Этот текст одобрен к распространению, как способствующий делу С. Лукьяненко.
Этот текст запрещён к распространению, как способствующий делу С. Лукьяненко.
Причин, чтобы идти на этот разрекламированный вусмерть по радио\тв\интернету шедевр и "прорыв" отечественного кинопрома (Боже, храни ца... Михалкова!), не было.
Каждый чертов день я проходил мимо ближайшего кинотеатра, с рекламных щитов которого на меня лупилась похабная рожа Хабенского наперевес с явно спертой с нашей лестничной клетки, газоразрядной лампой. Мысли меня при этом посещали разнообразные, от гнусавящего американским акцентом вопля "MUST SEE!", до вполне скептического мировоззрения в стиле дзен - "что бы не сделали, дерьмо однозначно". Ситуация неопределенности также усугублялась недостатком денежных знаков, и тем фактом, что морозить свою драгоценную задницу в чудовищно кондиционированном кинозале в одиночку не хотелось. Плюс ко всему прочему, о самой книге "Ночной Дозор", я знал только из синопсиса, напечатанного на заднике оного издания. Надо сказать, оный синопсис вызвал у меня стойкую тошноту.
Однако, откуда не возьмись, появились санитары в лицах моих давно почивших с миром на сессии, друзей, схватили под белы рученьки, и.. аккурат 10-го числа, я, от нервозности (получилось или провал?!!!) чуть не заглатывая трубочку из стакана с кока-колой, приступил к плановому просмотру Первого Российского Фантастического С Применением Высоких Технологий и Сногсшибательных Спецэффектов, Боевика.
Даешь! Ура! Смерть буржуям!
Собственно, так сразу и сказать-то не могу, чего я ждал от этого фильма...
Итак, начинается всё с превеселой баталии, между, как выразился ненавистный утробный ОРТшный голос, Рыцарями Света и Рыцарями Тьмы. При этих словах, скулы мои свело судорогой и я еле-еле подавил желание сблевануть в тазик попкорна. "Ну всё, дождались Бабы-Яги в ступе" подумал я, "банальнее придумать, конечно, не смогли". Рыцари, надо сказать, одеты были совсе-е-ем не по-русски, если я что-то понимаю в доспехах, но это ничего, это можно простить. Сама битва сделана была очень на уровне, даже, как мне показалось, сочнее, динамичнее и реалистичнее, чем пресловутый "Властелин К". Так что, к моменту, когда на экране в разгар веселья рубилово заморозилось в slow-mo, а камера сделала вокруг этого стильный облёт а-ля "Матрица", я малость успокоился и расслабился - по крайней мере, стало ясно, что часть денег грохнули не в пустую (то есть, оставили чуток актёрам на опохмел).
Потом нас быстренько вводят в курс истории Антона Городецкого и весьма очаровательной бабули, практикующей народную медицину по живому телу. В результате, нам дают полюбоваться секундной позировкой компьютерного тигра и наглядной картиной переусредствования с галлюциногенными грибами (бабуся, да кто ж так камлает? Дай я покажу...). Хотя, надо признать, снято на уровне - замедление, нагнетание ужаса (немалую роль играет объемный звук). Никаких претензий.
Те, кто читал арыгинал, сразу врубается в чем сюжет. Я не читал, поэтому грешным делом, подумал, что Хабенский - "хороший вампир". Ан нет, он только подражателем оказался... Постепенно сюжет накручивает обороты, приковывает внимание к происходящему на экране. Сцена в метро - бесподобна - так оно всё есть на самом деле. Довольно забавно показана вампирья жажда - этакий кроссовер ломки и опьянения, в америкосовских боевиках я такого ещё не видел, равно как и то, что вампир видит кровеносные сосуды на теле жертвы: этот спецэффект явно слямзен из "Невидимки".
