Детектив-Клуб: другие произведения.

Ты пришел_рецензии

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

   (1)
   Три истории
    
   Эта повесть практически состоит из трёх рассказов, объединённых одним главным героем: девочкой Катей из глухой деревеньки, которая в итоге становится доктором Екатериной Дмитриевной  Фоминой. Взаимосвязь между тремя частями повести естественная,  прямая. Автор сумел так продумать сюжетную линию, что взросление девочки Кати, становление её личности, формирование характера в принципе и есть сюжет, а частей получилось три,  как я полагаю, потому, что автор выбрал решающие моменты жизни своего главного героя, отстоящие друг от друга во времени. Суметь написать три самостоятельных рассказа вырастающих один из другого, чтобы такой "поворот" воспринимался как единое целое, несомненная заслуга автора.
   Однако, колоритные, интригующие персонажи в первой части, где в деревеньке ведётся расследование, оставляют двойственное впечатление. Во-первых, они действительно интересны и колоритны, во-вторых, почти нереальны, ну или так воспринимаются.
   Юность главной героини - Кати Фоминой прошла в деревне.  У Кати умер отец. "Мама одна Катьку и Артема поднять не смогла, перебралась к бабушке, в Кирьяново. А там жизнь оказалась гораздо хуже и серее. Уж на что в райцентре - скукота плесневая была, но тогдашняя тусовка теперь чистой сказкой вспоминалась". Значит раньше Катя жила в райцентре? Мне это важно правильно понять, чтобы знать - где же происходят события? Катя окончила школу, как я поняла в Кирьяново, поступила в Ленинграде на юридический факультет,  не знаю куда, но по тексту это и не важно. До начала занятий она приехала повидаться с родными. "В Мироновке, которая много мельче даже Кирьяново, - ну, захолустье, да и только! - Катю не видели лет пять, по меньшей мере". Значит, приехала в Мироновку? Ясное дело, что автору всё понятно, а я вот "плаваю" по русскому захолустью и меня это сбивает с толку. Ладно, В Мироновке, так в Мироновке.  Убили там, значит, мужика, а может и не убили, сам окочурился от водки.  Момент этот автор подаёт, на мой взгляд, интересно. Читаешь и то так предполагаешь, то этак.  А финал оказался и не таким, и не этаким! Мистика плавно перетекла на "рельсы" фармакологии и психологии. И мне такой ход очень понравился. И "давший дуба" пьяница, язык не поворачивается сказать "убитый" потому, что очень тонкая, двоякая  фабула этого события.  Фактическая сторона которого, заключается в том, что старая и немощная женщина припугнула домашнего тирана (здоровенного детину), что если и  дальше будет издеваться над женой, то она его убьёт. Он  ей, конечно, не поверил. И издевательства продолжились. И тут в силу вступает психология. Бабушка тапочкой тюкнула его по горлу, он со страху помер!  Тапочкой убить нельзя, таким вот образом.  Но там были определённые обстоятельства, которые автор интересно рассказывает, выдавая информацию дозами, не все сразу, а эпизод за эпизодом, как и полагается в детективе.  В этих обстоятельствах  важно как будут увязаны события в повествовании, в какой причинно-следственной связи. Автор связывает их так, что перед нами убийство, но образ убитого рисует так, что хоть "на бис" убивай! А образ "убийцы" - Эллады Эммануиловны  Живухиной  настолько колоритен и прекрасен (нет другого слова!), что слово "убийца" смогла написать только в кавычках! А ведь по сюжету - убийца! И ни чёрточки  из этого образа выбросить нельзя, потеряет свою притягательность. В тоже время, чувствуется "перебор". Что-то типа как к одиннадцати туз! Не знаю... очень тонко надо бы "проредить" яркие моменты и эпизоды этого образа или чуть притенить, что ли?   Для того чтобы образ стал ближе к реальности, хоть она и Живуха, но чтобы не оставалось ощущения "чересчур".
   Особенно хочу отметить языковый стиль автора, очень уместный в данном повествовании. В первой части это простонародный, деревенский язык, который помогает автору передать своеобразие, самобытность, колорит  и даже реальное ощущение места действия.  Во второй части:  Катя учиться в Питере и мечтает стать следователем, а чтобы было на что жить, подрабатывает проводницей на поезде. И тут тоже случается убийство. Автор настолько естественно подводит к этому моменту, что даже в голову не приходит удивляться: чего это на бедную девушку "приключения" сыплются?  В повествовании меняется язык. Это уже не деревенские жители, да и Катя студентка юрфака. И автор продолжает формировать характер своей главной героини. В первой части только намечались  черты характера:  упорство, целеустремленность, стойкость, трудолюбие. Что, не слишком ли хороша? Нет, образ получился цельным, потому что изначально автор ставил своего героя в такие жизненные условия, сталкивал с такими людьми, что вот именно такой и должна была сформироваться Катя Фомина. Однако, Катя выросла в глухой деревушке, и значит (кто бы сомневался?),  черты наивности и доверчивости  должны присутствовать априори в её характере, по крайней мере, до тех пор, пока не наступит на те же грабли, что и все наивные и доверчивые  девушки. И она "наступает". Автор не мудрствует лукаво, он сталкивает Катю и молодого, красивого и умного, но и не собирающегося жениться Владислава Кусаева! Фамилию - то какую подобрал: Кусаев - куснул, так куснул Катю! Всё как обычно! И результат предсказуем: беременная Катя и исчезнувший кавалер. Это вторая история плавно перетекла в третью. А в третьей истории мне особенно хочется подчеркнуть, как автор показал реакцию на такую "ситуацию" Катиной мамы и самой Кати.  Просто образец для подражания. Есть переживания, есть слёзы и горечь обиды, и косые взгляды деревенских жителей. Ведь Катя взяла академический отпуск и уехала рожать к маме и брату в деревню.  И тут очень важный момент: она принимает решение оставить юрфак, а это и потерянное время, да и просто - оч-чень престижный ВУЗ и поступает в мединститут, проработав какое-то время нянечкой в медпункте. Ведь одной маме прибывающую семью не прокормить! Далее путь главной героини через тернии к звёздам. В принципе, всю третью часть можно рассматривать под таким девизом.  Преодолевая трудности, деревенская девочка Катя превращается в высококвалифицированного врача травматолога Екатерину Дмитриевну. И вот финальный аккорд! Тут не просто "рояль в кустах", тут ещё скрипач со скрипкой Страдивари и дирижер в кустиках нашлись! Брат Кати вместе с её сыном в новогоднюю ночь запускают сигнальные ракеты, которые принёс брат со службы, одной из таких ракет, отлетевшей невесть куда, богатому, сильному и красивому, да ещё и холостому мужику, почти отрывает стопы ног.  А Екатерина Дмитриевна - дежурный травматолог, она их пришивает! И этот мужчина влюбляется в Екатерину Дмитриевну. И это только начало  "новогодних чудес". Дальше, следователем установившим виновника оказывается Владислав Кусаев! Да, тот самый, от которого Катя родила сына, и который тогда исчез в неизвестном направлении! И тут этот Владик устанавливает, что ноги Егорову (тому самому богатому, красивому и холостому) оторвало той самой сигнальной ракетой, которую запустил Катин сын.  Кусаев, посчитав годы и месяцы, понимает, что это его сын! Тут у него, глядя на красивую и успешную женщину, а также на подросшего сына, просыпается совесть. Он скрывает этот факт от правосудия, и делает Кате предложение выйти за него замуж. Но, невидимый дирижёр взмахнул за занавесью своей палочкой и Екатерина Дмитриевна, ещё раз пройдя через тернии, улетела с Егоровым на какой-то курорт, ну и за импортными протезами, поскольку, как уже говорилось, Егоров человек не бедный. А Кусаеву отказала. Пусть теперь локти кусает!  Вот, я же говорю: рояль, скрипач и дирижёр в кустах! Пусть так, но мне понравилось! А какой бы женщине не понравилось?  Реально, не реально? Ах, как бы хотелось, чтобы такое могло быть!
  
