Аннотация: Лекции, прочитанные в период Первой мировой войны
РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР
УМИРАНИЕ ЗЕМЛИ И ЖИЗНЬ МИРА ЖИЗНЕННЫЕ ДАРЫ АНТРОПОСОФИИ
СОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТЕЙ ДЛЯ
СОВРЕМЕННОСТИ И ДЛЯ БУДУЩЕГО
Двадцать одна лекция, прочитанная в Берлине
с 22 января по 6 августа 1918
GA том 181
ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ
30 марта 1918г
Перевод А.Демидов
Земля как одушевленное существо. Различные силы в различных областях Земли. Зависимость людей от этих сил. Народные Души. Действие Народных Духов в материальных процессах. Италия: действие Народного Духа через воздух. Франция: действие Народного Духа через жидкость. Британия: Действие Народного Духа через земное. Америка: действие Народного Духа через подземные силы. Россия: действие Народного Духа через свет, отраженный от почвы. Средняя Европа: действие Народного Духа через тепло на голову. Противоположность между Востоком и Западом. Преодоление зависимости от Народного Духа благодаря пониманию Мистерии Голгофы.
Кто в правильном смысле воспринял то, что сообщалось в последних лекциях относительно формы, в которой человеческая душа может определить своё отношение к сверхчувственному миру, формы, в которой может она самостоятельно работать над этими отношениями, тот не должен бояться простой правды, что с другой стороны человек, как таковой, до некоторой степени зависит от всего Космоса, от всего окружающего мира. Качаясь подобно маятнику между этими двумя вещами, человеческая жизнь совершает взмахи то туда, то сюда; между свободным установлением отношений со сверхчувственным миром и между зависимостью от окружения, от всей Вселенной, что происходит вследствие того, что человек между рождением и смертью связан с определенным физическим телом. Один аспект этой зависимости от Космоса мы хотим обсудить в эти дни в особой связи; в связи, которая в настоящее время может быть наиболее близкой человеческой душе.
Некоторые сведения, усвоенные вами из духовной науки, позволяют, прежде всего, уяснить, что наша Земля в целом, которую мы населяем как человечество в целом, является своего рода большим живым существом, что мы сами подобно членам тела находимся внутри этого большого живого существа. В разных лекциях я говорил об отдельных жизненных проявлениях этого большого живого существа, которым является наша Земля. Жизнь Земли проявляется в самых разных формах. Среди других она проявляется также посредством того, что между отдельными областями Земли и людьми, живущими на Земле, устанавливаются известные отношения. Весьма поверхностной истиной является то, что человеческий род с одной стороны представляет собой некое единство. Но, с другой стороны, отдельные части человеческого рода, распределенные по различным областям Земли, дифференцированы в соответствие с этими областями, зависимы от них, причем зависят они не только от внешних сил, которые исследует внешнее естествознание и география, но зависят также и от многих тайных сил отдельной области на земной поверхности. Существуют некоторые, не вполне лежащие на естественнонаучной поверхности, внутренние отношения человека к почве на которой он живет, к той части Земли, на которой он вырос. Это наилучшим образом можно усмотреть из того факта, что такие отношения устанавливаются на протяжении не коротких, но более долгих исторических периодов. Это можно увидеть на примере тех изменений, которые проделали люди из Европы, европейцы, которые перебрались в Америку и поселились там, хотя, само собой разумеется, с тех пор, как европейцы заселили Америку, прошло ещё короткое время, так что то, что имеется в виду здесь, обнаруживается, хотя лишь предварительно, но сильно и отчетливо. Внешняя конфигурация европейского человека изменяется, - пока, как было сказано, лишь намеком, - не сразу по прибытии в Америку, но в ряду поколений. В образовании, например, рук и кистей рук европейцы, - вы, впрочем не должны представлять себе это резко, жестко, но лишь в намеке, - европейцы становятся похожи на древних индейцев, они постепенно принимают персональные отличительные качества древних индейцев. Эти вещи грубым образом представляют собой то, что указывает нам на известную связь между великим организмом Земли и отдельными членами этого организма, а именно - с отдельными группами земного населения. Мы знаем, что человек, живя на Земле, связан со сверхчувственными существами, с существами высших иерархий. О том, что называют Народной Душой, мы знаем, что это не какая-то несуществующая абстракция, о которой говорят сегодня материалистически настроенные люди; нет, мы знаем, что Народная Душа представляет собой вид Архангелического существа, Архангела. Нам только надо прочитать цикл о Народных Душах, прочитанный в Христиании (том 121), и мы найдём, что Народная Душа является конкретным, реальным существом, в которое человек как бы врастает со своей жизнью. Вообще человек своим существом находится в непрерывной связи с более высокими и более глубинными существами высших иерархий. Эту связь мы хотим сегодня обсудить с определенной точки зрения, - такие вещи всегда можно обсуждать лишь с определенной точки зрения, - мы хотим сегодня и в эти дни вообще направить на это своё внимание.
Чтобы правильно принять к сведению такое рассмотрение, как сегодняшнее, надо уяснить себе, что для духовнонаучного исследователя в мире, в сущности, нет того, что в материалистическом смысле называют материей или веществом; перед действительно вдумчивым рассмотрением она тоже сводится к духу, распадается в дух. Я часто использовал сравнение, которое должно внести ясность в то, как обстоит тут дело. Возьмём воду. Она может замерзнуть, станет льдом и будет выглядеть совершенно иначе. Лёд - это лёд; вода - это вода; но лёд тоже является водой, лишь в другой форме. Примерно так же обстоит дело и с тем, что называют материей: это дух в другой форме, дух, перешедший в другую форму, как вода переходит в лёд. Вот почему мы, говоря духовнонаучно, имеем в виду духовное, даже если мы говорим о материальных процессах. Действенный дух находится повсюду. То, что действенный дух находит выражение в материальных процессах, является особой формой проявления духа. Но действенный дух находится повсюду. Итак, даже если мы рассматриваем в большей степени материальные процессы, мы говорим об образе действия духа, как этот образ действий выявляется в некоторой области как внешний, более или менее материальный процесс.
В человеке постоянно протекают материальные процессы, которые, в сущности, являются духовными процессами. Человек ест. Тем самым он принимает в свой собственный организм вещества их внешнего мира. Твердые вещества, которые разжижаются, принимаются человеческим организмом и при этом трансформируются. Человеческий организм состоит из всевозможных веществ, которые он принимает извне; но он не только принимает эти вещества, но, когда он их принимает, они проделывают некоторый процесс. Собственное тепло обусловлено воспринятым теплом и полученным посредством процессов в нашем организме, в которых принимают участие принятые вещества. Мы дышим. С дыханием мы вбираем кислород; однако мы вбираем в себя не только кислород, но посредством нашего дыхательного процесса мы включаемся в то, что происходит во внешнем мире в воздушном пространстве, включаемся в ритм внешнего мира. Наш собственный ритм включен в ритм всего Космоса. Я неоднократно приводил данные соотношения. Процессы, протекающие в нашем собственном организме ставят нас в известное отношение с нашим окружением, нашей средой. Благодаря этим процессам, процессам, которые протекают вследствие того, что в нас разыгрываются и проигрываются дальше внешние природные процессы, на самом деле обусловливаются те влияния, которые, например, оказывает Народный Дух на отдельного человека. Мы дышим не только кислородом, но во вдыхаемом кислороде живёт духовное, во вдыхаемом кислороде может жить Народный Дух. Мы едим не только то, что будет переработано в нас как вещество. Но этот вещественный процесс является, в то же самое время духовным процессом, и когда мы принимаем и перерабатываем в себе вещества, в этом процессе может жить Народный Дух. Жизнь Народного Духа не есть нечто абстрактное, но в том, что делаем мы повседневно, в том, что происходит в нашем организме, отпечатывается жизнь Народного Духа. Материальные процессы являются в то же время выражением духовного образа действий. Народный Дух идет окольным путем, когда через дыхание, через питание и так далее, он входит в нас.
Отдельные Народные Духи, о которых с других точек зрения подробно сообщалось нам в цикле лекций "Миссия отдельных Народных Душ в связи с северо-германской мифологией" (том 121 ПС), в смысле только что указанного мной действуют на человека различным образом, обусловлмвая тем самым отдельные народные характеры на Земле. Отдельные народные характеры зависят от Народных Духов. Но если мы на духовнонаучном уровне исследуем, на каких окольных путях действует отдельный Народный Дух, то обнаружится, например, следующее.
