Сборник "Пятикнижие", это современное восприятие первых пяти книг Библии. Произведение состоит из пяти венков сонетов.
Из старого чемодана, когда называл себя Давидом Варшавским.
Пятикнижие - Бытие
1 Безумцы смеются нагло и безбожно, Над тем, как мир был Богом сотворён. Семь суток напряжённо и тревожно Он создавал без отчеств, и имён. Он сотворил и Еву, и Адама, И поместил их благостно в Свой сад, Им здравствовать бы, но они упрямо, Познали зло не влад, и невпопад. С тех пор забыли люди Бога, И поклоняются кумирам пустоты, И Бог, воззвав к ним сумрачно и строго, Не смог простить - и в сад тот сжёг мосты.
Увы, жизнь наша такова: Заумники не веруют в слова.
2 Заумнинки не веруют в слова! Они не верят: всё от слова Божья! Взметнули башню так, что голова Кружится - только глянешь вверх с подножья. Величествен и грандиозен труд, Они хотели управлять всем миром. Но если люди умные не врут, Разрознил Бог наречья в мире спором. Запутались, не верившие в суть, В разрозненных увечьях наречий, И башня рухнула, а с ней не рухнул чуть, На землю даже разум человечий.
Конечно, мысль о вечности холодна, Суть же всегда свята, всегда свободна.
3 Суть же всегда свята, всегда свободна И Каин, Авеля убивший, сгинул сам. Скажите, разве так возможно, Чтобы примером Каин служил нам? Взлетел клинок над братьей головою, Взлетел клинок, но вечность, вдруг, над ним Сомкнула тучи, чтобы синевою Не омрачить той гибели. Но дым Рассеялся, упругий дым столетий, И Каин сам ушёл в небытиё, А Авель, словно символ долголетий, Хранит в веках достоинство своё.
Грозна всесуть, как страшный облик льва, Ей никчему законы и права.
4 Ей никчему законы и права, Той ярости, что к нам нисходит тихо. Она всегда могуча и жива, До глубины раскаявшегося стиха. Сам род людской, уверовавший в зло, Призвал дожди, что вылились потопом. Спасибо Богу, Ною повезло, В ковчеге, когда все погибли скопом. Но новый род и тот не внял добру, Опять о Боге люди позабыли. Так что же ждать: потопа по утру, Иль нового спасителя из были?
Хвала герою, он пройдёт по метру, Пусть дуют ветры - и навстречу ветру.
5 Пусть дуют ветры - и навстречу ветру Расправят наши ладьи паруса. И снова в путь, как будто в ветхом ретро Туда, где ног не чувствует роса. Туда, где звери не боятся люда, Где синева небес ещё не зла, И где нет жертв, хулы и пересуда, Где вечность в бездну лавой не сползла. Но что нам ветры - нам не страшны грозы, Мы выше и сильнее этих гроз. Мы унесём с собой все в нас занозы, Чтоб мир создать из наших грёз.
Всегда вперёд, не источив слезу, Пусть шквалят грозы - и лицом в грозу!
6 Пусть шквалят грозы - и лицом в грозу Уйдём мы все, но не дорогой Лота. Вверху, над небом, лучше, чем внизу, Где каждый день всетягостный, как рвота. Идёшь ли сам, иль кто-то за тобой Волочиться бессмысленною нитью, Или омоет тягостный прибой, Иль растворит разгневанною плетью. Иди, не оборачивай назад Своё лицо, достойное творенья, И Херувим пропустит в дивный сад, Открывши божье таинство для зренья.
Известно то, что не известно ветру, Отцу всего, заоблачному Метру.
7 Отцу всего, заоблачному Метру, Ну не дивиться ль наглости людской? Пустили люди таинства по ветру, В игре жестокой, злобной и дурной. Адам, когда-то кинул вечность напол. Потомки же, не лучшие чем он, Наделали себе надменных купол, И ходят к ним покорно на поклон. Потом сменили купол тот на злато, Рубаху переделали во фрак, И мудрствуют теперь витиевато О том, что в мире так или не так.
Но Богу и в погоду, и в грозу, Что до того, что делают внизу?
8 Что до того, что делают внизу Отцу всего? Но, видно, не для слада, Он сквозь улыбку, сквозь слезу Печётся о Земле, так видно надо. Иначе бы всетягостный Садом, Иначе бы безумная Гоморра, Перевернули землю бы в верх дном Без сожаления, без разговора. Они бы напридумали всеправ, Они б накуролесили законов. Великий проявил свой мудрый нрав - Сошли безлико идолы со тронов.
Есть Лик один. В сиянии великом Законы и права - ничто пред Ликом.