Глумливая рожа Лагутенко органично ассоциируется с маньяками-парикмахерами из его же песни-клипа "Утекай" (Running with scissors, Чувак, ау, где вы?). Сцена боя не по-американски жестка (прощайте, Рэмбо и Дольфы Лундгрены, которые даже после удара о чугунный унитаз умели сохранить грим и кости с кожей в целости), и не по-русски стильна и зажигательна. Напряжение режиссер выдерживает, а находка с зеркалом достаточно оригинальная. Особо отмечу озвучку - реально слышно, как ломаются кости, рвется кожа и мясо.
В это время, пока Городецкого мордует пара вампиров-хиппи, к нему на помощь несётся чудо-грузовик "ГорСвета", который весьма харизматично ведёт себя на дороге, чуть ли не как автобус "Чёрный Рыцарь" из Гарри Поттера - эффектно поворачивает, в рапидных съемках кувыркается через головы пешеходов. Опять в это же время, над Москвой 487-ю серию подряд, терпит крушение самолёт. Падает он, конечно же, не просто так - оказывается, только вы мне не поверите, над посланными на хуй людьми крутятся такие офигенные смерчи из ворон, и если тебя послали ОЧЕНЬ сильно и ОЧЕНЬ далеко, такой смерч может разрастись, и вокруг тебя будут происходить всякие катаклизмы крупного масштаба: ну там, землетрясения, цунами, теракты, подорожание презервативов и массовое выпадение лобковых волос у населения. Вот. И с одной девушкой в фильме такое случилось. Вокруг неё все мерли.
События развиваются под забойный музончик, в общем всё, как у буржуев. Это ли не повод выпить?
Ближе к середине, после хиромантской практики товарища Гесера, фильм сбавляет темп. Больше трёпа, больше соплей, ну там, погружение в сумрак, появление не-лысого Куценко, полёт шурупа с обшивки самолёта, ну там взрыв ТЭС, Фриске в роли Донниковой... Финальная битва с вышеупомянутой газоразрядной лампой и мечом, вынутым Завулоном из собственного позвоночника, показалось мне слабой, за счёт того, что реальные события прерывались флэшбэками рыцарской битвы, а отчасти из-за того, что фактически отсутствовал контакт между Городецким и Завулоном. Финал классический открытый - оказавшийся-живым-сын-главного-героя, он же Великий Иной (так и подмывается переиначить в "Великий Немой"), в отместку папаше уходит на темную сторону Силы... тьфу, ну короче, джедайская история, подразумевающая продолжение (то есть, режиссер унд продьюсер подсадили народ на иголочку, чтобы честно раз в два года выбивать из него деньги - да и актерам работёнка есть).
Итак, подводя выводы...
Русское игровое фантастическое кино редко радовало. Помню, ещё в детстве вывихивал себе челюсти от непреодолимой скуку юношеского приключенческого фильма про Кассиопею - вот видите, даже не помню точного названия. "Сталкер" Тарковского вообще к фантастике на мой взгляд, имеет мало отношения, а так - что же остаётся? "Солярис", "Вий", "Через тернии к звёздам" (который советский прокат не очень-то и жаловал), да сатирически-издевательская "Кин-дза-дза". Ни одного проекта уровня "Звёздных войн", "Терминатора", и... список этот можно продолжать бесконечно. А с развалом Союза ситуация не только не улучшилась, но, в какой-то мере, стала ещё хуже. Новая власть (читай - бандиты ака менты ака олигархи ака один хрен) хотела и хочет смотреть кино только про себя и жисть свою трудовую нелёгкую. Ну ещё шизоид Михалков со своими дореволюционными заскоками нагрел Мосфильм на несколько миллионов со своим поистине кустодиевским лубком "Сибирский цирюльник". Да, с авторским кино всё было в порядке, с боевиками тоже - вот хоть "Антикиллеров" взять. А вот развлекательное фантастическое кино, столь любимое зрителем, по каким-то финансовым причинам (такие спецэффекты и грим наши научились гораздо давнее, чем принято считать), было обойдено вниманием режиссёров.
