Детектив L : другие произведения.

Ката и история

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    с иллюстрациями.

Значение названий ката. Kaтa Южного происхождения

По словам Сосая Оямы, так как некоторые названия ката взяты от известных Окинавских воинов, или относятся к истории древнего Китая, они мало что значат для нас сегодня. Хотя, возможно, имена должны быть обновлены, нужно думать и о сохранении традиций. Сохранение традиций, однако, теряет свой смысл, когда значение традиций так непонятно, что совершенно теряется, и нет уместной причины для ее использования. Ката Санчин (Sanchin) Санчин - "Три битвы". Имеет различные толкования, например: координация стойки, дыхания и движений руками, или унификация (объединение) тела, ума и духа. Сосай Ояма также говорит о координации между умом, духом и техникой. У Сосая Оямы есть три принципа, важных для овладения ката: 1. темп техники 2. точки силового нажима 3. контроль дыхания   Они также могут считаться тремя точками координации в Санчин. Это ката привез в Окинаву из Китая Канрю Хиганна. На этом ката основывали свое учение школы Наха-те. Также считается, что Санчин исходит еще со времен Бадхидхармы и монастыря Шаолинь. Ката Тэнсе (Tensho) Теншо - "Поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки". Это ката создал Чоюн Мияги как дополнение к Санчин. Мияги разработал Теншо после глубокого изучения китайского ката Роккишу. Сосай Ояма говорил, что это самое обязательное из всех продвинутых ката каратэ. Ката Гекусай Дай и Гекусай Се Gekusai Dai and Gekusai Sho Гекусай Шо - "Завоевывай и занимай - младший" Гекусай Дай - "Завоевывай и занимай - старший". Может также обозначать:"бери приступом крепость". Ката Гекусай были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильных и мощных движений. Нет особых причин для использования ярлыков "старший" и "младший" в противовес "один" и "два". Ката Сайфа (Saifa)  Сайфа (Сайха) - "Максимальное разрушение". Это ката также создал Мияги (Chojun Miyagi). Название поддерживает чувство выражения максимально потенциала через телесный инструмент, а также pешимости и силы духа бусидо, сокpушающих любые пpегpады. Ката Сейчин (Seienchin) Сейчин - Двусмысленно в значении. Часто переводится как "Шторм внутри спокойствия". Дословно обозначает "атакуй мятежное поселение", или "Подави отступления", в зависимости от того, в каких китайских знаках используется. Название указывает необходимость превзойти слабости духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний. Нужно "подавить отступающее сердце". Ката Гарю (Garyu)  Гарю - "Опирающийся дракон". В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остается в неизвестности. Это ката было создано Сосаем Оямой. Гарю было его псевдонимом в его ранней деятельности в каратэ. Истинный каратист развивает в себе дух смиренности, и, как опирающийся дракон, имеет силу, но выбирает - не выпускать ее. Ката Сейпай (Seipai) Сейпай - "Восемнадцать рук". Это было одно из самых продвинутых ката в школах Наха-те. хотя то ката, которое известно в Киокушин, так отличается от версии Годзю, что может вообще рассматриваться как отдельное ката.

Значение названий ката. Ката северного влияния.