   (2)
   Привет Автор!
   Давайте немного про Ломоносова поговорим. Не надо, как принято, считать его неучем дремучим. Он ведь не просто так у себя в глубинке штаны просиживал да коровам хвосты крутил. Всё началось с учения у попа. И ведь в Москве начинал с того, что у попа учился. Это уже после он в Европу был направлен, откуда с треском вылетел, так как был тот ещё прогульщик и дебошир. Никто так сразу в университет не поступает. Такое вот историческое отступление.
   Неестественный какой-то Матвей у вас. Ну чего он к топору привязался, если на трупе даже отметин нет? Дался он ему, пФ-фф.
   Сомнительно, как мне кажется, выглядит вскрытие в медпункте. Это ведь кровь и другие жидкости в неприспособленном помещении. Кроме того, куда потом труп девать - он ведь пахнуть начнёт. А время-то летнее, знойное - разложение ускоренное. Тут хочешь - не хочешь, надо вести в морг.
   В глухой деревне и ловит сотовая связь? Так не бывает, дорогой автор. Замените на рацию или пошли кого-нибудь узнать, так будет достовернее.
   Марина, а зачем вы персонажей назвали одинаково - Ларин Николай и проводник дядя Коля?
   А когда они в поезд поднялись после находки кейса и пистолета? Если это в тексте есть, то как-то слишком уж мимолётно. Такое ощущение, что поезд без них тронулся. Надо бы заострить внимание на том эпизоде. Например, пусть кто-то споткнётся, забираясь внутрь или что-то такое ещё.
   Третья новела - кошмар! Вернее, сладкий сон овуляшки. Кто это такие, можно прочитать на Луркоморье (если ко времени прочтения этой рецензии, его снова не закрою).
   Убрать третью новеллу к чёртовой матери! Она вообще ни о чём. Ну рассказывается в ней о Катиной жизни - и что?
   Вы, Марина, вообще обманули читателя. Сначала выдали желание Кати - быть следователем - за основное. Две первые главы она упорно следовала этой мечте. А потом - пшик! Будь я просто читателем, книга отправилась бы на полку ещё при упоминании её "беременного" дневника. Тут вас не зря ругали.
   И четвёртую главу-новеллу - к чертям собачьим. Там же после первых двух листов всё понятно, чем закончится. Это уже не детектив, хотя по сравнению с предыдущей главой кое-что из этого рода.
   Подытожим.
   Хотя чего ещё говорить, когда всё сказано выше? Знаете, Марина, вам нужно взять в руки скальпель и разрезать "Ты пришёл" на несколько частей.
   1. Живуха. Вполне самостоятельная вещь. Усильте там роль следователя, может быть, Бумы. Так, чтобы получился классический деревенский детектив. Уберите оттуда историю Кати. Пусть будет какая-нибудь другая девочка, которая грезит детективами и после случая с Гришей только укрепляется в желании стать следователем. Поморокуйте с подозреваемыми, расширьте их границы, что ли. Запутайте следствие. Пусть поволандаются.
   2. Убийство в поезде. Вот тут вообще делать ничего дополнительного не надо. Всё на своих местах. Пусть будет такой рассказ, как он изначально и писался (я-то помню из-за чего).
   3. Все последующие главы. У вас вышла неплохая такая жизненная история. Расскажите историю Кати с начала, убрав из её жизни следствие. Пусть где угодно ещё пересекутся с Кусаевым. Разверните их любовную историю. Немного больше уделите внимания Артёму и Саше. Добавьте красок. У вас выйдет замечательная повесть, с которой можно даже в издательства попробовать податься.
   Я думаю, при такой операции три самостоятельные вещи заиграют по-иному. Они окажутся завершены, самодостаточны и не нужно будет путаться в определении жанровой принадлежности.
   Вас, наверное, многие будут упрекать в "недетективизме". Плюйте им на плешь! Смело. Писать вы определённо умеете, владеете стилем и языком. Следовательно, если будет желание, научитесь закручивать гайки в нужных местах и расставлять ловушки на читателя.
   (3)

Рецензия на "Ты пришел"

   Здесь перед нами старательная и не сказать чтобы вовсе безуспешная попытка собрать повесть из трех рассказов: условно детективного, детективного и недвусмысленной лав-стори. Материалом для склейки этой сборной модели послужили короткие вставки, названные прелюдией и интерлюдиями, а также небольшой рассказ-мелодрама. Склейка выполнена достаточно искусно, и, на взгляд рецензента, у автора вполне могло бы получиться целостное литературное произведение - скажем, повесть о профессиональном и личностном становлении провинциальной девчушки, сумевшей, несмотря на тяжелые обстоятельства, пробить себе в жизни дорогу. Могло бы, если бы не два "но": слишком разнородные, плохо подгоняемые друг к другу основные "блоки" и безмерная увлеченность автора женской судьбой своей героини.
   Первый основной "блок", выбранный автором для сборки - история расследования загадочной смерти, постигшей сексуально озабоченного отморозка- алкоголика, унижавшего и избивавшего жену. Занятный рассказ с колоритными действующими лицами - начиная от персонажей второго плана (местная сплетница бабка Загориха, суеверный участковый - дружок покойного) и кончая главными героями (городским следователем Грамотиным и местной "ведьмой" Живухой), оригинальным способом убийства и философско-психологической начинкой. Увлекательная загадка - кто и, главное, каким образом убил отморозка, ухитрившись не оставить следов на теле и в организме жертвы? Довольно подробно описанный процесс расследования - в первую очередь, допросы свидетелей и подозреваемых. Исчерпывающая разгадка, полученная, к сожалению, не в результате логического осмысления данных, собранных в процессе расследования, а поданная в виде объяснения-признания Живухи - из-за чего, собственно, из рассказа и не получилось детектива. Почему этот "блок" плохо подходит для сборной модели? Потому что у рассказа изначально другой главный герой - следователь Грамотин. Для того чтобы "встроить" рассказ в повесть, автору пришлось сделать Катю сторонним наблюдателем и вести изложение событий с точки зрения двух героев. Самой истории о Живухе это на пользу не пошло, искусственная фрагментарность нарушила внутреннее единство рассказа. По хорошему, следовало бы оставить два плана - общий и с точки зрения Кати. Что дает нам знакомство с биографией, проблемами, мысленными процессами и переживаниями Матвея Грамотина? Да ничего. Ни нормы существования в "госкурятнике", ни способы следователя справиться с раздражением и сохранить хладнокровие, ни его интимные проблемы никакой смысловой нагрузки в этой истории не несут. А если говорить о повести в целом, то пристальное внимание к персонажу, которому суждено исчезнуть, не сыграв никакой роли в судьбе главной героини, выглядит странно.
   Второй "блок" - рассказ об ограблении и убийстве пассажира в практически пустом вагоне поезда - мог бы идеально вписаться в повесть о профессиональном формировании Кати-следователя. Ее первый успех на выбранном поприще, первое (пускай, и не официальное) расследование проявили полученные ею во время обучения навыки, способность собраться в экстремальных обстоятельствах, умение делать логические выводы. Все это могло бы сыграть роль трамплина в карьере студентки юридического факультета и заложить основу повести-детектива. Кстати, с точки зрения детективности второй рассказ почти не вызывает нареканий. Логическим путем воссоздана картина преступления, определены мотив и время убийства, выявлен круг подозреваемых. Убедительна цепочка, приведшая к разоблачению убийства: подозрительная активность начальника поезда, наличие у него ключа, позволяющего спрятаться в закрытом туалете и не попасться на глаза возвращающейся из вагона-ресторана Кате, омовение рук на ресторанной кухне, давшее ключ к разгадке, куда спрятаны деньги. Только одно вызывает недоумение: зачем начальник сцепился с шеф-поваром, свидетельство которого и привело к разоблачению убийцы? Перед кем он хотел продемонстрировать свою принципиальность? Перед подчиненными и пассажирами? Стоило ли ради этого рисковать и настраивать против себя человека, видевшего угольную пыль на его руках и могущего навести следователей на тайник? Но этот непонятный момент легко устранить, если сделать инициатором ссоры шеф-повара, напуганного бесцеремонным обращением Ларина и выплеснувшего свои негативные чувства на подвернувшегося под руку начальника. В остальном же детектив вполне удался. Удался не в последнюю очередь благодаря тому, что в рассказе нет ничего лишнего - ни подводки к любовной истории, ни гендерных конфликтов, ни по-американски детальных описаний шмотья и прибамбасов с фирменными лейблами, ни прочих лирических отступлений. Да и слог в этой части - четкий, энергичный, лишенный громоздких наворотов и финтифлюшек - выгодно отличается от манеры письма, выбранной автором для "лирических" фрагментов.
   Собственно, на втором рассказе попытка создать детективную повесть заканчивается. Да и на биографической повести о становлении следователя-профессионала автор, захваченный желанием устроить женскую судьбу своей героини, ставит крест. Бурный роман, беременность, уход возлюбленного на английский манер, переезд в деревню, роды привели Катю к переоценке ценностей и выбору другой профессии - профессии врача. И эта перемена окончательно сломала композицию произведения, сделав первые две части инородным телом, слоновьими ушами, пристегнутыми к трепетной лани.
   Третий "блок" воплощает женскую мечту о торжестве справедливости (неверный возлюбленный осознает, каким дураком был, когда оставил такую женщину, на коленях молит о прощении, предлагает руку и сердце, но получает заслуженный отлуп) и обретении прекрасного принца. Детектива в этой части нет. Преступление и расследование присутствуют исключительно для драматизации лав-стори. Загадка ни перед читателем, ни перед героиней не стоит, а ответ на никого не интересующий вопрос "кто виноват?" всплывает без малейших умственных усилий - как только нам сообщают, что в отделение Кати поступил подорвавшийся на чем-то пациент, а ее сын и брат во время ее дежурства запускали ракеты. С точки зрения литературных достоинств эта часть самая неудачная. С головой окунувшемуся в переживания героини автора изменяет вкус и языковое чутье. Глаз то и дело натыкается на стилистические огрехи, избыточные определения, затасканные сентиментальные штампы, "рюшечки с оборочками" и прочие малоэстетичные конструкции:
   "...оставив молодые поколения Фоминых одинокими в громадном и безжалостном мире".
   "Безукоризненно выбритый и дорого упакованный, а когда встал - стройный, как прежде, - ей улыбался Владик".
   "подлый иезуит подпустил в баритон мурлыкающие оттенки, бархатистые и вызывающие вибрацию воспоминаний там, глубоко, где власть сознания слаба".
   "Чёрная машина на тротуаре нагло демонстрировала зализанные обводы и необщедоступность".
   "С чего бы приятное тепло и влага проявились в месте, которое уже давненько никем не востребовано?" (Назвать это место открытым текстом, и то не так пошло бы получилось!)
   "Непорочная, как первый снег, (впервые слышу о такой характеристике снега как непорочность) доверчивая, как дитя, (зато это сравнение оригинальным уж никак не назовешь! ) Катяба с восторгом осваивала любовные игры. Её чистота выигрышно смотрелась на фоне искушённых постельных партнёрш Кусаева. ( Он, что, так и разглядывал ее чистоту - на фоне партнерш?) Ему нравилось сравнивать впечатления от настолько разного секса".
   "Дома властвовала тишина новогоднего утра. Храпенье Артёма подчёркивало полное отсутствие жизни, которая вчера переполняла квартиру и выплёскивалась наружу".
   "Шумные приветствия выдавили доктора Фомину в коридор, где чёрствая ладонь реальности дала ей оплеуху".
   Но закончить рецензию хочется на мажорной ноте. Когда автора не заносит в область высоких отношений, он пишет живо и увлекательно, умеет создать яркие образы и интригу, и, несомненно, сможет писать детективы, как только уяснит себе, что стержень любого произведения, написанного в этом жанре - интересная интеллектуальная загадка, а все остальное должно работать на нее.
   (4)
   Сигма. Ты пришёл.
  
