Деревянко Михаил Андреевич : другие произведения.

Стремление К Абсолютной Идеи Как Возможность Универсального Общения

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обосновывается, что стремление к абсолютной идее позволяет человечеству жить в мире и согласии.

  СТРЕМЛЕНИЕ К АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
  
  Одной и той же идеей может овладеть всё человечество. Эта идея может быть совершенно любой безо всяких ограничений. Она может быть правильной или неправильной, верной или неверной. Она может сама возникнуть в сознании любого человека или быть передана другим человеком. Идеи доходят до нас из прошлого и могут быть переданы в виде письменных источников, исторических памятников, археологических материалов, народного творчества, произведений искусств. Идеи побеждают время, так как сами по себе не материальны, и, однажды родившись, шествуют сквозь века, не старея и не умирая. Человечество всегда стремилось к единению, к единству, и идея способна объединить всех людей на свете. Не случайно, Экзюпери писал, что самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.
  Однако, как видно из истории, идеи могут не только объединить, но и разъединить народы, общество, расколоть нации и семьи. Почему? Люди придерживаются разных идей. Кто-то предпочитает монархию, а кто-то демократию. Кто-то верит в Аллаха, а кто-то в Будду или Спасителя. Следовательно, нужна абсолютная идея, которая примет всё человечество в целом и каждый человек в отдельности.
  Возможна ли такая идея в принципе? Что является для человека абсолютной ценностью? Вариантов всего три: он сам, окружающий мир или его часть (например, семья или нация) и Бог. Первое - это субъективный идеализм, второе - материализм, и третье - объективный идеализм. Все остальные, видимо, лишь разновидности вышеперечисленных трёх мировоззрений.
  Субъективный идеализм был бы идеален (извините за тавтологию), если бы
  вся Вселенная состояла только из одного человека. В общем-то, адепты данного течения это и утверждают. Тогда "Я" и есть абсолютная идея, то есть Бог, а Вселенная лишь плод моего воображения. Всё замечательно, за исключением одного "но". Раз "Я" и есть весь мир, то почему в мире нет гармонии? Почему человечество ведет себя безумно? Или это "Я" безумен? Нет, вроде бы нормальный. Я за мир во всём мире. А почему несколько миллиардов "Я", то есть богов, не могут с собой договориться, понятия не имею. Да, что-то здесь не сходится. Если уж один бог, то есть "Я", не могу навести у себя порядок, то как договориться 8 миллиардам "Я", то есть 8 миллиардам богов. Задача явно невыполнимая, даже если все они порождения моего разума. Жизни не хватит даже представить всех в их неповторимости и уникальности. Ведь, как доказал Кант, человек не может мыслить одновременно даже двух объектов, но мыслит их последовательно. А надо как-то всех ещё свести к единому знаменателю. "Ох, нелёгкая эта работа, из болота тянуть бегемота!"
  В материализме, наоборот, человек лишь винтик в мире объектов. Ради этого мира он и трудится, не покладая рук. В период общинно-родовых отношений, когда мир ограничивался интересами племени, это было оправдано, так как каждый знал каждого и сам был составной частью племени, таковым себя и воспринимая. Служение племени и есть абсолютная идея, организующая всех членов племени в единый организм. Когда же представление о мире разрослось до бесконечности, то человек в нём из винтика превратился в пылинку. Правда, идея оказалась живучей и до сих пор активно используется на национальном уровне под названием "патриотизм", и на классовом под названием "марксизм" и на семейном под названием мещанство. В Америке даже придумали, что защита национальных интересов спасет мир, однако это не более, чем, как сейчас принято говорить, фэйк. Часть, какой бы большой и важной она ни была, не может заменить собой целого. Без сердца или мозга человеку не обойтись, но сердце или мозг сами по себе не есть человек. Однако, если для человека абсолютной ценностью является вся Вселенная в целом, то и это не решает вопроса. Дело в том, что Вселенная состоит из частей, которые зачастую враждебны друг другу. Какую сторону выбрать и по каким критериям? Очевидно, любой выбор будет ошибочен. Это тоже самое, что правой руке воевать с левой, или левому глазу противопоставить правый. Остаётся заняться примирением враждующих сторон, но это не под силу "винтику", так как "винтик" не может сразу вращаться в двух лагерях. Чтобы заняться примирением, "винтик" должен подняться над враждующими сторонами, включить в себя обе стороны, что возможно лишь на уровне идей. А это уже субъективный идеализм. Не является ли субъективный идеализм лишь частным случаем материализма, когда Я есть абсолютная ценность? В любом случае, в материализме и субъективном идеализме возникают противоречия, разрешение которых невозможны в рамках данных мировоззрений.
