Давыдов Д.Г., Чмыхова Е.В. : другие произведения.

Обзор зарубежных подходов к созданию компьютерных систем профориентирования

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Давыдов Д.Г., Чмыхова Е.В. Обзор зарубежных подходов к созданию компьютерных систем профориентирования // Международная научно-практическая заочная Интернет-конференция єВыпускник на рынке труда". Москва, 20.02.11-30.04.11.


   Давыдов Д.Г., Чмыхова Е.В. Обзор зарубежных подходов к созданию компьютерных систем профориентирования
  
   Обзор зарубежных подходов к созданию компьютерных систем профориентирования
  
   Конкурентноспособность выпускника во многом зависит от правильной профессиональной ориентации при поступлении в вуз и в ходе учебы. Процесс профориентирования осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Об актуальности данной проблемы красноречиво говорят цифры статистики. 40-60% выпускников трудоустраиваются не по специальности (данные Минтруда России). В будущем же, по расчетам социологов Высшей школы экономики только 20-35% обладателей дипломов смогут найти работу по своей профильной специальности.
   В России сложилась своеобразная система трудоустройства молодых специалистов. Большая доля молодежи, учащейся в вузах в вопросе трудоустройства рассчитывает, прежде всего, на помощь родителей, близких родственников (73%) и друзей (72%). Далее по популярности идут СМИ и Интернет (57%), а также "хождения по фирмам" (54%). 50% студентов собираются воспользоваться помощью рекрутинговой фирмы/агентства, 45% надеются на эффективную отдачу от своих резюме, отправленных по почте. При опросе самих выпускников выявлена еще более характерная картина: Только 21% опрошенных выпускников вузов смогли трудоустроиться без какой-либо посторонней помощи, остальным (т.е. подавляющему большинству) в поиске работы помогли родители, близкие родственники (50%) и друзья (44%). Куда меньшая часть опрошенных пользовалась услугами бирж труда (9%) и специализированных агентств (13%), лишь 11% респондентов отправляли свои резюме по почте. В целом, приведенная статистика создает впечатление, что система профориентации студентов вузов слабо связана с реальным жизненным выбором выпускников. Об этом говорит и существующий на рынке труда значительный "профессиональный перекос": переизбыток кадров одних специальностей, и острый дефицит других.
   В свое время на решение этой проблемы была направлена "Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования", разработанная в 2000г. Министерством образования и Министерством труда и социального развития РФ, которая предусматривала создание в системе образования службы профессиональной ориентации, помогающей в выборе специальности, образовательного учреждения, сферы деятельности, соответствующих личностным особенностям абитуриентов, обучающихся и молодых специалистов. Ей же предусматривалось и создание системы информирования абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг, помогающими решать конкретные вопросы трудоустройства.
   В настоящее время, во многих вузах созданы и активно функционируют Центры карьеры. В своей деятельности они активно применяют более или менее современные методы диагностики, индивидуальные и групповые консультации и др. Однако на эффективности этих деятельности этих Центров сказывается именно отсутствие качественных систем информирования, позволяющих не только оценить личностные качества и навыки будущего специалиста, но и учесть реалии рынка труда. Существенным препятствием развития профориентации является и то, что она, как правило, использует словесные, декларированные методы, без представления студенту возможности сделать выбор из числа реальных альтернатив с использованием конкретный и актуальных критериев. В этой ситуации представляет интерес опыт зарубежных стран по использованию компьютерных технологий в целях профориентации.