   Я - явно - почувствовала: 1 и 2 истории написаны автором раньше и чисто как самостоятельные детективные рассказы. 3-4 писались совсем от них отдельно. Но потом объединилось. В результате возник некий диссонанс: женщина из 4-го никак не может быть 17-летней девочкой из 1-го. Почему? - а из-за мелочей, автор. По сути - характеру героини - как раз нормальная связка, а на ерунде - прокол. Где именно я почувствовала несовместимое? - из-за горных лыж и танцев! Да, из-за них! {Ах, как здорово мчать по склону, утрамбованному ратраком, и плавно выписывать змейку! Не рекорды ставить - это молодняк любит покрасоваться в слаломе. Была охота кувырком лететь, да лыжи по склону собирать! Истинный кайф ловится в плавном скольжении, которое сродни вальсированию},{Катя вдохновенно вальсировала в конкурсном стиле, не думая, а наслаждаясь танцем, и тело само вспоминало все движения.} В какой период жизни гг они были? - никак не могли в описываемый (после 15-летия), там сплошная борьба за выживание. Значит - до 15 лет. Но тогда и аромат 1-го рассказа был бы другой - если девочку, катавшуюся на горных лыжах и занимавшуюся танцами - да в село на ПМЖ в 15 лет, не такими у неё будут эмоции... Ну это моё ощущение. Ощущение чужеродности и нестыковки. Откуда следуют, между прочим, неприятие, недопуск Вашей истории к душе читателя.
   4-й - самый сильный, рассказ мастера. Уже не просто "интересно" и "понравилось", а уровнем повыше. И не "вполне можно издавать", а "вам, автор, грех не издать эту Вещь". Но сия патока только по 4-му, да... остальные, ежели хотите совершенства, как бы ... того ... подточить под 4-й бы. Они неплохи сами по себе, и даже другой стиль - не страшно, он забавный, стиль, легко читается. Но должна быть сов-мес-ти-мость!
   Подробно выписаны персонажи 1-й истории -- а потом даже не упомянуто, что баба Настя умерла. Откуда я взяла, что умерла? - отсюда:
   {Спустя полгода Фомины перебрались из Кирьянова в Питер. Хозяйство они продали, на выручку купили комнатёнку в коммуналке, где основное место заняла библиотека.}
   или хозяйство продали вместе с бабкой? Жуткий резонанс не в пользу автора! С такой подробностью выписать персонажи 1-й истории - и потом даже не отметить смерть родной бабки! А ведь можно было обыграть, ввести зародившийся исподволь интерес к медицине... желание лечить, чтоб не умирали... А то вдруг с юристов - и бах поменяла направление на медицину, а объясненьишко-то куцее совсем, ни капельки в него не веришь. Склонность героини к медицине хорошо б отметить вешечками маленькими, через всю жизнь героини... А сами истории 1 и 2 - хороши, их оставить, разве что оттенить кисточкой...
   Говорится далее (в 3-4 истории где-то), что жильё у них есть, всё хорошо, живут счастливо втроём. Жильё, напомню - комнатёнка в коммуналке, для брата - мужика здорового, самостоятельной женщины гг да её сына - и комнатёнка, на троих, и им хорошо там троим??? ха-ха. Соседи по душу и туалету почему не упомянуты, коммуналка же! А про другое жильё или его покупку - ни словечка нет! И что думать??? Жильё, да в Питере - слишком больная тема, чтоб вот так вскольз заминать... Чтоб как-то исправить данную оплошность, автор, я (для себя) додумала так: продали не только хозяйство в Кирьянове, но и старое своё жильё (откуда приехали в Кирьяново) - и в результате купили не комнату в коммуналке, блин, а полноценную (хотя бы 2-хомнатную) квартиру (или дом?) (можно и в долги влезть, расплачиваться) (а ещё лучше отдельную историю сочинить, как квартиру добывали!). Иначе, автор, если так произвольно обращаться с жильём - никакого доверия к Вам не будет. Попробуйте сами заработайте на квартиру в Питере, а потом о жилье пишите (в таком стиле нервный отлуп Вы получите от читателя - того, кто САМ выгрызал себе на квартиру. Люди на это жизни кладут, ещё один блин...).
   Про квартиру проругалась, на очереди - про возраст. Тут я упала. 40% от жизни Вы определили в старость, и не простую, а "престарелую"!!! Кошмар! Откуда я взяла цифру 40% - да из Вашей 1-й истории:
   про бабу Настю:{Это молодым пять лет - не срок, а когда со здоровьем дела плохи, да тебе уже шестьдесят, да врачей фиг дождешься}, {понимала внучка свою престарелую родственницу, как никто другой}
о 100-летней Живухе:{дряхлая бабка}
   Итак, возраст от 60 до 100 лет - назван "престарелым". Сразу резкое неприятие получите от всех (особенно женщин), кому за 40. Мадонне, простите, сейчас 55, Пугачевой за 60...
   Подбиваю свои впечатления. В таком виде, как сейчас, если бы я прочла книгу, то бросила б (но только дойдя до самого конца, не на полпути, хе-хе) со словами "ерунда". Обозлённая и задетая бросила б. Потому что будоражит душу, заставляет сопереживать, особенно 3-4 истории - и тут на тебе, явная неряшливость автора как плевок в душу. Да, именно такие слова - неряшливость и плевок. Если б были написаны хуже 3-4 части, то не так бы и задело. Моё личное мнение - обязательно переделать и пытаться напечатать, вещь стоящая. И не бросать её, нет - работать! ра-бо-тать! к тому же исправлять там немного, только связки скрепить надёжнее - с душой, а не тяп-ляп, как сейчас. Заодно и объём наберёте до 8а.л., чтоб роман настоящий вышел.
   Особенно мне понравилась вытащенная из Вашей повести главная мысль (для меня): как потопаешь - так полопаешь. В смысле, обойдёшься трусливо или по-хамски с женщиной - потом тебе фиг будет.
   А какая вывеска будет над Вашей вещью - "детектив" или "современный роман" - мне всё равно, как есть всё равно. Лучше даже что-то в стиле "современный (женский?) роман (микст из любви, детектива, психологии)" - так оно привлечёт бОльшую аудиторию, да женскую - благодарную - половину.
   С точки зрения конкурса - тут... как бы... э-э... не так я вижу "современный детектив" в его чистом виде. Но ведь не конкурс же главное! Вы можете создать стоящий роман - вот оно, главное! Вы талант!
   Ещё... личное... "Интерлюдии"-заголовки - как заголовки! - категорически не понравились. Проще бы, по-человечески, а!? без "интерлюдий"!
   Язык, грамотность - хорошие.
  