Человек дышит. Вследствие этого он находится в постоянной связи с окружающим воздухом. Он вдыхает и выдыхает. И если в особенном случае Народный Дух вследствие конфигурации Земли и отношений разного рода выбирает в качестве окольного пути дыхание, и, тем самым посредством дыхания вызывает особую конфигурацию, характеризующую данный народ, то можно сказать: Народный Дух действует на данный народ через воздух. - На самом деле в особо выдающихся размерах это имеет место у той народности, которая населяла и населяет итальянский полуостров. На итальянском полуострове воздух является посредником при воздействии Народного Духа на человека. Можно сказать, воздух Италии есть то средство, тот посредник, с помощью которого Народный Дух напечатлевает своё воздействие на людей, живущих на итальянском полуострове, чтобы придать им особенную конфигурацию, благодаря которой они становятся именно итальянским народом, были древнеримским народом и так далее. Итак, именно то, что по видимости является материальным воздействием, можно исследовать в его духовных подосновах, если придерживаться духовнонаучного пути.
Можно поставить вопрос: а как обстоит дело с другими Народными Духами? Если рассматривать другие территории Земли, то какие средства избирают Народные Духи, чтобы выразить особую народную конфигурацию? У народов, которые населяли или населяют сегодня Францию, Народный Дух действует на окольном пути через жидкий элемент, через то, что не только входит в наше тело как жидкость, но также и через то, что как жидкость действует в нём. Итак, посредством того, что как жидкость присутствует в организме и действует на него, вибрирует и ткёт Народный Дух, определяя тем самым данный народный характер. Это имеет место у тех народов, которые населяли или сегодня населяют Францию.
Эти вещи, однако, не будут поняты правильно, если эти отношения человека к своей окружающей среде рассматривать лишь односторонне. Понимание было бы весьма односторонним, если бы вы принимали к сведению только это. Вы при этом должны помнить, что я уже часто говорил: человек является существом, расщепленным надвое; голова и остальной организм действуют сами по себе (wirken fuer sich).- В сущности, воздействия, о которых я говорил, касаясь итальянского и французского народов, оказываются лишь на остальной организм, кроме головы, а от головы исходит другое воздействие. И только благодаря связи воздействия, исходящего от головы, с тем, которое идет от остального организма, возникает полным образом то, что отпечатывается как народный характер. Воздействия, идущие от головы, так сказать, нейтрализуются воздействиями, идущими от остального организма. Поэтому можно сказать: с тем, что житель Италии вдыхает посредством воздуха, с тем, что вообще в дыхании является определяющим для остального организма помимо головы, с этим действует, - с ним вместе исходящая от головы, - конфигурация нервной системы головы, насколько она духовно дифференцирована, то есть насколько человек является нервным человеком головы. Во Франции дело обстоит иначе. То, что живет в организме как ритм, является особым ритмом для всего организма и особым ритмом для головы; голова имеет свой собственный ритм. Тогда как в Италии нервная деятельность головы взаимодействует с тем, что в человеке обусловлено воздухом, во Франции ритм, ритмические движения головы, вибрации ритмов в голове связаны с тем, что происходит в организме благодаря жидкости. Так народный характер строится вследствие особого взаимодействия индивидуального человека в голове с тем, что исходя из окружения, обусловливает Народный Дух.
Отсюда можно видеть: можно изучать то, что подобно членам распространяется над организмом Земли, если найти доступ к тому, чтобы рассматривать эти вещи на духовнонаучном уровне. Ибо фактически, не принимая в расчет этих вещей, человечество не сможет понять своеобразную конфигурацию Земли.
Задаваясь вопросом относительно отдельных народных характеров, мы спрашиваем о британском народном характере. Как Народный Дух итальянского существа проходит через воздух, как Народный Дух французского существа проходит через водное, жидкое, так британский Народный Дух проходит через все твердое, земное, преимущественно через соль и её связи, её соединения в организме. Твердое тут является наиболее главным. В то время как жидкий элемент действует во французском народном характере, в британском существе проявляет активность затвердевший, солеобразный элемент во всем, что посредством воздуха или питания входит в организм. Это обусловливает своеобразную конфигурацию британского народного характера. Но даже здесь снова, исходя из головы, нечто нейтрализующее действует на то, что приходит из окружения. Точно также как ритм имеет место в остальном организме и в голове, так и пищеварение, обмен веществ, протекает в остальном организме и в голове. Как организм головы осуществляет свой обмен веществ, так обмен веществ данного вида взаимодействует с солевым элементом в организме, что обусловливает британский народный характер. Итак, твердое, земное, будучи связано с обменом веществ головы создает британский народный характер. Можно сказать: когда Народная Душа действует посредством солевого элемента, навстречу ему от головы выступает специфический обмен веществ головы.
Вы сможете изучить все отдельные черты народного характера, если вы примете к сведению все эти особые метаморфозы в образе действий Народных Душ.
Теперь зададим вопрос о том, что находится дальше на Западе. У американцев это снова обстоит иначе, тут действует подземный элемент. В то время как в случае британского существа мы имеем дело с земным, солеобразным, так в случае американского народного характера проявляет активность подземный элемент, нечто, вибрирующее под землей. Это преимущественным образом влияет на организм. В случае американского характера Народный Дух воздействует снизу вверх, особенно посредством подземных магнитных и электрических потоков. И снова им навстречу течет нечто от головы, течет то, что нейтрализует влияние подземных магнитных и электрических потоков: оно течет навстречу тому, что действительно является человеческой волей. Такова отличительная особенность американского народного характера. В то время как о британском народном характере мы можем сказать, что он, существенным образом зависит от земного элемента, насколько человек принимает его в свой организм, и затем приходит в метаболические отношения с обменом веществ головы, так у американцев воля, насколько она напечатляет себя в этом народе, действует вместе с чем-то таким, что поднимается вверх от подземного элемента; это и отпечатывается в американском народном характере. С этим связано также то, о чем я однажды сообщал в открытой лекции. Лишь всей своей свободной личностью может человек состоять в связи с элементом, находящимся над Землей и с тем, что на Земле. Если он подвержен влиянию подземного начала Народной Души, то со своей Народной Душой он работает не в свободе, но становится так сказать, одержимым Народной Душой. Я показывал в открытых лекциях, как американец может говорить совершенно то же самое, что говорит среднеевропеец Герман Гримм, но это оказывается не тем же самым. В то время как у Германа Грима заметно преобладание человеческого, у Вудро Вильсона это человеческое подвержено одержимости.
Отсюда вы можете увидеть одно, - это важно, так как в наше время необходимо обращать на это внимание, - вы можете увидеть одно: если сегодня два, три человека говорят то же самое, то рассматривать это чисто по содержанию, значит рассматривать абстрактно. Однако по содержанию два человека могут говорить совершенно то же самое, одна фраза может звучать точно так же как и другая. Одна может содержать вещи достигнутые, завоеванные в своей душе, другая же может иметь их, приняв их вследствие одержимости. Содержание часто не составляет чего-то существенного, оно выявляет степень, насколько то, что говорит данный человек, является собственной наработкой его души, или же оно получено вследствие одержимости. Это важно. Сегодня понимают толк только в абстракциях. У Германа Грима можно увидеть, что он говорил только то, что он продумал вдоль и поперек; можно взять фразы из вещей Вильсона и подписать под ними: "Герман Гримм" и наоборот, но дело не в этом. Герман Гримм имел нечто проработанное; Вудро Вильсон имел нечто от одержимости, нечто, приходящее к нему от подземных существ. Эти вещи доступны познанию, к ним не следует подходить с эмоциями или страстями, но они могут быть познаны объективно.
