратить свой детский лепет о дружбе, обработанных неправильной пропагандой добрых наивных латышах, и об ужасных "тэбэшниках". Необходимо занять позицию доброжелательного нейтралитета по отношению к латышской общине: "Мы не с вами и не против вас, мы - рядом с вами. В случае трудностей вы можете рассчитывать на нашу помощь. Но мы - сами по себе. Уважайте наши интересы".

Понятно, что для обеспечения спокойной жизни в любой стране коренная нация (если таковая имеется) должна главенствовать, а национальные меньшинства - признавать это главенство. Однако в Латвии действительно сложилась уникальная ситуация, когда коренная нация неуважительно относится к интересам национальных меньшинств. Что в такой ситуации остаётся делать нам, меньшинствам? Сгруппироваться, сосредоточиться и отстаивать свои интересы. Наладить отношения с латышской общиной в такой ситуации можно только на прагматичной основе. Латыши должны знать, что русские латвийцы - надёжные бизнес-партнёры и надёжные товарищи. Но при этом строго придерживающиеся интересов своей общины. Я не говорю, что так должно быть всегда, я просто считаю, что так нужно начинать строить отношения. Глупо противопоставлять латышской националистической пропаганде такую же пропаганду. Нужно делом доказывать, что русские - миролюбивые, но сильные и уважающие себя люди. Слова здесь не помогут, неужели это не стало очевидным за 15 лет?

В этой связи я вижу два необходимых компонента для налаживания отношений между латышской и русской общинами:

1) национально ориентированный русский бизнес. Необходимы влиятельные бизнес-круги, которые бы лоббировали интересы русской общины - без этого не обойтись. Вы скажете, что бизнес космополитичен уже по сути? Посмотрите на еврейский бизнес, посмотрите на патриотическое воспитание в еврейских школах, и возьмите пример! Интернационализм лучше, чем национализм, но ведь всё хорошо до определённых пределов. В условиях, когда о русских в Латвии разве что ноги не вытирают, рассуждения о "дружбе народов" и "общем доме" - объективность, но объективность трусливая. Если русский бизнес вовсю спонсирует латышские радикальные партии и негосударственные организации, исходя из принципа "как бы чего не вышло", или заботясь лишь о своей выгоде - это мерзко. Как латыши могут не презрительно относиться к русской общине, если даже цвет этой самой общины, предприниматели, оказываются Иванами, не помнящими родства? Нужно понять, что в заботе об интересах русской общины, в лоббировании этих интересов нет ничего плохого. Понятно, что весь бизнес не может занять такую принципиальную позицию - но ведь повальный конформизм в сегодняшней ситуации просто позорен;

2) занятие русской общиной чёткой активной позиции. Именно об этом, самом важном компоненте, и пойдёт дальше речь.

 

Кто мы, и кем должны стать

Наша русская община в Латвии очень активна. Организаций, которые, по их заявлению, представляют интересы русских, здесь просто пруд пруди. Русская община Латвии, Русский союз Латвии, Русское Общество в Латвии, Объединённый Конгресс Русской общины Латвии, и прочие - в сумме около полутора сотни. От слова "русский" в их названиях просто рябит в глазах. У нас есть ОКРОЛы, ЛАШОРы, и прочие организации "русскоязычных". Тем не менее, толку от этого не видно.

"Патриотическая" пресса восхищается "смелыми" заявлениями европейских комиссаров и гневным кваканьем российских "патриотических" депутатов. Представители русских правозащитных организаций ездят в Страсбург, добиваются подписания каких-то международных соглашений - практической пользы от этого не видно. Когда уже совсем припёрло, когда образование наших детей оказалось под ударом, Штаб защиты русских школ смог организовать массовые манифестации протеста.

И недоброжелатели из латвийской политической элиты уже начали паниковать.

И русские почувствовали единство, почувствовали свою правоту и силу.

Но...всё заглохло. И не в последнюю очередь из-за того, что лозунги протестов были откровенно экстремистскими (чего стоят только военные формулировки "штаб" и "наш Сталинград"!), а настроения ряда руководителей штаба были напротив, "замирительские". Опять были нелепые в такой ситуации рассуждения о том, что "мы не враги латышского языка", "мы же вместе были на баррикадах". То, что группа "Līvi" подала в суд на организаторов протеста за использование песни "Dzimta valoda", наглядно им показало, что все "баррикадники" равны, но некоторые - равнее.

