Аннотация: Что такое гуманизм, и чем он отличается от религиозного гуманизма.
В период, который позиционировался идеологами "новой" капиталистической России, как время "возрождения духовности" и "утраченных традиций", в СМИ и Интернете очень часто встречались (да и теперь встречаются) такие фразы: "Все духовные ценности подарило обществу христианство; все примеры самопожертвования и человеколюбия даны христианством; ислам и христианство - это основы, на которых построена человеческая мораль; гуманизм вырос из христианства и т. п.".
Звучит оно, конечно, очень красиво, и даже вроде как очень правильно, но дело однако в том, что в самом Священном Писании (которое есть основа основ - морали, доброты и вообще всего), да ещё и устами самого Иисуса говорится: "По делам их узнаете их". Очень замечательная, кстати, фраза, ярко свидетельствующая, что Учитель не только ясно прозревал будущее, но и обладал незаурядным чувством юмора, изрядно сдобренного сарказмом и иронией, пусть и горькой. И вот, если с основами духовности, гуманизма и морали, нам добрые и умные дяди - богословы всё доходчиво объяснили, то с делами и плодами, которые из вышеупомянутых "основ" произрастают нужно ещё разобраться. Поскольку далеко не всякий красивый и сочный плод бывает съедобен - порою встречаются и ядовитые, причём ядовитые смертельно. Но, собственно, ничего сложного тут нет: чтобы проверить плод на съедобность, надо его просто добыть и тщательно исследовать. А чтобы добыть, далеко ходить не надо, плоды вот они - прямо за окном растут.
Так например, лет около десяти назад, я попробовал интереса ради отыскать в Интернете какую-нибудь религиозную организацию, работающую в нашей, так сказать, провинции и занимающуюся помощью каким-либо бедствующим категориям населения - бомжам, бывшим зэкам, наркоманам и т. п. Это ведь вроде как, опять же, сам Иисус заповедовал делать, да и Мухаммед от него не отставал. Так вот, мне удалось найти только одну похожую организацию, причём была она не мусульманской, не православной, а какой-то протестантской или каталической. Да и наркоманов пользовала отнюдь не безвозмездно, а получая какое-то (надо полагать, не в две лепты размером) финансирование от их родственников.
А вот ещё один "плод высокой духовности", виденный мною совсем не так давно: у одного моего знакомого тёща слегла с инсультом. Естественно, как в таких случаях бывает, в прямом смысле - лежит в обмороке. Ну - скорая. Приезжают. Да, говорят, инсульт мол. Ну, дескать, давайте, несите её к нам в машину. Санитаров у бригады в штате нету - им ведь зарплату платить придётся. Так что, перефразируя знаменитую фразу непризнанного гения народной философии: "Вынос умирающих - дело рук самих умирающих". В данном случае, повезло, что взрослый сын моего знакомого оказался на тот момент дома, и тёщу донесли-таки до машины.
Вот, как говорится, такие "плоды духовности и морали" в государстве, в котором религия распиарена как бы не больше, чем поп-звёзды со своими сольными программами. Быть может, это и есть та самая "СОЛЬ земли", о которой многие слышали, но никто никогда не пробовал? В общем, соль или не соль, а вот если доведётся грохнуться с инсультом, то может и так выйти, что будешь лежать до Второго Пришествия, ожидая, пока заповедавший доброту и человеколюбие не придёт и лично оную доброту не проявит, забрав тебя с грешной земли в благословенные райские кущи.
И это всё при том, что духовности и гуманизма кругом столько, что просто девать некуда. Мы даже стали (первой, наверно, в истории) страной, издавшей закон, охраняющий права шизофреников на иную реальность. А вот поди ж ты - отношение ко всяким немощным и увечным - не лучше, чем во время какой-нибудь крупной войны, а то ещё и похуже.