Будем спрашивать дальше; причём мы сначала, - скажем, - обойдём Германию и обратимся на Восток. Если мы рассмотрим восточное существо, которое теперь постепенно поднимаясь из хаоса, высвечивается в своём собственном древнем образе, то навстречу нам выступит нечто своеобразное. Как в Италии Народный Дух действует через воздух, как в случае французского народа он действует через воду, жидкость, у англичан - через земное, твердое, а у американцев - через подземный элемент, так в случае русского, славянского элемента Народный Дух действует через свет. На самом деле Народный Дух, относящийся к Востоку, действует в вибрирующем свете. Когда однажды из эмбриональной оболочки будет высвобождено то, что возрастет на Востоке в будущем, тогда обнаружится, что образ действий Народного Духа на европейском Востоке совершенно иной, нежели образ действий Народного Духа на Западе. Ибо, даже если я должен был сказать: Народный Дух действует через свет, - то редкая особенность состоит в том, что он действует не через вибрирующий свет непосредственно, но он действует, когда свет сначала погрузится в почву, и от почвы отражается назад. Этот свет, поднимающийся назад от почвы, и есть то, что у русских служит их Народному Духу, чтобы действовать на них. Но это действует не на организм, но именно на голову, на образ мыслей, на способ формирования представлений, ощущений и так далее. Итак, здесь образ действия Народного Духа как раз противоположен этому образу действий на Западе, где он действует из остального организма, а от головы противопоставляет ему нечто. На Востоке он действует через свет. Этот свет, струящийся назад от почвы, является средством для Народного Духа, и он действует преимущественно на голову. То, что тут производит возвратное действие, приходит от остального организма, особенно от организма сердца. То, что тут приходит назад, теперь наоборот поступает в голову и изменяет приходящие оттуда воздействия. Это сегодня находится ещё в состоянии хаоса, ещё в эмбриональной оболочке. Ритм дыхания ударяет в голову и нейтрализует то, что на окольном пути через свет приходит от Народного Духа. То, что проявляется на близлежащем Востоке, в ещё большей мере существует, если мы пойдём на Восток дальше. Вообще отличительной особенностью азиатского Востока является то, что Народный Дух тоже ещё частично действует через свет, который, будучи воспринят землей, излучается назад и воздействует на голову. В ином случае Народный Дух тоже действует через то, что уже не является светом, что вообще невидимо: это гармония сфер, которая, вибрируя, проходит сквозь всё, и которая для духовного человечества азиатского Востока равняется воздействию Народного Духа, когда Народный Дух действует непосредственно через гармонию сфер, отраженную, однако, от Земли и действующую на голову. Навстречу этому действует ритм дыхания. В этом скрывается тайна, состоящая в том, что искатели духа на Востоке всегда пытались особым образом выработать дыхание, чтобы контактировать с духом. Если вы изучаете йогу, вы увидите, как там пытаются особым образом выработать дыхание. Это основано на том, что отдельный человек как член всего человечества, а не как отдельный человек, пытается найти духовность посредством Народного Духа; он ищет её таким способом, который действительно соответствует его народному характеру. Чем дальше будем мы заходить на Восток, тем в большей степени мы это обнаружим. Конечно, могло бы обнаружиться более или менее кажущееся рафинирование этих воздействий на народный характер, но также и деградация этих воздействий на народный характер, как это иногда проявляется в отклонениях. Отдельные народности и целые расы разделяются в зависимости от этих отклонений, когда, например, возникает дисгармония при согласовании воздействий головы с воздействиями остального организма, и так далее. Однако сегодня не следовало бы рекомендовать входить в отдельные дисгармонии, так как сегодня по тем или иным причинам человек из одного народа должен любить другие народы. Этого требуют условия; кое-что тут может пониматься не на уровне разума, а на уровне чувства, тем самым, возможно, оставаясь непонятым. Если когда-нибудь придут иные времена, можно будет поговорить о восточных народах и сходных проблемах.
Можно задать вопрос: как обстоит дело со среднеевропейскими народами? Мы больше говорили о географических отношениях и не рассматривали социально-политических отношений, касаясь Средней Европы. Я не ответил на вопрос о расовых соотношениях, однако они являются, как вы видите, спиритуально-географическими соотношениями. Итак, мы можем говорить о Средней Европе, которая не относится к Франции или Италии.
Отличительные свойства народной душевности (Volksseelentum), действующей в Средней Европе таковы, что, - подобно тому, как я сообщал относительно других областей, что воздействие оказывается через воздух, воду, через солеобразное и так далее, - тут действие оказывается непосредственно через тепло. В качестве окольного пути, в качестве посредника Народный Дух в Средней Европе выбирает тепло. Впрочем, детерминированность такого рода имеет не совершенно непосредственный характер, она может быть индивидуализированной. В Средней Европе могут быть люди, у которых это воздействие Народного Духа может быть различным; или из остального организма, или из головы. Может нагреваться или внешний воздух, или прогревание осуществляется через пищу, или через дыхание. Всё это является посредником, медиумом Народного Духа. А то, что тут оказывает противодействие этой деятельности, тоже является теплом; так что в Средней Европе тепло, насколько оно действует внешне, является проводником, медиумом Народного Духа. А то, что выступает ему навстречу, противодействует ему, есть опять-таки изнутри идущее, самостоятельно произведенное собственное тепло. Поэтому можно сказать: тому, что действует в организме посредством Народного Духа как тепло, идёт навстречу собственное тепло головы. Если же тепло Народного Духа действует через голову, то тогда навстречу ему струится тепло остального организма. Тепло действует на тепло, и оно действует именно так, что оно по преимуществу зависит от большей или меньшей деятельности органов чувств, напрямую зависит от способности восприятия. Человек, имеющий активный дух, который с любовью смотрит на вещи вокруг себя, развивает собственное тепло в большей степени. Человек поспешный, поверхностный, который ощущает немного, который проходит мимо всего, развивает собственное тепло в меньшей степени. Это совместная жизнь со своим окружением, когда сердце или глаза человека открыты для его окружения, и есть то, что идет навстречу тому теплу, через которое действует Народный Дух, так что тут тепло сталкивается с теплом. В этом состоит отличительное свойство образа действий Народного Духа в Европе, на этом основано многое в сущности народного характера в Средней Европе, поскольку тепло столь интимно родственно теплу. Все действие другого рода не столь родственны: воля не таким же образом родственна электричеству, солеобразное не так родственно метаболическим, пищеварительным процессам головы. Также и другие приведенные воздействия не проявляют такой же родственности. Однако тепло обусловливает среднеевропейский характер, который состоит в умении в большей или меньшей степени входить во всё, проявляться во всём. - Мы не хотим говорить о ценностных, оценочных суждениях, мы всего лишь характеризуем. Каждый может это понимать, как хочет: как добродетель или как порок. - Тепло к теплу: это даёт гибкость, пластичность, чтобы проникать во всё, также и в чужой народный характер. О, если мы исследуем историю, то она покажет, как отдельные немецкие племена входили в состав других народностей, принимали чужой элемент. Во всём вы найдете подкрепление того, что сейчас было сказано. То, что было изложено сегодня, в значительной степени выявляет великий закон, между азиатским Востоком и американским Западом. Можно было бы сказать: свет, даже если он отражен от земли, и даже то, что поверх света заложено в эфирное, есть то, что служит Народной Душе на Востоке, чтобы она могла подступиться к человечеству. Подземный элемент, находящийся под землей (выполняет эту роль) на Западе. - Это может ввести нас в глубину органической и душевной жизни всего земного организма в его совместном бытии с человечеством. В этом нет какого-либо намерения обидеть ту или иную часть земного населения, или похвалить другую его часть. Но это действительно так: с одной стороны направленные в духовное потоки на Востоке, тогда как сущность на Западе развивается вниз, к тяжести, приковывая человека к Земле. Насколько это в большей или меньшей степени согласуется с американским народным характером, я предоставляю судить каждому в отдельности. Восходящий поток, - я могу сказать, - находится на Востоке; нисходящий, убывающий, внедряющийся в землю поток - на Западе. Такова жизнь.
Конечно, не сразу, но по ходу жизни, по ходу поколений человек приобретает сходство с земными условиями, отношениями, приспосабливается к ним. Следовательно, если европеец приедет на Восток, будет иметь детей, у детей тоже будут дети, то властные обстоятельства потребуют формировать себя в соответствие с данными условиями. Это действует в людях. Фактически дело обстоит так: как в нашем физическом организме на плече не вырастает нос, но всегда вырастают руки, так в Америке не может возникнуть хороших йогов. Можно однажды вырастить нечто, но ведь и в оранжерее тоже выращивают всевозможные растения, дело не в этом; тут имеются в виду природные связи самого развития. Всё это выявлено, всё определено. Естественнонаучная биология вовсе не проясняет, каковы эти земные соотношения. Для этого надо, например, исследовать различия в образе действий Народных Душ, как мы это обсуждали сегодня, исследовать, как невидимое находит своё выражение в видимом.
Итак, человек подвержен тем воздействиям, которые связаны с Землей. Если вы обратите на это внимание, то перед вашей душой с одной стороны настоятельно предстанет, - я бы сказал, - то, насколько сильно человек зависит от сил, которые, описанным образом, связаны с регионами Земли, на которые поставлен данный человек кармой в какой-либо инкарнации. Конечно, то, что он туда поставлен, опять-таки связано с его кармой. Но всё же, характеризованные отношения носят принудительный характер, и это принуждение будет возрастать, если не считаться со всеми обстоятельствами. Если мы возвращаемся в древние времена земной эволюции, мы обнаруживаем: чем дальше мы углубляемся назад, тем больше становится зависимость, о которой я говорил, тем в большей степени человечество на поверхности Земли было дифференцировано в соответствие с такими импульсами. Тем не менее, земная эволюция несет в себе возможность того, что люди постепенно преодолеют эту зависимость, пусть даже не во внешней конфигурации, но в своей внутренней жизни.