Господа! Латышские СМИ заранее настроили свою целевую аудиторию негативно к вам, вашим выступлениям, и к вашим "замирительским" речам! Против вас была не кучка "тэбэшников", как вы это всегда пытались представить, против вас был практически весь латышский народ! И все ваши разъяснения о дружбе надо было ставить на второй план, а не на первый - потому что они, разъяснения, в этих условиях были беспомощны. Понятно ли?

Каковы другие причины того, что "атака захлебнулась"? Прежде всего - плохая планировка действий Штаба, и плохая скоординированность этих действий.

Почему официальное вступление в Русскую Общину, которое предлагалось участникам акций протеста, оказалось бессмысленным? Ведь подписалось много людей. Среди них был и я: тоже указал координаты и контактную информацию. Зачем надо было тратить время людей - я не знаю, потому что с тех пор ни мне, ни другим знакомым "подписантам" никто не звонил и не писал. Это что, для галочки делалось? И после этого у вас, господа из Штаба, ещё поворачивается язык обвинить русскую общину в слабой поддержке. А кого мы должны поддерживать? Людей, которые не могут толком распорядиться информацией, которую они уже собрали? Спасибо.

Посмотрите на еврейскую общину: у них есть свой центр, где проводятся различные конкурсы, праздники, семинары. Там всегда много молодёжи, и не только еврейской. Почему русские не имеют таких уютных центров национальной поддержки? Или имеют? Но что тогда это за Русская Община такая, если каждый русский человек не знает, где она находится, и что она ему может дать? О еврейском центре знает каждый еврей. Зачем тогда вам нужно было собирать данные о людях? Зачем вы вообще нужны, уважаемая организация?

Господа и дамы. Чем, как не этой необъяснимой вялостью и неспособностью действовать объяснить провал многотысячных протестов? Чем объяснить провал акции "пустые школы"? Действительно, виноваты русские правозащитные организации. Действительно, виновата Латвийская Православная церковь (русской её после этого у меня язык не поворачивается назвать). Действительно, виноват бизнес, который не заявил открыто о своей поддержке.

Но в правозащитных организациях очень мало людей по сравнению со всей русской общиной. Кроме того, ясно, что не все эти люди - герои, и не всегда они действовали корректно. Всё верно. Но они, по крайней мере, пытались что-то сделать! А вот где были вы, рядовые представители общины, простые русские люди? Вы же составляете подавляющее большинство в общине - не правозащитники, не священники, не предприниматели - вы! Предпринимателей отчасти можно понять, они могут позволить себе учить своих детей там, где захотят. Может быть, поэтому у таких людей лозунг - "моя хата с краю". А у вас есть такая возможность?

Давайте вернёмся к демонстрациям протеста против языковой реформы в русских школах. Латвийские СМИ тогда по-разному оценивали суммарное количество пришедших на них людей: от 4 (латышские) до 40 тысяч (русские). Я был на всех демонстрациях протеста, и должен сказать, что реальное количество демонстрантов было ближе ко второму числу. Но как бы то ни было, русских в Латвии - сотни тысяч. Где же были эти сотни, когда на каждой демонстрации было максимум пара десятков тысяч - из которых большинство составляли молодёжь и школьники?

Я не знаю обо всех, но я могу сказать о своих друзьях и знакомых. Кто-то сказал, что у него нет времени. Кто-то сказал, что это - грязные игры политиков, которые используют невинных детей. Кто-то, покраснев и опустив глаза, пробормотал, что он ничего не знал о готовящихся акциях.

Были даже такие, которые заявили о том, что все защитники русских - евреи, и евреи всё ведут лишь к своей выгоде. Но если так, то хочется спросить: а где же были вы, все такие русские на сто процентов? Мне непонятно, как можно судить о людях по национальности. Но даже если разделять по такому признаку, то этим евреям нужно в пояс поклониться за то, что они приходят на помощь русской общине! Ведь получается, что сама наша община состоит из бессловесного стада жвачных животных, которых не интересует ни образование детей, ни их будущее. Она состоит из премудрых пескарей, которых интересует только наличие колбасы в холодильнике и выгодное вложение капитала. Их должен кто-то защищать, кто-то должен за них решать, сами они ни на что не способны. Раз уж вы - трусливые пескари, то относитесь с уважением к еврейскому народу, который пережил ужасы Холокоста, и который веками сплачивали его недруги - гонениями, ненавистью и погромами. И сплотили так, что "мама не горюй". Этот героический народ не только выстоял, но и окреп, и помогает вам! Вам, которых здесь намного больше! Вы представьте себе, если бы в Латвии был не миллион русских, а миллион евреев. Я уверен, что ситуация с реформой, языком и гражданством была бы совершенно иной. Неужели нам тоже надо пройти через массовый геноцид, чтобы осознать, что сила в единстве и постоянном отстаивании своих интересов?