   Отловленные блохи (или насекомые, на них похожие).
   рыжиков или опят нарежет немеряно -- немерЕно
   Два или три пожилых мужчины, но не старики еще по внешнему виду, довольно бодрые, опротестовали --- дико режет слух. Что-то не так...
  
   захотелось выскочить, позвонить, задать вопрос Буме-медику, да нарываться на очередное хамство не захотелось. --- повтор
  
   тот вопит, как резанный --- одна н
   пока разочаровано шли назад --- разочарованНо
   Одни вагон не дошел. --- один
   не возникало желание продолжить знакомство --- желаниЯ
   Катя втискивалась в подушку --- это как?
  
   и вскоре Катя благословила брата в первое заграничное плаванье. Вскоре уехала и сама --- повтор
   оттянувшаяся на всё катушку -- всЮ
  
   - Замечательно выглядите, - выдал комплимент Егоров, когда обход добирался к его кровати --- в одно время поставить глаголы!
  
   (5)
   Рецензия на ТЫ ПРИШЁЛ
  
  
   Прелюдия.
  
   Интересное начало. Катя - целеустремлённая девушка с твердым характером. Выписано отлично, вполне в духе провинциальных селений.
  
   История первая:  Живуха, столетняя ведьма.
  
   Читать интересно, только персонажи , по-моему, несколько упрощенные, что ли... И как-то нарочито рассказ идёт по грани скабрезности. Бабник Григорий, Клавдия, с которой пьяный Григорий "совокупляется", рассказ бабки Загорихи об обстоятельствах смерти Григория, разговор Живухи со следователем ("Самцы убогие. Либидо тетешкаете, пенисами меряетесь, частотой коитусов хвастаетесь..."), постоянные выражения импотента-следователя, подразумевающие кучерявый русский мат... "Ангидрит твою перекись марганца!  "Распротудыть твою в бога и триста боженят мать!" Чифирь твою расфуфырь!" ...раскудрить твою березу... Эх, Бия-мать, перемать, угораздило же меня... Сдаётся мне, не пострадала бы художественная ценность произведения и без этого всего. Не ханжа я, но, по-моему, это уж перебор... Может, не стоило так резвиться на просторах русской деревни? Да ещё на фоне примитивности сленга...
  
   Вопрос: откуда баба Настя могла узнать ранним утром подробности ночного убийства? Она же дома по хозяйству работала...
  
   Второй: столетняя старушка-знахарка, которая лечит всю деревню травами - и не имеет в доме ни запаса этих самых трав, ни посуды какой-нибудь для приготовления своих снадобий? - "Эксперты и оперативники шурудили, перебирали немногочисленное имущество и молчали. Никаких склянок, трав, сушеных мухоморов, жаб и мышей они не обнаружили. Из химии в избе оказалась лишь скромная косметика на потемневшем трельяже." - Крайне маловероятно... как же она ухитрялась настойки-то делать?
   Вот :
   "Ведь всему селу лекарства готовит, а мне - ни разу не дала."
   "На пороге возникла невысокая фигура:
    - День вам добрый, девоньки. Настенька, как твои суставы? Я лекарство приготовила, вот, лечись..."
  
   С грамотностью всё очень хорошо, даже замечательно. И читать легко.
  
   История вторая: Слишком чистые руки
  
   Несколько описок обнаружил:
  
   "...все равно получаса стоять..." - ПОЛЧАСА
   "Тупой, как городской автобус и трусливый,.." - запятая после АВТОБУС
   "А девчонка вашу за бутылкой бегала" - ВАША
   "Одни вагон не дошел. Почему?" - ОДИН.
  
   Замечательно читается, увлекательно и интригующе! Только название сразу выдаёт преступника... Даже то, что Мирский на первой же странице помыл руки, не помогло запутаться. Вот если бы он это сделал поближе к концу повествования...
  
   История третья: Письма к будущему сыну.
  
   Замечательно! Понравилось всё, даже придраться не к чему! Да и не хочется...
  
   История четвёртая: Новогоднее дежурство.
  
   В " Интермедии":
  
   "Тем более что свободное время заполнить легко..." - запятая перед ЧТО
   "Каботажное плавание дало ему хорошую практику, репутацию он заслужил, и вскоре Катя благословила брата в первое заграничное плаванье." - в одном предложении два раза ПЛАВАНИЕ. Лучше подобрать синоним по вкусу...
  
   В самом рассказе:
  
   "Поговоритьс заведующим, показать..." - отделить С
   "...стопа никогда не вернется, что бы он не совершил..." - НИ совершил...
  
   Действие понятно, сюжетно всё выстроено. Одно НО - в конце рассказа многовато душещипательной мелодрамы, со слезами и сердечным трепетом, как для закалённой жизнью Екатерины Дмитриевны, врача-хирурга, так и для сурового, благородного бизнесмена Дмитрия Егорова.
  
   А в целом - мне лично понравилось. Всё понравилось. И мелкие штрихи и детали, на которые я тут обратил внимание, ничуть не помешали общему позитивному восприятию произведения.
  
  
  
   (6)

рецензия

  
   Детектив "Ты пришел" является довольно сложным по замыслу повествованием, состоящим их трех новелл, соединенных общим главным героем в разные моменты его (точнее, ее, жизни): студенческие каникулы, (момент первый), зарисовка из профессиональной хроники (момент второй, персонаж более зрелый), и новелла третья, в традициях хепенинга, жизнь героини переплелась с расследуемым ей детективом, что совпало по состоянию с моральной зрелостью героини и совершением ей важного выбора в ее жизни. Построение Сюжета довольно сложное, выходящее за рамки обыкновенного детектива, но на мой взгляд как читателя, довольно удачное. Интерес, вызываемый у читателя произведением, вполне умело направляется автором в нужное русло. Так, в первой новелле, правдоподобно передана атмосфера деревни, впрочемсвоеобразной, явно удаленной от больших городов, с преувеличенными суевериями, но страдающей от коммунальных проблем, отсутствием перспектив для молодежи и потому склонной к пьянству и вымиранию. Во второй новелле сюжет разворачивается вокруг азартной игры в поезде, заканчивающейся мошенничеством и криминалом. Как это и бывает в жизни. В хороших традициях Агаты Кристи раскрытие преступления имеет место в ограниченном пространстве, в котором преступник, как и положено, скрывается, а подозрение, опять таки, как и положено, падает сначала на невиновных. Но, в конце концов, дедуктивный метод торжествует. Впрочем, он мог бы торжествовать и подольше, а трупов могло бы быть и побольше, читателю от этого было бы только интереснее. Ну а третья новелла, опят таки на злобу дня, и даже к месту: новогоднее преступление, отрыв ступни пиротехническим приспособлением. Отличается безалаберностью русский народ, часто по неосторожности страдают непричастные люди. И героине предстоит сделать нелёгкий выбор: наказать сына, или взять грех на совесть. Читать об этом интересно, обстоятельства обрисованы правдоподобно. Мелкие детали не всегда грамотны. Студентки юрфака не работают по ночам на хлебозаводах. Студентов и студенток с удовольствием трудоустраивает сфера обслуживания: бары, рестораны. Платят больше и работы меньше. Но, как говориться, и на солнце есть пятна, не будем слишком строги к автору. Из того, что понравилось ( а такого больше, чем не понравилось), автомобиль "ауди" следователя Кусаева. Откуда у скромного следака с зарплатой тридцать тысяч ауди? Думаю ответ ясен и автору и читателю. Коррумпированность фемиды - один из пороков нашего общества, не уменьшившийся от того, что милицию переименовали в полицию. И верный акцент, поставленный автором.
   Язык повествования достаточно богатый, не пересыщенный спец терминами или "словцами", но вместе и тем и не обедненный, то есть вполне соответствующий раскрытию поставленной задачи.
   Произведение читалось с удовольствием, дальнейших творческих успехов автору!
   (7)
   Сигма. Ты пришел.
  
   Представлена попытка увязать в одно целое несколько уже известных читателю рассказов. История жизни Кати Фоминой выступает не как связующий элемент, а, кмк, является для автора основной темой конкурсной работы.
   Прелюдия представляет читателю главных действующих лиц основной темы, краткую историю их жизни и особенности характера. Начало не особо интригующее, но информативное. Поскольку мы знаем, что выполнялась задача связать уже готовые, весьма разнородные, тексты, у автора особой возможности развернуться с завязкой не было.
  