Давайте спросим однажды, что должно произойти, что можно было бы помыслить, чтобы это произошло, - для того, чтобы эта зависимость от участка, от региона Земли было каким-либо образом смягчена, чтобы человек смог как-нибудь подняться к свободе из этой характеризованной здесь необходимости?
Для этого в течение эволюции человечества на Земле должно было произойти нечто такое, что прямо-таки противодействовало бы этой зависимости людей от места на Земле. Сейчас мы обсудили все импульсы, которые выявляются в зависимости человека от его местоположения на Земле. Я говорил: должно было произойти нечто, что противодействует этой зависимости, нечто такое, что резко бьёт по этим отношениям. - Необходимо понять: то, что жило бы на Земле, будучи отличным от всего, что действует вследствие этой зависимости, должно было бы выравнивать, компенсировать эти отношения, действовать на них нейтрализующим образом. Чем бы могло это быть?
В начале нашего летоисчисления произошла Мистерия Голгофы. Мы по ходу времени отмечали многие из её отличительных свойств. Но необходимо однажды провести перед душой совершенно очевидное, совершенно всеобщее, повсюду известное свойство Мистерии Голгофы; тогда будет видно, что даже благодаря лежащим на поверхности вещам, Мистерия Голгофы представляет собой нечто особое, единственное в жизни Земли. Христос Иисус жил среди народа, имевшего ярко выраженный народный характер, народа, который всё, что он делает, делал исходя из ярко выраженного народного характера. Но то что произошло с Христом Иисусом, что произошло из этого народного характера: Мистерия Голгофы, смерть на Голгофе - стоит в полном противоречии с этим народным характером. Ибо этот народ, среди которого разыгралась Мистерия Голгофы не принял её как своё исповедание, не признал Христа Иисуса лично, индивидуально, нет, но он убил Его, восклицая: "Распни Его! Распни Его!" - Происходит нечто, что не может определяться одним только народом; происходит нечто, что имеет смысл лишь тогда, если оно мыслится в противоречии с тем, что могло последовать из народного характера, что народ отстраняет от себя, что он аннулирует, уничтожает. В этом состоит тайна Мистерии Голгофы. Вот почему она имеет не один народный характер, вырастает не из этого народного характера, но противоречит всему, что мы прежде характеризовали как зависимость человека от народного характера. Это некое событие и некое Существо на Земле, которые не имеют дела с народным характером, поскольку только то, что здесь уничтожается, - смерть, - имеет дело с этим народным характером. Ибо это событие не имеет отношения ни к иудейскому народному характеру, ни к действовавшему в том же русле римскому народному характеру; ибо иудеи кричали: "Распни Его!", а римлянин не мог найти в Нём никакой вины, что означает, он не знал как относиться к тому, что тут происходит. Это совершенно выходит за пределы того, что могло произойти вследствие народного характера. Благодаря этому Мистерия Голгофы стала таким событием, что вы, при точном изучении её, не сможете сравнить её ни с чем другим. Само собой разумеется, что убийства имели место повсюду; но эти убийства возникали не по тем причинам, как в случае Мистерии Голгофы. Чем больше вы изучаете Мистерию Голгофы, тем больше будете вы находить, что она наступила именно потому, что не имела дела с отдельным народным характером, но была связана со всем человечеством в целом. Поэтому действительно можно сказать: с одной стороны мы имеем в эволюции человечества тот принцип, который простирается на все человечество и действует, дифференцируя, разделяя. Затем из этого разделения, этого дифференцирования вырастает нечто иное, что не имеет отношения к разделению, но чья отличительная черта состоит в том, что оно независимо от народного характера; это другая сторона.
Это в любом отношении будут всё больше и больше познавать как существенное в Мистерии Голгофы, если захотят её понять, если захотят сделать необходимым её индивидуальное понимание. Понимая её всё больше и больше, постепенно будут говорить: можно так или иначе понять земные отношения, человеческие отношения; однако Мистерия Голгофы существует сама по себе, её надо понимать как нечто особенно отдельное, её нельзя воспринимать иначе, если хотят её понять. Всегда ищите область (действия): мы сегодня исследовали область Народных Душ, народной душевности, которая действует в человечестве. Всё вещи из области народной душевности мы можем объяснить, от начала человечества на Земле, до настоящего времени. Только Мистерию Голгофы и то, что с нею связано мы объяснить не можем. Мы могли бы обнаружить всевозможные области, о которых мы можем сказать: с одной стороны стоит всё остальное, а по другую сторону стоит Мистерия Голгофы и её воздействия. - Я часто подчеркивал: ученые теологи должны сегодня согласиться с тем, что нельзя найти исторического доказательства Мистерии Голгофы, позволяющего причислить её к истории. К истории не причисляют событий, для которых нет никаких исторических доказательств, - только Мистерию Голгофы и то, что с ней связано! Ибо она должна являться единственно, исключительно сверхчувственным событием; никаких исторических доказательств её не может быть. Мистерию Голгофы не должен признавать ни один человек, которому требуются только исторические материальные доказательства. Она правильным образом воздействует только на того человека, который решается считать историческим то, для чего нет доказательств. Развитие пойдёт дальше таким образом, что все внешние доказательства Мистерии Голгофы будут опровергаться, размываться, исчезать; критика будет устранять их. Однако, духовное понимание общечеловеческой эволюции, тем не менее, поставит Мистерию Голгофы в качестве поворотного пункта всех земных событий. Она должна быть духовно понята, на духовном уровне причислена к историческому процессу человечества. Именно в этом состоит её тайна. Люди будут всё больше и больше разрабатывать её для себя, искать не исторических доказательств, а возможности понять, что в данном случае необходимо сверхчувственное понимание, сверхчувственные понятия для события, которое чувственным образом разыгрывалось на физической Земле, для того, чтобы человек смог в полном смысле слова охватить свою связь с земным историческим развитием человечества. В следующий раз мы поговорим об этом дальше.
ЛЕКЦИЯ СЕМНАДЦАТАЯ
Берлин, 9 июля 1918г
Перевод А.Демидов
Ретроспективный взгляд на прежние инкарнации ещё существовал в 7-8 векедо Рождества Христова. Возобновление этого живого созерцания в пятой послеатлантической эпохе. На Западе посвященные в англо-американских кругах ведут борьбу против возобновления сознания о повторных земных жизнях. Материализация души посредством спорта. Будущему человечеству Запада угрожает опасность стать "призраками". На Востоке принятие истины о повторных земных жизнях подавляется посредством создания внутренней тупости, душевной глухоты. Душевный трагизм в связи с появлением Самодуха. Средняя Европа должна примкнуть к забытому потоку духовной жизни: Шлегель, Фихте, Шеллинг, Гёте. Гротеск в нынешнем Обществе Гёте. Доклад Лэйардао высказываниях Кади из Мосула.
Жизнью, общей жизнью человеческой души является нечто сложное, как это следует непосредственно из рассмотрений проводимых теперь нами. Многие нити связывают человеческую душу со многими областями, многими силами, центральными точками Вселенной. Вспомним о том, что сообщалось здесь две недели тому назад, чтобы примкнуть к нему, чтобы истины, с которых мы хотим начать сегодня, выступали перед нашей душой, истины, которые могли бы с известной точки зрения во всем значении поставить перед нашей душой мировые события. Я хотел бы парой слов напомнить о том, что сообщалось тут четырнадцать дней тому назад.
