Пока кризис не миновал, надо надеяться только на себя. Так подходят к вопросу нормальные люди. А остальные, по прежнему, верят в государственную политику решения социальных вопросов и адресную помощь.
Исправить безысходное положение в 2011 году на более позитивное представляется сомнительным.
Потому .... Что социальной политики в России на сегодняшний день две: одна - у власти. Она заключается в словах министра финансов: "Ребята, лишних денег нет!!".
Другая - у народа: "Не учите нас жить, лучше помогите материально!".
Социальной политики у нас практически нет. Помните, что заявлял В.В.Путин три года назад? Правильно: увеличении ВВП в два раза в течение 10 лет. То есть было сказано, что увеличится ВВП, но за пределами его президентского срока. (То есть , спрашивать теперь надо с Д.Медведева.)
Нынешний зампремьера по социальной политике только выбран, а значит дел в ближайшее время не увидим.
Хотя, предыдущий зампремьера, Матвиенко старалась что-то сделать в этой области, но, она была практически в той же роли, что нынешний, когда говорила, что она ничего не может, что она бы с радостью, но где взять на всё про всё деньги? А стабализационный фонд был наглухо опечатан.
1.Программа "на троечку" (социальные расходы бюджета на 2011 год).
В мировом сообществе Государственные расходы грубо делят на две категории: на те расходы, которые направлены на выполнение "традиционных" функций государства (оборона, управление, правопорядок) и на выполнение "социальных" функций (качество жизни граждан или развитие интеллектуально-человеческого потенциала).
На выполнение "традиционных" функций обычно расходуется 10-15% средств, а на "социальные" функции - 70%.
Посмотрим по Москве. Исходя из прогнозируемых финансовых ресурсов общий объем расходов бюджета города Москвы на 2011 год определен в размере 1 292 887,1 млн.рублей.
Расходы на социальную сферу (без учета инвестиций) в 2011 году планируются в объеме 591 454,8 млн. рублей
То есть бюджет 2011 г. социальным не является.
И еще одна цифра. У 75% населения нет денег на образование, на связь, на получение доступа к культуре, на отдых, на платное здравоохранение. Внутренний рынок не развивается из-за малых инвестиций. Этому мешает кризис.
Нынешние олигархи, отдыхающие за границей, ничего не дадут нашим бедным и нищим гражданам. Выходить из тяжелого положения нам придется самим десятки лет. Если не будет развития среднего и мелкого бизнеса неоткуда будет взять деньги. Нам надо поднять средний класс.
Параллельно решить вопрос о квалифицированных кадрах. Вы заметили сколько летом отправлялись обратно, в глубинку, приезжих?
Один мой знакомый расстроился выезду дешевой рабочей силы из Москвы.( Его понять можно, он занимается строительством.) Объяснял мне, что если встанут стройки, то встанет всё. Спад строительства и производства затронул предприятия всех форм собственности. В результате происходящих сдвигов, накопленный капитал стал активно изыматься и перераспределяться в непроизводственную - торговлю, посредническую деятельность и т.п.
Тенденция к маргинализации - рост численности бомжей, профессиональных нищих, по-моему осталась на прежнем уровне.
В стране насчитывается 300 тыс. "кормящихся" поборами с торговцев, более 1 млн.(по официальным данным) подростков, которые не учатся и не работают (приводится и другая цифра - свыше 2 млн.). Более того, "семья" российских маргиналов пополняется иностранцами - выходцами из стран Азии, Африки, Ближнего и Дальнего Востока. Виной кризис? Спорный вопрос.
То, что сегодня творится в жилищно-коммунальном секторе, никак нельзя назвать "социальным". Безусловно, власть столкнулась с тем фактом, что действующие правовые нормы дают развернуться нечестным предпринимателям. Застойщики и банки хотят зарабатывать на жилищном деле. Появились пирамиды, вернее, их количество не снизилось. Здесь каждый обманутый дольщик выплывает, как может.
Чтобы заставить людей оплачивать "излишки" жилплощади поменяли социальный норматив - с 18 кв.м. жилой площади на одного человека на 15 кв. м. Таким образом, "излишки" вырастут у всех, а особенно у одиноких людей. Ну и плата в три раза за "излишки", конечно. И число выселенных людей, которые будут не в состоянии платить резко возрастёт.
Россиян освободили ещё от одной гарантии - права на жилье.( Логика отказа государства от социальных обязательств не вяжется с построением демократического общества.)
И главное, власть, обладая миллиардными финансовыми ресурсами не умеет грамотно ими распорядиться. Возьмем пенсионный фонд. Сначала из него "вытащили" материнский капитал( мамам платить надо, если обещали?), потом растащили на новые проекты (Сколково, РЖД и т.п.). И что мы имеем?
По итогам 2010 года при инфляции в 11,7% Внешэкономбанку (основному держателю пенсионных денег) удалось заработать на них 5,4% годовых. То есть, реальная доходность - минус 6,3%, что финансисты называют "отрицательной доходностью", своего рода российское ноу-хау (данные - журнала "Профиль" Љ 48 стр.64) Тогда, о какой эффективности пенсионной системы мы можем говорить?
