Высшая степень дэ - не проявлять её внешне и потому быть ею проникнутым.
Низшая точка дэ - стараться не упустить её и потому её потерять.
При высшей степени дэ - бездействуют.
При низшей - берутся за дела, но ничего не делают.
При осознании - берутся за дела и что-то делают.
При ритуале - берутся за дела, но не соответствуют.
И, утрачивая дао, они обретают дэ.
И, утрачивая дэ, они обретают жэнь.
И, утрачивая жэнь, они обретают знание.
И, утрачивая знание, они обретают ритуал.
Ритуальность - признак падения нравов; за нею следует смута.
Знать заранее - это цветок дао и начало глупости.
И потому великий муж отбросит цветок и возьмёт плод.
39
Так обретают единство. -
Небо обретает единство -чистотой.
Земля обретает единство - покоем.
Душа обретает единство - мистической тайной.
Долина обретает единство - вместилищем.
Великое множество вещей обретает единство - бытиём.
Правители обретает единство - возможностью власти.
Всё это приводит к единству.
Небо без чистоты - расколется.
Земля без покоя - задвижется.
Души без мистической тайны - иссякнут.
Долины без вместилища - иссохнут.
Великое множество вещей вне бытия - пропадут.
Правители без возможностью власти - низложатся.
Знатность коренится в низкородстве, высокому служит опорой низкое.
Властители называют себя убогими, сирыми. - Не оттого ли, что низкое - главное в сущности их?
Части повозки повозкой ещё не являются.
Так что не будь редким, словно яшма, и не будь частым, словно булыжник.
41
Высший, внимая дао, следует ему, претворяет его в жизнь.
Средний, внимая дао, то обретает его, то утрачивает.
Низший, внимая дао, громко над ним смеётся, и, если бы не смеялся, не смог бы следовать ему.
Поэтому будем говорить об этом образами: свет дао подобен темноте; следуя дао вперёд словно назад пятятся; гладкость дао заметней в неровностях; вершина дэ подобна пропасти; великая чистота подобна изъяну; бесконечность дэ сравнима с её недостаточностью; сложность дэ реализуется как бы невзначай; простейшая истина является как бы между делом.
У великого квадрата нет углов; великое дело творится очень медленно; великий голос звучит неслышно; великий образ не имеет формы.
Дао скрытно и не имеет имени, но лишь оно способствует началу и помогает довести до конца.
42
Дао рождает единицу.
Единица рождает двойку.
Двойка рождает тройку.
Тройка рождает множество вещей.
Для множества вещей то, что чувствуют спиной, - инь; то, что спереди, - ян.
Ци приводит их к гармонии.
Людям не хочется быть сирыми, вдовыми и убогими, но именно так называют себя властители.
Выходит, что убыль может обернуться прибылью, а прибыль - убылью.
Тому я учусь у людей и сам учу их.
Коль силой на мир воздействуешь, так не обретя и умрёшь.
Становясь взрослым, теряя в себе младенца, - обрекаешь себя на несчастья.
Если сердцем управляешь дыханием - проявление зрелости.
Но на смену зрелости приходит старость.
Это вопреки дао.
Потому тот, кто идёт вопреки дао, заканчивается раньше.
56
Кто знает, тот не говорит; кто говорит тот не знает.
Закрой свои окна, запри свои двери, затупи свою остроту, умерь свою запутанность, ослабь своё сияние, сделай единым свой прах - и наступит благая целостность.
Нельзя при ней, лишь захотев, стать к кому-то ближе; нельзя при ней, лишь захотев, отдалиться; нельзя при ней, лишь захотев, сделать кому-то добро; нельзя при ней, лишь захотев, вред причинить; нельзя при ней, лишь захотев, стать благороднее; нельзя при ней, лишь захотев, стать подлым.
Потому-то при ней и осуществляется благородное.
59
Как люди управляют, так Небо делает.
И здесь нет ничего важнее бережливости.
А бережливость - это, когда заранее воспринимать.
Заранее же воспринимать - значит вдвое скопить себе дэ.
Для скопившего вдвое дэ - нет непреодолимого.
У того, кому нет непреодолимого, никто не знает предела.
А чей предел неисповедим, - может иметь государство.
Тот, кто мать своему государству, достигнет долговечности.
Потому что корни его глубоки, а ствол прочен.
Потому что дао его длиною в жизнь, а восприимчивость бесконечна
60
Править большой страной - это как готовить блюдо из мелкой рыбёшки.
Если правят согласно дао - души умерших не имеют силы.
Но не в том дело, что бы души умерших не имели силы, а в том, что бы они не вредили человеку.
Не только то важно, что бы души умерших не вредили человеку, но и что бы мудрец не вредил ему.
И пусть они соединятся, и не вредят человеку, а увеличивают его дэ.
61
Большая держава - поток, стремящийся вниз, сосредоточенье всего, женское порождающее начало.
Сила самки в том, что в покое она побеждает самца; в покое она оказывается внизу.
Большая держава, опускаясь до маленькой, берёт её; маленькая держава, опускаясь до большой, берёт её.
Берут тем, что опускаются или уже находятся внизу.
Большая держава стремится к захвату и увеличению численности населения.
Маленькая держава стремится к нуждам каждого человека.
Так каждая из них обретает, к чему стремится.
Великое должно быть внизу.
66
Реки и моря могут царствовать над своими потоками, потому что ориентированы вниз.
Оттого и способны они царствовать над своими потоками.
Так и мудрец, чтобы продвинуться вверх в народе, своими речами направляет его вниз.
Чтобы быть впереди народа, он направляет себя назад.
Оттого, если мудрец оказывается наверху, народу он не в тягость; если мудрец впереди, народе он не доставит вреда.
Оттого в Поднебесной стоит его продвигать, а не мешать ему, потому что бессмысленно с ним соперничать.
67
Все говорят о величии моего дао, но оно ни с чем не сравнимо.
Потому-то и велико оно, что не с чем его сравнить.
А было бы схоже с чем-то, - давно б уже измельчало.
Есть у меня три сокровища, и я берегу их.
Первое - любовь, второе - умеренность, третье - страх находиться впереди других.
Я люблю, и потому бесстрашен.
Я умерен, и потому широк.
Я не спешу быть впереди других, и потому я главный в сотворении инструментов.
Того же, кто бесстрашен без любви, кто без умеренности широк, кто рвётся быть впереди, - ждёт погибель.
Когда сражаются, держа в себе любовь, - побеждают.
Когда с любовью обороняются, - становятся неуязвимыми.
Коль тебе помогает Небо, оно любовью своею хранит тебя.
68
Умелый воин - не воинственен.
Умело сражающийся - не гневлив.
Умеющий побеждать - не вступает в схватку с противником.
Умеющий использовать людей - опускается ниже их.
Потому: отказ от соперничества.
Потому: использование людей.
Потому: связь с небесной древностью.
69
Полководец говорит:
"Я не смею быть хозяином, я всего лишь гость; поэтому, не смея ступить ни на шаг вперёд, я отступаю на милю".
Я двигаюсь не продвигаясь; я проявляю боевитость в отсутствии реальной силы; я воюю с отсутствием противника; я удерживаю отсутствие оружия.
Нет большей беды, чем умаление в мыслях силы противника; ведь это близко к утрате сокровища, которое во мне.
Оттого, когда на поле боя силы равны, побеждает более сожалеющий.
70
Речь моя так легка для понимания, так легка для выполнения.
Но в Поднебесной нет понимания, и никто не способен выполнять.
У слов есть начало, у поступков есть причина, но нет понимания и я неизвестен.