   Первая часть, насколько я помню исходный материал, не подверглась конструктивным изменениям, просто автор заполнил появлением Кати все найденные свободные места на сцене. Получилось нечто, с трудом поддающееся описанию. Ближе всего мне кажется состояние кинговского Стрелка, впервые взглянувшего на мир глазами незнакомого человека в момент извлечения первого спутника. Учитывая, что это были глаза наркомана, можете себе представить, как мотыляется читатель по этому отрезку произведения. Вы же сохранили Грамотина(с его тараканами на почве стояния/нестояния) на позиции фокального лица, плюс Катя везде встревает. Прочитать, безусловно, можно, все понятно, но самостоятельной единицей история про Живуху смотрелась лучше. Еще вот чего мне случилось на одном из лит.форумов услышать, может, вам пригодится: если автор снабжает перса отличительной привычкой (в вашем случае -- песенные продолжения мыслей), то упоминание этой привычки два раза работает на образ, третье упоминание уже должно работать на сюжет. Не знаю, закон ли это такой, или же чей-то бред -- за что куплено, за то и продано, держите.
  
   Вторая часть имеет отличительную дуэльную окраску -- текст написан по заданным условиям. Этими условиями у автора связаны руки и спутаны ноги, поэтому тут особо сказать нечего. При первом прочтении мне мозолил глаза ноутбук у Кати. Автор, забыли вы Россию -- воруют. Даже не надо вспоминать эпизод из Акунина с вагонной кражей ноутбука у Фандорина.
  
   История третья как исключение из правил возможна. Только в те времена чаще другие истории приключались. Выживание трактовалось в буквальном смысле слова. Трудно вам будет убедить читателя.
  
   История четвертая для меня была первой прочитанной вашей вещью. Первое впечатление сделало свое дело, и ваши рассказы на всех конкурсах жду с нетерпением. И в представленной повести эта часть для меня остается лучшей.
   (8)
  
Очередная реинкарнация старой работы, на этот раз с ПВ-2010. В отличие от предыдущих, прочитанных мною на этом конкурсе, эта работа по сравнению со своим предшественником стала значительно хуже. На мой, разумеется, взгляд.
 
   Подробно по тексту прошел Виктор Корицын, так что нет смысла дублировать эту часть, да и не в багах текста я вижу главную проблему. 
  
   Повествование построено из нескольких историй и связано единым персонажем - Катей. Изначально выглядит неплохо: будущий юрист Катя набирается опыта, оказываясь Ватсоном у различных Холмсов. Это просто отличный выбор. Такая героиня позволяет строить задуманный сериал, не завязываясь на конкретного Холмса, и дает больший простор при создании каждой отдельной истории. Опять же, склонность автора к мелодраме позволит лучше раскрыть характер девушки, а ее изначально заявленная неопытность не даст превратить Катю в Мери-Сью от сыска. 
   Итак, фундамент тут отличный. А результат? Результат, извините, полный провал, и дальше речь пойдет только о причинах этого провала, как я его вижу. 
  
   Сыпаться автор начал уже на вплетении Кати в старый детектив. Вместо того чтобы полностью переписать историю глазами Кати, автор втиснул ее, абы засветилась. В результате фокус повествования скачет с Кати на следователя и обратно. 
   Зачем Холмсу нужен Ватсон? Чтобы Холмсу было кому рассказывать свои гениальные построения. Для читателя интереснее наблюдать за их диалогом, чем выступать в роли недоделанного телепата, получая обрывки мыслей следователя в строго дозированном автором объеме. Это еще как-то оправдано, когда главный герой - одинокий Холмс, но у нас же есть Ватсон! Есть, но он не используется. 
  
   - Понятно. Нам как раз тебя для полного счастья и не хватало! Гуляй отсюда, коллега. Гуляй, гуляй! 
   Только что этот человек казался нормальным и умным, но после таких слов Катя увидела - он тупой и ограниченный. 
  
   Кстати, довольно характерный для повествования эпизод. В меру умный Холмс из первой версии лихо деградирует, не оценив красавицу-героиню. Вообще вся опергруппа выглядит недалекой, и если бы не раскаяние преступницы - благополучно бы они пролетели с расследованием. Но ведь и Катя не блистает! Чем дальше, тем больше детектив исчезает, сменяясь криминальной историей, потом мелодрамой, и, наконец, устав барахтаться на третьей истории с Катериной, окончательно тонет в розовых соплях. 
  
   Какой следователь? Той простушке светило место в периферийной нотариальной конторе, максимум. 
   И вдруг - врач. Да какой! Уверенная, властная и статная красавица выросла из, пусть симпатичного, но "гадкого утёнка". Не "гусыня" - "лебедь" явилась следователю Кусаеву, и дух перехватило от желания обладать ею. 
  
   Онегин, добрый мой приятель... Ладно, это лирика, а у нас, согласно правилам (которые для ряда участников неведомая гребанная херня) конкурс детектива, от которого повествование отклоняется всё больше и больше. Что, впрочем, закономерно. Без четкой установки, без четкого понимания - что творим? - повествование рыскает, как потерявший управление катер, а этого четкого понимания как раз и не видно. 
   Поскольку об этом я уже писал ранее, сейчас банально скопирую кусок текста: 
  
   всякое произведение должно иметь некоторый нерушимый внутренний свод законов (для удобства кратко именуемый базисом). Эти законы могут сколь угодно отвергать законы привычного нам мира (реальный базис), но в рамках произведения они должны быть стройны, связаны между собой и нерушимы... нарушение реального базиса - это фантастика, а вот нарушение внутреннего базиса - это вранье. 
  
   Так вот, у нас здесь заявлены детектив и Катя-Ватсон. По ходу повествования детективы исчерпали себя на второй истории, уйдя дальше в откровенную криминальную мелодраму. Катя-Ватсон не выполнила возложенных на нее функций, оказавшись "сбоку-припёку". В результате читатель в моем лице чувствует себя обманутым, и никакие стилистические правки автора не спасут. 
   Повесть может спасти только честное, вдумчивое переписывание с предварительным пониманием ключевых положений собственного базиса этого произведения. Потому что банальным переключением жанров тут не обойтись. Половина текста - нормальный, хоть и нуждающийся в сильной правке детектив. Вторая половина - мелодрама. Их можно слить в единое целое, можно разделить, но нельзя оставлять так - серединка-наполовинку. 
  
   Поскольку если повесть и будет переписана, то соавтором - которому я не считаю возможным давать советы - здесь я, пожалуй, и завершу разбор. На ошибку я указал, а ее исправление в руках более опытного мастера, который и сам разберется в нюансах. 
  
  
  
   (9)
   Рецензия на повесть "Ты пришёл".
  
