Дементьева Марина: другие произведения.

Для справки к "Мейвин"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Прекрасно понимаю, что не все так любят кельтскую мифологию, как люблю её я:) Поэтому здесь коротенькие и неуклюжие пояснения к самым (на мой взгляд) непонятным незаинтересованным по теме мифологии читателям моментам, которые, тем не менее, помогут (надеюсь) лучше воспринять текст повести. Пояснения по порядку упоминания в тексте. Написано по-быстрому, на коленке, взято из собственных же комментариев. Если что-то упустила из виду, пишите, постараюсь объяснить.

  *"родилась на излёте осени" - Самайн отмечают в ночь в 31 октября на 1 ноября, проводя границу между тёплой и холодной половиной года.
   *"пекут рогатые хлеба" - изначально Самайн был также связан с аграрным календарём: это последний день сбора урожая и выпаса скота на пастбищах.
   *"богатый Лейнстер" - восточная пятина Ирландии, традиционно связанная с богатством и процветанием. Пятина - территориальная единица деления Ирландии.
   *"был одним из тех, кого называют "хозяин стад" - в Ирландии свободным считался человек, имеющий хотя бы одну корову. Соответственно, чем более обширным стадом владеет человек, тем выше его социальный статус.
   *"достигнут твои жалобы слуха тех, кто любит жестокие шутки" - персонажи ирландского фольклора отличаются весьма своеобразным чувством юмора.
   *Имболк - календарное наступление весны, 1 февраля. Праздник очищения, телесного и духовного, в Имболк строго запрещалось вступать в любовную связь. Праздник посвящён богине Бригид, с принятием христианства слившейся со святой Бригитой, повитухой Девы Марии.
   *"принесите в дар Бригид цыплёнка, которого следует закопать на пересечении трёх ручьёв - реально бытовавший ритуал. Пересечение трёх ручьёв" - указание на тройственную природу Бригид, бывшей одной из основных кельтских богинь-матерей.
   *филиды - поэты, знатоки истории, законов, генеалогии королей и знати, также исполняли жреческие функции провидцев.
   *Бельтайн - 1 мая, праздник костров и народных игрищ, наступление тёплой половины года.
   *Мунстер, Коннахт, Улад - южная, западная и северная пятины соответственно.
   *Миде - центр Ирландии.
   *Тара - столица в Миде, резиденция королей.
   *"белые псы Охоты" - белый традиционно считался цветом животных фэйри. Их узнавали по белому окрасу, красным глазам и красным гривам у коней.
   *Фианна - боевая дружина, состоящая из воинов-фениев.
   *Нок-на-Рей - холм в графстве Слайго на северо-западе страны, где, по преданию, похоронена королева Мэдб.
   *девять - сакральное число, часто встречающееся в ирландской мифологии. Сила трёх, помноженная на три.
   *"проносится в облачных вихрях" - волшебным существам приписывали способность перемещаться с потоками ветра. Само название 'сидхи' связывают со словом 'ветер'.
   *"земли Эрин" - Ирландия.
   *гейс - ритуальный запрет, налагавшийся на свободнорождённых младенцев, декларирующий, как правило, кодекс поведения, либо связанный с тотемными животными рода (к примеру, Кухулину было запрещено есть мясо собак). Страх перед нарушением гейса был столь велик, что между этим и смертью в преданиях обычно выбирали последнее. Чем больше было дано человеку, чем большей силой и властью он обладал, тем больше было у него гейсов - своеобразных противовесов.
  ни в одном вызывающем доверия источнике не находила, давались ли гейсы женщинам. формулировка звучала более обтекаемо: "всем свободнорождённым младенцам". исходя из того, что младенцем называют ребенка вне зависимости от пола, и того, что женщины в древней Ирландии имели не так уж мало прав, да, к тому же, сражались наравне с мужчинами, позволила себе вольность. в противном случае, не было бы и рассказа:)
   *"ночи безвременья" - считалось, что Самайн, в качестве Нового года, знаменует обновление времени, возвращение к началу возникновения мира. Время Самайна - вечность.
   *"с севера и запада идёт великая буря" - считалось, что Дикая Охота приходит со стороны смерти.
   *Йоль - германский праздник зимнего солнцестояния, известен и у кельтов.
   *"Не от людей такая красота" - бытовало поверье, что, если в семье, где прежде не было красивых людей, рождался красивый ребёнок, красота эта была даром фэйри. Но сверхъестественные подарки опасны, и такие люди считались обречёнными на несчастье.
   *"За красоту и чудесное спасение меня назвали Мейвин" - суффиксы 'ин' и 'ан' в именах уменьшительно-ласкательные, таким образом, Мейвин - 'маленькая Мейв' или Мэдб. Королева Мэдб считалась прекраснейшей женщиной Ирландии, а в преданиях прочно связана с потусторонним миром.