Благодаря бездарной внешней политике России русских во всём мире сейчас почитают за последних людей, а их былые союзники превращаются в самых лютых врагов. Так что давайте не будем терять последних друзей.

Я считаю, что протест Штаба нужно было поддержать каждому русскому человеку. Не важно, по каким пунктам вы с ним не согласны, важно было показать, что недовольных очень много, и заставить власти считаться с этим. У нас сейчас только один выход: занять активную гражданскую позицию. Не нравится Штаб? Идите и предлагайте свои идеи, спорьте с его представителями в Интернете: www.shtab.lv. В споре рождается истина. Не нравятся акции протеста? Придумайте что-то получше, и предложите!

Вы не хотите предлагать, боитесь "как бы чего не вышло"? Вы хотите сидеть дома, выпуская пар лишь на кухнях? Тогда вы заслужили то, что с вами делают. Только не удивляйтесь, господа, когда из школы, где обучение ведут только на латышском языке ("ведь для ребёнка так важно знать государственный язык!"), придёт ваш ребёнок, и скажет, что ему стыдно за то, что его родители - русские оккупанты. Не удивляйтесь тому, что ваши знакомые латыши отнесутся к вам с насмешливым презрением, если вы смолчите, когда они небрежно будут обсуждать "русских пьяниц" и "ужасы оккупации". Не удивляйтесь, когда вам запретят говорить на русском даже дома. Вы сами этого добились своим бездействием и молчанием. Ваша хата хоть и с краю, но до неё тоже дойдёт очередь. И тогда не возмущайтесь - потому что вы это заслужили.

Вы ведь молчали, когда закрывали русский Театр Юного Зрителя.

Вы ведь привыкли к тому, что ваши ветераны роются по мусорникам.

Вы ведь не пишете никуда жалоб, не сообщаете в газеты, когда вас обзывают оккупантом.

Вы смирились.

 

Поймите: Латвия - это наша, латвийских русских, вотчина. Здесь жить нашим детям. Вы задумывались о них?

Поймите, что русские - это не парни с балалайками и водкой. Русское наследие нам, латвийским русским - это эхо славных побед и чудовищных напряжений воли. Это полёты в космос и научно-популярная литература. Это подростки из "Артека" и технических кружков. Это обожжённая свирепым солнцем улыбка десантника-"афганца", и чумазая куртка строителя БАМа. Это награды "За взятие Берлина" на груди наших ветеранов, которых всё меньше с каждым годом. Это воинственный и свободолюбивый, непокорный и светлый дух.

Русские - это те, кто не сдаётся ни при каких условиях. Дурачьё, у вас хотят отнять именно это, а не право говорить на русском языке, читать в школе Пушкина и играть на баяне! Культура - это лишь то, что растёт на фундаменте силы народа. Вас хотят лишить вашего топоса, культура никого не интересует - танцуйте вприсядку и пойте частушки сколько влезет. Вы так и не поняли этой страшной истины.

Поймите, что мы никому не нужны - ни России, ни тем более Западу.

Поймите, что набиваться в друзья к тому, кто вас презирает - бессмысленно. Добиться дружбы можно лишь доказав, что ты, по мнению человека, достоин уважения. Дружба - это уже следующий этап.

Мы одни, и в этом мире нам не на кого рассчитывать. Более того - рассчитывать всегда нужно только на себя и свои силы.

У нас есть возможность оставаться в положении второсортных граждан. А есть возможность поднять голову и жить достойно. И с каждым днём, увы, эта возможность становится всё более призрачной - потому что каждая минута осторожного молчания работает против нас.

 

Кирилл Данилин,

20.12.2006-31.12.2006,

Латвия


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"