Демина Евгения Александровна: другие произведения.

Пьер Байяр. "Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О том, что всё на свете перечитать невозможно, и о читательском восприятии. Очень занимательная книга.

  Пьер Байяр. "Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали"
  
  Начну без обиняков: увидела эту книгу в магазине и заинтересовалась. Книга о том, как обсуждать книги, не читая - занятно, не правда ли? Как бы в подтверждение на обложку, под название, вынесено оглавление: "Непрочитанные книги бывают разные" (Книги, содержание которых мы забыли), "В каких случаях мы рассуждаем о книгах" (Светская беседа), "Как беседовать о непрочитанном" (Не стесняться). Как видите, дальше можно не читать: общее содержание мы уже знаем... Ну уж нет, решила я, от корки до корки. И купила.
  Автор, преподаватель литературы в университете, признается, что не читал многих книг, которые считаются обязательными для образованного человека. И доказывает, что не нужно этого стыдиться: на свете миллионы книг, произведений - десятка жизней не хватит, чтобы все их узнать. А то, что прочитано, имеет свойство забываться. В качестве примера приводится Монтень: он жаловался на плохую память и специально делал на полях заметки. (Таких литературных примеров в книге множество. Так, с помощью героев Бальзака автор показывает, как на одно и то же произведение один и тот же человек может написать разгромную, хвалебную и примирительную для обеих точек зрения рецензию.) И почему нельзя составить мнение о книге, которую тебе пересказал приятель? В принципе, можно рассуждать и о том, что вообще не читал, если знать, к какому направлению, стилю, эпохе оно относится (здесь Байяр вспоминает Джойса и его "Улисса"). Или быть знакомым лично с автором, ведь книга - это "продолжение человека, которого мы знаем". По той же причине каждый держит в голове не конкретную книгу, а лишь свое впечатление, и то постоянно меняющееся - в силу жизненных обстоятельств, новых пристрастий, меняющегося вкуса и опыта.
  Поэтому совершенно не стоит стесняться признать, что не читали ту или иную книгу. Если же нужно создать обратное впечатление, смело додумывайте образы, идеи - и навязывайте свое мнение. Потому что ваш собеседник, скорее всего, тоже не читал этого произведения. А если читал - то подзабыл или воспринял по-своему...
  Крамольные мысли, казалось бы. Обходиться общими фразами и фантазировать. Зачем же пишутся книги, если их просто не открывают?
  Но, согласитесь, в разговоре о книге - а тема заявлена именно так - важен сам разговор, ситуация; отношение к автору порой перекрывает отношение к произведению, а в каждом сюжете мы ищем прежде всего то, что близко нам. Всё субъективно - мысль эта не нова. Но, кроме успевшего надоесть субъективизма, упоминаются самые разные книги, о которых автор рассказывает пусть и не точно (ведь он их только пролистал или знает по слухам), но увлекательно. Сразу хочется прочитать и детектив, где героиня, вместо того чтобы набрать на машинке чужой бездарный роман, заменяет текст на свои мемуары, и книга имеет успех; и историю автора вестернов, которого принимают за другого писателя, и на пресс-конференции он оказывается в забавном положении, так как со "своими" произведениями совершенно не знаком; и романы о жизни университетских преподавателей... В любом случае, заинтересовать читателей - и не-читателей - автору удалось.
  Сейчас я рассказала об этой книге, а вы, если ее найдете, возможно, обнаружите, что половину важных тезисов я упустила, а остальное исказила. Так называемый человеческий фактор.
  А теперь поговорим об идее. Давайте сознаемся честно: все мы хоть раз привирали, добавляя себе книг в "послужной список", дабы произвести лучшее впечатление.
  Вот список зарубежной литературы на I семестр для первокурсников филологического факультета (где учился автор этой статьи):
  Гомер: Илиада. Одиссея.
  Эсхил: Орестея.
  Софокл: Царь Эдип. Антигона.
  Еврипид: Медея. Ипполит.
  Аристофан: Облака. Лягушки (или другое на выбор).
  Менандр: Брюзга.
  Вергилий: Энеида.
  Овидий: Метаморфозы (2 части на выбор).
  Старшая Эдда.
  Ирландские саги (несколько на выбор).
  Песнь о Роланде.
  Песнь о Нибелунгах.
  Роман о Тристане и Изольде.
  Данте: Божественная комедия.
  Ф. Рабле: Гаргантюа и Пантагрюэль.
  У. Шекспир: Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет. Ричард III (или Генрих IV). Укрощение строптивой. Много шума из ничего. Сонеты.
  М. Сервантес: Дон Кихот.
  Корнель: Сид.
  Расин: Андромаха.
  Ж.-Б. Мольер: Тартюф, или Обманщик.
  Дж. Свифт: Путешествие Гулливера.
  В.-И. Гёте: Фауст.
  Прочитать всё это за один семестр (4 учебных месяца плюс 2-3 недели до экзамена), не забывая и о других дисциплинах - согласитесь, физически невозможно. Заранее, как в школе - на лето, список получить нельзя.
  Как выходят из ситуации студенты? Самые добросовестные читают всё, но 2-3 вещи всё равно останутся на пролистать накануне - проверено. Некоторые обходятся кратким содержанием и статьями из учебника - в принципе, этого достаточно, чтобы прилично ответить билет. Кто-то кооперируется с друзьями, делит список на равные части и пересказывает остальным свою порцию. Часто это происходит непосредственно перед экзаменом. Преподаватели об этом прекрасно знают, иначе не спрашивали бы, сколько книг из списка студент успел прочитать.
  Это не лень и не бескультурие. Это нехватка времени и рациональное решение.
  Или - помните ли вы... скажем, "Братьев Карамазовых" от первой страницы до последней? При условии, что обладаете не феноменальной памятью, достойной "Книги рекордов Гиннеса", а обычной, среднестатистической. Помните ли имена всех героев романа "Дети капитана Гранта"? Лично я не смогу назвать их с ходу. Нужно подумать.
  По логике, здесь следовало бы сказать о свойствах памяти, о фрагментарности воспоминаний, о том, что часто люди открывают книги, чтобы посмотреть определенную главу, страницу и т.д. (в учебном процессе в основном так и происходит), о том, что не все знатоки словесности помнят на зубок последовательность букв алфавита, что детали всплывают в памяти в ходе самой беседы, а книги на то и существуют, чтобы в любой момент заглянуть их и "освежить" информацию в памяти.
  Но, думается, это очевидно.
  Очевидно и противоположное: эрудиция еще никому не мешала, а логика и сообразительность мало помогут, если им нечем оперировать.
  Дело не в этом. Просто многие живут по правилу "Умный человек не читает - он перечитывает". Не знать и не помнить - не страшно. Вот какую мысль можно и нужно вынести из книги П. Байяра. Пусть даже общество посмотрит косо. Сам процесс чтения многого стоит, даже если, подобно Мишелю Монтеню, не можете обойтись без заметок на полях и "дневника прочитанных книг".
  Один античный мыслитель сказал: "Я никогда не стеснялся спрашивать о том, чего не знаю". Признаться честно, я не помню, как его звали.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Демина "Одинокий некромант желает познакомиться"(Любовное фэнтези) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) Л.Вет., "Мой последний поиск."(Постапокалипсис) LitaWolf "Любить нельзя забыть"(Любовное фэнтези) Ю.Руни "Близнец"(Научная фантастика) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) Э.Холгер "Шесть мужей и дракоша в придачу 2 часть"(Любовное фэнтези) А.Робский "Охотник: Новый мир"(Боевое фэнтези) В.Василенко "Статус D"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"