   Как детектив обозначить повесть достаточно трудно. Для этого две причины: первая из них - композиция. Собственно, скорее, это не цельное произведение, а цикл рассказов, в котором объединяющим звеном выступает героиня Катя Фомина. К тому же, рассказы прерываются вставками, которые сам автор называет "интерлюдиями". Использование музыкального термина в литературном произведении вполне оправдано, бывало, и не раз: навскидку можно вспомнить роман Голсуорси "Сага о Форсайтах". Тем более что функцию свою "литературные интерлюдии" в повести выполняют - стараются связать части воедино.
   В целом, цикл состоит из четырёх историй, потому-то так трудно определиться с жанром: первые два рассказа можно отнести к детективным, два последних - никак, они представляют собой мелодраму, четвертый, впрочем, с некоторыми элементами остросюжетки. А потому, для рецензента легче будет рассматривать предложенные истории по отдельности, не получается связать их в единое произведение из-за этой раздробленности.
   Сразу хотелось бы объяснить и вторую причину, по которой сложно определить жанр - это та идея, которую автор вкладывает в повесть. Редкий случай: легко считывается идея, причём даже распространяющаяся на все истории, но тема в каждом из четырёх случаев будет своя, что тоже предполагает разделение в обзоре. К самой идее хотелось бы вернуться после рассмотрения рассказов.
   Наиболее интересным видится именно первый рассказ цикла. Здесь созданы интересные образы, прежде всего, конечно, сама Эллада Живухина, можно выделить внятные признаки детектива: расследование, которое ведётся как будто в двух ракурсах (или уровнях, как угодно) - следственной бригадой и девушкой Катей, только что поступившей на юридический факультет. Есть интрига (кто же всё-таки убил мерзавца Гришку?), наличествует узкий круг подозреваемых.
   Конечно, если кто-то ожидает традиционного убийства, будет разочарован, но, тем не менее, детективная история имеет место быть. Недостатком рассказа рецензент назвал бы некоторую сложность при чтении, когда восприятие событий перепрыгивает с Катиного на восприятие Матвея Грамотина. Но таково было желание автора: разбить структуру рассказа на эти два уровня, так что принимаем это как данность.
   Что касается детективности, здесь рецензент позволит себе высказать исключительно собственное мнение: может, Живухе не стоит рассказывать, как всё произошло даже Кате, и читатель останется в сомнениях, а предложить только намётки, разбросать какие-нибудь ключи - и всё. Но опять же, решение автора принимается читателем - его право написать такой финал.
   Второй рассказ представляет собой попытку сделать "чистый детектив". Нельзя сказать, что попытка полностью удалась, но элементы расследования, построенные на смешанном типе - собирании улик, фактов и логическом мышлении - всё-таки присутствуют. Чего не хватило в "Слишком чистых руках"? Может быть, чёткости, более стройного сбора улик, который проходит в хаосе и какой-то суматошности. Конечно, расследование ведут непрофессионалы, из которых самая искушенная - студентка юрфака Катя. Откуда им взять этой самой стройности и выверенности действия? Ну, тут можно было бы поработать как раз над композицией рассказа - столь уж необходимы метания свидетелей, как в прямом смысле, так и в фигуральном (кроме, конечно, посещения вагона-ресторана - это даёт Кате ключ к разгадке)? Не убеждает и финал - он как-то неожиданно заворачивает куда-то не туда. И так действие, рассказанное сумбурно, с явным недостатком объёма даже для такой простенькой истории, ещё и в голове читателя сеет сумбур: да что же это такое делается? С одной стороны, убийство, а с другой - вдруг стремление восстановить справедливость сверх всего уже сказанного.
   Но тем не менее, отмечаем второй рассказ как попытку создать детективную историю.
   Что касается третьей части: "Письма к будущему сыну", тут вроде бы и говорить не о чем - мелодрама чистой воды, для характера героини практически ничего не добавляет, никакой интриги, никакой загадки. Часть нужна лишь как связующее звено и переход к четвёртой истории, по сути, ею можно было пожертвовать без малейшего ущерба для сути дела.
   Четвёртая история "Новогоднее дежурство" рассказывает нам о том, как Катя всё-таки нашла своё непростое счастье. Интрига - кто покушался на Егорова? - служит только фоном для развития любовных отношений, выстроенных в традиционный и, надо заметить, изрядно набивший оскомину треугольник. Проблема в том, что действие практически не двигается, а то, что можно упаковать в "историю о том, как Катя поняла, что любит своего пациента и изгнала из сердца последние крупицы чувства к бывшему возлюбленному" растянуто на приличный объём. Довольно много описаний внутренних сомнений героини и её рефлексий, они уводят читателя в сторону от и без того весьма условной криминальной тайны. В отличие от первых историй вдруг появляются описания внешности Кати (по ранним данным понятно, что героиня весьма и весьма симпатична, но там это как-то удачно преподносится штрихами), без которых вполне можно было бы обойтись. Вообще, очень много всяких метаний от одного к другому - и всё лишь для того, чтобы вырвать Фомину из цепких лап "нехорошего" Кусаева и бросить в нежные, но надёжные объятия "хорошего" Егорова. Робкие ростки интриги (виновность брата и сына героини в трагедии, случившейся с Егоровым) будут полностью задавлены водопадом всеобщих чувств. Более того, эта загадка ещё и будет использована для сентиментального разворота в отношениях Кати и Егорова, Кати и Кусаева - такой инструмент для демонстрации внутренней сущности обоих претендентов на руку и сердце врачихи. А ведь можно было повернуть и в другую сторону, даже сохранив глубину мелодраматизма. В конце концов, у жанра мелодрамы с элементами криминала есть огромное число поклонников, и они имеют право на свой кусок вкусного пирога. Просто остросюжетную линию надо бы усилить, например, создав ложную линию расследования, как-то включить в эту часть сюжета Егорова (а так его роль - пассивная жертва), запутать немного читателя (скорее, читательницу), ну, а параллельно вести любовную интригу, до конца заставляя гадать, с кем же останется Катя.
   Язык повести, надо сказать, очень неплох, написано живо, автору удаётся набросать характеристики: иногда довольно язвительные, иногда трогательные. Есть пропущенные запятые, описки, незамеченные автором, которые легко будет исправить.
   Можно отметить только концентрацию на некоторых деталях, особенно это касается описания одежды и внешности, которые не слишком относятся к сути рассказываемой истории. В первой повести, например, это прибытие следственной бригады в деревню, сложная подача личности медицинского эксперта. А вот в описаниях Живухи такие детальки очень даже к месту - образ к финалу складывается в единое целое.
   Теперь вернёмся к покинутой нами идее повести. Она полностью в русле мелодраматического жанра: как трудно порядочной женщине жить на свете, но надо верить в то, что счастье возможно - примерно так, хотя автор может и не согласиться с трактовкой рецензента. Вот и опять та же сложность в определении жанра - с чего начали, к тому и вернулись. Так и повис этот вопрос печально, как намокший от дождя флаг, вместо того, чтобы гордо развеваться на ветру, не давая повода к сомнениям, какой гарнизон он представляет.
   (10)

Сигма. Ты пришёл

Рецензия

   Повесть "Ты пришёл" представляет собой сборник трех детективных историй, объединенных проходным персонажем - Катей, причем более или менее активную роль в расследовании она играет лишь во второй (самой короткой) истории.
   Интрига повести заключается в трех последовательных интеллектуальных поединках сыщиков с неизвестными злоумышленниками.
   Завязка дана с некоторой паузой: прелюдия, мини-пролог - и бац: "Убила! Рятуйте, люди добрые! Убила, стерва!" Читатель заинтригован. Первая история ("Живуха") показалась наиболее интересной и цельной. Она почти полностью посвящена описанию полицейского расследования. Следователь Грамотин опрашивает свидетелей, подозревая то жену, то брата потерпевшего, пока не получает признание старой "ведьмы" Живухи. Благодаря ее колоритному образу и необычному способу убийства бытовое преступление явно выделяется в череде себе подобных. При этом параллельно и штрихами, и прямым текстом через историю проходит идея "Все мужики сво..." Особенно черными красками выписан образ потерпевшего, весьма напомнившего вернувшегося в деревню после солдатской службы Петра из "Порченого" А.Новикова-Прибоя. Только того колом прибили, а Григория Иванова Живуха напугала до смерти. Следователь в итоге, не желая неприятностей старой женщине и во избежание формальных затруднений при доказывании странного убийства, уничтожает все материалы расследования - пусть лучше будет внезапная остановка сердца, как написал патологоанатом.
   Вторая история с убийством в поезде показалась наименее интересной из трех, хотя группа следователей-любителей действовала вполне толково, анализировала факты, и в итоге убийцу выдали грязные руки - это любопытно.
   Третья история гораздо более любовно-бытовая, чем детективная. Расследование как таковое занимает немного места, в основном же это анализ трудной жизни Кати и ее взаимоотношений с бывшим и новым мужчинами. Пресловутый "принц", как оказалось, скрывался в незаурядном пациенте Егорове. Сильнейший драматический накал повествованию придает тот факт, что инвалидом его сделал Катин сын, а расследованием занимается его отец... В итоге, Кусаев, как и Грамотин, уничтожает материалы расследования, а Катины отношения с Егоровым спасает высказанная в лицо правда - без недомолвок.
   Очень женская получилась повесть, где детективной составляющей уделено на самое большое внимание, особенно в третьей части. И всюду Катя при расследовании играет пассивную роль наблюдателя (даже в поезде, где она пыталась возглавить расследование, ее затмил экс-уголовник). Тем не менее такое решение вполне имеет право на существование и представляет определенный интерес, тем более написано качественно, особенно первая часть. Великолепно удался образ Живухи: под внешностью дряхлой старушки скрывалась незаурядная интеллигентная личность.
   На мой субъективный взгляд, для более прочного сплава в одной повести трех разных преступлений проходным персонажем должен быть сыщик, а не случайный свидетель. Тогда более чем логично, что он сталкивается с преступлениями. А Катя столкнулась с таковыми не как студент юрфака, а совершенно случайно: сначала во время отдыха в деревне, потом при поездке в поезде. Врач, который лечит жертву преступления, смотрится более чем естественно. Но и тут накладывается куча случайностей: в инвалидности пациента виноват сын Кати, расследует его отец. В итоге целый клубок случайностей на одну повесть - имхо, многовато.
   Однако три разных детективных истории дают отличный материал для обобщений. Убийство в поезде - чистое расследование без особых психологических изысков. Персонажи больше функции, чем живые люди. Напротив, в третьем блоке все герои тщательно выписаны и реальны. Однако акцент здесь сделан на их взаимоотношениях, возникает своего рода любовно-криминальный многоугольник. А вот в истории с Живухой соотношение детективного и психологического элементов, имхо, близко к идеальному. Следствие ведет не душевный Анискин, а тертый калач Грамотин; его личность - конгломерат естественных человеческих достоинств и слабостей - не сильно проницательный, но опытный аналитик, не чуждый благородных побуждений. Насчет "все мужики сво..." с автором можно и поспорить, тем более что и шурин потерпевшего, и следователь - вполне нормальные парни. Первая и третьи истории глубоко зацепили, засели в памяти.
   Такую повесть очень даже можно рекомендовать к прочтению, в первую очередь женщинам.
  