9 Законы и права - ничто пред Ликом, Который нас всевидит с высоты. Забьётся ль тело в злобе нервным тиком, Или приобретет весёлые черты? Необходима мудрость Моисея, Чтоб всё, как есть, приемлить нам в миру. На чудо не дикованно глазея, Принять то чудо сердцем поутру. Приемля время с вечною усмешкой, Не прибегая к немощи тиранств, Он сам в себе был и царём, и пешкой, И был далёк от наркоты, и пьянств.
Любой из нас и умник, и простак Пред Ликом Божьим - и да будет так!
10 Пред Ликом Божьим - и да будет так, Не может устоять вовек двуличье! Будь ты мудрец или простак, Ты виден и в паденьи, и в величьи. Твой каждый шаг измерен до конца, И Божий Суд, увы, не звон монетный. Многосердечием Всевышнего Отца Не позабудется и штрих твой незаметный. И зло, в конце всегда постигнет зло. Добру ж в Эдемский сад пути открыты: Кто добр - тому, считай что, повезло; Кто зол - тот вечно будет битым.
Дано увидеть мир Священным Ликом Ему, в Его всеведенье великом.
11 Ему в Его всеведенье великом, Который прозревает нас с небес Известно всё, от мала до велика, Чтоб стать богатым, как могучий Крез. Цари в сей мир приходят и уходят, А вера остаётся навсегда, И если черти глаз с тебя не сводят, Она поможет, друг мой: да, да, да... Вина любого, кто бы ни был он под небом, Отцом по мере спросится к Суду, Решит Он Сам, воздавши Божьим Хлебом, Всем по заслугам, всем по их труду.
Лишь только Он судить умеет так, Равновелики и заумник, и простак.
12 Равновелики и заумник, и простак, Адам и Сиф, две сути, два рожденья. Один устроил сущий кавардак. Другой был отдан Богу до мгновенья. Один разил невинностью грехи И упрекал за грех свой змея. Другой отрёкся от житейской чепухи, Служить лишь Богу - вот была стихия! В которой он, божественную суть Воспринял сутью праведной своею, Ко благу вечному он длил свой мудрый путь, Прокладывая скромную аллею.
Прогнать, как Сиф, все таинства мгновений, Дай Бог тебе, о, просветленный гений!
13 Дай Бог тебе, о, просветлённый гений, Пройти, как Лот, путь грешный и святой. Чтобы от жизни сумрачных прозрений, Вдруг, не исчезнуть где-то за чертой. За той чертой, меж бытием и смертью, Которая ложиться с высоты. Путь, не увлёкший мрачной круговертью, Стирающий и плотские черты. Иди вперёд, не пробуй поворотом Себя поправить, чтобы кануть в грех, Как женщина ушедшая за Лотом И не дошедшая от дьявольских потех.
Как тяжело идя из царства теней, Не умереть от тягостных прозрений.
14 Не умереть от тягостных прозрений, А внять прозреньям свято и светло Дано тебе, о, всемогущий гений, Что Гений Господа вобрал в своё чело. Падут все башни и умрут наречья, И только лишь бессмертная душа, Душа твоя, как суть всечеловечья, Останется свята, и хороша. Её, как Сифа впустит Господь в сад Свой. Дивись простак, - не внявший мудрецу! Заумник, от безверия, - досадствуй, Ты отзвенишь, подобно бубенцу.
Ведь над собой, безумными, возможно, Глупцы смеются нагло и безбожно.
КЛЮЧ Глупцы смеются нагло и безбожно, Заумники не веруют в слова. Суть же всегда свята, всегда свободна, Ей никчему законы и права. Пусть дуют ветры - и навстречу ветру! Пусть шквалят грозы - и лицом в грозу! Отцу всего, заоблачному Метру, Что до того, что делают внизу? Законы и права - ничто пред Ликом, Пред Ликом Божьим - и да будет так! Ему, в Его всеведенье великом, Равновелики и заумник, и простак.
Дай Бог тебе, о, просветлённый гений, Не умереть от сумрачных прозрений
Пятикнижие - Исход
1 Мои слова не исказят, Вовеки вытесанных истин. Пускай хмельные рты дрожат, Коль голос их не бескорыстен. Любить - люби! Но только так, Чтоб не затронул ты чужую Любовь. Иначе - гневный знак, Поверь, как рану ножевую, Перенесёшь внутри себя Позор, предательство, измену. Покорствуя или губя, Любой поступок знает цену.
Познай её в блаженной смуте До срока вымеренной сути.
