Рановит : другие произведения.

Капитализм, фашизм и кризис

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Сейчас можно встретить много различной демагогии относительно того, что является фашизмом и как это что-то можно классифицировать. При этом вполне справедливо отмечается, что нет единого определения фашизма, однако делаются ссылки на тот факт, что между различными историческими примерами реальных фашистских режимов есть существенные различия. Но попробуйте задать себе вопрос: а почему же возникли такие сложности, неужели нельзя выделить ключевые признаки фашизма и затем чётко классифицировать его на их основе? Оказывается, что сделать это не так просто, и проблема тут не в какой-то особой сложности самого вопроса об определении фашизма. Истинная сложность заключается в том, что точное и полное исследование данной темы могло бы вскрыть целый ряд крайне негативных свойств, присущих как человеку, так и человеческому обществу в целом. Но так как в культуре общества есть целая развитая система табуирования, а такие понятия, как "сила", "авторитет", "подчинение", "поклонение ", "ценность" или "святыня" - играют важную управляющую роль, то в результате возникают практически непреодолимые препятствия при попытке объективно оценить явления, подобные фашизму. Впрочем, все эти вещи вполне можно просто отбросить. При этом вы увидите мир более ясно, но и заметите в нём больше неприятного и даже страшного. И вот, руководствуясь данным подходом, я постараюсь дать своё определение фашизма, но и не только его - определения систем общественных отношений желательно давать в комплексе, иначе картина окажется неполной.
  