Это все прекрасно знают, закрывают глаза и начинают говорить о том, что реформа идет в правильном направлении. В каком? Если подробно её проанализировать, то получается, что она направлена не на защиту гражданина, а на получение прибыли для отдельных чиновников.
Глава Пенсионного фонда России Г.Батанов уверен, что рано или поздно пенсионная реформа сможет обеспечить пенсионерам сносную жизнь: "Наши расчеты показывают, что к 2027г. пенсии станут достойными, т.к. к этому времени коэффициент замещения заработной платы должен достичь 40-60%. Сейчас этот показатель 28%. Конечно, многие не доживут, но когда-то надо начинать реформировать систему. Только бы ситуация не ухудшилась". Очень обнадеживающие слова.
В рамках пенсионной реформы было внесено ещё одно замечательное предложение: "увеличить пенсионный возраст мужчин с 60 лет до 68, а женщин - с 55 до 63 лет". Здорово, вот что обрадует чиновников - так введение такого пенсионного возраста, до которого мало кто доживёт! (Продолжительность жизни мужчин как раз закончится до пенсии)
Опыт предыдущих пятнадцати лет рыночных реформ, продемонстрировавший полную неспособность большинства граждан России к защите своих прав. (Социальную проблему, которая существует в России нельзя назвать чисто экономической. На самом деле, ни одна проблема не может быть решена в стране, пока у неё не будет политической идеологии решения.)
Проводя политику "налога на всё", государство озабочено лишь экономическим положением крупного бизнеса и фактически не интересуется условиями выживания основной части населения.
Что касается двойного налогообложения, то он затрагивает буквально все.
(С тех пор как все экономические и социальные показатели ухудшались год от года, Госкомстат начал рапортовать о сокращении доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного уровня.
Получается, что от снижения доходов все время страдали зажиточные, это достойно внесения России в книгу рекордов Гиннеса - такого еще нигде не бывало, чтобы бедные богатели, а богатые беднели. Госкомстат "снизил" долю людей за чертой бедности до искомых 20-25% населения (речь идет о доходе в 2363 рублей). Как в анекдоте, в котором на вопрос: "Сколько будет дважды два?", следовал ответ: "А сколько вам нужно?", т.е. сколько надо, столько и будет. Естественно, что доходы медленно растут на 5-15% в год, но прибавка к 2363 рублям максимальных 350 рублей ничего не меняет.)
Что делать? Преодоление бедности и кризиса должно быть связано с реализацией региональных программ по восстановлению промышленности и производства( строительства в первую голову), переобучения рабочей силы, внедрения новых технологий, т.е. создание хорошего рынка труда. Иначе говоря, речь идет об инвестициях государства в развитие народного хозяйства.
Жаль, что у чиновников другие виды на распухший от денег стабилизационный фонд. Сколько предлагалось нашими академиками, учеными, инженерами потратить всего 1-1.2 млрд. рублей на развитие наукоемких отраслей - источник общественного благополучия? Сколкову повезло....
Зато Кудрин постоянно пугает увеличением инфляции в случае расходования средств бюджета. Ведь, так очевидно, интеллектуальное производство - прибыльное. Оно в десятки раз окупится, а образованное население (люди с высшим образованием и научными степенями бросят рыночную торговлю и вернутся в лаборатории).
Правительство, похоже, обеспокоено лишь тем, чтобы вовремя дать денег то шахтерам, по авиадиспетчерам, то военнослужащим и совсем не занимается борьбой с коррупцией, воровством и т.п.
Расслоение общества идет в сторону увеличения бедных, социально обделенных людей. (Вопрос заключается не в статистических показателях , а в том, что само население чувствует себя обделенным. Пособия, которые выделяются на эти цели правительством, увеличивают рост доходов семьи на уровне 1-5%. Это смешно.)
2.Выводы. Жить уверенно! Это как?
Для настоящих реформ, в условиях кризиса, проводимых правительством, характерны несистемность и внутренние противоречия: постоянный конфликт между правом и возможностью их реализации.
Отсутствие правового поля (кто же конкретно ответит за провалы прошлых целевых программ?) ухудшает социальные проблемы. Остается не решенным вопрос о сочетании этих программ с вступлением России в ВТО. По данному вопросу нет внятной информации. А хотелось бы...
В России не решена проблема рынка труда, отсюда и все сложности с бедностью, и с такой убогой социальной политикой. В России нет этого самого социального рынка (Люди вынуждены постоянно подрабатывать, искать какие-то дополнительные источники существования, чтобы обеспечить себя и свою семью. Ситуация при которой почти половина населения страны имеет вторичную, третичную занятость - ненормальна, она просто абсурдна.)
Будет ли защищен российский рынок труда? Грозит ли увеличение безработицы? Что будет с накоплениями граждан? "Русь, куда же несешься ты? Ответь? - Нет ответа". ( Гоголь. "Мертвые души").