   (11)
   Аннотация
   "Ах, где же Вы, мой маленький креольчик,
Мой смуглый принц с Антильских островов,
Мой маленький китайский колокольчик,
Капризный, как дитя, как песенка без слов?"
  
   Александр Вертинский
  
   Жанр
   Жизненная история с элементами детектива.
  
   Следствие
  
   Кстати, а есть ли оно? Формально, да. Фактически, у вас не детектив, а "куда герою скажут, туда и идет". Направили в первой к ведьме, идет к ведьме. Та сама все поведала.
  
   Вторая история лучше - поезд понравился. Бандюган-следак тоже. Но расследование опять хромает - быстро и кутеляписто.
  
   Третья - все слишком просто. В проверку ботинок как-то плохо верится, никто этим заниматься не будет.
  
  
   Идея, конфликты, герои, композиция
  
   Идея - история девушки\женщины.
  
   Герои - Катю можно прописать лучше, но персонаж уже не статичный. Думает, делает выбор, развивается - браво!
   Мужские (любовные) персонажи. Какие-то они идеализированные, не очень живые получились. Влюбленность в пациента изобразите четче, в разговоры о лыжах верится слабо. Да и вообще, люди, созданные друг для друга, как раз тем и отличаются, что могут часами молчать и все равно им вместе хорошо.
   Следак в первой части - стандарно-скучный.
   Бандюгана уже хвалил, но, повторюсь, - классный.
  
   Конфликты
   Ох. Три детективных, личностный - с выбором героини суженого, внутренний - с поисками места в жизни (студент\юрист\врач). Кроме любовного, остальные не очень хорошо развиты, стоит поработать.
  
   Композиция
  
   А здесь буду ругаться. Зачем вы слепили детектив с историей Кати? Письма к сыну и "мокруха" в поезде смотрятся рядом, как шампанское и пенопласт. Участие героини в трех расследования выглядит надуманно.
   В каждой истории есть завязка и развязка, но кульминации, истории, которую автор умело довел до катарсиса, я не увидел. Немного выигрышнее в этом плане смотрится третья часть.
  
   Стиль, грамотность
  
   Орфография - особых ошибок не заметил. Пунктуация - см. ниже.
  
   Стиль - ляпы. Я бы сказал авторский, но меня раздражали поговорки и постоянное отсутствие подлежащих, как класса. Описаний катастрофически мало.
  
   Итого
   По пятибальной шкале - тройка. Вы соединили вместе детектив и обычную прозу, но забыли обработать места стыка. Получился этакий Франкенштейн, да еще и руки с ногами местами перепутали))
  
  
  
   Лечение
  
   1. Доработайте конфликты, персонажей
   2. Уберите детектив, он лишний.
   3. Историю с поездом вполне заслуживает отдельного рассказа с отдельным персонажем (вы уже поняли, с каким? )
   4. И подлежащие-то вернуть бы.
  
  
   По ходу чтения
  
  
   Смерть Живухи в интерлюдии - как-то ни к селу, ни к городу. С чего? Вот именно в этот короткий период, вдобавок, именно после расследования. Не верю!
  
   Героиня, которая всюду сует свой нос - мотивы ее не дотянули. Какая-то тусклая она вышла.
  
   С Живухой тоже беда - вроде бы яркий образ, но ваш стиль с прибаутками и прочим начисто отшибает серьезное отношение к героям.
  
   Первая история. Мотив. Орудие убийства - все это уже было. Бя!
  
   Письма будущему сыну - у вас там столько многоточий, сколько в письмах не бывает. Когда пишешь, времени обдумать и так достаточно, зачем обозревать паузы?
  
   Повествование странно скачет - то вперед, то назад: когда, например, Матвей сначала видит труп, а потом через три эпизода описывает его.
  
   Стиль и речь у героев - жесть. Присказки все смотрятся, как дешевые заплатки на пиджаке от "Армани", - учитесь чувству текста.
  
  
   демографической катастрофе черными ртами выбитых окон
  
   Сколько можно это сравнение делать?) рты, глаза - до нас уже десятки, если не сотни, писателей это использовали. Придумайте свое :)
  
   Немудрено, что Катя старательно запоминала обороты, способные выделиться из скудной обыденности штампованных разговоров.
  
   Вот! Берите пример со своей героини))
  
   Катя, баб Настина внучка
  
   БабНастина слитно. Как сорокаведерная.
  
   Затем рассаживались, кто на бревнах, кто на завалинке, кто просто на травке. Словно перед началом спектакля, неторопливо, обстоятельно
  
   Перед первым "кто" логичнее двоеточие, как и перед "неторопливо".
  
   Катя ответила быстро, чтобы поддержать свой статус значимого человека,(!без зпт) и не потерять лицо:
  
   Так что следовало поспешить с ответом,(!без зпт) и подать себя выгодно
  
   Следователь Матвей Грамотин готов рукоплескать ответу
  
   Ошибка со временем. То прошлое, то настоящее... Перескакивать можно, но явно не посреди в диалога.
  
   То-то будет зашибись, чисто картинная галерея: - а вот деревенское украшение, прелестная штучка эпохи Путина, плотницкий топор..."
  
   После двоеточия не пробел, а кавычки :)
  
   заматериться, следователь головой покрутил, осматривая места дома, доступные взгляду
  
   Осматривая дом - проще и понятнее.
  
   Живуха хрипловато хихикнула,(!без зпт) и слегка вплеснула руками:
  
   чтобы здоровущий лось,(!без зпт) и на полном скаку копыта отбросил
  
   не в полный голос засмеялась. Пришлось отбежать в сторону, чтобы себя не выдать.
  
   Скажите честно, вы сами бы стали ржать в такой ситуации? Нееет!))
  
   и женщина в наряде до пола, с кружевным воротником и ридикюлем в руках.
  
   Наряд с ридикюлем?)) чтобы не было у читателя искушения дать наряду в зубы ридикюль, правильно расставляйте запятые (или тире)
  
   Ведьма, колдунья, знахарка, и кто-то еще в одном лице
  
   А тут запятая ни к селу, ни к городу
  
   себя для будущей работы, ходя с друзьями-медиками в анатомку? Ну, так ей это для будущей работы нужно было - она учится на юриста, на следователя.
  
   Два предложения об одном и том же.
  
   когда Мирский стрелял под шум охотничьей канонады,(!без зпт) и подбрасывал пистолет проводникам
  
   Рассерчал уже шеф-повар,(!без зпт) и пригрозил
  
   Вот, опять! Ну однородные же :) дальше сами ищите такие же ошибки, их хватает)
  
   когда обход добирался к его кровати
  
   Добрался))
  
   что непредумышленно, а случайно
  
   Что случайно и точка. Иначе "не" раздельно со словом "предумышленно".
  
   следы копоти на обуви. Ну и жёсткий допрос, само собой. Три дома по восемьдесят квартир - невпроворот народу, и тьма обуви:
  
   Обуви-обуви - повтор!
  
   волоски в ушах и в носу подстрижены, ногти недавно обработаны.
  
   Она в нос ему и в уши залезала?))) беее!
  
   (12)

Рецензия на повесть "ТЫ ПРИШЕЛ"

