Скул: другие произведения.

Ад-9: Рецензия на рассказ "В заливе Кальяри"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

   Скул - Фордевинду. Рецензия
  
   Эта история из числа тех, которым повторное прочтение с вивисекторскими в целях критического разбора вредит. В первый раз - безответственно - она читается влёт, как песня поётся. Вечный наблюдатель в голове отмечает только читательское удовольствие от показываемых картинок и портретов, любопытство домоседа, которому посчастливилось встретиться с бывалым путешественником и замечательным рассказчиком, мимолётные мысли типа "пишет как дышит, наверняка моряк", "вот это влип парень!", "забавный ракурс для сопоставления культур", "опаньки, грекам-то за что? Тоже мне, носители звериного оскала империализма!", всплывающие по ассоциации произведения Моэма, Лондона, Аравинда Адиги, сентенции любимых писателей (чаще, довлатовские - про нищету и богатсво, про хамство, про халтуру - "загадочное, типично советское, неведомое цивилизованному миру явление, при котором низкое качество является железным условием высокого заработка"). Послевкусие остаётся самое приятное: живая, познавательная, необычная, приправленная экзотикой, вдохновенно, мастерски рассказанная история.
   Когда же перечитываешь её с прицелом на анализ, задаваясь всеми положенными вопросами про жанр, язык и стиль, образы героев, идею и тему художественного произведения, всеми этими навязшими в зубах ещё со школы вопросами типа "что хотел сказать автор", начинаются сплошные сомнения и мучения.
   Начинаются прямо с жанра. Что это? Путевая зарисовка? Эссе? Соцреализм? Социальная сатира? Морская байка? Философская притча? Нет, понятно, что ядро, "сердце" истории - противопоставление двух индонезийцев.
   Басо - жизнелюб, удравший от "старой страшной жены" к молодой красотке мулатке и относящийся к своей нелёгкой работе и тяжёлым условиям жизни как к мелкой житейской неприятности, даже как к выигрышу, если сравнивать с "отдыхом" дома. Басо доволен собой и своей клеткой, он сумел устроиться в ней наилучшим образом. Это один полюс.
   Второй - Танту, "ослик Иа-Иа", придавленный грузом ответственности за четверых детей и многочисленных родственников. Его жизнь - тяжкая лямка, он устал, "выгорел", его ничего больше не радует.
   Похоже, что этому контрасту история и посвящена. Во всяком случае, портретам этих персонажей, описанию их жизненных обстоятельств, сценкам с их участием отведено значительное, если не центральное место. А концовка - выверт ироничной судьбы, отправившей жизнелюба к "страшной" жене в наручниках, а перегруженному "ослику" позволившей сорваться с привязи - убеждает в этом окончательно. Линии "встрявшего" главного героя, которому и месяц-то дорабатывать невыносимо, а придётся, возможно, и два, и три, и его конфликта с некомпетентным чифом и Скруджем-капитаном, так и остались незакрытыми. А детективная интрига с исчезновением Танту слишком очевидна, чтобы считаться интригой, и слишком вариативна, чтобы считаться детективом. Вывод ГГ о том, что Танту решил порвать поводок и начать новую жизнь, а от старой семьи откупиться страховыми деньгами, зиждется на шатких и недоказуемых соображениях. Не говоря уже о том, что его перспектива переиграть страховую компанию, видится сомнительной даже мне, человеку от правоведения очень далёкому.
   Мораль: читайте обаятельные морские байки исключительно ради собственного удовольствия, не пытайтесь разъять их, "как труп, чтоб алгеброй гармонию проверить".

  • Комментарии: 1, последний от 02/11/2025.
  • © Copyright Скул
  • Обновлено: 02/11/2025. 3k. Статистика.
  • Статья: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список