Ну, да хватит уже о "небесном", пора и о земном поговорить. Прежде всего, поражает та уверенность, с которой идеологами "религиозной морали", "религиозной духовной традиции" выдвигается тезис о "первичности" религии в вопросах этики, морали, гуманности. Как безусловную истину нам предлагают некое огульное утверждение, не утруждая себя ни аргументами, ни доказательствами, ни логическим обоснованием своей позиции. При этом напрочь игнорируется тот факт, что реальная история и культура говорят не просто другое, но подчас совершенно обратное. Нет, я не про инквизицию, как некоторые могли подумать. Инквизиция, конечно, факт, но являющийся скорее одним из многих косвенных доказательств принципиальной чуждости религии, с одной стороны, и гуманизма и человеколюбия - с другой. А есть и доказательства прямые, хотя, по причине их древности, и не столь очевидные. Если обратиться к наследию античных, а также более древних культур, то во многих из них обнаружится весьма замечательный персонаж. Причём особо важно здесь то, что он принадлежит не одной какой-то культуре, а сразу многим регионам - от Алтая до Египта. И это обстоятельство красноречиво говорит о древности данного культурного феномена: по-видимому, он зародился где-то в отдалённом прошлом, в древнейшем человеческом обществе, являвшемся прародителем последующих цивилизаций. Культурный герой, о котором я говорю, перешёл в эти цивилизации под разными именами. Он известен в них как Ар, Ра, Ор, Орион, Прометей. И вот как раз именно с ним и связана идея гуманизма и антропоценричности, появившаяся за многие тысячи (возможно, десятки тысяч) лет до Иисуса, Мухаммеда и основателей других современных религий. Причём особо примечательно в образе Прометея то, что он не был никогда ни любимым сыном богов, ни их избранником. Напротив - он был тем, кто из любви к человеку посмел бросить вызов богам - ослушаться их, пойти против их воли. Несмотря на то, что богов было много, и они были сильнее. Заметьте: полная противоположность Иисуса, постоянно в своих действиях подтверждающего культ верховного божества и наставляющего своих учеников, как нужно правильно этому божеству поклоняться и любить его превыше всего на свете.
И вот сопоставляя эти культурные феномены, мы более чем наглядно видим: истинный гуманизм - это наследие Ора - Прометея, реально жертвующего собой ради слабых людей, несмотря на грозящую месть неумолимых верховных божеств. А вот человеколюбие Иисуса (увы) является извращённым по своей сути - скотским гуманизмом. Прошу обратить внимание: слово "скотский" - это, в данном конкретном случае, не ругательство, а всего лишь констатация факта. И совсем не случайно центральным образом христианства является агнец (т. е. представитель домашнего скота). Поскольку человеколюбие крупнейших традиционных мировых религий (христианства и ислама), по сути своей, является такой же любовью и заботой, какую проявляют к тягловому скоту. О нём заботятся, за ним ухаживают, но... лишь до тех пор, пока он способен тянуть ярмо. А как только становится неспособен, его немедленно забивают. И тот, кто внимательно читал различные предания, религиозные толкования на те или иные высказывания пророков или Иисуса, не будет спорить, что всевозможные упоминания об этих ярмах, бременах и прочей упряжи для скотов; или о лёгкости ярма, надетого добрым хозяином на смиренного и послушного раба, встречаются там более чем часто.
И вот в свете данных фактов, любые попытки связать религию с гуманизмом вызывают глубочайшее недоумение. Особенно, когда они делаются не неучами или невежами, а людьми вполне образованными. Конечно, причины данного явления во многом понятны: стремление прогнуть спину перед силой, перед властью - очень сильное стремление, с которым сложно бороться. А особенно мощным оно становится тогда, когда к нам приходят времена смут и перемен.
И всё же.... как бы не был востребован извращённый - религиозный гуманизм, как бы не был он выгоден и полезен в нашей грешной, земной жизни, всё же хотелось бы напомнить его адептам и популяризаторам: сколько бы его не пиарили, как бы не превозносили и какими бы карами небесными не стращали тех, кто его отрицает, но сам этот скотский гуманизм останется скотским навсегда, и к тем самым пресловутым святым небесам не приблизится, как бы ни старался. Поскольку, согласно известной народной мудрости: "Коровы не летают!".