2 До срока вымеренной сути Врага и недруга не бей. Ведь нету разума у жути, Падёт ли от руки твоей Враг иль случайный забияка, С каким, столкнувшись на пути, Ты смог бы в мудрости, однако, Враз разминуться. Не черти Всезлых эскизов откровений На мрачном кульмане обид. Будь мудр и свят, как благий гений, Храня из вне пристойный вид.
Что люди в мире не кричат, Упругий смысл мозгом сжат.
3 Упругий смысл мозгом сжат. В тебе обязан быть с рожденья Ответ на то: Кто виноват? Кому почёт? Кому презренье? Но все прозренья и грехи Даны от предков нам. Так что же? Как много чахлой чепухи Молва размножила по ложе. Чти мать свою и чти отца, Ведь память наша в них лишь свята, И ты у двери Всеотца Стоять не будешь виновато.
Мерь взрывы ярости и люти, Как в градуснике столбик ртути.
4 Как в градуснике столбик ртути, Мерь каждый день себя добром И приступы неправой люти Пройдут в тебе, как внешний гром. Коль ты придёшь к другому благо, Придёт к тебе Он точно так. Пусть не играет кровь, как брага, В тебе мудрец или чудак. Проступки наши и поступки, Вертят святые жернова, Подобно острой мясорубке, На фарш стирающей права.
Ты ясен в облике зари, Каков ты есть, что не твори.
5 Каков ты есть, что не твори, Но Бог всегда в суде прилежен. Возьми Его в поводыри, Путь будет свыше твой прослежен. Ступай туда, где жизнь проста, Без злобы на семью родную, За тяжесть детского креста, За лженауку мира злую. Отец и мать, и третий кто Со стороны придется к месту, Будь верен им, живи лет сто, Доступен, и суду, и чевству.
Всему, что сделаешь ты ложно - Определение возможно.
6 Определение возможно Любым поступкам и делам. Не поступи неосторожно, О чём ты не желаешь сам. Не возводи лжецов в кумиры, Не может выверить весь мир Тот, кто вчера чинил сортиры, А нынче, вдруг, прополз в кумир. Так не всегда поповья ряса Склоняет к святости льстеца, Вид вселжеца и лоботряса Один с начала, и конца.
Будь честен с Богом и не ври. Взгляни в немые словари.
7 Взгляни в немые словари, Язык всегда весомей речи. С утра и до ночной зари Будь прям, и в жизни, и на вече. Жертв лжебогам не приноси, Ты сам внезапно станешь жертвой. Так повелося на Руси: Кто в мир с мечём - от мира с лентой. Смири гордыни гладкий меч, И вечность растяни в мгновенье. Коль уж реке пристало течь, То лишь в природном направленье.
Богатство идолов - ничтожно, Оно сквозит в них непреложно.
8 Оно сквозит в них непреложно, Что спросишь: благо в ком? Да в тех, Кто промеряет осторожно Себя, чтобы не впасть во грех. Что вечно? - Только Божие имя! Ведь из Него чудес струя Течёт, как молоко из вымя, В дурное царство бытия. И сквозь величье, и сквозь драму Стреми всегда свой путь вперёд, И пусть тебя к Святому Храму Он непременно приведёт.
Придёте вы туда ль, сюда, Поверьте, будет День Суда!
9 Поверьте, будет День Суда, Конец и злу, и сквернословью! Тех, кто не верит - ждёт страда, А благих - встретит Бог с любовью. Жизнь на земле устройте так, Чтоб сев в кругу за тесный ужин, В нем, как мудрец, так и простак, Был сыт, и непременно нужен. Но если ты несешь с собой Обузу зла и дикой страсти, Ты семенем и головой, Не прорастешь в почтенной масти.
Всегда храни своё величье, Каким не есть твоё обличье.
10 Каким не есть твоё обличье, Всегда будь верен сам себе. И Бог прольёт Своё величье С высот в покое, и борьбе. Не вынимай меча напрасно Из тесных ножен, вынул - бей, Но только, если дело ясно, Как перья гордых лебедей. Во храме, в доме ли, на вече - Смотри достойно всем в глаза! И ты легко, о, человече, Пойдешь на белы небеса.
Суд будет! Душу: да, да, да - Ты принесешь, как мзду туда.
11 Ты принесёшь, как мзду туда, Где Бог вершит Свои начала, Всесуть свою и в День Суда Узнаешь, что душа кричала. К Суду, к прозрению ползи, Иди к Нему светло и смело, Будь ты вдали или вблизи, Ты не изменишь Его дело. Был мудр великий Соломон, Он понял Бога и лишь Богу Он мог свой принести поклон В начале жизни и к итогу.
Он проследил в своем обличье, Своё паденье и величье.
