Демина Евгения Александровна: другие произведения.

Мариан Фредриксон. "Анна, Ханна и Юханна"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Шведская писательница, реализм.

  Мариан Фредриксон. "Анна, Ханна и Юханна"
  
  Эта книга попала ко мне совершенно случайно: взгляд упал на полку в магазине и отметил скандинавское имя автора. Со скандинавами хорошо переживать осень и грустить - я знала это по книгам Кнута Гамсуна и ожидала чего-то похожего. Во многом я не ошиблась, но шведку Мариан Фредриксон нельзя назвать просто женской версией автора повестей "Голод" и "Странник играет под сурдинку" (о которых, возможно, я тоже когда-нибудь напишу). Сходен образ одиночества - под суровым северным небом, среди холодных пустошей...
  Наверно, отзыв следовало начать по-другому: в конце ноября отмечается День матери, а эта книга как нельзя лучше раскрывает сложные взаимоотношения между несколькими поколениями женщин одной семьи. По какой-то иронии судьбы, тёплый семейный праздник приходится на холодный, пустынный ноябрь. Средоточие уюта - домашний очаг - разжигается на холодных камнях. Это не игра слов, это своеобразное введение - вы сейчас всё поймёте.
  Самые, казалось бы, близкие друг другу люди - бабушка Ханна, мать Юханна и дочь Анна - как нарочно ужасно далеки от взаимопонимания и обладают абсолютно разным характером. Крестьянка Ханна, жена мельника, ставшая матерью в тринадцать лет, а замуж вышедшая в шестнадцать, проста, приземлённа и проницательна. Она не красноречива, но это и не нужно, чтобы называть вещи своими именами. Она не ласкова, но детей нужно сначала накормить, а уж потом покачать на коленях. Она глубоко несчастна, но принимает всё как есть, и терпит позор до замужества, и говорит, что Бог несправедлив - просто потому что так устроен мир. Просто потому что другой жизни она не видела.
  Юханна - самый младший ребёнок в семье, любимица отца, фантазёрка, идеалистка. Она работает в лавке, "выходит в свет" с подружками, берёт много книг в библиотеке и увлекается социал-демократическими идеями. Она выходит замуж по любви, не жалеет ласки для единственной дочери и внуков, выращивает розы и умеет помнить только хорошее. Она выглядит самой счастливой из героинь, но судьба как будто за что-то наказывает её, отобрав в старости рассудок.
  Анна - образованная и независимая девушка, журналист, преподаватель и писатель. Она никогда не была домохозяйкой, они с мужем большую часть времени проводят в командировках и общаются на расстоянии. Они разводятся и снова сходятся. Ссоры, измены, проблемы с детьми, болезни пожилых родителей. Анна решает разобраться в себе и "обратиться к корням" - и пишет книгу о своей семье. Именно её рассуждения, описание творческого процесса и открывают книгу, ставя имя младшей героини первым в заголовке. Её история обрамляет истории бабушки и матери.
  Для каждой подобран свой стиль, свой язык - и это естественно. Вместе с тремя героинями мы проживаем почти весь двадцатый век (действие завершается в восьмидесятые), смотрим на Швецию провинциальную и городскую. Но это как будто второстепенно. Главное то, что творится у них внутри. В голове и в сердце.
  Такие разные, эти три женщины оказываются в совершенно одинаковых ситуациях: наблюдают ссоры родителей, страдают от низкой самооценки (правда, справляются с этим по-разному), влюбляются в мужчин одного типа, испытывают неприязнь к свекрови, стесняются говорить со взрослеющими дочерьми о взрослении, слышат от них упрёки в неграмотности и ограниченности. Теряют ребёнка после тяжёлых родов. Случайно находят настоящую дружбу. Не сожалеют о покинутом доме, с которым связано столько печальных воспоминаний.
  Анна теперь понимает, насколько они похожи, только уже поздно: мамы и бабушки уже нет. С другой стороны, можно надеяться, что героиня усвоила урок, и её дочери не отдалятся от неё. А они, кстати, точная копия бабушки и прабабушки...
  В этом вся прелесть романа - и вся его суть - в повторении: мать возрождается в дочери, та - в своей дочери и та - тоже, и жизнь на самом деле не заканчивается - лишь завершает круг, чтобы возобновиться.
  Хотя книга заканчивается на светлой ноте, "осадочек" остаётся: почему Анна, Ханна и Юханна не могли просто собраться на кухне и просто поговорить по душам - пока все были живы и здоровы?
  Пожалуй, это вопрос риторический. Или нет?
  Мы все - чьи-то дети. Мама для нас - кормилица, защитница, помощница, жилетка, в которую всегда можно поплакать, неистощимый источник, откуда мы черпаем силы. Всё это правдиво, красиво и пафосно. Но часто ли мы думаем о ней как о личности? Что она любит? Чего боится? С кем дружила в школе? Почему вдруг решилась на переезд?
  Трудно переключиться со взгляда любящего (или наоборот) на объективный, но в один прекрасный день это происходит. Более или менее болезненно.
  Главное, чтобы не слишком поздно.
  К чему это я? Поговорите с мамой. Просто поговорите.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Б.Ту "10.000 реинкарнаций спустя"(Уся (Wuxia)) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) Н.Самсонова "Отбор не приговор"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) М.Ртуть "Попала, или Муж под кроватью"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Боевое фэнтези) О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"