О.Бессонова: Ах, детектив...
Журнал "Самиздат":
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Ах, детектив, детектив...
Так что же это за жанр в литературе? Если откроем Энциклопедию и посмотрим значение слова - детектив, то в переводе с английского языка detective переводится как - раскрываю, разоблачаю.
Если решить это незамысловатое уравнение, то и получается, что детективная литература - это литература, где писатель хочет показать нам это расследование.
Так что же расследуют герои детективных романов и рассказов? Попробую провести небольшой, и хочется думать - не утомительный экскурс по зеркальному лабиринту.
В детективе обязательно присутствует тайна, загадка.
Обычно это преступление, но в отличие от мистики, в этом жанре таинственное носит объективный, "реальный" характер, несмотря на свою загадочность и необъяснимость.
Цель детективной истории - решение загадки; повествование привязано к логическому процессу, посредством которого "расследователь" по цепочке фактов приходит к раскрытию преступления, которое и является обязательной единой развязкой детектива.
Главное в детективе - расследование, поэтому анализ характеров и чувств персонажей для него не так важен.
Очень часто тайна разгадывается путем умозаключения на основании того, что известно и "расследователю", и читателю. Детективное произведение не следует отождествлять с триллером, где всегда есть элемент ужаса или голого насилия, и с криминальным романом, вскрывающим причины и природу преступности, изображающим преступный мир или мир полицейских
Считается, - во всяком случае, знатоки и истинные ценители этого жанра так полагают, - родоначальником детективного жанра является Эдгар Аллан По своим рассказом "Убийство на улице Морг".
Странно, что метод, базирующийся на чисто рационалистической логике, был открыт бескомпромиссным романтиком, создавшим изумительную поэму "Ворон". Но самое интересное, что Э.А.По преодолел одну из самых типичных в расследованиях ошибку, которая состоит в том что ограничиваются рассмотрением происшествий, имеющих лишь самое прямое отношение к делу, совершенно игнорируя побочные, косвенные. Однако опыт показывает, а философски мыслящий ум всегда будет доказывать, что огромная, пожалуй, даже большая часть истины выясняется из фактов, которые, на первый взгляд, словно бы и не относятся к делу.
Сразу от Э.А. По перейду к другому французу.
Жорж Сименон. Пожалуй не найдется ни одного любителя детективной литературы, кто хоть раз не прочитал рассказ о знаменитом комиссаре уголовной полиции Парижа - Мегрэ. Ж.Сименон не сочинял криминальные романы. Читатель очень долго будет пить кофе в маленьких кафе, затерявшихся в улочках Парижа, общаться с представителями разных социальных слоев общества - от уличных проституток до министра, выкурит несколько трубок с комиссаром Мэгре и, наконец, найдет-таки, убийцу, который окажется вполне добропорядочным господином, просто оказавшемся в затруднительном положении. Очень по-французски,... или по-русски, так как Ж.Сименон "вырос" на китах русской литературы - Чехове и Достоевском.
Нисколько не умаляя достойных представителей этого жанра, как Шарль Эксбрайя, Жерар де Виллье, Жан-Пьер Конти, Жозефина Брюс, особо хочу отметить Пьера Буало и Тома Нарсежака, известные как (Буало-Нарсежак), книги которых буквально взорвали традиционный детектив изнутри, открыв тем самым новые просторы для жанра. В отличие от "игр разума", эта парочка вводит в свои детективы психологический анализ, который органично переплетается с увлекательным сюжетом и, тем самым закладывают новый тип - детективно-психологический роман, где именно психология позволяет раскрыть преступление.
Что с удовольствием подхватывает Себастьян Жапризо. Ну, кто еще не читал его знаменитую "Даму в очках в автомобиле и с ружьем"? Счастливцы, завидую.
Конечно, нельзя обойти Агату Кристи, к которой в Беркшир со всех концов света приходили миллионы писем с одной-единственной пометкой на конверте: "Агате Кристи, величайшей писательнице". Вот что такое - всемирное признание и любовь.
Не буду рассказывать о других писателях детективного жанра, просто перечислю наиболее интересных с моей точки зрения.
А. Конан Дойл, давший читателям знаменитого сыщика - Шерлока Холмса.
Г.Честертон, рассказавший нам о католическом священнике отце Брауне.
Дж.Карр, Ф.Макдональд, Д.Хэммет, Р.Чандлер, Г Грин,
Ф.Форсайт, Дик Френсис,Дж.Макдональд.
И прошу не обижаться тех, кто не найдет в этом списке своего любимого писателя. Ведь детективная литература породила столько интересных писателей, нашедших отклик в разных, таких разных читателях, желающих отвлечься на какое-то время от "дел насущных" и окунуться в мир хитроумных загадок и загадочных преступлений, но где добро всегда побеждает зло.
Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.