Я говорил: познавать человека в его реальности научатся лишь вследствие того, что будут исследовать не только его обычное сознание, которое правит в нём от пробуждения до засыпания, но когда полностью осознают то, что внутри этого сознания существует ещё иное, смутное, сумеречное состояние сознания, но поймут его суть лишь тогда, если примут во внимание трехчленность человека, проявляющуюся в нём как человек головы, человек туловища и как человек конечностей (позднее Р.Штейнер говорил о человеке нервной системы, человеке ритмической системы кровообращения и дыхания и человеке обмена веществ и членов тела то есть метаболической и кинетической системы- примеч. перев.). Конечно, всё существо человека служит голове, чтобы иметь известное нам сознание. Но кроме того мы могли сообщить и то, что человек благодаря этой человеческой голове имеет грезящее сознание, которое, однако заглушается обычным сознанием, и что благодаря этому грезящему сознанию он заглядывает назад в свои более ранние земные жизни. Точно также могли мы сообщить и то, что человек конечностей, будучи связан со всем человеком, постоянно развивает грезящее сознание о следующей земной жизни. Итак, то, что мы сообщаем в рамках духовной науки как теорию о повторных земных жизнях, является реальностью в человеческой душе. Это реальность сознания, хотя и смутная, сумеречная реальность сознания. Кроме того было сообщено, что человек посредством своего процесса выдоха, который принадлежит организации туловища, развивает грезящее, сновидческое сознание относительно жизни от последней смерти до рождения; посредством процесса вдоха, который тоже относится к организации туловища, человек имеет смутное сознание о жизни от ближайшей смерти до нового рождения. Короче, в человеке сотканы, сплетены друг с другом различные формы сознания, разные сознания. Всё это заостряет ваше внимание на том, что в человеке в целом мы имеем дело с некой тонко сотканной организацией; то, что обычно говорят о человеке, то, относительно чего люди имеют ясность, рассматривая человека, есть, собственно, всего лишь крайне малая часть, наиболее грубая часть этого человека в целом. Однако вследствие этого человек является столь сложным существом, что он с различными членами всего своего существа врастает, включается в миры, которые обычному сознанию неизвестны, миры, которые по отношению к обычному сознанию являются сверхчувственными. То, что в человеке является вросшим, включенным в духовный мир, то, что обнаруживает свою включенность такого рода даже в случае не очень утонченной душевной жизни, обнаруживает даже в обычном человеческом бытии, следует рассматривать по ходу разных земных жизней, хотя это совсем не так просто. Но, тем не менее, общее значение человеческой жизни понимают тогда, если принимают к сведению всё это сложное человеческое существо в его прохождении через разные земные жизни. Эта тонкая ткань является очень скрытой, замаскированной, - особенно для сегодняшнего человеческого взгляда. Об этой маскировке мы ещё должны будем говорить. По-существу, преимущественно знают лишь эту маскировку человека; ибо то, что спускается из духовного мира, то, что в некотором смысле создает себе свой дом в физическом человеке, а благодаря смерти снова поднимается в духовный мир, не возвещает о себе каким-либо грубым образом в человеческой жизни; нет, в человеческой жизни происходит многое, что столь грубо, что существенные процессы, ведущие к тому, чтобы человек шел от одной земной жизни к другой земной жизни, скрываются, маскируют себя. Придти к тому, насколько сложна человеческая жизнь, можно лишь исследуя её на протяжении долгого времени. И тут я прошу вас, при таком исследовании в течение долгого периода совсем не обращать внимания, если то, что я должен описать здесь, что я описываю как настоящую человеческую душевную жизнь в течение долгого времени, будет очень расходиться с тем, что рассказывает внешняя история. Я уже часто указывал на то, почему это происходит. Эти обстоятельства давайте более точно обсудим позже.
Важным периодом, - я на это недавно уже указывал, - в общечеловеческом развитии, а именно в развитии нашего культурного человечества западных стран, является 7-8 столетие до Мистерии Голгофы. Тогда с человеческой душой, а именно западного культурного человечества, произошёл значительный переворот. Мы знаем, что тогда третий послеатлантический культурный период переходил в четвертый. Ранее, перед 7-8 веками до Р.Х. человеческие души преимущественно носили характер души ощущающей. Теперь же они приобретали характер души рассудочной или характера. Затем снова произошёл важный поворот времени в 15 христианском столетии, не так уж давно от нас; тогда человеческая душа приобрела характер души сознательной. По мере изменения характера душевности, душевного начала, изменялся также характер грезящего ретроспективного взгляда в более ранние инкарнации. Рассмотрите, например, человека в начале греко-латинского культурного периода, то есть в 3, 4 веках христианских столетий. Если он достиг нормальной ступени развития в странах Запада или в пограничной области, он жил со свойствами души рассудочной или души характера. Однако то, что грезилось в нём относительно более ранних земных жизней, направляло его назад к этим более ранним жизням, когда душа имела ещё характер души ощущающей. Во всяком случае, в ходе четвертой послеатлантической культурной эпохи постепенно исчезала способность непосредственно воспринимать повторные земные жизни. Но множество людей ещё обладали этой способностью; и те, кто её имел, взирали назад так, что они, - если мне будет позволено так выразиться, - взирали как обладатели души ощущающей. Существовала относительно большая разница между тем, как действовали люди теперь, то есть в то прежнее время, и тем, что выступало перед их душой, если сон приобретал объективный характер: вот так ты пребывал в более ранней жизни. Вследствие этого многие люди в их той, тогдашней инкарнации очень сильно отличались от того, что они видели как свою ещё более раннюю инкарнацию. Поскольку они в той тогдашней инкарнации чувствовали себя как душу рассудочную или характера, у них было чувство: в более ранней инкарнации ты был душой ощущающей. - Что означает, иметь чувство, что человек был в более ранней инкарнации душой ощущающей? Современные люди почти не обладают, не могут больше обладать настоящим чувством: человек является душой ощущающей, о чём люди первых столетий четвертого послеатлантического периода ещё живо вспоминали. Египтяне, халдеи, люди третьей послеатлантической эпохи чувствовали себя, как душу ощущающую. Чувствовать себя душой ощущающей означает: совершенно ничего не знать о том, что такое мыслящий человек, что человек является мыслящим; человеку совершенно не дано иметь мысли, зато он постоянно связан с живым чувством, с внешним миром, но с таким внешним миром, который проникнут духовностью. - Чрезвычайно трудно описать это сознание, как если бы человек был душой ощущающей, поскольку это сознание по смыслу своему столь живо, что человек постоянно чувствует: он как бы оставляет тень в том месте пространства, через которое он прошёл. Если бы человек, например, сидел на стуле, говоря в современном смысле, и через некоторое время ушел, у него имелось бы чувство: ты будто бы ещё долго сидишь там. - Чувство связи с внешними вещами было очень живо. Прежде всего, человек постоянно имел перед собой полностью ясное, конкретное видение своего пространственного облика; он также постоянно имел перед собой ощущение своего пространственного облика. Поскольку это пространственное чувство было столь сильным, постольку было интенсивным и учение о перевоплощении, которое тогда преподносилось сознательным образом; ибо люди, когда они глядели назад, когда они осознавали эти грёзы, эти сны о более ранней земной жизни, имели живой образ своего пространственного человека. Они по-настоящему видели его, находясь в разных ситуациях. Это живое видение себя самого миновало в ходе четвертого послеатлантического культурного периода. Вследствие этого человек потерял способность мобилизовать крепкую силу, чтобы вообще понять то, что существовало в нём как грезящие воспоминания о прежней земной жизни. Причиной было то, что позднее, люди, рожденные снова, в этой грёзе, благодаря которой они вспоминали о более ранней жизни, вспоминали себя не в живо созерцающей душе ощущающей, но в душе рассудочной или характера, которая не столь предметна, объективна, которая представляет собой нечто неопределенное, расплывчатое, нечто внутреннее. Этого человек уже не мог охватить, воспринять. Вот почему постепенно сознание о более ранних земных жизнях целиком и полностью прекратилось. Но в ходе пятого послеатлантического культурного периода это сознание о более ранних земных жизнях в совершенно определенной форме возобновится. В сущности, никто не понимает развития человечества, кто не прозревает такие истины, которым даем мы сейчас выступить перед нашими душами.
То, что выступает в человечестве, выступает в разных регионах нашей Земли и в разных формах. Я часто указывал на то, что в будущем снова надо ожидать момент времени, и особенно значительно будет он проявляться в 3 тысячелетии, когда никто не сможет обходиться без некоторого ретроспективного взгляда на более ранние земные жизни, и особенно без отчетливого сознания, что он сможет иметь будущую земную жизнь. Но именно это сознание будет в разных формах выступать в разных областях Земли, и понять это - чрезвычайно важно.
