Есть такая точка зрения, некогда озвученная Достоевским, будто бы для России существует такая фундаментальная философская антитеза о бытии божьем, и решение её в ту или иную пользу кардинальным образом меняет всё. Дескать, если нету бога, то всё позволено, а если с богом я - то право имею. А без бога - тварь дрожащая. Ну, и много чего ещё в том же духе было напридумано вокруг этой темы за последние две - три сотни лет. Но, честно говоря, в этом, якобы фундаментальном, вопросе смысла куда меньше, чем было ему приписано различными деятелями религиозной либо философской богемы российской. А потому не о нём хотел бы я рассказать сейчас.
Мне думается, куда интересней было бы рассмотреть некоторые специфические особенности текстов, издревле называвшихся "священными", "непреходящими", а также "богодухновенными". Начнём с главного: что есть бог и как его характеризует например "книга книг" - Библия или, в православной транскрипции, Святое Писание. Ну, то что Бог - сущий, всемогущий и пр. и пр., наверное, большинству известно. Но я бы хотел обратить внимание на некоторые, весьма замечательные мелочи, ведь не просто так известно, что именно в них прячутся все потусторонние сущности.
Итак, одна из важнейших "мелочей" Писания заключается в том, что бог - он не просто так себе бог, но Господь Бог. В священных текстах это никак не акцентируется - не объясняется значение этого словосочетания и не поднимается вопросов о том, имеет ли оно какой-то особый смысл. Однако стоит вам начать читать Библию, и вы почти сразу столкнётесь с тем, что Бог есть Господь. И ещё раз подчеркну (это важно): Библия не будет подробно растолковывать вам, почему и зачем Господь и Бог един в двух лицах. Вы сами, исподволь должны принять эту идею, как что-то само собой разумеющееся, очевидное и необходимое.
Вторая "важнейшая мелочь" христианства - это "свобода воли" человека. Именно "свобода воли", не просто свобода или воля; мелочь, которая была не слишком востребована в средние века, но обрела колоссальную популярность в 19-20 веках. В современных транскрипциях христианства, дарованная богом (якобы), свобода воли человека играет важнейшую роль. Впрочем, адепты данного учения вряд ли когда-нибудь задумываются над истинным её смыслом в их собственном мировоззрении.
Но пока я предлагаю тщательнее задуматься над содержанием термина "господь" - в чём его смысл, кого или что он обозначает? А тут ведь всё достаточно просто: господь, господ, господин - это тот, кто господствует. А что такое господство? А это подавление воли других - подчинение их своей воле. И вот тут мы видим прелюбопытный в своём роде казус: Бог даёт (для чего-то) человеку "свободу воли", но сам при этом является Господом, то есть тем, чья суть - подавление любой воли. Но и это ещё не всё: противиться этому подавлению есть (по учению всё той же Библии) самый тяжкий из всех возможных грехов. Сплошные противоречия, не так ли? Вот только священники не устанут твердить вам, что в Писании нет никаких противоречий, а противоречивым оно кажется лишь грешному человеку, удалённому от Бога и неспособному хоть на шаг приблизиться к его правильному пониманию.
А знаете, что в этой истории смешнее всего? А то, что священники на сто процентов правы в этом своём утверждении! "Грешный человек" действительно никогда не сможет правильно понять Слово Божье. Не сможет по той простой причине, что думает - оно о любви, о свободе или о радости, да только вот там этого и в помине не было. Библия создавалась отнюдь не ради вашей свободы. Библия - это книга о господстве вообще, и о правильном господстве над человеком в частности. И вот если смотреть на неё с этой точки зрения, все противоречия становятся удивительно логичны и уместны. И в первую очередь потому, что нельзя никогда давать непротиворечивое знание тому, над кем ты хочешь господствовать. Но дай ему знание, сотканное из противоречий, и ты сможешь играть на этих противоречиях бесконечно, управляя через них своим покорным рабом, словно кукловод, двигающий марионетку с помощью привязанных к ней нитей.