Лично я не знаю, хорошо или плохо, что экранизируют Лукьяненко и именно "Дозоры", а не скажем, Перумова с его...с его, а чёрт, там любое подойдет.
Но пока я вижу несомненно успех.
Объясню почему.
А) качественная картинка. Хорошая плёнка, грамотное использование нуаровых синих светофильтров, и прочее.
Б) Спецэффекты приближаются к западному уровню (лично Человек-Паук в этом смысле капитально обосрался). Хотя нам показали мало оборотней, но, очевидно, что в продолжении их будет больше. Некоторые находки порадовали особо: воронка, реанимация Егора в Сумраке, и тому подобное.
В) Динамика и драйв - присутствуют.
Г) Игра актёров (но не подбор). Отлично сыграли: вампирша, Золотухин, Куценко в роли рокового соблазнителя, Маркова в роли ведьмы.
Д) Отличная операторская работы. Фильм стабильно выдавал красивую и смотрибельную картинку.
Е) Наличие подсмыслов (ищите их сами). Раскрытие психологии героев, наличие полутонов в характерах действующих лиц, в отличие от западных фильмов. Возникает ощущение, что ни сценарист, ни режиссер так и не определились, какая же сторона права в извечном споре. И вообще, мне показалось, что фильм несёт здравую идею, что все - одинаковые гады.
Ж) Фильм наложен на нашу привычную действительность. Российскую. С российскими обычаями, менталитетом и юмором. При этом, в расчёте на понимание западного зрителя, "загадочную русскую душу" не суют ожесточённо под нос. Всё очень сбалансировано.
З) Фильм хорошо воспринимается людьми, не читавшими книгу. Проверено мной лично:)
Что показалось дерьмовостей, то их тоже есть. Во-первых это то, что остальных члены Дозора статичны и играют слишком маленькие роли. Во-вторых, это плагиат из многих вампирских фильмов. В-третьих - перебор с product-placement'ом. В-четвёртых - открытый финал. В-пятых - ну никак Хабенский не тянет на мачо.
Что же касается точности экранизации, то этот факт я вообще не беру в расчёт - литература и кино разные вещи, поэтому некоторое изменение сюжета вполне оправдано, в расчёте на сиквел.
Вообще, придираться к фильму можно бесконечно, но... Надо осознать, что "Ночной Дозор" - это первый блин, который далеко не комом. Это полигон для обкатки новых технологий нашего кинопроизводства. Это соцопрос, результатом которого станут отзывы и сборы - нужно ли русскому зрителю русская фантастика?
Пока, можно с уверенностью констатировать, что фильм успешен, и откроет дорогу другим аналогичным русским проектам. А уж о том, чтобы догнать и перегнать Запад можно говорить уже сейчас.
Так что, при всех недостатках, "Ночной Дозор" - именно прорыв из застоя бандитских боевиков и прочей хуйни. Это событие.
Блин... Хотя они ещё возьмут, "Лабиринт Отражений" экранизируют... Тогда я удавлюсь.
Скажу одно: Лукьяненко я не люблю. Но из кинозала вышел довольный просмотром, и гордый за свою страну.
Четыре часа спустя...
- Документики предъявите, пжалста... - Молодой прыщавый мент около перехода надеется с меня что-то поиметь. Но я умный. Я ношу с собой паспорт. Достаю его, передаю служителю закона, одновременно надвигая кепку поглубже на глаза.
- Тск-тск... - Он лениво ногтем перелистывает засаленные странички - А что пили? Водку? Нехорошо... Ну ща оформим...
- Да нет, не водку я пил. - Говорю.
- А чё? - Грубо спрашивает мент, занятый моим паспортом. Я улыбаюсь во все зубы, и ухожу в Сумрак, пальцами нащупывая артерию на его шее.