Давайте рассмотрим большую область, в которой выступают разные вещи: область Востока, которая явно начинается в уже Европе и затем простирается в Азию, итак область Востока. Затем давайте рассмотрим область европейского Запада и при этом особенно Америку. В обеих областях различным образом подготавливаются эти грядущая способность обращать внимание на повторные земные жизни. На Западе в посвященных кругах уже совершенно точно знают об этом, и наиболее значительное на Западе состоит именно в том, что там считаются с оккультными способностями и думают также задействовать их во внешней жизни. Тот, кто не принимает этого в расчет, очень плохо понимает развитие Запада и всё влияние Запада на историю человечества. Как раз наиболее важные вещи, которые происходят на Западе, которые как раз исходят от англо-американской расы человечества, происходят под влиянием тайных, интимных познаний истории человечества как таковой. Если описывают то, о чем идет речь в этих делах, вскоре подвергаются опасности быть вынужденными говорить парадоксально, поскольку надо описывать вещи, о которых рассудительный человек, - а ведь он всегда рассудителен и умён! - говорит: да почему же это посвященные этого не знают? - Но вам следует только вспомнить, что я должен был всячески объяснять вам относительно Люцифера и Аримана, что они делают, чувствуют, а именно что они делали; и вот приходит человек, который полагает, что он будто бы стал умнее Люцифера и Аримана, он никогда не отставал и так далее. Таким надо говорить правду в глаза. Кое-что сделать можно, если быть в известной степени умнее, чем такой человек.
На Западе из тайных закулисных основ развивается тенденция бороться с повторными земными жизнями. Борьба против повторных земных жизней будущего получает развитие в известных весьма посвященных кругах англо-американской расы. Парадоксально, что при этом приходится говорить. Исходя из известных духовных центров на Западе, хотят привести дело к тому, чтобы такие повторные земные жизни, - то есть такая регулярная жизнь между рождением и смертью, затем снова между смертью и следующим рождением и снова между рождением и смертью, - вообще постепенно прекратилась. В конце концов, хотят содействовать совсем иному установлению, другой организации человеческой жизни; есть средства, с помощью которых можно содействовать такому другому установлению, другому распорядку. Хотят именно следующего: человеческую душу посредством известного обучения, посредством известного наделения теми или иными силами хотят привести в такое состояние, чтобы она после смерти чувствовала себя всё более и более родственной с земными отношениями, условиями, с земными силами. Чтобы она получала сильную тягу, влечение к земным силам, - именно к духовно-земным силам, - чтобы она затем, после смерти, как можно меньше удалялась от земного региона, оставалась вблизи от земного региона, чтобы она в некотором роде как умершая душа продолжала жить дальше с земным регионом, будучи также освобождена от необходимости действительно входить снова в физическое тело. К такому достойному внимания идеалу стремится англо-американская раса: не возвращаться более в земное тело, но посредством души оказывать всё большее и большее влияние на Землю, становясь душой все более приземненным. - Следовательно, они, таким образом, стремятся к идеалу, чтобы жизнь здесь, на Земле и жизнь post mortem, жизнь после смерти сделать сходными, одинаковыми. Это будет достигнуто, - сейчас только у тех, кто проходит обучение в этом направлении, но давать такое обучение будут всё более и более, оно становиться всеобщим, - тем самым будет достигнуто пробуждение в человеке гораздо большего, более сильного чувства Земли, нежели так называемое нормальное. Если бы в течение лемурийского и атлантического времени известное люциферическое и ариманическое влияние на человека не было бы оказано, то человеческая душа сегодня чувствовала бы меньшее родство с физическим телом, нежели чувствует она это родство теперь. Это выразилось бы в том, что нашлись бы многие люди, - это было бы большинство людей, - которые рассматривали бы своё тело как принадлежащее Земле, которые стали бы ощущать: ты живешь внутри этого тела, - подобно тому, как мы сегодня ощущаем: ты ходишь по твердой Земле. - Сегодня мы в состоянии считать люциферическое влияние нашего тела совсем близким к нам, но не Землю. О Земле мы говорим, что она находится вне нас. Но наше тело мы считаем ближе к себе. С некоторой высокой спиритуальной точки зрения мы находимся именно вне нашего тела, также и во время бодрствования, как находимся мы вне Земли. Лишь нашей душой мы в некоторой степени вступаем в наш головной мозг; вследствие этого он является опорой нашего мышления. Сегодня об этом не знают вследствие люциферического и ариманического влияния. Если бы его не было, тогда мы, как души, чувствовали бы себя гораздо более чуждыми нашему телу; мы рассматривали бы его как некий холм на Земле, хотя и подвижный, на который мы можем опереться, как в ином случае мы опираемся на кучу песка.
Известные круги англо-американизма сделали это применяемой на практике мудростью. Они особенным образом формируют именно те способности души ощущающей человеческого тела, которые ещё больше усиливают то, о чём я только что говорил, эту связь бытия человека с телом; причём к этому должны подключаться силы, которые не просто находятся в теле, но связывают тело с Землёй. Они должны не только чувствовать: "я" - это моя рука, "я" - это моя нога, - но они также должны чувствовать: "я" являюсь также силой тяжести, которая идет через мои ноги; "я" есть также вес, который отягощает мою руку, мою кисть. - Это должно пробудить чувство сильного физического родства между человеческим телом и земным элементом. Это сильное чувство родства с физическим телом и земными условиями существует сегодня с особой силой у некоторых видов обезьян. Они этим обладают, в этом, собственно, состоит их душевная жизнь. То, что существует тут, могут постепенно вводить в систему воспитания человечества; для этого надо только всё больше и больше вводить в систему воспитания тела грубое родство человека с природой. Посредством этого можно, - я не желаю тем самым ни ругать, ни особо критиковать, но лишь излагать факты, - посредством этого можно развивать своего рода практический дарвинизм, чтобы сделать человека родственным тому, что связывает его с Землей. Человека можно сделать в известном отношении "подобным обезьяне". Это практическая противоположная сторона. Она будет широко культивироваться в по видимости инстинктивной, но все же добровольной особой форме спорта и подобных ему вещей. Эта культивация будет, однако, связана с душой посредством того, что она будет влита в физическое чувство родства с земным, с землей и вследствие этого будет содействовать тому, что я только что определял как некий спиритуальный идеал. Вследствие этого постоянное состояние смены между духовной жизнью и физической жизнью преодолено, так что мало по малу этот идеал осуществится, то есть: в будущие периоды земного развития жить подобно призракам, населять Землю как своего рода призраки. В этом отношении чрезвычайно интересно то, что этот идеал может культивироваться преимущественно среди мужского населения, и поэтому, несмотря на все внешние политические устремления, - которые часто глубоко связаны с тем, что хотят политически на внешнем уровне, в рамках всего остального, - в англо-американской культуре выступит большое противоречие между мужским и женским началами. То, чем является англо-американская духовная жизнь, будет, в сущности, вступать в мир через женщин, через женское начало; в то время как то, что будет жить в мужском теле, будет стремиться к таким идеалам, как я это описал. В будущем это будет придавать конфигурацию англо-американской расе. Она получит такую конфигурацию, которая соответствует тому, что было описано мною.
