Детектив-Клуб: другие произведения.

Рецензии на повесть "Коммуналка"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

Рецензия N 1

  
   1. О чём написано?
  
  
   О коммунальной квартире, где умирают люди. И об отважном молодом человеке, который поступает, как ему велит совесть, и потому не только раскрывает, в некоторой степени, тайны смертей, но и спасает симпатичную девушку от самоубийства путем выпрыгивания из окна. А вот несимпатичную женщину - не спасает.
  
   Кто же он, наш расследователь, как дошёл до жизни такой, что совершенно безвозмездно, то есть - даром, но доводит читателя до финала?
  
   Просто Даниил Оконников, которому позарез нужен тихий угол. Вот он его и снял у супружеской пары, отчего-то удивившись, а не обрадовавшись низкой цене за каморку в коммуналке.
  
   Видимо, моя жизнь сложилась иначе, нежели у автора и героя, потому что низкая арендная плата никогда не вызывала у меня ничего, кроме радости. И плевать я хотел, выгляди она сколь угодно " подозрительно низкой"! Ожидать подвоха? Мне больше делать нечего, да?
  
   Вот почему первая заметка о герое получалась неутешительной для него - этому парню не хватает забот, однако.
  
  
   2. Кто-кто в теремочке живёт?
  
   Старуха Инесса, вязальщица.
  
   Угрюмый, усталый психолог кризисного центра по имени Тамара. За сорок, парню категорически неинтересна.
  
   Девушка с фиолетовыми волосами. Что креативно и привлекательно, по мнению Даниила.
  
   Муж, жена и две девчушки. Шумная семья.
  
   Мать, сын и бабка. Два старших поколения яростно воспитывают младшее.
  
   И две пустующих комнаты.
  
   3. А зачем герою комната в коммуналке?
  
   Дело в том, что герой очень дорожит спокойствием и надомной работой, а подлые родственники, т.е. младший братишка и бабушка постоянно ссорятся и просят их помирить. Даниил и решил сбежать от них. А что? Какие-такие родственные связи? Какая-такая ответственность за воспитание брата? Ерунда всё это, выдумки.
  
   В современном политкорректном мире нет места самопожертвованию ради кровных родственников. Индивидуализм рулит, ведь не напрасно вирус "сэлфи" поразил массы - он квинтэссенция эгоцентропупизма - и "я" должен быть превыше всего. Это только дикие горцы ценят кровные узы.
   Автор, надеюсь, я правильно понял движущие Даниилом мотивы?
  
   4. Заявка на интригу.
  
   Ах, я прав насчёт тяги к спокойствию! Даниил меняет симку, чтобы не общаться с роднёй, как только начинает работать по телефону и обживаться в коммуналке. Он испил чайку с взбалмошной бабкой Инессой, вдрызг разруганной с роднёй и узнал новости, которые объяснили дешевизну. Всего три смерти в прошлом месяце. Старик умер от "сердца", девчонка покончила с собой, возрастная дама скончалась от простуды.
  
   Потом психолог Тамара проводит попытку на сеанс психотерапии, "ковырнув пальцем" свежую рану Даниила. Он, оказывается, парень тонкий и переживает размолвку и бегство от бабушки и брата.
  
   Затем ему приходится выслушать скандал в детной семье, где родители возмущены привычкой девочек подбирать в мусорном баке меховые обрезки. По мнению Даниила, когда он их увидит у бака, симпатичные обрезки очень походят на лапы животного. В лифте одна баба сказала герою, что этот дом не сдался на попытки бизнесмена купить его путём отселения жильцов.
  
   Затем Надя с фиолетовыми волосами просит что-то наладить и сообщает, что какие-то "отношения - дело тонкое", а обычно она общается с мрачной Тамарой-психологом.
  
   Даниил заметил, что с Тамарой общалась и мать непослушных девочек, любительниц меховых полосок.
  
   4. Развитие интриги.
  