  Рассмотрим сущность объективного идеализма, когда абсолютной ценностью является идея, существующая сама по себе, независимо ни от нашего сознания, ни от материального мира. Тут сразу надо оговориться о материи как таковой. Существует ли материя сама по себе или она является производной от идеи? В первом случае мы имеем дуализм, а во втором, неоплатонизм или христианское учение. Если материальный мир есть порождение абсолютной идеи, то это неоплатонизм. Когда же абсолютная идея творит материальный мир из ничего, то это христианство. В случае дуализма, когда материя и идея рассматриваются как самостоятельные субстанции, возникает необходимость Единого (Универсума), являющегося источником как идеи, так и материи. Причем, материя порождается Единым не напрямую, а через Идею (Ум), порождающую Мировую Душу, которая и порождает материю. Выражение идеи в материи проявляется как движение и жизнь. Нам неведома материя, находящаяся в абсолютном покое. Из этого можно сделать вывод, что идея всегда и везде в той или иной степени выражает себя в материи, при этом никогда не повторяясь. Каждый материальный объект можно рассматривать как выражение идеального в материальном. В этом сущность объективного идеализма независимо от всех разновидностей, которые приведены выше. Материальный объект есть конечный продукт материи и идеи. Его смысл в движении. Для физического тела это механическое движение, для живого объекта - развитие, для разумного существа (субъекта) - стремление к Идее, порождением или творением которой этот субъект является. Таким образом, с точки зрения объективного идеализма, стремление любого субъекта к Идеалу является главной и определяющей целью. Этот Идеал может быть Единым, Мировой Душой, Спасителем, то есть духовной сущностью, но не материальным объектом. Ведь материальный объект есть величина переменчивая, изменяющаяся и поэтому по определению несовершенная, неидеальная. Субъект может лишь стремиться к совершенству, хотя никогда его не достигнет. Это стремление к идеалу есть та идея, которая способна объединить всех людей, всё человечество. Любая религия выражает это стремление. А так как истории неведомо ни племя, ни народ без религии, то это стремление можно считать всеобщим. Искусство, по своей сути, также является стремлением к идеалу, попыткой изобразить или каким-то образом выразить идеал. Даже материализм имеет свой идеал. Отличие в том, что идеалом в материализме является не идея, а человек (Маркс, Ленин и т. д), который идеализируется и даже обожествляется, а это уже прямая фальсификация, которая никогда ни к чему хорошему не приводила. В субъективном идеализме идеализируется сам субъект. Не случайно, субъективный идеализм так настойчиво призывает познать себя и искать идеал в собственном сознании. Логика тут следующая: у каждого человека свой идеал, который он сам и создаёт в своём сознании. Но раз Я создаю идеал, то Я выше любой идеи, то Я и есть Абсолютная Идея и конечная цель всех стремлений. Все было бы хорошо, если бы субъективный идеал всегда совпадал с объективным. Однако, ни сам человек, ни его идеи несовершенны. По сути, эта та же фальсификация, что и в материализме. Только здесь человек обожествляет сам себя. Поэтому без признания объективного идеала, даже пускай и неведомого, тупик неизбежен.
  Однако, и в объективном идеализме существуют несколько принципиальных моментов, без разрешения которых невозможно понять стремление человечества к Идеалу. Во-первых, все понимают Идеал по-разному. Вряд ли найдётся в мире и два человека, у которых понятие идеала полностью совпадают. А что было бы, если бы идеалы всех людей совпали? О чём тогда говорить? Куда идти? Священное безмолвие. Вечный покой. Но человек не может находиться в состоянии покоя. Он не может не двигаться. Не может не думать. Следовательно, важно само движение к идеалу, сам процесс. Не сидеть, сложа руки, а совершенствоваться. "Дорогу осилит идущий". Но где гарантия, что идущий движется к идеалу, а не в противоположную сторону? Здесь, прежде всего, нужно признать своё несовершенство. Все религии говорят об этом вплоть до признания человеком своей греховности. Оно и понятно. Человек находится в постоянном движении, а движение есть изменение. Изменение указывает на несовершенство, так как совершенство неизменно по определению. Измениться в лучшую сторону совершенство не может. Оно уже и так совершенно. А если измениться в худшую, то уже не будет совершенством. Поэтому любое изменение объекта или субъекта доказывает его несовершенство. А видение своих несовершенств или своей греховности позволяет человеку двигаться к совершенству.
