Аннотация: Автохимия для зимней эксплуатации автомобилей. Антифризы, тосол, подделка. Химические составы для размораживания и мойки.
"Широко простирает химия руки свои в дела человеческие" - говаривал Михайло Ломоносов. Эх, знал бы он, насколько! Значение химии особенно ощущают автомобилисты. С наступлением зимних холодов они сталкиваются с "химией" вплотную. Еще бы, надо залить в систему охлаждения антифриз, сменить масло на зимнее, да хорошо бы еще позаботится о замерзающих замках и стеклах. А, судя по количеству продаваемой в нашей стране поддельной автохимии, мы великая "химическая" держава.
В Украине автохимию продают в, основном, зарубежные фирмы, Liqui Moly, Blue Coral, Hi-Gear, Jet-Go, Sonax, Loctite, Turtle Wax, Castrol, EnTech, Mar-Hyde, North-American, Polar , но есть и отечественные. 50 % продаж приходится на технические жидкости: охлаждающие, тормозные и моющие. Ими то и занимаются наши производители. Но вот, что интересно. По оценке газеты "Бизнес" в 2000 году объем продаж автохимии составил около 65 млн. долларов. А официальная выручка фирм, торгующих этим товаром, в два раза меньше. Получается, что половина продаваемой продукции припадает на неучтенный товар! А это - либо контрабанда, либо подделка.
Производить технические жидкости относительно несложно. Собственную торговую марку иметь не обязательно, можно изготавливать общеизвестные, но не запатентованные продукты, например, "Тосол". Если продукт соответствует своему названию, он не сможет выделиться среди конкурентов, ни по цене, ни по названию. А вот если производитель "схимичит", и сэкономит на дорогостоящих компонентах, он здорово наживется и потеснит добросовестного производителя.
Из всех антифризов для нас самой важным является "Тосол"
И эту важность трудно переоценить: ведь от безукоризненной работы системы охлаждения зависит ресурс двигателя. А она, в свою очередь, зависит от качества охлаждающей жидкости. Самый распространенный антифриз, т.е. незамерзающая охлаждающая жидкость - "Тосол". Это название давно уже стало нарицательным, вытеснив из употребления слово "антифриз". Тосол же чаще всего и подделывают. В беспредельные девяностые годы объем поддельного тосола на рынке достигал 90 %. Сейчас чуточку полегче, доля фальшивок около 50 %.
Обычно в состав тосолов входят этиленгликоль, вода и различные антикоррозионные и антипенные присадки. Значительно реже изготавливают антифризы на основе пропиленгликоля и других веществ. Недостаток в смеси этиленгликоля влияет на эксплуатационные основные показатели тосола - его способность не замерзать зимой, работать в условиях повышенного давления и отводить тепло. Поскольку присадки стоят дорого, фальсификаторы часто экономят именно на них. И ничего не ведающие шофера заливают в охлаждающую систему агрессивную жидкость со свойствами кислоты. И машина выходит из строя в считанные недели.
Методик надежного экспресс-анализ качества тосола не существует, есть лишь несколько рекомендаций, как выявить некачественный тосол. Некоторые водители наловчились определять тосол на вкус. Он должен быть чуть сладковатым (за счет этиленгликоля). Кислый вкус говорит о его высокой коррозионной активности. На ощупь он должен быть слегка "мыльным", маслянистым, как глицерин. Налейте немного тосола в банку и поставьте в морозильную камеру холодильника. Если замерзнет - это не тосол. Если есть индикаторная бумажка, проверьте показатель кислотности раствора - рН. Если бумажка покраснеет - кислотность тосола велика, он не годится. Если посинеет - в нем слишком много щелочи. Нормальный тосол должен иметь показатель рН в пределах 7-9. Бумажка должна быть желто-зеленой.
Ну и, конечно же, при покупке тосола обратите серьезное внимание, что вы покупаете, у кого, где и почем. Прежде всего - упаковка и этикетка. Переверните бутыль или канистру - если содержимое подтекает - поставьте на место и уходите, вам тут делать нечего. Есть ли на этикетке адрес производителя, желательно с телефоном? И не соблазняйтесь низкой ценой. Скупой платит дважды, а вы можете заплатить трижды - деньгами, выведенным из строя автомобилем и своей безопасностью.
Не морозь меня и моего коня
Внутри автомобиля тепло, снаружи - холодно. Влага оседает на холодных частях машины и замерзает. Замерзает на стеклах, замерзает внутри замков. Замерзает так, что вполне можно не суметь открыть дверцу. Кстати, был случай, когда именно примерзшая дверь спасла одного бизнесмена. Не сумев открыть ее, он полез через заднюю дверь... и обнаружил в машине гранату, которая взорвалась бы, если бы он заходил нормальным путем. Но мы будем надеяться, что нас минует чаша сия, и воспользуемся имеющимися в продаже средствами для оттаивания замков. Достаточно капнуть таким средством через тоненькую трубочку, закрепленную на флаконе, внутрь замка, и сезам откроется. Есть аэрозольные оттаиватели замков. Вы вставляете носик баллончика в скважину, чмыхаете разок, и замок не только оттаивает, но и покрывается изнутри антикоррозионным составом, препятствующим, кстати, последующему замерзанию замка.
Аналогичные составы разработаны для оттаивания льда на стеклах автомобиля. Они не только эффективно счищают лед, но и препятствуют намораживанию льда во время движения автомобиля. Наиболее продвинутые оттаиватели даже снабжены специальным пластиковым скребком для очистки стекла от толстых слоев льда. Для смывания грязи, обильно попадающей на ветровое стекло во время движения автомобиля в ненастную зимнюю пору отечественные водители предпочитают использовать доморощенные средства: добавляют в бачок для моющей жидкости немного шампуня или водки.
Гололед на земле, гололед
И все же замки и стекла - это мелочь. Основной лед ожидает водителей на трассе. В гололед движение заметно утихает, машины еле-еле ползут. Никто не хочет рисковать. Для уничтожения льда на дорогах издавна использовали техническую соль. Она несколько понижала температуру плавления льда, и он таял. Но соль вредна. Она обжигала деревья, разъедала днища автомобилей, обувь, лапы животных. Соль не единственных реагент, использовавшийся для борьбы со льдом. Одно время применяли препараты на основе уксуснокислых солей, но запах от них был чересчур силен. Сейчас в Москве проходит широкомасштабный эксперимент по замене технической соли (хлорида натрия) хлоридом кальция. Ожидается, что это вещество позволит сократить расход реагента, будет менее вредным. Однако уже сейчас слышны жалобы на новый препарат. Хлористый кальций, занесенный ногами пешеходов в метро, превратил полированные полы в каток. Пришлось изобретать новый препарат для нейтрализации этих вредных последствий. А заодно и новые препараты для борьбы с коррозией днища автомобиля.
Ржа пожирающая
Все известно, что антикоррозийная защита машин, изготовленных в Украине и на территории СНГ явно недостаточна. Особенно зимой. Для защиты металла от коррозии, его обрабатывают ортофосфорной кислотой. Кислота съедает ржавчину и образует на поверхности металла плотную защитную пленку фосфатов. Есть и другие препараты. Специальные составы легко проникают в малейшие щели, вытесняют оттуда влагу, образуют прочную, самозатягивающуюся при повреждении пленку. На рынке Украины популярны составы таких раскрученных брендов, как Tectyl, Waxoyl, Dinitrol, Rust Stop, Soudal, Mercasol и другие. Изготавливают такие препараты и отечественные производители.