Тайкиоку - Первопричина - Великий предел. Тайкиоку ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает ката Тайкиоку как основу всех ката, познание которому нужно научиться, прежде чем обучаться идти по тропе каратэ. Знаки в Китайском языке читаются T"ai Ch"i. Ката Пинан (Pinan) Пинан Хейаню - "Спокойный ум, спокойная безопасность." Продолжение Пинана Хейан ("Мирный ум, мирная безопасность." Пять ката Пинан были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощенные версии продвинутых китайских форм (включая канку), для того чтобы обучать детей. Преданная тренировка каратэ-до принесет спокойный дух и умиротворенность уверенного сердца. Ката Янцу (Yantsu) Янцу -  Говорят, это имя китайского военного атташе в Окинаве в 19 веке. Иногда оно также переводится как "Обеспечить чистоту", указывая на то, что каждый должен ежедневно напрягать все усилия в битве жизни, с целью преодолеть слабости и остаться чистым в сердце. Цукино Ката (Tsuki No Kata)  Цукино Ката - Ката ударов кулаком. Это ката учит соблюдать и направлять силу удара в любом направлении и различным оружием. Ката Сушихо (Sushiho)  Сусихо - "Пятьдесят четыре ступни." Это ката было одним из двух самых продвинутых в школах Шури-те. Кроме того, что, вероятно, существует цифровая связь между названием и числом движений в первоначальной форме, число 54 также связано с Буддисткой философией. Ката Канку (Kanku) Канку - "Узри небеса", "посмотри на небо". Первоначально это ката называлось "Кушанку". Как говорят, это - звание, присвоенное китайскому военному атташе в Окинаве. Исторический Кушанку (Гуан Кю), который связан с введением ката Канку, пришел в Окинаву в 1756 году. Он был экспертом по рукопашному бою и продемонстрировал свои способности, пребывая в Окинаве. Считается, что ката Канку до сих пор сохраняет много элементов первых выступлений Кушанку. Именно это ката выбрал Фунакоши для выполнения на первой общественной демонстрации каратэ-до в Японии, в 1922 году. Канку - это высшее ката в Киокушин. Когда руки выполняющего соединяются в открытой позиции, он смотрит на небеса через руки и размышляет о значимости доблести для человека и о бесконечности небес. Пока небо и земля находятся в их астрономическом пути, все будет хорошо Солнце вновь поднимется завтра и с ним придет новая надежда, каким бы тяжелым не казался сегодняшний день. Ката Кекусинкай находят свои истоки в двух течениях учения каратэ: системы годзю-рю Чоюна Мияги (1988-1953) и системы Шотокан Гичина Фунакоши (1868-1958), человека, который ввел каратэ в Японию из Окинавы в 1922 г.. Гичин Фунакоши и Кенва Мабуни (1889-1952), основатель сильной системы шито-рю, тренировались вместе под руководством Окинавских учителей Язуцуне Азато (1827-1906) и Анко Итосу (1839-1915). Итосу изобрел ката Пинан, которую Фунакоши позднее слегка изменил. Мабуни также тренировался под руководством учителя Канрио Хигаонна (1853-1915). Чоюн Мияги начал учиться под руководством Хиоганна в возрасте 14 лет, после того как его представил Рюко Аракаки, высокоуважаемый эксперт, с которым Мияги учился с возраста 11 лет. Стиль Годзю-Рю - это член Шорей-рю, группы школ Наха-те, находящейся в основном под влиянием южных стилей китайского кемпо. Хигаонна начал изучать Кемпо в возрасте 16 лет. В 22 года он поехал в город Фучоу, столицу провинции Фукиен в Южном Китае. Там он жил 15 лет, обучаясь у учителя Кемпо Южного Шаолиня, известного под именем Доруко (рю Рюко). Стиль Кемпо Дорюко основывался на формах пяти животных Шаолинь. Эти формы были первоначально разработаны с учетом их терапевтической ценности врачом династии трех королевств (250-265 до н.э.) Ван То. Основываясь на его изучении движений медведя, обезьяны, оленя, цыпленка и тигра, концепции Ван То оказали огромное влияние на большинство боевых искусств, которые вышли из Китая того времени. Южный Китай, где учился Хигаанно, был в основном областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было удержание баланса и сплоченности. Дистанция боя (Ма-ай) была маленькой. Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями руками, развивающимися вдоль линии Теории Круга и Точки Гичин Фунакоши (1868-1958), отец современного ката и инструктор Маc Оямы с 1938 по 1945 г.. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техники сосредоточены на руках и плечах, с движениями в сильной, устойчивой стойке. Серьезно были также рассмотрены различные методы дыхания. Теншо ката - это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль кемпо. Это ката было создано Чоюном Мияги как дополнение Уин (мягкий, внутренний) к ката Уанг (Уо твердый, внешний) Санчин, которое было привезено из Китае его учителем Хигаонна. Теория круга и Точки, как считается, была создана Чанг Санг-Фенгам, мастером боевых искусств периода Сунг (906-1279). После периода тренировок в горах, подобных тренировкам Мас Оямы, во время которых он близко наблюдал движения обезьян, журавлей и змей, Чанг разработал школу Вутанг (названного так по названию горы, на которой он тренировался). Влияние концепции этой системы было огромно, и как и пять форм животных Ван То, она оказала влияние на многие великие искусства, которые возникли позднее, такие как Тай Ч"и Ч"уан, Такуа и Хзинт-и. В отличии от ката школы Наха-те, испытавших южное влияние, стиль шотокан имел сильные корни в Шорин-рю, системах Шури-Те (из области Шури в Окинаве), на которые повлиял главным образом северный стиль кемпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бедра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади. Ката северного стиля обладали движениями широкого размаха с больших количеством техник прыжков. Дистанция боя (Ма-ай) между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жесткими, по сравнению с южными стилями. Все же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но - это типичный пример ката северного влияния. Важно отметить, что Наха-те, Шури-те и Томари-то, три стиля каратэ Окинава, развивались в областях, очень близких друг к другу, и поэтому имеют больше общего, чем различий. Внешне, техники различались широко, но, это, кажется было вызвано только подчеркиванием разных аспектов одних и тех же общих принципов каратэ, которые разделяли все три стиля. Первоначально, ката принадлежали той или иной школе, но со временем, их разделяли многие школы, причем название ката обычно отличались. В ранние годы, Мас Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии так и в Корее. Поэтому Киокушин-рю - это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката. Каратист Киокушин-рю свободно дерется и на малой, и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках. В ката Киокушин можно найти вечную и живую связь с мастером каратэ прошлого, и через эти ката продолжаются традиции классического искусства каратэ. В соответствии с источником влияния, ката Киокушин могут быть сгруппированы следующим образом: - Наха-те - самое сильное южное влияние: Санчин, Теншо, Гексай Шо, Гекусай Дай, Сайха, Сайчин, Гарю, Сэйпай - Шури-те - самое сильное северное влияние: Цукино Ката, Канку (Кусянку), Сусихо (Усейши, Тоюшихо). Все эти ката, кроме Янцу и Гарю, можно найти в той или иной форме в других основных стилях каратэ (Янцу и Гарю в некоторых случаях находят в стилях, которые являются ответвлениями Киокушин). Гарю, ката с сильным южным влиянием, было разработано Мас Оямой. Янцу - это ката, которое часто находят (с различными вариациями) во многих школах китайского Кемпо. В прошлом ката было больше, главным образом ката из Шотокана, но они были сокращены. По отношению к многочисленным ката, которые перестали использоваться в Киокушин, Сосай утверждал, что техники ката Киокушин должны моделировать действительный бой, и ката, которые не имеют такого чистого практического применения, были отклонены. В индивидуальных тренировках каждый должен искать эти применения техник ката. Еще до сравнительно недавнего времени, требования к экзамену на 5-й дан Киокушин в Японии включали ката Хангецу (Сейсан в Годзю-рю), это ката происхождения Шири-те, Название Хангецу означает "пол луны" или "полумесяц" и выводится из многих полукругов описываемых руками или ступнями в ката. Ката Найханчин (Текки) также практиковались в додже Ояма . Найканчин - это прекрасные ката, включающие красивые и очень практические важные для защиты движения. Хотя оно больше не стоит в программе, обе школы, и шотокан и Годзю, все еще практикуют ката Найканчин. Интересно отметить, что ката Шотокан (северного влияния), перенятые Мас Оямой для Киокушин, созданы главным образом для новичков; более продвинутые ката Кекусин пришли главным образом из источников Южного влияния.  1. Занимаясь развитием каратэ в Японии, Фунакоши столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный слить) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили, для передачи основ каратэ. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкиоку, и применил другие, такие как Пинан, из-за их соответствия цели. Ката Пинаны были созданы Итосу в 1905 году с целью облегчения обучения детей, с которыми он занимался в общественной школе в Окинаве с 1901 года.   2. Тот факт, что Мас Ояма выбрал главным образом ката Годзю-рю, в качестве продвинутых ката в Киокушин, говорит о том, что скорее всего он считал Южно-китайские теории двух рук и Круга и Точки, как имеющие первостепенную важность в его каратэ. Хотя большинство своих знаний концепций Китайского боевого искусства Сосай Мас Ояма получил в Китае и Корее, эти знания были усилены теориями Гою, которые он изучал под руководством учителя Со Ней Чу. Многие продвинутые техники Киокушин были взяты Сосаем Оямой из его раннего изучения Южных Китайских боевых искусств.