   В общем виде, информационные компьютерные технологии (ИКТ) позволяют собирать, систематизировать и обновлять данные о реальных запросах рынка труда, о важных характеристиках профессий и условиях труда (моделируя тем самым варранты выбора), учесть индивидуальные характеристики и интересы студента.
   В подавляющем большинстве развитых стран вопрос профориентации пределен на государственном уровне. Соответственно, проблемой внедрения ИКТ занимаются межгосударственные, государственные и общественные организации. В Европе такая работа ведется в рамках проекта LENARDO DA VINCI, девиз которого звучит так: "Новые навыки для лучшей работы". Проект был запущен в 1996 году и для его реализации создан создан комитет Leonardo da Vinci (это один из комитетов ЕС по образовательным программам, созданный для руководства программами по профессиональному образованию). В его работе помимо представителей национальных агентств принимают участие представители работодателей и профсоюзов. Комитет Leonardo da Vinci - это программа сотрудничества, направленная на улучшение профессионального образования, и действующая через международные проекты. Поддерживают создание новых форм (методику, учебные программы, материалы по обучению), зарубежную практику, командировки различных целевых групп и т.п. Проект является частью новой программы Европейской комиссии Lifelong Learning Programme ("Обучение в течение всей жизни"). Интересно, что одним из актуальных направлений работы комитета является исследование возможности использования ИКТ в профориентации.
   В Польше для помощи в профориентации используется компьютерная программа Doradca 2000 (Counsellor 2000). Эта программа позволяет проводить многосторонний анализ и содействовать клиентам в выборе профессии и карьеры.
   Вопросами профориентации с использованием компьютерных технологий в тесном сотрудничестве занимаются и Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития в Европе и, Ассоциация компьютеризированных систем информации по вопросам карьеры (Association of Computer-based Systems for Career Information (ACSCI).
   Эта же проблема неоднократно становилась предметом исследований Международной ассоциации по образованию и профориентации (International Association for Educational and Vocational Guidance), которая издает журнал по той же тематике (International Journal for Educational and Vocational Guidance).
   Система профориентации в США стала частью образовательной системы. В настоящее время, США лидирует по количеству внедренных компьютерных ситем профориентации. Американскими исследователями активно изучаются вопросы эффективности использования компьютеризированных систем профориентации в работе консультантов. В последнее время применение таких систем расширяется. Например, процент учащихся средней школы (американской, high school), использующих компьютеризированные источники информации по вопросам карьеры, выросло с 27% в 1984 году до 57% в 2002 году. Кроме того, последние данные говорят о том, что 1 из каждых 5 американцев получает информацию по профессии из сети, и что более 4 миллионов пользователей делают это ежедневно. Большое количество компьютерных систем, предоставляющих информацию по карьерным вопросам (Internet-delivered computer-assisted career guidance (CACG) systems) было введено именно в последнее десятилетие.
   В международных исследованиях анализируются механизмы влияния компьютерных систем профориентации на выбор клиентов, исследуются ожидания клиентов в отношении таких систем, их воздейцствие на выбор клиентом решения его проблем и необходимость учета консультантами предпочтений клиентов перед использованием ими таких систем.
   Проблемой компьютеризированной профориентации активно занимаются вооруженные силы разных государств. Так, в открытых источниках появилась информация о 5 компьютеризированных систем профотбора в целях рекрутинга для вооруженных сил. ("Компьютеризированные системы профориентации (КСП): оценка систем для их использования в целях отбора в армию").
  