12 Своё паденье и величье Всегда достойно ты неси, И, может быть, всекрылость птичья, Тебя сподобит на Руси. Быть может, развернёшь ты крылья, Как чудо птица, и краса В страну иного изобилья Взлетит за сини небеса. Пусть говорят: нет Бога рядом, Вообще нет в мире ничего. Не сотвори ты Бога взглядом, Предчувствуй сердцем ты Его.
Сквозят черты из темноты, Бог не безлик - Его черты!
13 Бог не безлик - Его черты Отображаем мы с рожденья. Она и он, и я, и ты - Мы все едины для прозренья. И в вихрях бурь, и в торжествах Не потерять бы Лика Божья. Коль рвётся мир - взорвется в прах, Не стать бы прахом у подножья. Пускай политики шумят, У них нет силы для поклона, Ты будь весомей во стократ Покойной тени Соломона.
Ты будешь благ, Его черты - Отчасти отражаешь ты.
14 Отчасти отражаешь ты Черты Господни. И собою Остаться в бездне темноты Легко ль под синью голубою? Ведь нынче все кресты несут, Как ширпотреб на злые торги, Не признавая Божий Суд, Лишь признавая тело в морге. Мгновенность обречённых злат Снежит глаза и десять истин Сегодня праведно звучат Для тех лишь, кто всебескорыстен.
Всех тех, кто был, и будет свят, Мои слова не исказят.
КЛЮЧ Мои слова не исказят До срока вымеренной сути, Упругий смысл мозгом сжат, Как в градуснике столбик ртути. Каков ты есть, что не твори, Определение возможно, Взгляни в немые словари, Оно сквозит в них непреложно. Поверьте, будет День Суда, Каким ни есть твоё обличье, Ты принесёшь, как мзду туда, Своё паденье и величье.
Бог не безлик - Его черты Отчасти отражаешь ты.
Пятикнижие - Левит
1 Волхвы, погрязшие во блуде, Не знают правд, не слышат бед. Они гудят, подобно груде, На поприще земных побед. Но может и сквозь скопы срамов Пробиться свет, пробиться свет Нисшедший с древних фресок храмов, Хранящий память прошлых лет. Туда, уж, без имен, без отчеств, Идти по светлому пути, С весомой мудростью пророчеств, Которым нас дано спасти.
Тебя с дороги не собьют Кумиры, канувшие в блуд.
2 Кумиры, канувшие в блуд, Нам не расскажут мудрых истин, Они лишь в порох перетрут Тебя, случись ты бескорыстен. Переизбыток пития, На шабаше греховных танцев, Тебя истощит от питья И передаст смертельным пальцам. Ты не внимай им в тишине, Когда они ликуют с башен. Путь замудрённый на вине Кощунствен, зол и очень страшен.
Бывает так, что, как и люди, Всевечность будто бы в простуде.
3 Всевечность будто бы в простуде. Что ж? Может вызвать к ней врача, Чтоб не разворовали люди Благое время сгоряча? Благоволящ перед прибоем Лишь миг, но миг уже другой, Как мы его не нарисуем, Нас может затоптать ногой. На всё есть воля и веленье, Как в Солнце, так же и в Луне. Ответ за каждое мгновенье Держать придется в тишине.
Недаром вечная, сквозь зуд, В сей мир насеяла зануд.
4 В сей мир насеяла зануд Недаром вечность. Может в мире, Лик новый в Слове обретут Они, не исчадясь в сортире. В сортире вечной пустоты, Где ваши недуги и страсти, Порой весомые черты Преображают, хоть отчасти. Пусть воздух силой заражён, Пускай метут вас всех корысти. Дай Бог вам, лишь детей и жён Поуберечь от мрачной быстри.
Живей печального закона, Лишь только мудрость Соломона.
5 Лишь только мудрость Соломона, Пророка, внявшего Тому, Кто с вышины, престола, трона - Всемудрость пояснил ему. Спасёт нас Бог от странной жути, От окружающих страстей. Мы, приближаясь к Божьей сути, Не станем никогда страшней. Взойдут, как жертвы, наши овны К небесным высям, и, Сам Бог, Как не прибудем мы греховны, Простит нам неудачный слог.
Есть истина одна - в ней миг: Постигший Бога - всё постиг.
6 Постигший Бога - всё постиг! Его не выбить с поворота Коварной наглостью интриг И силой рук, свалив до пота. Нет, он тебя не осквернит, Не тронет похотью лукавой, Семьи могучей монолит. Ведь ей позором или славой Мы все обязаны. Она Тесней, чем все иные узы, Во все века и времена Хранила мудрые союзы.
Он, как пророк мудрей закона, Вещает в сумрачные лона.
7 Вещает в сумрачные лона, Сквозь вечность, мудрый Соломон Не для чужды, на для поклона, Не для изысканных икон. Увы, его не слышат люди, Поклонники мгновенных трат Приемлют страсть на этом блуде, Да грязь словесную эстрад. Затосковалась суть во млечность, Как девственница в брачный тик. Внушает ей ведунья вечность Преобразить для мира лик,
Чтоб каждый с нас её постиг Без обольщений и интриг.
8 Без обольщений и интриг Листаешь мудрости Левита, В них боль веков, дорога в них Для понимания открыта. Продумай мудро каждый шаг, Не подыми на брата руку, И друга не столкни в овраг, Создав враждебную науку. Науку правды и любви Всем сердцем, всей душой приемли, Чтоб не окрасились в крови Родные, радостные земли.
Исчахнуть скоро от страданий - Нет всесуровей наказаний.
9 Нет всесуровей наказаний, Чем наказать себя собой. Удел твой радостный и ранний Угаснет в дымке голубой. Ни поминанья, ни надгробья По смерти не оставишь ты, Ища во тьме себе подобья, И искажая им черты. Черты твои скорей от Бога, Чем от материй Сатаны. Иди, но так, чтоб до итога Дойти до нужной стороны.
Как трудно внутрь, из внешних мест, Нести бездумно тяжкий крест.
10 Нести бездумно тяжкий крест Ты обречён всю жизнь - до смерти, За то, что правду дня на лесть Сменил в житейской круговерти. Создав семью, ты заклеймён Семейным бытом, как в хомуте. Не изменяй цветов знамён Ты ни в отчаянье, ни в смуте. Коль выбрал путь, им и иди Наперекор всезлу и сраму: Сотрут ненужное дожди, А нужное - придет ко храму.
Лишь Богу, а не дикой псарне, Служить по правде светозарней.
11 Служить по правде светозарней, Чем прозябать в жакетах зла. Ведь мир, отягощённый псарней, Не раз она от бед спасла. Да, люди часто злы и слепы, Их души, точно мертвецы, В тела, как неживые склепы, Заключены. Но мудрецы, Прозревшие в весомость смысла, При жизни думают о том, Чтоб след их гневом не омылся, Овеян был живым стихом.
Очисться, если дух твой чёрств. Лик Божий правдою развёрст.
12 Лик Божий правдою развёрст, Как синевой ночная дымка, И указатель - мудрый перст, Ведёт туда, чтоб невидимка Лжи, беззаконий, клеветы Не оторвала нас от сути, К благому не сожгла мосты, По счастью, в радости и в смуте. Газеты лгут, трибуны лгут И мы грешим своей природой, Нас расстреляют, в пыль сотрут Законом жадности и модой.
Идти в промежность, Бог прости, Нет бессознательней пути.
13 Нет бессознательней пути, Чем попусту тащиться к цели, Когда она велит идти Сквозь тьму ошибок в мрачном деле. Кибернетический аванс, Ум, вдруг, взорвавшись высоко, С высот карпатских спустит вас Во зло, откинув далеко. И вы, подобьем горных вод, Уйдёте без труда, без смысла, Как будто были вы, но вот Стекли в наклонах коромысла.
Ко сроку, к цели не дойти - До срока умереть почти.
14 До срока умереть, почти, Ты мог бы рано или поздно. Да расползаются пути Перед тобой легко и грозно. Не шум политиков лихих, Не атрибутика тирана - Не омрачит здоровый стих Коварной немощью обмана. Ведь погрузившись в эту суть, Как будто в праздничную тогу, Ты устремишь свой строгий путь К всеведению, точнее, - к Богу!
Иди, исчахнут в пересуде Волхвы, погрязшие во блуде.
КЛЮЧ Волхвы, погрязшие во блуде. Кумиры, канувшие в блуд. Всевечность, будто бы в простуде, В сей мир насеяла зануд. Лишь только мудрость Соломона: Постигший Бога - всё постиг. Вещает в сумрачные лона Без обольщений и интриг. Нет всесуровей наказаний: Нести бездумно тяжкий крест. Служить по правде светозарней, Лик Божий правдою разверст.
Нет бессознательней пути - До срока умереть почти.
Пятикнижие - Числа
1 Когда Бог тебя возвысил, Твой выбор был не прав, не верн. И Сатана не зная чисел, Дал плод тебе, чтоб ты стал черн. Сожги в себе тельца и овна, Тельца греха и овна зла, И ты возвысишься духовно, Как бы не ярилась хула. Ты б мог, подобно Моисею, Стать иль пророком, иль вождём, Идя по ветренному свею, По тропам политых дождём.
Толпе шумливой благо-весть Ты смог бы славно перенесть.
2 Ты смог бы славно перенесть Все тяготы и все невзгоды. Возьмись вести, коль надо весть, Людей из рабства в мир свободы. Господь всё видит сквозь века, Все наши помыслы и чувства. И коль дорога далека, Преодолеть её - искусство. Навстречу ветру и любви, Навстречу радостному благу Иди по сечи, по крови, И не сменяй свою отвагу.
Храни, чтоб чёрт года не скрысил, Переизбыток мудрых чисел.
3 Переизбыток мудрых чисел Хранит все тайны бытия. Бог веденьем тебя возвысил, Читай их, правды не тая. Читай их без имён и отчеств, Без восхваленья и хулы. И ясный мир твоих пророчеств Поймут, быть может, те, кто злы. Утихнут войны, смолкнут трубы, Кровь остановит бег из ран, И, может быть, впервые губы Откроют души, как спецхрам.
И все поверят, скинув лесть, В добро или благую весть.
4 В добро или благую весть Пророки верили с рожденья. Для них, служить им было в честь, На мудрой пахоте прозренья. Увы, ведь манною с небес Кормить не станет Бог от века, Чтобы к всеведенью чудес Опять принудить человека. Он должен сам себя найти, Как не трудно порой начало. Будь мудр и ты к концу пути, Не пав с двух ног своих устало.
Нашёлся б ты душой и телом, Когда бы Бог нашелся делом.
5 Когда бы Бог нашелся делом, Ты смог бы Богу стать слугой В Его всеведенье умелом, В Его всеблагости святой. Не усомнился б ты с оглядкой: "А вдруг не вынести пути?.. А с боку можно жизнью сладкой Прожить, не мудрствуя, почти". Конечно, можно, но в итоге, Как ты не канешь в суету, Ты вспомнишь всёравно о Боге, Обрушась в бездну на мосту.
Бог внял от всепаденья в ночь, Чтоб снова мерзость превозмочь.
6 Что б снова мерзость превозмочь, Бог не придет когда попало. В пустыне зла настанет ночь, Ты сам к Нему взовёшь устало. С душой взовёшь, и лишь тогда, Пустыня превратится в пашни, И чёрных облаков гряда Расступиться, как своды башни. Услышишь ты могучий зов Из храма звездного пространства: Нет в мире звуче голосов, Нет в мире страше постоянства.
Он позовёт. Помочь ведь делом Ты б смог Ему, в порыве смелом.
7 Ты б смог Ему в порыве смелом, Ему, Сошедшему с небес, Быть верным и душой, и телом, На вечной пахоте чудес. Ты смог бы повести смиренных В края не знавшие золы. Ты б смог, уйдя от тягот тленных, Уйти от мерзкой, злой хулы. Ты б смог бы, верь, необычайно Преобразить себя всего, Чтобы тебя избрала тайна Пророком слова своего.
Ты смог бы, будь то день иль ночь, Своим деянием помочь.
8 Своим деянием помочь Ты смог бы и себе, и Богу. Не вседлина сплошная ночь - Быть свету! И ему дорогу, После невидимой ночи, Всеосвещать легко и ясно, Подобно пламени сечи, Что зажигают не напрасно. Да будет свет! Да сгинет тьма! Сложенье чисел предвещает Приход добра в границы зла, Когда луч света тьму пронзает.
Ах, как бы мы на свете жили, Когда бы Бог в добре и силе?..
9 Когда бы Бог в добре и силе Собрал бы всю святую рать, В той рати воины хранили Завет: за Бога умирать! Но умереть уж слишком просто, И потому, иди один, Как Моисей, ведь не от роста Зависит суть, не от седин. Как не могуч, но коли, нету Паденья тени со столба, Безлико ты пройдешь по свету С клеймом глупца и всераба.
Не будь им, Бог не зря велик, Прозрел на землю тайный Лик.
10 Прозрел на землю тайный Лик Бог в грозный час, когда народы Сошлись в бою, и разный стык, Мог стать последим днём свободы. Уйди от глупых частных дел, И гордый сомн своих прозрений, Спаси, порядочен и смел, Для славных дел. И ты свой гений Изобличишь, как Божий Лик, А, может, Он вселясь в твой разум, Так делает, чтоб ты привык, Что ты и Он - отныне разом.
Явиться, не делясь на "или", Ты б мог сегодня в новом стиле.
