Даркина Алена : другие произведения.

Триммера 2011: рецензия на повесть О. Амбарцумовой "Скай". Пятая группа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Рецензия на повесть О. Амбарцумовой "Скай"

   Всегда есть кто-то, кто пишет лучше тебя.
   Всегда есть кто-то, кто пишет хуже тебя.
   Всегда есть кто-то, кому нужно именно то, что пишешь ты.

Из меня, любимой

   Я испытала большое облегчение, когда начала читать повесть "Скай". Если, рецензируя предыдущий текст, я будто пробиралась через бурелом, вывихивая ноги и сдирая кожу, и лишь изредка сквозь сплетение ветвей ловила отблески солнца, то здесь я словно неслась с горы на санках. И легко, и весело, и дух захватывает.
   Интересно, что автор, не мудрствуя лукаво, назвала повесть по нику главного героя. Это сразу отнесло меня в те далекие времена, когда подобное считалось хорошим тоном: "Ванина Ванини", "История сэра Чарльза Грандисона" и прочие "Консуэло". Как шокировал литературный мир Э. Гофман, назвав повесть "Золотой горшок"! Неужели героем произведения может быть горшок? Но повесть стала классикой. Однако все это сказано ни в коем случае не в упрек, а лишь в качестве лирического отступления.
   К классике нас отсылает и другая особенность этого произведения. Независимо от того, где находится главный герой: возле озера Бездонки, хранящего тайну "черных" вод где-то между Москвой и Питером, или же на другой планете -- повествование в первую очередь сводится к бытописанию. Это не тот случай, когда герой будто актер театра появляется на сцене для совершения некоего подвига и исчезает сразу после завершения оного, оставляя нас в неведении, есть ли у него вообще нормальная жизнь. Здесь перед нами проносятся маленькие и большие подробности: как Скай спал, что он ел и кто мыл после этого посуду, какие страсти кипят среди модераторов популярного форума, как и из каких материалов строят бытовку...
   Есть в повести попытка показать зарождение чувства. Ни для кого ни секрет, что как бы далеко ни продвинулась наша цивилизация, отношения между мужчиной и женщиной, как правило, сводятся к цитате из мультфильма "Бэмби": "Что такое любовь? Идешь ты, никого не трогаешь, и вдруг - бац!" Или же это вариации на тему "от ненависти до любви один шаг". Автору удалось счастливо избежать подобных штампов.
   Поскольку автор на своей страничке заявила, что занимается литературой "полусерьезно", трудно предъявлять какие-либо претензии к повести. Мне знакома эта подсознательная тяга к творчеству. Писательство становится способом восприятия жизни, необременительным хобби: никаких затрат, зато много удовольствия. От того, что удался какой-то эпизод, и оказалось, что кому-то это интересно, кто-то получает радость от твоего труда. И большего пока не нужно. Этого вполне достаточно для счастья. И не хочется тревожить воду прекрасного озера. Мне буквально видится идиллия этого блаженного состояния. И, если честно, я скучаю по тем временам, когда писала так же. Когда я только посмеивалась на все замечания просто потому, что мне было все равно, что думают о моих произведениях другие. Я творила и была счастлива от самого процесса.
   Но, именно в то время у меня была другая проблема. Любая история, которая приходила мне в голову, укладывалась в рассказ на пяти страницах. И я поражалась людям, которые могут написать целый роман. Откуда мысли? Откуда приключения? Как они это все выдумывают. Возможно, я ошибаюсь, но мне показалось, что у автора была похожая проблема. Придуманная история никак не желала становиться повестью, и именно поэтому целых пять глав (а может, и шесть, я уже не помню) потрачено лишь на описание ситуации, в которой "ничто не предвещало беды". Поэтому мне хочется поделиться маленьким секретом, который для большинства писателей, конечно, не секрет.
   Что делает роман: сюжет или характер?
   Если вы собрались написать о том, как супергерой С. совершает путешествие из пункта А в пункт Б, чтобы достать (как вариант "отключить") некую хреновину Х., то у вас вполне может получиться произведение. И даже немало именно таких произведений, но только это не роман. И даже не повесть, независимо от того, какое количество в сем творении страниц. Пусть простят меня авторы, но мне это напоминает детскую игру, когда малыши берут игрушки и управляют ими: "А теперь папа поедет на работу, а мама отправится по магазинам. А теперь папа встретит своего друга, а мама будет кормить малыша".
   Это опять же общее место, но романом произведение становится только тогда, когда развитие сюжета определяет характер главного героя. Потому что только тогда выстраивается та самая крепкая драматургия, а поступки С. не вызывают недоумения, мы верим всему, что он делает, чтобы добраться до Х.
   Маленький пример. Пусть главным героем будет милый, скромный и жутко умный ботан. Как он будет добираться до Х.? Конечно, для начала он соберет кучу инфы, тщательно ее проанализирует и попытается "решить задачку", не выходя из палатки. Если придется драться, он, скорее всего, будет уклоняться или убегать. И доказывать, что ум важнее силы. Как он будет строить отношения с девушкой? Он будет мяться рядом, мычать, краснеть, подбрасывать ей цветы и стараться делами показать, что он достоин ее внимания.
   А что если главным героем будет спецназовец? О! Тогда все будет совсем иначе. Я думаю, вы сами легко представите, как именно.
   А если вы придумаете герою биографию (не для романа, для себя, чтобы знать, с кем вам "сотрудничать"), если поймете, почему он вырос именно спецназовцем, а не ботаном, ловеласом, а не однолюбом, то вы станете свидетелем удивительного события: главный герой притянет к себе второстепенных, и возлюбленная будет ему соответствовать, и все приключения выстроятся и пойдут самым естественным образом, так что не только язык не будет вызывать нареканий, но и при очередном происшествии у читателя не создастся впечатления, будто героям, будто куклам вывихнули ноги и руки, чтобы заставить их делать то, что автору угодно.
   Вот это такая мааааленькая деталька, которой не хватает в "Скае". Можно написать еще очень много претензий, но, думаю, если автор захочет поработать над текстом, и этого ему хватит, чтобы засесть за исправления надолго.
   Благодарю автора за несколько легких, веселых часов, проведенных за этой повестью и желаю дальнейших творческих успехов. При желании могу выслать текст на мыло с моими комментариями.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"