Скажу сразу. Детективную часть этого рассказа я бы выставлял в рамочке, как назидание новичкам. Да и считающим себя понимающими в детективе стоило бы обратить внимание на чёткость и простоту основной загадки, как стержень нанизавшей на себя остальные детективные производные. Схема задумана и исполнена виртуозно. Она настолько универсальна, что становится неважным, в каком из миров её использовать: в мире фараонов, отравителей Медичи, современном нам или в фантастическом, который и был выбран для рассказа "Миксер".
Наслаждаясь простотой и чёткой продуманностью основной загадки, с лёгкостью можно закрыть глаза на некоторые недочёты, куда ж без них, и на Солнце есть пятна. Одним из таких можно назвать отсутствие темы конкурса. Заявленной правдоподобной ложной версии, являвшейся бы основной до самой разгадки, я в рассказе не увидел. Это немного портит восприятие детективной части, но не сильно. Отличная игра с читателем с лёгкостью компенсирует и отсутствие темы, и некоторую затянутость следствия. Помнится, было где-то уже про соль, мол, не воспринимаем мы её как еду, вообще редко акцентируем на ней внимание. Разве что когда блюдо пересолено. Автор и этот момент удачно использовал в рассказе, сделав мать героя вечно влюблённой.
Я, если честно, на соль с сахаром даже не думал. Уже потом, по прочтении, озадачился тем, как, собственно, можно и соль оставить солёной и человека отравить мизерным количеством яда. Пришёл к выводу, что, наверняка, такое возможно, и только мои скудные познания в химии не позволили сразу дать ответ на этот вопрос.
Была ещё одна причина, почему я поддался мастерству автора и не заметил положенной на виду, в общем-то, улики. Этой причиной был ещё один возможный способ отравления, а именно - сочетание продуктов. Ведь ели все герои разное. Некоторое даже не названо в рассказе. Что там в доставке могли привезти? Если отрава сработает только в паре с другой отравой, то и соль никакая не нужна. Погруженный в черчение линий между едой и героями, о соли я совсем позабыл. Попросту вылетела из головы. Если изначально сумела там зацепиться, конечно, в чём я теперь сомневаюсь. И вот что у меня получилось. Если взять кофе и дыню, например, то вполне можно отравить только главного героя. Это ещё один крохотный минус детективной части рассказа. В остальном там одни плюсы. Один нестандартный и от того интересный мотив преступника чего стоит. В обилии однотипных историй мотив иногда может вытянуть рассказ. Недавно слышал прекрасную фразу по этому поводу: "В детективе же главное не "кто", а "почему" и как сыщик это понял".
- Все так, все правильно, верно, - а это уже ворчит мой внутренний голос. Я иногда думаю, что внутренний-то он внутренний, только внутрь он ко мне пробрался, спрыгнув с левого плеча в виде хвостатого и рогатого вечно чем-то недовольного типа.
- Какая-то левая это фантастика, - бурчит он себе под нос. - Левая, потому что персонажи все мутные и нереалистичные, разве что брат этого чувака и маманя нормальными получились. В остальных ваще не верю. Уровни защиты какие-то, ну полная же хрень, тоже мне Нео недоделанный. Не, точно Нео, даже хуже, тот только таблетки трескал, а этот вместо того чтоб скорую вызвать, сперва ширнулся какой-то дрянью от ветеринара, а потом набрал едва знакомых решателей проблем. Ну они ему и нарешали.
Кстати, по поводу решения загадки, которая загадана герою. Ну и нафига там столько ключей так старательно разложено под каждым камушком? Да нормальный чел, да даже ненормальный, тот же Нео уж небось сообразил бы, что Девушкин-Папа-Шишка-Которого-Нельзя-Вычислять - единственное реально заинтересованное во всем этом кипише лицо. Что вычисляется простым перебором фигурантов. Больше ни у кого нет тех самых мотива-возможности-средств.
Это все касательно сюжета. Касательно композиции, дык, она растянута, как хвост удава. Героя отпустили помирать через полрассказа, и вторую половину рассказа он ничего не делал, только складывал и вычитал. Ску-у-учно!
Про атмосферу, художественные образы и стиль даже и сказать нечего. Схема, она и есть схема.
Отношения между людьми тоже вызывают вопросы. И если бы я чего хотел сказать главному герою, попавшему в эту... как бы помягче сказать... я бы, чтоб оградить чудака от семейки, в которую он вляпался, как муха в паутину, сказал бы ему только одно: