Делова Татьяна Александровна : другие произведения.

Сто шедевров Русского музея. К Юон

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сценарий для телевизионной передачи


СТО ШЕДЕВРОВ РУССКОГО МУЗЕЯ

К.Ф. Юон

"Праздничный день. Успенский собор

в Троице-Сергиевой лавре"

  
  
  
   Актер в/к В том, что Костя Юон станет архитекто- ром, пожалуй не сомневался никто...
  
   Его юношеское увлечение старинным
   русским зодчеством было настолько серь-
   езным, что он мог часами бродить среди
   дворцов и парков Лефортова, любоваться
   соборами Кремля и причудливой красотой
   Китай-города, а потом с упоением рисовать
   фантастические проекты храмов и сложных
   архитектурных ансамблей.
  
   К.Ф.Юон И вот, осенью 1894 года,он поступает на
   "Автопортрет" архитектурное отделение Московского учи-
   (1912) лища живописи ваяния и зодчества...
   (Гос.Русский музей) Но, будучи человеком широких творчес-
   ких интересов, он не может заниматься толь-
   ко архитектурой. Все чаще и чаще его мож-
   но встретить в аудиториях и мастерских жи-
   вописного факультета, среди будущих худо-
   жников. А когда в 1897году в училище при-
   ходит новый преподаватель-Валентин Алек-
   сандрович Серов- будущий архитектор Юон
   окончательно утверждается в своем реше-
   нии-стать живописцем.
   Пройдя обычный курс, принятый в учили-ще, он остается еще на два года для работы
   в мастерской В.А.Серова, которого избирает
   своим учителем и своей "художественной
   совестью".
   Но юношеское увлечение архитектурой
   оставило заметный след в его творчестве.
  
   "Мне хотелось писать картины, как пишут-
   ся песни о жизни, об истории русского наро-

-2-

  
   да, о природе, о древних русских городах..."
   -говорил о себе художник.
  
   И писал...
  
   Его песня была то нежно-лирической, то
   торжественно-величавой но всегда самобыт-
   ной и полной любви.
  
   В начале 1900-х годов Россия, еще не знав-
   шая революционных потрясений, жила сво-
   ей патриархальной жизнью, не нарушая ве-
   ками сложившегося уклада. Крестила мла-
   денцев и отпевала усопших. Венчала моло- дых и шумно справляла праздники...
  
   Актер в/к
   "Праздничный Любимым местом работы молодого худо-
   день.Успенс- жника на натуре в эти годы становится жи-
   кий собор в вописный подмосковный городок-Сергиев
   Троице-Сер- посад и, конечно же, великолепный архи-
   гиевой лавре" тектурный ансамбль Троице-Сергиевой лав-
   (Гос.Русский музей) ры.
   Однажды и навсегда покоренный красо-
   той родной природы и неповторимой рус-
   кой архитектурой, он пишет здесь свои луч-
   шие пейзажи.
  
   С легким складным мольбертом он це-
   лыми днями бродит по тихим улочкам по-
   сада, по выложенным жемчужным булыж-
   ником монастырским дворам, восхищенный
   застывшими в камне бессмертными творени-
   ями русских умельцев и живой многокрасоч-
   ной жизнью.
  
   Из этих ярких впечатлений рождается
   картина "Праздничный день.Успенский со-
   бор в Троице-Сергиевой лавре", полная ра-
   дости жизни, движения и ярких красок.
  

-3-

  
   Огромная неподвижная масса собора. Тени
   деревьев, колеблющиеся на глади его высо-
   ких белокаменных стен. Сверкающие на
   солнце купола, вознесшиеся прямо в голубое
   весеннее небо. Пестрая, празднично разря-
   женная толпа возле главного крыльца хра-
   ма...
  
   Актер в/к Помните как у Чехова в рассказе
   "Архиерей":- "...А на другой день была пас-
   ха. В городе было сорок две церкви и шесть
   монастырей: гулкий радостный звон с утра
   до вечера стоял над городом не умолкая,
   волнуя весенний воздух, птицы пели, солн-
   це ярко светило..."
  
   "Не привыкайте к чудесам,
   Дивитесь им, дивитесь!
   Не привыкайте к небесам,
   Глазами к ним тянитесь.
  
   Приглядывайтесь к облакам,
   Прислушивайтесь к птицам,
   Прикладывайтесь к родникам,
   Ничто не повторится.
  
   За мигом миг, за шагом шаг,
   Впадайте в изумленье,
   Все будет так-и все не так
   Через одно мгновенье.
   В.Шефнер
  
   "Троицкая Вскоре, окончательно утвердившись
   лавра зимой" в своей теме, Юон поселяется в Сергие-
   (Гос.Русский музей) вом посаде, и без устали пишет своеоб-
   разную жизнь этого старинного городка
   "Весна.Троице- при знаменитом на всю Россию монасты-
   Сергиева лавра" ре. Сюда круглый год, а, в особенности
   (Гос.Русский музей) по большим праздникам, съезжаются на
   богомолье тысячи людей. Странники с
   котомками за плечами, монахи в клобу-

-4-

  
   ках, степенные горожане, крестьяне, ста-
   рики, дети...
   От этого торопливо снующего, разно-
   ликого человеческого муравейника, осо- бенно величественными кажутся мощные
   стены монастыря и белокаменные соборы.
   А пестрая толпа сливается в одно целое с
   нарядно-узорчатой архитектурой лавры.
  
   Актер в/к Отсюда, из Сергиева посада, Константин
   Юон совершает свои "художнические на-
   беги" на древние русские города: Ростов Ве-
   ликий, Углич, Торжок, Псков, Новгород...
   "Нижний Его влекут к себе древние храмы, кре-
   Новгород" постные стены, монастыри...
   ("К.Ф.Юон. Там дивные творения национального
   Мастера советской архитектурного гения- не как отчужденные
   живописи". в своем холодном величии памятники ста-
   "Аврора" 1972г. рины, а как неотъемлемая часть нынешней
   жизни, которая неустанно плещется у могу-
   чих стен крепостных башен и храмов.
  
   "Весенний В течение двух десятилетий художник
   солнечный еще много раз будет возвращаться в Серги-
   день" ев посад. Здесь из эскизов и этюдов, сделан-
   (Гос.Русский музей) ных акварелью и карандашом появится одно
   из лучших полотен, посвященных этому кра-
   сивейшему уголку России-"Весенний сол-
   нечный день.Сергиев посад".
   И снова весна-любимое время года худож-
   ника. Яркое, чистое небо с проплывающими
   по нему легкими облаками... Синие "мар-
   товские" тени на еще белом снегу...Веселая
   россыпь деревянных домиков Сергиева-по-
   сада на фоне виднеющейся вдали лавры...
   Крикливая суета приветствующих весну
   грачей...
   И удивительное ощущение пьянящей ра-
   дости жизни!..
  
   Еще в годы ученичества в мастерской

-5-

  
   Валентина Александровича Серова, мо-
   лодой Константин Юон как заповедь вос-
   принял слова своего учителя: "В России
   жить, так русским быть". И никогда не
   изменял им.
   "Москворецкий Каждой картине художника предшество-
   мост.Зима" вала долгая работа на натуре. Выросший
   ( К.Юон среди красивейших архитектурных памят-
   "Новь и старина" ников Москвы, он безошибочно находил
   "Сов.художник"1976г.) темы своих работ на ее улицах и площадях.
   Работал в окружении толпы зрителей, с во-
   сторгом следивших за каждым движением
   кисти художника...
   И не мог, не имел права обмануть их ожи-
   даний...
   Наверное, именно потому и картины по-
   лучались такими светлыми, яркими, празд-
   ничными...
   И даже, представшая перед зрителем в мо-
   розной перламутровой дымке зимняя Моск-
   ва,- полна света, движения, жизни...
   Громадная и уютная...
   Величавая и суетливая...
   С покрытыми инеем могучими стенами и
   башнями Кремля, строгими силуэтами собо-
   ров и царящим вокруг оживлением...
  
   Актер в/к По своему художническому дарованию
   Константин Федорович Юон был просто
   создан для театра. Чувство декоративно-
   сти, пространства, цвета, света- все это как
   нельзя лучше сочеталось с требованиями,
   предъявляемыми к театральному художни-
   ку. Да и сам он - человек широких творчес-
   ких интересов, всегда с увлечением зани-
   мался разнообразной художнической дея-
   тельностью.
  
   "Московский Театральный сезон 1912-1913 годов в Па-
   Кремль" риже ознаменовался "Русским сезоном", ор-

-6-

  
   Эскиз декорац. ганизованным Сергеем Яковлевичем Дяги-
   левым.
   (Гос.Русский музей) Гастролировала русская опера.
   Среди спектаклей, пользовавшихся при-
   "Новодевичий стальным вниманием парижских меломанов
   монастырь" был "Борис Годунов" Мусоргского.
   Эскиз декорац. Все в этой опере восхищало: мощная дра-
   и матическая музыка, исполнение заглавной
   партии Федором Шаляпиным, наконец
   "Грановитая оформление спектакля-удивительно красоч-
   палата в ное, величавое...
   Кремле" Опера имела шумный успех...
   Эскиз декорац. Восторженные отзывы критики особо
   ("К.Ф.Юон" отмечали декорации-их небывалую пыш-
   "Мастера советской ность, яркость и красочность...
   живописи" Так состоялось знакомство европейской пу-
   "Аврора" блики с художником Константином Юоном.
   Ленинград 1972г.) Оформление "Бориса Годунова"- одна из
   его первых работ в театре, и этот дебют
   стал триумфом художника.
   Свежесть и неповторимая красочность
   эскизов декораций привела в восторг Ша-
   ляпина и он тут же приобрел их у автора.
   "Каждый день любуюсь и не налюбуюсь
   на них-превосходные вещи-писал он в
   письме Горькому.-Экая прелесть, ей-богу
   талантливый парень..."
  
   Актер в/к Творческий путь Юона в искусстве
   был вполне ровным, без мучительных
   блужданий и потрясений.
   Кем бы ни увлекался художник- Сурико-
   вым или Сезанном, Левитаном или Гогеном,
   у него всегда был свой взгляд на искусство,
   свои требования.
   "Купола и В его полотнах Россия засверкала искря-
   ласточки" щейся пеленой белых снегов, синим про-
   ("Искусство"N2,1973) зрачным воздухом, сиянием яркого солн-
   ца, многоцветием праздничной толпы, зо-
   "Праздничный лотыми куполами соборов...
  

-7-

  
   день.
   Успенский "Не привыкайте к чудесам,-
   Собор в Тро- Дивитесь им, дивитесь!
   ице-Сергиевой Не привыкайте к небесам,
   лавре" Глазами к ним тянитесь.
  
   Приглядывайтесь к облакам,
   Прислушивайтесь к птицам,
   Прикладывайтесь к родникам,-
   Ничто не повторится.
   За мигом миг, за шагом шаг
   Впадайте в изумленье.
   Все будет так,-и все не так
   Через одно мгновенье.
  
  
  
  
   Т.Делова
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"