   Наутро милиционер допросил Даниила на тему знакомства с сожителями по коммуналке. Оказывается, жена ночью придушила мужа подушкой, за, якобы, приставания к дочерям.
  
   Даниил додумался до идеи, что двор-колодец и мерзкий вид из окон и что-нибудь ещё в атмосфере коммуналки вполне могло вредно влиять на нервы жильцов, вот те четверо и отдали богу душу так удачно, в течение одного месяца.
  
   По доброте душевной он решил было поделиться соображениями с жильцами. но одумался и навестил только старуху Инессу. Это он удачно зашёл! Бабка пояснила, что недавно покойный Кондрат имел занятную фобию - боялся пауков. Ага, тут и мне пришлось понять явный намёк, сделанный дважды. Вероятно, автор хотел показать, как в голове Даниила возникла догадка, что меховые полоски в мусорном баке могли играть роль мохнатого паука и напугать Кондрата до "кондрашки".
  
   Скорость развития событий нарастает. Мать, сын и бабка стремительно съезжают, а на прощание сообщают Даниилу, что у Инессы "крыша едет". Лучи какие-то ей светят. Поговорив с Инессой, герой узнает, что не лучи, а свет, который будет старушку в неурочное время. Ну, явно же - "шифер шуршит" уже!
  
   Да тут ещё и Надя с фиолетовыми волосами решила прыгнуть из окна. Дании проявляет чудеса изворотливости, но спасает её и усыпляет. А сам решает разобраться, был ли виртуальный друг у Нади и самоубивался ли он, вообще?
   Оказалось, что в Омске друга с таким именем нет и самоубийство его - фикция.
  
   Затем герой замечает вспышку в окне напротив и решает проведать Инессу. Не зря его торкнуло - бабке снесло крышу напрочь и она отказывается вылезать из-под стола. Как только психиатрическая скорая и родня увезли очередную жертву коммуналки, герой вовлекает "фиолетовую" Надю в провокацию, затеваемую против Тамары-психолога.
  
  
   Отступление от рецензии и необходимое пояснение.
  
   По примеру "Мира животных" - даю описание недавно открытой и пока ещё недостаточно изученной сущности, то ли реальной, то ли виртуальной:
  
   " Злая птица Обломинго - выродившийся потомок орла, клевавшего печень Прометею. Тот пернатый выполнял приказ богов - наказывал огнедарителя за уже сделанное для людей доброе дело. А гадкий Обломинго по собственной инициативе обламывает авторов или других инициативных творцов прекрасного, доброго, вечного, которые намереваются одарить человеческих род шедевральным произведением..."
  
   Я это к чему?
   Чтобы автор понял: не виноватый я, не призывал я гадкую птицу, она сама прилетела!
  
  
   5. Развязка и финал (этот кусок рецензии надиктован птицей Обломинго).
  
   В фильме "Трактористы" есть милая сценка, где Клима-танкиста проверяют на знание материальной части трактора. Он с честью проходит экзамен и сажает в лужу разгильдяя-проверяльщика:
  
   - Здравствуй, милая моя... А ты и растерялся!
  
   Финал живо напомнил мне ту сценку. Психолог Тамара решила, что она профессионал, но переоценила себя, забыла, что у кабинетного работника "против лома нет приёма".
  
   Используя эффективный уличный приём - грубый наезд, Даниил доводит усталого психолога до нервного срыва. Её можно понять: в комнату врывается новый жилец, с порога обвиняет её, женщину, в доведении нескольких человек до смерти и самоубийства!
  
   И всё это на основе бредовой, ничем не доказанной и вряд ли доказуемой, если бы она была верна, версии! Якобы Тамара выполняла задание неизвестного бизнесмена, заинтересованного в приобретении этого дома!
  
  
  
   Пытаясь защититься от "наезда" и выдворить из комнаты того, кто хуже татарина, Тамара вынимает пистолет, однако, поскольку опыта применения огнестрела против человека у неё нет - роняет оружие, на радость вторженцу.
  