   История компьютерных систем профориентации (CACGS) включает в себя следующие этапы развития:
   1. Концептуальные и ранние исследования.
   2. Командные CACGSs.
   3. Свободные CACGSs.
   В этой же статье, приведено описание тенденций, которые будут влиять на эти системы:
   1. Появление новых игроков в развитие CACGSs.
   2. Исследования, направленные на простоту использования.
   3. XML, гибридизация и создание программ под несколькими брэндами.
   4. Интенсивное коммерческое и использование и повышение рентабельности.
   5. Усиление защиты авторских прав.
   6. Рост рынка открытых программ.
  
   Кроме того, отмечаются некоторые угрозы, связанные с распространением компьютерных средств профориентации. Прежде всего, это опасность "депрофессионализации", возможном участии в профконсультировании лиц с недостаточной квалификацией и опытом. Кроме того, предполагается угроза снижения числа клиентов в традиционной сфере консультирования и, в следствии этого, потери консультантами работы. Кроме того, при использование компьютерных ситем, снижается степень конфиденциальности.
   Ниже приводится обзор компьютерных программ, используемых в профориентировании.
   1. Bridges Choices Explorer and Choices Planner.
   Это программа для получения самой последней информации по профессиям, такой, как зарплата, требования по образованию и тенденции рынка труда.
   2. Chronicle Career Library of Occupational Briefs.
   В программе представлена информация по более чем 2000 профессий, включая 650 четырехстраничных всесторонних описаний профессий. При этом осуществляется распределение профессий от тех, что требуют диплома средней школы или менее, до профессий с высшей квалификацией.
   3. DISCOVER Program (American College Testing Program)
   DISCOVER - это интернет-программа по планированию образования и выбору профессии. Она осуществляет информационную поддержку и руководство в выборе профессии. Она основана на исследовании оценок важности профессий, мировой карты работ, а также всестороннем исследовании процесса руководства выбором профессии и наличием полной текущей информации.
   4. EUREKA.
   Это мощная, дружественная для пользователя компьютерная программа, содержащая огромное количество ценная информации по профессиям (описание, оплата, перспективы, подготовка, необходимые навыки и т.д.).
   5. Facts on File.
   Это онлайн база данных. Она представляет из себя курс обучения, интерактивную базу, покрывающую широкий диапазон предметов, таких, как история, вопросы карьеры, литература, география и другие. База по каждому из предметов предоставляет большое количество соответствующей информации с гиперссылками, цитатами и широким диапазоном источников для преподавателей с возможностью распечатки. Вся информация регулярно пополняется.
   6. SIGI-3 (the System of Interactive Guidance and Information).
   Это быстрая и легкая в использовании программа, помогающая в выборе профессии. Особенностями ее являются:
   - средства, помогающие оценить себя;
   - настраиваемые средства поиска профессии;
   - методики помощи по подготовке к работе;
   - пошаговая помощь в достижении выбранной цели.
   7. Vocational Biographies Online.
   Биографический справочник по карьерам 1001 персон со всей Америки.
   8. WinWay RИsumИ program.
   Программа, помогающая правильно написать резюме.
   9. Military Occupational and Training Data (MOTD)
   Данная компьютерная база данных описывает разнообразные профессии и возможности обучения в Армии, Флоте и ВВС США. Информационный центр кадровых ресурсов Министерства обороны США поддерживает ежегодное обновление банка военных профессий.
  
   http://www.ecsoc.ru/db/msg/15067/ Сайт Центра трудовых исследований Государственного университета - Высшей школы экономики
   http://www.diplom4rabota.ru/ Портал трудоустройства выпускников государственных вузов Российской Федерации
   http://www.diplom4rabota.ru/ Портал трудоустройства выпускников государственных вузов Российской Федерации
   http://ec.europa.eu/education/programmes/llp/leonardo/index_en.html
   http://www.leonardo.org.uk/
   http://www.lifelonglearningprogramme.org.uk/
   The use of ICT in vocational guidance: Expert advice. Skills and Training to Develop. WPA3 Final report by the National Institute for Careers Education and Guidance, United Kingdom, 2005. http://www.derby.ac.uk/files/icegs_review_of_literature_on_the_use_of_ict2005.pdf
   VET in Europe - Country Report. http://libserver.cedefop.europa.eu/vetelib/eu/pub/cedefop/vetreport/2009_CR_PL.pdf
   http://www.acsci.org/
   http://www.iaevg.org/iaevg/index.cfm?lang=2
   http://www.profosvita.org.ua/ru/experience/usa.html?from=rss_week
   Training Counselors to use computer-assisted career guidance systems more effectively: a model curriculum. http://www.allbusiness.com/human-resources/careers-job-training/463119-1.html
   Client anticipations about computer-assisted career guidance system outcomes http://www.allbusiness.com/human-resources/careers/583565-1.html
   Computerized Vocational Guidance (CVG) Systems: Evaluation for Use in Military Recruiting. http://stinet.dtic.mil/oai/oai?verb=getRecord&metadataPrefix=html&identifier=ADA139527
   A History of Computer-Assisted Career Guidance Systems. http://vocationalpsychology.com/essay8CACGSs.htm
   http://vocationalpsychology.com/carson.htm
   http://access.bridges.com
   http://www.ChronicleCareerLibrary.com/login
   http://www.act.org/discover/overview/
   www.eureka.org
   http://fofweb.com/
   http://www.sigi3.org/
   http://www.vocbiosonline.com/login.php
   http://www.damngood.com
   http://webdata.xwalkcenter.org/ftp/download/military/motd2002.pdf
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"