Если мы посмотрим на Восток, то там мы имеем полностью иную картину. Сегодняшним людям Средней Европы подобает смотреть на Восток, ибо то, что будет развиваться на Востоке Европы, сегодня полностью маскируется, оно полностью подавлено. То, что в настоящий момент утверждается на Востоке Европы, является естественной противоположностью тому, что должно развиться из Востока Европы. Ибо то, что утверждается, например, в Великой России, есть борьба против всякой духовной жизни, борьба против всех духовных основ человечества, в то время, как известные духовные основы человечества должны развиться именно на Востоке. Наше время мало склонно к тому, чтобы действительно раскрыть глаза и пробудить рассудок относительно того, что происходит. Позволяют сонно пропускать мимо себя всё это, несмотря на то, что именно в наше время было бы совершенно необходимо приобрести способность суждения относительно того, что происходит в современности. Люди как Ленин и Троцкий даже нашими современниками могут быть осуждены, должны быть осуждены так, что в них следует видеть величайших, активнейших врагов истинного духовного развития человечества, каких ещё не было ни во времена столь отвратительно описанного римского цезаризма, ни во времена дурно прославленных героев ренессанса. Борджиа, например, перед историческими событиями в отношении борьбы с духовностью есть сущие младенцы по сравнению с тем, что действует в таких людях как Ленин и Троцкий. Эти вещи совершенно ускользают от современных людей, однако необходимо, чтобы порой на такие вещи обращали внимание. Ибо сегодня души надо направлять, в сущности, на одно. За эти четыре года люди должны были научиться тому, что старая история-легенда, напечатленная во многих видах речей, не должна существовать и дальше. Должно упрочиться суждение, что относительно событий современности формулировка, выработанная римским цезаризмом или историей ренессанса, впредь должна называться "историей для девиц из пансиона". Кто хочет остаться при "истории для девиц из пансиона", тот не нуждается в её корректировке со стороны того, чему сегодня, бодрствуя, можно научиться для вынесения суждения о недавнем прошлом. Итак, если хотят увидеть то, что готовится на Востоке, тогда, конечно, надо обращать внимание на то, что весьма успешно скрывается от спящего человеческого рода. Скрывается гораздо сильнее, чем было оно скрыто некоторое время тому назад, когда о Востоке судили по его духовным творениям, в которых порой обнаруживалось нечто весьма правильное, то, что можно назвать: зачатками к действительному пониманию европейского Востока. Этот европейский Восток будет постепенно, - во всяком случае, ещё не в очень близком будущем, - производить людей, которые будут способны обозревать повторные земные жизни, однако иначе, нежели так, как это было описано мною относительно Запада. На Западе имеет место своего рода борьба против повторных земных жизней, она запущена в ход. На Востоке истина о повторных земных жизнях будет акцептирована, будет принята. На этом Востоке будет существовать томление, страстное стремление так воспитать человеческие души, чтобы они обращали внимание на то, что живёт в них не только между рождением и смертью, но то, что живёт от одной земной жизни к другой. При воспитании будут указываться некоторые вещи, которые именно этим восточным человечеством будут переживаться исключительно сильно. Уже детям будут указывать на то, что в человеке есть нечто, что можно почувствовать, ощутить, то, что не исчерпывается жизнью тела. Молодому человеку со стороны старших на уровне воспитания будут уяснять следующее. Будут говорить ему: почувствуй как-нибудь, что чувствуешь ты в своей душе? - Когда будут формулировать ему этот вопрос в самой разной форме, он придет вот к чему: я чувствую, как будто бы тут есть нечто; нечто входит в моё тело, это нечто уже было на Земле раньше, оно прошло через смерть и позднее придет снова; но для меня это очень смутное чувство. - Попытайся пробраться дальше: какой отношение имеет это смутное чувство к твоей другой душевной жизни? - так будут пытаться воспитывать этого молодого человека дальше. И при различных формулировках вопроса, - тогда будут находить правильные, - он разберется и скажет: я чувствую, как то, что будет жить снова и снова, есть нечто, что разрушает моё мышление; оно не хочет дать мне мыслить, оно хочет убить мои мысли. - Это будет очень важным чувством, которое будет возникать и подступать; однако к людям Востока оно будет подступать как нечто естественное, природное. У них будет возникать некое чувство, что в них нечто находится, то, что идёт от жизни к жизни. Однако оно у них, - когда они являются земными людьми, - отнимает мышление, похищает его, опустошает его, убивает: я не могу по настоящему думать, нечто помрачает моё мышление, когда я ощущаю глубины во мне, как в человеке. Эта глубина во мне как в человеке хоронит для меня моё мышление; я ощущаю во мне нечто, что является моим вечным началом, но я чувствую это почти как внутреннего убийцу моих мыслей.
Таково будет это чувство. Среди иных чрезвычайно интересных психических проявлений, о которых ещё узнает мир благодаря Востоку, будет также и это. Мне кажется так: те, кто рассматривал Восток лишь относительно его искусства и литературы, будут находить, что такие вещи, в сущности, уже возвещали о себе. В сочинениях Достоевского он недалек от таких возвещений, где человек стремится к лучшему, что есть в нём, к наиболее преимущественному; но если вы разбираетесь в этом, вы чувствуете нечто как внутреннего убийцу, внутреннего убийцу и грабителя ваших мыслей. Это происходит потому, что там в совершенно особой форме должна изживать себя душа сознательная, а она из всех членов человеческой душевной жизни наибольшим образом связана с Землей, как я уже сообщал об этом. В будущем, когда душа почувствует способность ощущать повторные земные жизни, она не будет ощущать их так, как ощущали их в дохристианские времена в древней Греции, где можно было увидеть душу ощущающую во всей её живости; нет, человек затем тоже постепенно почувствует также и душу рассудочную или характера, почувствует как нечто, лежащее далеко позади, как нечто непосредственно умерщвляющее мысли.
Воспитание затем будет идти дальше. Эти души будут казаться себя внутренней гробницей своего собственного существа, но такой гробницей, где будет дано место для откровений духовного мира, и это будет ближайшим чувством, которое я теперь хочу характеризовать следующим образом. Души будут говорить себе: действительно, когда я по настоящему ощущаю своё вечное начало, идущее от жизни к жизни, то дело обстоит так, как если бы оно убивало мои мыслительные усилия; моё мышление устраняется, но Божественное мышление втекает и распространяется над гробницей моих собственных мыслей. - Приходит Самодух; душа сознательная идет в гробницу, а Самодух таким образом выступает. - Сейчас я описываю это не более чем схематически: тут находится душа сознательная, затем приходит Самодух, - однако я хотел бы ввести вас в человеческую душу, какой она будет, когда "я" постепенно будет ощущать переход о души сознательной к Самодуху. Мне хотелось бы показать, что наступает на Востоке, и как там будут ощущать: вечное начало стало когда-то на Земле таким, - со времени греко-латинской эпохи оно находится здесь в упадке, - что обычное мышление, имеющее своим источником лишь человека, будет разрушено тем, что в человеке вечно; он будет пуст, но он окажется пустым не напрасно: в эту пустоту постепенно войдёт новое откровение, прежде всего в той форме, которая распространится в человеческой душе как Самодух.
Такие вещи происходят не без значительного душевного драматизма, душевного трагизма. Бесчисленное множество людей именно на Востоке будет ощущать глубокий внутренний душевный трагизм, глубокие внутренние душевные страдания вследствие того, что они будут чувствовать: мой внутренний человек убивает мне мои мысли. - Некоторая усталость, некоторая притупленность будет охватывать людей, поскольку то, что она ощущают как идеал, искомый людьми, принесет им на первых шагах не какое-либо освобождение, но именно нечто подобное тупости, умерщвлению, внутреннему утомлению.
Чтобы на эти отношения можно было смотреть объективно, можно было смотреть так, чтобы понимать их, ориентироваться в них, существует человечество Средней Европы. Действительно рассматривая такие отношения, оно лишь выполняет свою задачу. Но ради этой цели среднеевропейское человечество должно вспомнить о том, что я в своей книге "О загадке человека" называл забытым потоком мыслительной жизни, духовной жизни. Очень, очень важно, чтобы то, что сегодня по большей части забыто, то, что существовало как духовная сила понимания по отношению ко всему миру, было снова понято именно в Средней Европе. Кто сегодня знает, сколь грандиозное понимание всей человеческой культуры несли такие личности, как, например Фридрих Шлегель? Кто сегодня знает, сколь глубоко значительное прозрение в эволюцию человечества имели такие мыслители как Шеллинг, Гегель, Фихте? Сегодня особенно много говорят о Фихте. Нет необходимости напоминать, что те, кто больше всего говорят о таких мыслителях, меньше всего их понимают. Оживление понимания было бы возможно, если бы могли проникнуть в истинный, настоящий смысл слов о духовном складе Гёте! Однако для этого необходимо многое. Сегодня необходимо раз за разом упоминать, что пора возвращаться к духовному складу Гёте, но важно также упомянуть и о том, что нас понимают в мире неправильно, если создают иллюзорное впечатление, будто бы мы ничего не имеем от духовного склада Гёте. Например, родство нашего здания в Дорнахе с духовным складом Гёте; но я не думаю, что многие люди что-либо в этом понимают. А это было бы не лишено важности.
О том, что я сегодня попытался дать вам, исходя из духовнонаучных рассмотрений, как характеристику Запада и Востока, - об этом говорили мыслители как на Западе, так и на Востоке. Надо только правильно понимать их. Сегодня надо только правильно истолковывать то, что осуществляется из политических речей Запада; человек должен суметь почувствовать известный, возникающий теперь инстинкт и связать его правильным образом с человеческим душевным развитием. Этот инстинкт мирового господства, который господствует в англо-американизме, внутренне связан с идеалом, с желанием стать в будущем земным призраком. И опять-таки то, что возвещается на Востоке, целиком и полностью пронизывает тот примечательный доклад Рабиндраната Тагора о "Духе Японии", который даже здесь должен быть в каждом книжном магазине. Конечно, там нет того, что я говорю сейчас, но там пульсируют все ощущения того, что Дух Востока, во всяком случае, Дальнего Востока, - характерно то, что возвещается на Дальнем Востоке, - высказывает относительно того, что развивается на европейском Востоке. Однако было бы необходимо, чтобы человек по всей Земле, как на Западе, так и на Востоке, познакомился с тем, что содержится в среднеевропейской духовной субстанции. Конечно, люди сначала смотрят на то, что изживает себя внешне, физически. Как должен был бы на Востоке, - а именно там, в Азии, появляются теперь значительные сочинения, я ещё раз упомяну только Ку Хунг Минга, - как такой человек Востока должен был бы увидеть нечто иное, будучи знаком с именем Гёте, как и с "Обществом Гёте", центр которого находится в городе, откуда излучалось когда-то духовное воздействие Гёте?