Ученические степени

Мастерские степени

-9 кю  -Сэнсэй
-8 кю  -1 дан
-7 кю  -2 дан
-6 кю  -3 дан
-5 кю  -4 дан
-4 кю  -4 дан
-3 кю  -5-7 дан
-2 кю  -8-10 дан
-1 кю
    В каждых видах единоборствах есть свои пояса и их степени .На этом рисунке изображены пояса Джиу-джитсу. В Джиу-джитсу степени поясов бывают двух типов. Ученические и мастерские. После каждого успешно сданного экзамена, выдаётся документ-сертификат,подтверждающий, что тот или человек имеет степень указанную на сертификате.

Для начала кратко об истории традиционного джиу-джитсу.

Термин "дзю-дзюцу" (джиу-джитсу) появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым "подручным" оружием. Он состоит из двух слов. Слово "дзю" означает "мягкий, гибкий, податливый, уступчивый", а "дзюцу" переводится как "техника, способ". Итак, джиу-джитсу- это "мягкая, или податливая техника". Речь идет не об обмене нежными ласками. Приемы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, только не мягкими или нежными.Понятие мягкости следует понимать таким образом, что мастер уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип джиу-джитсу: "податься, чтобы победить", наставники прибегают к выражениям вроде того, что "ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и что "гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным". Элитарность Джиу-джитсу

Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудэн" - "глубокие приемы").Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией. В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна "1868" была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.

Из статей "Что такое Джиу-джитсу? Предшественники Джиу-джитсу", "Бразильское Джиу-джитсу. Элитарность Джиу-джитсу", СОЮЗ - Израильский портал БИ, журнал о единоборствах и самообороне V8mag

История зарождения бразильского джиу-джитсу

Бразильское Джиу-джитсу или Джиу-джитсу Грейси - боевое искусство, созданное и разработанное семьёй Грейси в Бразилии. Карлос Грейси обучился Джиу-джитсу у Японского дзюдоиста по имени Митсуё Маеда, который эмигрировал в Бразилию в начале ХХ века. Корни этого искусства лежат в довоенном Кодокан Дзюдо, западной борьбе и собственном боевом опыте Маеды. Мастер Митсуё Маеда (Конде Кома)