11 Ты б смог сегодня в новом стиле Явиться людям, Бог в тебе Вместился в полной Своей силе. Ведь с Богом рай и в шалаше. Ведь с Богом рубище и посох Не наказанье, а удел. Иди, пророк, купайся в росах, Свободен, радостен и смел. Бери с собой святые числа, Неси их к людям далеко, Чтоб в них всемудрость не прокисла, Как в старых банках молоко.
Иди и помоги в сей миг Начать их день, как свой язык.
12 Начать их день, как свой язык, Всеприобщась к святому благу, Ты можешь сам, коль ты привык Ценить добро, любовь, отвагу. Зачем от водки и вина Болеть, коль есть пути иные Туда: где вечная страна Покоит глади голубые; Где нет ни войн, где нет пальбы; Где нет ни палачей, ни судей; Где не решат исход борьбы Свирепые огни орудий.
Идти к неправому итогу, Ко счастью, так не нужно Богу.
13 Ко счастью, так не нужно Богу, Чтоб ты без веры шёл к Нему, Иль отравившись понемногу Его предчувствовал в дыму. Нет ничего яснее сути, И ей не нужен серый дым, Чтобы тебе явиться в смуте, И повести путём своим. Коль Бога примешь ты душою, Благополучно разум твой Его воспримет, и толпою Не омрачится облик в зной.
Иди, иди сквозь душу к Богу, Найди к Нему свою дорогу.
14 Найди к Нему свою дорогу, К Всевышнему, и сможешь ты Хоть запоздало, хоть к итогу, Преобразить свои черты. Водил не даром по Синаю Все сорок лет народ свой вождь, Чтоб раб, подавшись в его стаю, Познал бы праведность и ложь: Черты, прообразы, остатки Неподходящей немоты, И рук немые отпечатки, У лба от рабской дурноты.
Будь мудр у этих древних чисел. Когда бы Бог тебя возвысил.
КЛЮЧ Когда бы Бог тебя возвысил, Ты смог бы славно перенесть Переизбыток мудрых чисел В добро или благую весть. Когда бы Бог нашёлся делом, Чтоб снова мерзость превозмочь, Ты б смог Ему в порыве смелом Своим деянием помочь. Когда бы Бог в добре и силе Прозрел на землю тайный Лик, Ты смог бы людям в новом стиле Начать их день, как свой язык.
К счастью, так не нужно Богу. Найди к нему свою дорогу!
Пятикнижие - Второзаконие
1 Всемудрость книг - святые чтива, Объемлют жизнь. Она, увы, Течёт то прямо, а то криво Рекой с истока головы. А если жизнь начать от сердца, То можно бы прочесть прямой, Взяв Бога, как единоверца, Во всем, всегда, везде с собой, Почтя великие законы Всемудрой, серой старины. И от сапы, и от короны Мы в этом мире все равны.
Кто в круговерти враг, кто друг - Разрознивай движеньем рук.
2 Разрознивай движеньем рук Приобретенья и потери, И не беги на каждый звук В чужие, запертые двери. Замки висят на тех дверях, Из мрака ты не выйдешь к свету. Всё не расскажешь в двух словах, Как пальцем не свернёшь карету. Да, будет вера. Только в ней Ты ощутишь себя, как надо, У не распахнутых дверей Достигнув рая или ада.
Жизнь наша противоречива, В ней всё уместно, всё речиво.
3 В них всё уместно, всё речиво, В тех, кто пришёл на этот свет. Нет человека без извива, Когда по молодости лет Он начинает путь свой в мире Из раздорожья и - вперёд! Пускай века на звучной лире Ославят в мир его приход. Лишь он родился - тушь не сразу, Над ним всетяготеет рок. И что порой доступно глазу, Бывает зубу и не впрок.
Пойми, с рожденья в вихре мук, Любой значок, щадящий звук.
4 Любой значок, щадящий звук, С рожденья, что ни будь, да значит. И он судьбу из мудрых рук Порою так переиначит, Что сам не знаешь - кто он был, Невзрачный, серый замухрышка. А нынче - воин, полный сил! Всего вобрал он до излишка. Ступает так он, что хоть с гор Валиться снегу до просыпу. А говорит - и разговор, Хоть заноси в бумажью книгу.
Как он в добре, красе и силе, Дай Бог, чтоб все мы в мире жили.
5 Дай Бог, чтоб все мы в мире жили, Как Соломон и Моисей, Что б только ангелы кружили Над нами в сумраке ветвей. Что бы цветы благоухали, После скитаний и пустынь, Пустынь исхода. Что б в овале Лица не проступала линь, Линь возраста. Что бы седины Чело лишь красили, как снег. Что бы не падали мужчины, Заласканные с детских нег.
Дай Бог, прожить нам без вины По ветхим чтивам старины.