Но тут обнаруживается замечательного рода опека этой духовной жизни Гёте, так, как этого ещё никогда не было. Была предоставлена возможность с поистине княжеской щедростью сделать плодотворной имеющую далекие последствия духовную жизнь; ибо то, что сделала для гётеанизма Великая герцогиня София, было неизмеримо величественно. С этой стороны вещи взращивались. Только вот другие не взращивали эти вещи. Было основано "Общество Гёте". Но если взглянуть извне на это "Общество Гёте": кто его представляет? Кто его репрезентирует? Каждый, в ком живёт дух Гёте? Весьма характерно для нашего времени, что представляет его бывший министр финансов! Все ощущения, все душевные импульсы, которые привели к этому, мы должны принимать к сведению. Единственную надежду вселяет в это дело фамилия этого министра финансов: ( буквально - крест сменись - примеч. перев), Кройцвендедих (Kreuzwendedich), фамилия в этом роде обычная. Хотя такие вещи обычно тоже просыпают, эту вещь просыпать нельзя. Ибо то, что должно развиться, есть именно понимание тех вещей, которые происходят в мире.
Я в последний раз обращал внимание на то, как, в сущности, вследствие эволюции последних столетий к полутора миллиардам людей, живущих на Земле, присоединилось пятьсот сорок миллионов других людей, существ типа машины. Из-за этого в эволюцию человечества вошло сущностное ариманическое начало. Это ариманическое начало оснуется на том, что стало совершенно необходимым: на естественнонаучных исследованиях среды, окружающей человека. Мы это рассматривали в последний раз. Но эти естественнонаучные исследования в течение последних четырех веков сделали необходимым, чтобы человек действительно исходил из того, чтобы исследовать природу во всех её отдельных проявлениях, знакомиться с законами и существами природы во всех подробностях. Естественнонаучный способ рассмотрения человек внес во всё возможное, например, в историю, где этот метод неприменим. Никто не пошел бы на то, чтобы в области естествознания постоянно говорить: - природа! природа! природа! - основывая своего рода пан-натурализм, всеобщность природы. С этой пан-природой едва ли удалось бы подвигнуть современную культуру, однако имеется у людей образ мыслей, который хотел бы остановиться на этом пан-натурализме. Я хочу привести вам один такой пример.
Когда исследователь Ниневии Лэйард (Остин Генри Лэйардангл.AustenHenryLayard; 5 марта1817, Париж -- 5 июля1894, Лондон -- знаменитый английский археолог и государственный деятель. Находки Лэйарда существенно продвинули изучение Месопотамии- примеч. перев.) спросил однажды у Кади (Ка?ди -- мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата- примеч.перев.)Мосула о характере отдельных людей среди его подчиненных, о предыстории отдельных государств, для этого Кади из Мосула в этом было слишком много конкретного естественнонаучного мышления. Он не мог понять, как человек может пуститься изучать характеры отдельных подданных как будто это ландшафт, или даже изучать историю государств. Это происходит, как он полагал, от европейского бесчинства, - желать изучать природу. И он сказал исследователю: слушай, сын мой, единственная истина, которая существует, есть вера в Бога. И этой истины, веры в Бога надо придерживаться, желая изучать его деяния. Посмотри наверх: там наверху ты видишь одну звезду, вокруг которой движутся другие звезды. Ты видишь ещё одну звезду, у которой есть хвост; много лет надо ей, чтобы придти сюда; много лет надо ей, чтобы уйти из нашего круга. Кто хочет быть так глуп, чтобы желать исследовать путь этой звезды! Те руки, которые создали её, будут направлять её и править ею. Слушай, мой сын, ты говоришь, что это не любопытство, но будто бы жажда знания, как и у меня. Если тебе так нужно твоё знание, чтобы стать лучшим человеком, чем ты был раньше, то мне это было бы вдвойне приятно; но не требуй, чтобы и я заботился об этом. Меня не заботит никакое знание, кроме того, которое является верой в Бога. Всякое иное знание я презираю. Или же я спрошу тебя: привело ли тебя это знание, которое рыскает вокруг к тому, чтобы ты получил второй желудок? Или чтобы твоим глазам открылся райский вид? - Это говорил Кади из Мосула, встретившись с естественнонаучным знанием.
Вы, вероятно, будете внутренне смеяться над тем, что мог выразить этот Кади из Мосула, типичный представитель этого мировоззрения, этого образа мыслей. Но по отношению к духовной науке, хотя будучи перенесен в совсем другую область, этот образ мыслей очень действенен. Эти "Кади из Мосула" широко распространены. Они всё снова и снова говорят: ах, вовсе нет необходимости, чтобы человек относительно духовного мира заботился о чем-то другом, чем то, что даёт ему вера в Бога. - Как Кади из Мосула отрицал внешнюю естественную науку, так в нашем регионе очень многие люди, - именно официальные представители духовной жизни, - отрицают духовную науку. Только что снова появилась книжечка, в которой, хотя она написана весьма благожелательно, можно прочесть прекрасную фразу: "в духовной науке дурно то, что она желает нечто знать о духовном мире, в то время как истинное значение религиозной жизни покоится именно на том, чтобы не знать о духовном мире ничего, и всё же верить, иметь великое доверие, верить в то, чего не знаешь". - Это прямо-таки отлично для такого человека, что он может признать: я ничего не знаю, но я принимаю это Божество. - Сегодня ещё ясно не видят того, должны видеть; что по отношению к духовному миру это совершенно то же самое воззрение, как вышеуказанное воззрения по отношению к физически-чувственному миру и его познанию, воззрение, которое обрисовал Кади из Мосула, над которым вы тихо смеялись. Однако дело тут в том, что человечество находит переход к познанию духовного, как нашло оно переход к познанию природного. Это надо видеть ясно и сильно. Ибо от этого зависит, будем ли мы вообще в будущем иметь мировоззрение, которое в состоянии создать человеческую социальную структуру. Эта человеческая социальная структура, совершенно несомненно не может быть основана на том, что называют сегодня учением о политической экономии, народнохозяйственной экономии или чем-то подобном. Всё, что до сих пор существовало как народнохозяйственная экономия или народнохозяйственные воззрения, является или наследием старых времен, которое теперь непригодно к употреблению, или это - глупая соломенная путаница, или разрушительный вздор. Народное хозяйство может существовать только тогда, если мышление пронизывает сила идей, исходящих из духовного мира. То, что преподают в официальных школах как учение о политической экономии, народнохозяйственной экономии или как учение о том, как сделать человечество счастливым, нашло себе место в головах таких врагов человека как Ленин и Троцкий; это конечные следствия. Однако то, что должно пронизать людей силами, содействующими будущему, должно придти из познания духовного мира. Сегодня приходится прибегать к парадоксам, если говоришь о Западе и Востоке так, как это делал я. Но эти парадоксы содержат духовную действительность! И без познания этой духовной действительности нельзя будет обрести в будущем никакого здорового построения земных отношений, которые всё больше и больше погружаются в хаос. Понятия, которые в ещё недавние годы имели ценность и значение, не имеют больше никакого значения и никакой ценности. Во всех областях надо переучиваться. Религии лишь тогда станут для человека чем-то, если они проникнутся знанием о духовном мире. Религии должны учиться этому, - это относится не к их содержанию, но к тому методу, тому виду, в котором они постепенно обретают формы, - они должны учиться тому, что эти формы уже непригодны для того, чтобы действительно говорить к внутреннему миру человека. Они будут говорить к внутреннему миру человека только тогда, если будут апеллировать к тем реальным силам, которые приходят из духовного мира. "Кади из Мосула", - да, именно те, кто не из Мосула, но не знаю откуда, - они должны исчезнуть из области общественной жизни. Я это говорю скромно и без претензий, но я верю, что вы почувствуете, что тем самым сказано много, очень много.
Затем нам остается рассмотрение определенного вопроса: как же произошло, что от человека осталось скрытым то, что человеческая душа испытала такие перемены, какие она, я бы сказал, испытала с 12 века по настоящее время, и в ещё более отдаленном смысле с 7-8 века до Р.Х. вплоть до нашего времени? Это касается того, что в человеческую природу включено нечто от иного мира, и это включение "не от сего мира" относится к самой глубинной мистерии человечества. Познавать человека научатся только тогда, если немного познакомятся с этим другим миром, который постоянно проявляет интерес к тому, чтобы не быть выявленным. Об этом мы поговорим в следующий раз.