Большой вклад в развитие Соврменного Джиу-джитсу сделал мастер Джиу-джитсу и Косен Дзюдо - Митсуё Маеда. Маеда родился в Японии в префектуре Амори в 1878 году. В 18 лет он приехал в Токио и начал изучать Дзюдо. После путешествия в Америку с одним из его инструкторов, Тсунеджиро Томита, Маеда начал преподавать в Принстонском Университете. Он хотел преподавать в Нью-Йорке, так же как и в Японии, но его американские студенты не принимали японского стиля обучения и не задерживались у него надолго. Маеда был близок к тому, что бы участвовать в соревнованиях за деньги с местными япон цами. У Маеды не было успеха как у преподавателя Дзюдо, поэтому он участвовал в соревнованиях, что являлось нарушением правил Кодокана, запрещавшего членам школы принимать участие в поединках с представителями других школ. Он прининял вызов борьбы против Дзюдо с Нью-Йоркским борцом по прозвищу "Мясник" и победил его. Это состязание стало началом его карьеры как профессионального борца. Митсуё Маеда брал наиболее простые и эффективные методы Кодокан Дзюдо и применял их против представителей бокса и борьбы. Он достаточно хорошо изучил бокс и борьбу, что бы видеть, в чем сильные и слабые стороны данных видов единоборств. Например, он понял, что боксёры беспомощны при работе в партере, т.е. при работе на земле. И поэтому он сконцентрировался на опрокидываниях и техниках работы в партере. Маеда путешествовал, обучался на основе своего собственного опыта и медленно разрабатывал свою собственную уникальную технику Дзюдо. В 1914 Митсуё Маеда, прозванный Каунт Кома, что значит Граф Битвы, приехал в Бразилию. В качестве благодарности за помощь, оказанную ему видным бразильским политиком по имени Гастао Грейси, Кома вызвался обучить искусству Джиу-джитсу сына Гастао - Карлсона. Карлсон Грейси (рожд. 1901) - старший из пяти братьев. Имена других: Освальдо, Гастао, Джордж и Хелио (1913). Карлсон начал заниматься у Маеды, когда ему было 19 лет. Позже, Карлсон обучил Джиу-джитсу остальных своих братьев. В то время в Бразилии не было другой техники боя кроме бокса и капоэйры. Только Джиу-джитсу обладало борцовской техникой ведения боя на земле. Карлсон и его братья сделали имя своей семьи знаменитым, сражаясь в многочисленных поединках - как на улице, так и в показательных боях. Первую академию Джиу-джитсу Карлсон Грейси открыл в городе Белем в 1925 году. И также как и Маеда, борцы из академии Джиу-джитсу Грейси начали вызывать на бой другие школы. Самым знаменитым из братьев стал самый младший - Хелио. Он побеждал всех своих противников и вскоре стал сильнейшим бойцом ( прим.: Хелио потерпел только два поражения: японцу Кимуре и Вальдемару Сантане, своему собственному ученику в поздние годы).

Хелио Грейси - великий боец и основатель Бразильского Джиу-Джитсу

Хелио Грейси впервые вышел на ринг в возрасте 17 лет во Фронтао против боксёра по имени Антонио Португал. Хелио победил его за 30 секунд. Он также победил японского дзюдоиста Намики в 1932 году. Это был в его карьере поединок Джиу-джитсу против Дзюдо и первый раз, когда он на бой вышел в дзюдоистском кимоно. Хелио Грейси не только стал чемпионом, но и развил Джиту-джитсу в тот стиль, который стал известен как Бразильское Джиу-Джитсу. Из-за своего маленького веса и отсутсвия физической силы Хелио приходилось подбирать себе только такую технику, которая бы позволяла ему полагаться не на мощь мышц, а на рычаги. Его любимыми словами всегда были знаменитые слова Архимеда: "Дайте мне рычаг и я переверну Землю". Именно благодаря этому принципу Бразильское Джиу-Джитсу позволяет более слабому и лёгкому человеку одерживать верх над сильным и тяжёлым противником. Хелио рассказывал, что он иногда не мог выбраться из определённых позиций и удержаний, в которые загоняли его братья, и поэтому был вынужден изобретать собственные новые приёмы для того, чтобы с ними справляться. Все мужчины семьи Грейси, потомки шотландских иммигрантов в Бразилии, владеют боевым искусством Джиу-джитсу и защищают семейный "Вызов Грейси" - приглашение любому желающему сразиться с ними. Они готовы доказать любому превосходство своего стиля. Два знаменитых сына Хелио - Хойс и Риксон помогли популяризовать Джиу-Джитсу Грейси (Бразильское Джиу-Джитсу) в США, Японии и по всему миру, одерживая победы в чемпионатах по Боям Без Правил. В настоящее время сильнейшим бойцом семьи Грейси считается Риксон.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"