   Увлекательно написано. Как-то сразу погружаешься добрую сельскую атмосферу: сестра тренируется с братом в самозащите без оружия, сельская школа с молодыми учительшами, которым старшеклассники делают "срамные предложении", рыжики с опятами, пташки за окном и так далее с тем подобным. И средь этой идиллии, за сто километров от районного города, случился труп. Вроде как, баба мужика своего порешила.
   "- Клавка, шалашовка, мужика задушила! Ночью спутала, паскудина, и удавила!"
   Главная героиня тут как тут оказалась, а, значит, и дело ей в этом деле найдется. Правда, скучная следственная бригада из города гонит её прочь, но так даже интересней. И здесь читатель предчувствует, что героиня Катя этой следственной группе мигом нос утрет, но автор о Кате на время забывает. И уж кажется, что главная роль в повествовании отведена следователю Грамотину. В первой истории его фамилия упоминается чаще, чем имя главной героини. Это он допрашивает, размышляет и лезет в грязь людских отношений, которые прячутся за доброй сельской атмосферой.
   И народ здесь как-то оказывается не очень:
    "Тупая, что ли? Ну, ты подумай, вот деревенщина! Мымра натуральная. Одета - хуже не придумаешь! Такой серо-синей стеженой дряни, попробуй, добудь где! Музейная фуфаечка. И монолитные сапоги-дерьмодавы. На босу ногу, сто процентов, без капроновых чулков..."
   Без капроновых чулков, в основном, народ. Простецкий, хотя, есть и исключения. Подозреваемых трое: жена убитого Клавдия, её двоюродный брат и образованная ведьма. Эта ведьма в один момент оттесняет на задний план всех героев. Таинственна и хороша, в смысле созданного автором образа. А как при такой ведьме на какую-то там бытовуху скатываться? И скоро переросло бытовое убийство в мистическую историю с колдовским уклоном. Здесь понятно, что ведьма постаралась.
   ""Вот это расследование получилось! Никаких доказательств, только пустые домыслы. При трех подозреваемых - в остатке шиш. Без масла. Дмитрий в убийстве не признался. Клавдия - тоже. Только ведьма заявила о причастности к убийству. Да что - причастности! Призналась".
   Как образованный человек, следователь в колдовство не верил, но и у него были в этом вопросе некоторые сомнения интимного характера. Немного непонятно для чего автор об этой мужской беде сообщил, здорово пошатнув тем самым престиж работника органов. А, ведь, работник неплохой, знает дело, так знает, что после приемчиков его люди начинаются спорить за право называться убийцей. Ведьма, она же Эллада Эммануиловна в споре том одерживает верх... Только следователь оказался выше того, как о нем думалось и уничтожил чистосердечное признание пожилой гражданки, правда, некой кары за содеянное ей пожелал:
   " - Живи с нечистой совестью, если можешь".
   Автору же явно не хотелось, чтобы такая женщина мучилась от нечистот совести своей, и она умерла....
   Катя же находит новую приключенческую ситуацию, на этот раз в городе. Точнее в купе поезда. Еще одно убийство! Здесь-то Катя должна себя проявить, работников органов рядом пока не наблюдается, а вот первый подозреваемый есть. Его Катя вместе с автором читателю на блюдечке преподносят. Вот он, лица испугаешься и днем.
   "Стриженные под ежик волосы треугольным островком вкупе с глубокими складками низкого лба добавляли выразительности и вселили тревогу в сердце Кати: "Ломброзо не ошибается. Это убийца!"
  
   Да еще и мотив при нем.
   " - Смотрите, он самый первый подозреваемый, у него мотив есть - неприязненные отношения".
   Итак, бросает нам наживку. Не знаю, как другие, но я в виновность здоровяка не верю. Так оно и есть. В момент подозреваемый отшутился. И тут же появляется еще один, пока только кандидат в подозреваемые. Мирский. Пренеприятнейшая личность. Посудите сами.
   "Мирский стал похож на жабу еще сильнее, потому что надул щеки, отклонился назад и крикнул проводнику".
   У не его ли автор в главные злодеи готовит? А уж изворотлив, гад! На пожилого проводника дядю Колю баллон покатил, а тот, в свою очередь, Кате попытался преступный ярлычок привесить. Представляете? И вот бразды следственного правления хватает первый подозреваемый, по повадкам и разговору - уголовник чистейшей воды. От такого любой пакости ожидать можно. Лихо автор зигзаг сюжета вычертил! Дальше-то что? А дальше Катю осенило и она тянет одеяло розыскной деятельности на себя.
   ""Начальник поезда не имеет права вести следствие, как же я сразу не сообразила? Тогда зачем Аркадию Назаровичу нужно балаган затевать? Не скрыть ли что хочет? А почему бы и нет? Тогда надо ситуацию раскручивать самой..."".
   И здесь уже мне стало ясно, что начальнику поезда не отвертеться...
   Так оно и вышло.
   Всего я от Кати ожидал, верил, что она в анатомичке пообедает, зайца поймает, куда-нибудь без спросу войдет, но чтоб такое... Короче, едет Катя в деревню ждать ребенка. Что ж, теперьЈ автор, друг мой сердечный детектив? А я только лишь во вкус вошел.
   Катя занимается домашним хозяйством.
   "Корова, куры и свинья с подсвинком требовали немного забот. Огород? Так разве это сложно, пробежаться, собрать, что созрело, выдрать сорняк, что пробился, собрать гусениц и полить грядки?"
   Вот здесь я никак не могу согласится с автором. Если все те виды сельских работ добротно делать, но и не беременный человек с ног свалится. За что же Кате такие мучения выписаны? Нехорошо! Особенно нехорошо в свете решения демографической проблемы...
   Дал автор немного отдохнуть читатели от разных там язв общества и порадоваться вместе с героиней скорому явлению нового человека, вздохнул читатель, потер заслезившийся глаз и тут вообще неожиданный поворот сюжетной линии: Катя уже не хочет быть юристом, а решает стать медицинским работником. События развиваются так, что можно писать сценарий "Питер слезам не верит" и вовсю чувствуется близость положительного героя, какой сделает Катю счастливой. Но средь этого ожидания счастья появляется пятно страшной трагедии. Из-за шалости тридцатилетнего обалдуя, человек становится инвалидом. Я читал и мне никак не хотелось верить в правдоподобность того страшного события, в результате которого оказался покалеченным человек. Мне кажется, что так быть просто не могло! Всё остальное могло, а вот этого нет. Что хотел показать автор, создавая такую ситуацию? Может быть, самопожертвование героини, которая чувствуя вину за своего сына, старательно убеждает себя:
   " "Ты пришел, Суженый...".
   Ей только и остается, убеждать себя. Пусть простит меня автор, но другой причины для создания такой ситуации не вижу.
   Хорошая героиня получилась, может, не нужна ей такая травма?
   Выводы: Повесть понравилась. Но мне она не показалась "чисто детективной". Рассказ о жизни человека получился живой и интересный. Можно поспорить о правдоподобности некоторых ситуаций, но мне не хочется. У всякого свой жизненный опыт, что кажется невероятным мне, для другого это обыденность, а для третьего вера в чудеса. Что еще сказать? Просто скажу, что повесть понравилась.
  
  
  
   (13)
   Странное произведение. Оно как будто собрано искусственно из трех разнородных рассказов или новелл. Заметно, что по уровню мастерства они разнятся. Впечатление такое, что Последняя новелла, сильная и психологически точная, написана раньше, все другие. И доработана потом, рукой более зрелого мастера.
   Вообще, стоит заметить - "Ты пришел" мало похож на классический детектив, это драматическое произведение, в котором детективная линия всего лишь способ показать развитие героини от новеллы к новелле. Собственно детективная история с расследованием всего одна - случай в поезде. Первый рассказ забавен по идее - но посвящен вовсе не главной героине, которая хаотично блуждает внутри текста, временами оставляя несколько строчек о себе. Там показан хороший следователь, который уже столько собак съел на бытовухе, что работает автоматически, верно определяя подозреваемых.
   Ставлю голову на отсечение, что "начитанные знатоки" детективов не поверят в такого героя - они воспитаны на ленивых бельгийцах или тупорылых дипсоманах из русской чернухи разбито-фонарно-уличного разлива. Но мне хорошо знакомы эти негромкие и добросовестные следователи, Матвеи, Василии, Федоры, Егоры... И в рассказе про колдунью мне симпатичны все виновные в причинении смерти - Клавка, Живуха, симпатичен следователь, которому не смогли помочь сыщики и эксперт. Матвей не смог только угадать ухищренный способ, потому и спросил подозреваемую в лоб. И старушка призналась. Прекрасный бы получился детектив, не путайся тут под ногами Катя.
   Дальше стало получше. Расследование убийства в вагоне почти верно с точки зрения читателя, но и здесь герой не Катя. Бывший уголовник наводит порядок и закрытый детектив логично приходит к завершению. Кстати, впечатление такое, что автор знает о работе следователя и сыщиков понаслышке, а вот бытовые детали поражают достоверностью. Всё так, особенно работа на мясокомбинате, хлебозаводе, кондитерской фабрике, куда устроиться непросто, работать тяжело, зато есть возможность экономить на питании и даже чуточку подворовывать. Это сейчас все норовят официантками, поломойками, пицценосцами, а в те времена надо было уметь делать верный выбор.
   С жильем в Питере не все понятно - видимо, отрезано лишнее, чтобы попавть в размер, как и я сам сделал. Понимаю и не придираюсь. Связка о практике будущей следовательницы внезапно переходи в литературно интересную иллюстрацию женского восприятия последствий "залёта" по любви. Понравилось, хотя к конкурсу никакого отношения нет.
   И самая сильная часть повести - новелла о выборе. Катя, красивая зрелая женщина, влюбляется в пациента, которому нанес травму её сын. Прекрасно показан конфликт, где героиня борется с собой, мужает духовно и принимает непростое решение. Очень здорово, что автор дал понять, как непросто придётся героине - ведь Принц, потерявший ногу, вряд ли радостно примет её сына. Значит, ей предстоят новые испытания.
   В одну новеллу автор умудрился впихнуть материал на полноценный любовный роман. И все же я не могу оценить повесть высоко. Этот детектив - неполноценный.
   "В одну повозку впрячь неможно..."
   Но талант - несомненный!
  
  
  
  

  • Комментарии: 8, последний от 06/02/2013.
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 27/01/2013. 82k. Статистика.
  • Статья: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список