   *"назначили мне три запрета" - ни в одном внушающем доверии источнике я не нашла упоминаний о гейсах, данным женщинам, лишь обратные факты - женщины в сагах нередко дают гейсы героям. Так что это - всецело авторский произвол.
   *"считая окна в домах, проверяя пищу, выбирая дороги" - примеры типичных гейсов.
   *огам или огамическое письмо - возникшая не позднее 4 в.н.э. на Британских островах письменность. Применялась для гаданий.
   *гадание на тисовых табличках (или палочках) - известное по сагам гадание.
  *одет в мшисто-зелёные одежды - зелёный цвет в кельтской традиции характерен для одежды нелюдей. считалось даже опасным человеку одеваться в зелёное - сидхи могут жестоко подшутить, а то и забрать с собой.
   *Каэр (или Кэр) - дева-лебедь, заколдованная возлюбленная бога Энгуса.
   *подавай им лучшее, чем владеют люди - в народных преданиях говорится о свойстве сидхов забирать себе тех, кем восхищаются люди: жену у влюбленного мужа, любимого ребенка у матери и просто красивых, талантливых людей.
  *спелые плоды, которые и в тёмные месяца хранили тепло лета - считалось, что в сидхенах (или сидах - поселениях фейри) даже и зимой можно найти летние плоды.
   *фейри - здесь более широкое понятие, нежели сидхи.
   *Морриган - кельтская богиня войны.
   *камень Лиа Фаль уже закричал под его пятой - Лиа Фаль - волшебный камень - один из четырёх артефактов, привезённых в Ирландию Племенами Богини Дану, находился в Таре. Считалось, что, если на него наступит достойный быть королём, камень громко закричит.
  *"Женщины, те, что послабей и совсем немощные, подхватили детишек и заперлись в домах, те, что посмелей да дюжей, остались подле мужей" - обязательную воинскую повинность для женщин в Ирландии отменили только с подачи церкви в 697 году. так что барышни были далеко не беспомощными наблюдательницами мужских разборок:)
   *"Был канун Бельтайна, а значит, от него до холодного Самайна не слушать никому долгих саг летними вечерами" - существовал обычай рассказывать сакральные истории лишь с Самайна до Бельтайна (с 1 ноября до 1 мая) и только вечерами.
   *Энгус - кельтский бог любви. Его покровительство влюблённым порой выливалось в весьма причудливые формы. Так он, изменив облик, обманом привёл к смерти Байле и Айлинн, рассказав каждому о смерти возлюбленного, чтобы они вечно любили друг друга за гранью жизни.
   *вороны - птицы Морриган. Кельты не были оригинальны, приписывая воронам функции вестников смерти.
   *фении - легендарные воины, обладающие собственным кодексом чести и целым сводом испытаний, пройдя которые, претендент мог рассчитывать на вступление в их ряды. Мейвин приводит одно из этих испытаний.
   *"никому не будет беды о того, что ты откроешь своё имя" - сидхи, как и мифические персонажи других народов, весьма трепетно относились к своим именам. Назвавший по умыслу или неосторожности имя фейри, мог жестоко за это поплатиться. Так было, к примеру, в истории о короле Муйрхертахе и его жене-фейри.
   *имя Мэдб (Мэйв) переводится, по одной из версии, как "одурманивающая", "чарующая".
   *"Болезнь моя одна из двух, против которых врач бессилен: так сказал Фахтна Айлилю" - в саге "Любовь к Этайн" лекарь Фахтна сказал влюбленному в королевскую жену Этайн Айлилю: "У тебя одна из двух смертельных болезней, против которых врач бессилен: либо болезнь любви, либо болезнь ревности".
   *"Бельтайн явился мне своевременным средством" - в Бельтайн двоим достаточно было провести вместе ночь, чтобы считаться мужем и женой.
  ________________________________________
  *обычай трижды прыгать через костёр, вытянув "несчастливый" кусочек, действительно существовал в средневековой Ирландии.
  *яблоневые ветви на утро после Бельтайна - знак свершившегося брака.
   * имя Фэлтигерна можно перевести как "повелитель волков".
   *"внук и племянник королей" - наследование имело лествичную систему. от старшего брата к младшему, от старшего в роде к следующему по старшинству.
  * историчность обычая давать врагу форы лично мною подвергнута сомнению, но хороший же обычай?:)
  *кельты не боялись смерти, а загробный мир рисовался им прекрасным миром, где царят мир и радость, и умершие появляются там в узнаваемом виде, чтоб продолжать существование без невзгод и боли. сами названия этого потустороннего мира говорят сами за себя - Равнина Блаженства, Благодатная страна.
  * в преданиях сидхи действительно не могли лгать.
   правда, людей это всё равно ничему не учило...
  * альгейс - тот же гейс, только наоборот. не запрет, а руководство к действию. в кельтских сагах женщины весьма активно пользовались правом налагать обязательства на героев. невыполнение альгейса, равно как и гейса, ни к чему хорошему не приводит.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"