6 По ветхим чтивам старины, Дано судьбы своей загадку Нам разгадать до седины, Чтоб жизнь нам не пришлась в накладку. Дай Бог, законы мудрых сил Не исподволь учесть, а сразу, Что бы Господь провозгласил В итоге радостную фразу. Точнее, не слова, а весть, Которой неисповедимо, Он ветхих смог путём привесть, К единству без огня и дыма.
Тогда, пока мы не в могиле, Мы будем при добре и силе.
7 Мы будем при добре и силе, Но не звенеть всезвоном лат, Чтоб кто-то жил, а кто в могиле Преобразился плотью в смрад. Могучий Дух Великих Истин Горит из книг нам, словно свет. Будь добр, мудр и бескорыстен С рожденья до скончанья лет. Свой путь найди не понапрасну И в мир, с надгробья твоего Взойдут цветы, лишь мудрым ясно: Ведь смерть - не значит ничего,
Коль жил ты для своей страны Без ощущения вины.
8 Без ощущения вины Всегда иди с горы на гору, Как Авраамовы сыны, По бесконечному простору, Или, пока ведёт Господь К заветной, нерушимой мете, Что бы невзгоды побороть, И жить, как надобно в завете. Иди, и, может быть, твой ход Почти в полёт преобразится. И если небо позовёт, Взлетишь ты в небо словно птица.
Сотворено всё то, что с нами, Да, Бога умными руками.
9 Да, Бога умными руками Не словишь, как и тень свою. Хотя Всевышний вечно с нами В борьбе, работе и в бою. Но надобно ль сражаться ныне, Когда история, порой, Кричит, вопит, как на помине, О том, что не купить войной Ни доблесть, ни покой, ни славу? Не даром мудрый Моисей Глубокой верой, всю ораву, Сдержал и спас от напастей.
Ведь правду часто на земле Не ощутишь в кромешной мгле.
10 Не ощутишь в кромешной мгле Ты правоты своей до срока. Зачем идёшь ты по земле: Для развлечений иль для прока? Пророки - светочи времён, Лишь вам дано открыться Богу, Чтобы, собрав под сень знамён, Вести народ во свет-дорогу. От смут воспрянул и Синай, Хранящий память древних сводов, Когда народ из края в край Искал себя среди народов.
Найди и ты себя. Не за горами, Бог здесь, Он в каждом сердце с нами.
11 Бог здесь, Он в каждом сердце с нами, Он часть тебя и часть меня, Нет ничего под облаками Священнее Его вседня. Придёт пора, Он образ явит, Но каждый, кто Его узрит, Уж, запоздало не прославит, Поскольку Дух Он, а не вид. Не облечён Он ярким телом, Красой и пышностью волос, Но Он во всем в едином целом, И вперемешку, и в разброс.
Ведь Он всех нас ведёт во мгле, Как самый Сущий на земле.
12 Как самый Сущий на земле, Запечатлел Бог мудрость в знаки. Открой же Книгу на столе И разберись, чтобы в просаке Не оказаться до конца, Когда всех призовёт к ответу Святая воля мудрого Отца. Верны ли мы Его завету? Второзаконием своим Он предрешил давно от века, Как людям жить, как надо им Не пасть во звании человека!
Пора придёт. Явит черты Бог, в немом царстве темноты.
13 Бог, в немом царстве темноты Невиден в телескопах века, Его великие черты Рисуют руки человека. Не выражают образа, В кощунстве яркого соблазна, Его великие глаза, Светящие многообразно. Лишь сердце бьётся в такт Ему И в этой музыке бивучей, Тебе придётся самому Его представить для созвучий.
А Сам, до маленькой черты, Читает нас, как вселисты.
14 Читает нас, как вселисты, Бог от рожденья до кончины, Но сквозь незримые черты Не явит облик для витрины. Отец рождённых в муках чад, Пока мы дышим, в нас Он прочен. Он в нас для блага всеначат, И в нас до таинства заточен. Он - мы, а мы, наверно, Он! Нет на земле законов выше, Чем чести праведный закон Им явленный нам из всетиши.
Не даром так гласят красиво: Всемудрость книг - святые чтива!
КЛЮЧ Всемудрость книг - святые чтива, Разрознивая движеньем рук. В них всё уместно, всё речиво, Любой значок, щадящий звук. Дай Бог, чтоб все мы в мире жили По ветхим чтивам старины, Мы будем при добре и силе, Без ощущения вины. Да, Бога умными руками Не ощутишь в кромешной мгле. Бог здесь, Он в каждом сердце с нами, Как самый Сущий на земле.
Бог, в немом царстве темноты Читает нас, как вселисты.