   Капитализм: социально-экономическая система, управляющая распределением производительных сил и товарного продукта внутри общества, строящего свою жизнь на капиталистических принципах. К характеризуется высоким уровнем разделения труда, высокой скоростью товарного обмена, высокой мобильностью рабочей силы, масштабируемостью средств производства. Также для К типично интенсивное отчуждение результатов труда от непосредственного производителя товара. Отчуждение является важным социальным фактором, определяющим социальные статусы и социальные условия всех представителей капиталистического общества. В биологическом плане, К есть ни что иное, как форма внутривидового паразитизма, характерного для большинства представителей рода homo. Любая обособленная социальная общность homo (народ, нация, племя и др. ) отличается низким уровнем внутренней агрессии, что открывает широкие возможности для социального паразитизма. А комплекс социо-культурных и религиозных установок (авторитет, святыня, табу) позволяет реализовать паразитическую стратегию с максимальным эффектом для паразита, при этом, не нанося критического ущерба его жертвам. Перераспределение продукта происходит от менее обеспеченных слоёв к более обеспеченным, позволяя последним многократно улучшить условия своей жизни относительно среднего уровня в социуме. Возникающие при этом противоречия морального характера нивелируются путём культивирования "святынь" и псевдоценностей. Например, частью капиталистической идеологии является широко растиражированный мем: будешь много работать, станешь очень богатым и успешным. Причём пропаганда капитализма зачастую преподносит это как некое "откровение". И хотя без всяких пропагандистских ухищрений любому ясна связь между трудом и благосостоянием, тем не менее, хорошо ясен и другой факт: как бы усердно не работал человек, он не сможет произвести продукта в тысячи раз больше, чем другие, менее трудолюбивые, его сограждане. Между тем, разрыв в благосостоянии "низших" и "успешных" при капитализме составляет именно тысячи и даже миллионы раз. Даже самый поверхностный, но критический взгляд на данную ситуацию убедительно покажет, что секрет подобного "успеха" "успешных" заключается отнюдь не в эффективности их труда, но в эффективности их паразитизма. И чтобы эта эффективность оставалась высокой, капитализму требуется всего три вещи: быстрое течение экономических процессов (производство, товарообмен, финансовые потоки); неограниченный приток ресурсов в сферу производства; свобода манипулирования социумом с целью экономической эксплуатации его представителей или иных целей, связанных с обеспечением максимальной стабильности и безопасности жизни для слоя "успешных" паразитов. Когда все эти цели успешно достигнуты, капитализм сохраняет определённое внутреннее равновесие. Экономические и социальные процессы оказываются сбалансированными. Большинству членов социума удаётся получить условия, приемлемые для жизни. Даже те, кто сталкивается с серьёзными проблемами в виде жёсткой экономической конкуренции, невозможности найти работу, обеспечивающую приемлемый уровень дохода и т. п., продолжают сохранять лояльность капитализму, поскольку им внушена мысль о том, что во всех их проблемах виновны они сами, и если много работать (либо стать "предприимчивым", "активным", "удачливым"), то всё сразу изменится к лучшему.
   Однако, вышеописанная ситуация - это лишь идеальный случай. На практике же многое обстоит иначе: ресурсы имеют свойство заканчиваться, финансовая и деловая активность - переживать периоды стагнации, а люди, хоть и редко, но всё же иногда прозревают и начинают борьбу против одуряющей пропаганды паразитов и навязанных ими невыгодных условий труда и товарного обмена. В таких случаях, капитализм переживает серьёзные метаморфозы, как правило, показывая при этом свои наиболее неприглядные качества.
   Фашизм: радикальная форма капитализма, возникающая в условиях, когда существование обычного (либерального) капитализма становится невозможным. Обычно это происходит при существенном сокращении сырьевых ресурсов или серьёзной социально-политической нестабильности общества. Например, в Германии двадцатых годов прошлого века наблюдались оба эти фактора. После Первой мировой войны страна оказалась в крайне сложном положении: потеря ряда территорий, выплата репараций, запрет на производство продукции, которая могла использоваться в военных целях - всё это серьёзно подрывало экономику и создавало огромную напряжённость среди населения, возмущённого тяжёлыми условиями жизни. Всё это и послужило причиной перехода капитализма в фашизм.
   Фашизм полностью сохраняет капиталистические отношения в экономике. Однако, в отличие от либерального капитализма, Ф вводит серьёзные ограничения большинства свобод и прав граждан. Ф требует безусловной консолидации всех членов общества под жёстким централизованным управлением мощной политической власти. Ф проводит агрессивную внутреннюю и внешнюю политику, направленную на преодоление экономических проблем, с которыми не может справиться либеральный капитализм. При этом материальные условия жизни граждан оказываются не лучше (а в ряде случаев, даже хуже) чем при либеральном капитализме. Однако экономические проблемы нивелируются за счёт усиленной политизации общества, жёсткого идеологического контроля, а также усиления религии. Последнее характерно для так называемого "исламского фундаментализма", у которого много общего с фашизмом. Аналогичную картину можно наблюдать и в постсоветской России, и ряде других бывших республик СССР (например, Украина). Чем больше проходило времени с момента разрушения СССР, тем всё более явно политические системы этих стран склонялись к фашизму. Причинами этого процесса были тяжёлые экономические условия после распада Союза и невозможность равноправной экономической конкуренции со странами Запада. Кроме отличительных особенностей политико-экономического плана фашизм также имеет одну очень яркую идеологическую особенность: он резко обесценивает человеческую жизнь, особенно жизнь тех, кто является противником фашистской идеологии или даже просто пытается сохранить нейтралитет. Таких людей фашизм объявляет "неполноценными", "низшими", "неверными" (в исламизме) и т. п. И в дальнейшем предполагается решение проблем экономики фашистского государства за счёт этих "низших". Так, например, поступали в отношении евреев в фашистской Германии. Точно так же поступили США и их союзники, в сговоре с преступной властью Ельцина, когда разрушали СССР. Грабительская "приватизация" госсобственности и "либерализация экономики", проведённая Ельциным, Гайдаром, Чубайсом и прочими либерально-рыночными преступниками при активной поддержке заокеанских кукловодов, привела к бесправию и нищете многие миллионы советских граждан. Очень многие погибли в локальных конфликтах, от рук бандитов, либо просто от чудовищной бедности, которая разгулялась по "новой капиталистической России" с размахом, просто немыслимым в прежнее, докапиталистическое время.
   А ещё дрейф к фашизму обусловлен общим мировым кризисом капитализма: сокращение ресурсов, невозможность расширения рынков сбыта, внутренние социальные проблемы государств - всё это прямые признаки приближающегося перерождения капитализма в фашизм. Однако, в нынешней конкретной политической ситуации есть одна очень примечательная особенность: фашизм позволяет преодолеть противоречия, неразрешимые в рамках капитализма, однако нельзя просто взять и перейти к фашизму, этому мешают причины морального характера. Тем не менее, глобальная верхушка капиталистов давно нашла очень удобный выход: стимулировать развитие фашизма в периферийных странах и затем руками местных фашистов решать различные геополитические задачи. Такая политика позволяет и избегать социально-экономического кризиса у себя, и эффективно манипулировать периферией. Да к тому же впоследствии можно собственными руками "победить" фашизм на периферии (который глобальные олигархи сами же и выпестовали), а себя объявить защитниками справедливости и спасителями человечества. Тут уж ничего не скажешь: весьма расчётливая, коварная и циничная политика. В этом весь Запад.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"