  Да, у каждого человека своё понимание совершенства. Это проявляется в результатах его деятельности. Чтобы человек ни создавал, он стремится, как правило, всё сделать наилучшим образом. Это есть естественное и зачастую неосознанное стремление к идеалу Красоты. Художник, поэт, композитор стремятся создать прекрасные произведения. А разве не восхищается весь мир красотой стройных научных теорий: механикой Ньютона, законами Кеплера или таблицей Менделеева? Но не только деятели науки и искусств, но и любой мастер стремится создать совершенное изделие, будь то украшение, стул или обычная игрушка. Даже модница, приукрашающая себя с помощью косметических и иных средств, стремится приблизить своё лицо и тело к идеальному. Трудно представить человека, стремящегося сделать вещь безобразной. Это противоестественно. Хотя, наверно, встречается и такое. Поэтому стремление к прекрасному, к созданию совершенного изделия, чем бы оно ни было, есть один из критериев верного направления движения к идеалу. Конечно, самое прекрасное произведение, далеко от истинного Идеала. Поэтому древние и утверждали, что человеческое творчество есть лишь бледная тень творчества божественного. И все же даже сама попытка создать прекрасное укрепляет нас в мысли, что мы на верном пути. Всегда старайтесь выполнять любую работу наилучшим образом. Это не только приближает человека к Идеалу, но и доставит в итоге эстетическое удовольствие и ему самому, и окружающим. Так как все мы разные, то и результаты нашей деятельности будут разные. Однако, они все устремлены к идеальному, к совершенству. Каждый вносит посильную лепту в всеобщем стремлении к идеальному. Так через творчество разрешается противоречие между единством идеала и множественностью его воплощений.
  Можно создать прекрасный меч и использовать его по прямому назначению, то есть рубить им головы. Вряд ли такое применение приблизит палача или воина к идеалу, хотя они могут и виртуозно владеть оружием. Поэтому, видимо, нужен критерий, который Кант сформулировал как категорический императив, а Иисус просто запретил причинять зло любому человеку. Буддисты пошли ещё дальше, наложив запрет на убийство любой букашки, не говоря уже о человеке. Иными словами, при своём стремлении к идеалу человек не должен никому препятствовать в его аналогичном стремлении. Солнце одинаково светит всем, и все имеют равные права в совершенствовании. Никаких исключений здесь быть не может. Так как стремление человека к идеалу мы признали самым важным, то оно выше семейных, общественных, классовых, национальных и любых других интересов. Если стремление человека к идеалу вступит в противоречие с интересами целой страны, то предпочтение должно быть отдано первому. В противном случае, человеку угрожает опасность двигаться не к идеалу, а в противоположную сторону. К сожалению, в жизни это происходит сплошь и рядом. Материальные интересы, как правило, преобладают над духовными. Не в этом ли причина многочисленных войн, бедствий и катаклизмов, сотрясающих мир? К сожалению, экономическая мировая система, направленная лишь на получения прибыли, совершенно противоречит стремлению человека к идеалу. Даже искусство, одной из главных целей которого и является создание идеальных образов, стала во многом коммерческим, а потому и шаблонным. Современные артисты похожи друг на друга, как новые "Мерседесы" разных моделей. Демократическая система, которая вначале капиталистической эры способствовала его бурному развитию, на данном этапе становится тормозом для монополий. Поэтому в недалёком будущем под разными предлогами (войны, катаклизмы, терроризм, пандемии и т. д.) произойдёт постепенное вытеснение и сворачивание демократических устоев. Впрочем, это отдельная тема.
  Итак, мы определили три критерия, соблюдение которых необходимо для движения человека к идеалу. Верны ли они? Достаточно ли их? Конечно, есть сомнения, которые заставляют и дальше размышлять на эту тему. Следовательно, процесс творчества продолжается, а, значит, продолжается и движение, как мы надеемся, к идеалу. Поэтому сомнение можно назвать ещё одним критерием, необходимым для того, чтобы совершенствование не прекращалось. Будем же всё подвергать сомнению, чтобы двигаться дальше.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"