   Пару угрожающих фраз погодя - Тамара впадает в панику. Волнение, наложившееся на усталость, доводит несчастную женщину до смертельной ошибки - она выпрыгивает из окна, надеясь на чудо...
  
   6. Моё абсолютно частное мнение.
  
   Стопроцентно уверен - Обломинговая трактовка финала автору не понравилась.
   А ведь сначала, после первого косого прочтения, я почти согласился с повестью. Но при внимательном изучении текста мне послышался клёкот, который скоро стал невыносимо громок. Естественно, под такой шум работа мозга невозможна!
  
   Чтобы хоть как-то сохранить впечатление от финала, я наскоро отстучал пару абзацев и закрыл файл. Наутро оказалось, что в них записан торжествующий клёкот Обломинго. Попытки изменить подход, навязанный злой птицей, мне не удались.
  
   Попереживал я, не без того. Неприятно же портить автору настроение. Но, по здравому размышлению, разрешил себе мелкую пакость. Да, и мысленно щёлкнул хвостом, по примеру чертёнка номер 13.
  
   И правда, почему бы благородному дону - это я скромно о себе - не согласиться с выродком, с потомком Прометеева мучителя? Да, злой птах позволил себе поизмываться над автором, но ведь в чём-то он прав? Кто так построил повесть, что ни единого доказательства злого умысла со стороны Тамары читателю не предъявлено? Факты где? Вот чего нет, того нет.
  
   Автор на что опирался, подводя героя к финалу? На домыслы Даниила - ими обильно изукрашен текст. Вот Обломинго и обломил ожидания автора...
  
   7. Несколько мыслей в пространство:
  
   Кажется мне, что завить интригу каракулевой шерстинкой - мало. Дать бы Тамаре в параллель ещё подозреваемых. Одного ещё. Скажем, Инессу. Или Надю-мальвину. Ну, того самого бизнесмена - скупщика квартир, хотя бы. Отдельно.
  
   Потом мысленно всех отвергнуть и зацепиться за Тамару, неважно - честолюбие или деньги двигали ею. И уж тогда возвышать героя до уровня Эркюля, которому все всегда во всём признаются, особенно те, кто мнил себя знатоком психологии.
  
   8. Печальный прощальный вздох:
  
   - Жаль. Славно было задумано, малыш. Надеюсь, следующую сказку, следующий сияющий дворец выдумки ты возведёшь на более продуманной, прочной основе.
  
  

Рецензия N2

   Главный герой Данила, работающий консультантом по наладке компьютерной техники, решил пожить отдельно от родственников и снял комнату в центре Петербурга. Цена оказалась подозрительно низкой. Позже он узнает, что в квартире за последнее время умерли трое, в том числе один случай самоубийства, а мужчину с больным сердцем до смерти напугали пауками. Квартиру хотели расселить под мини-отель, но не смогли договориться с жильцами. Таинственные события начинают развиваться стремительно, жена душит отца своих девочек по подозрению в педофилии, съезжают соседи, снимавшие жилье, не дав закончить подростку учебный год в школе по соседству. Пожилую соседку пугают ночными вспышками света, а девушка пытается покончить жизнь самоубийством из-за сообщения о смерти виртуального возлюбленного. Есть одна закономерность: те, кто снимает жилье - пугаются и бегут, а владельцы трагически гибнут под влиянием кошмарных внушений. Все очень загадочно. Данила проанализировал случившиеся события, предположил, что воду мутит психолог Тамара, попытался прижать ее, но психолог, та еще штучка, вытащила пистолет, а после неудавшейся попытки убийства, под тяжестью содеянного выбросилась из окна. Тамара работала на бизнесмена, предполагавшего открыть в квартире гостиничные номера, да и вообще, крыша у нее сильно съехала.
   Композиция мне показалась вполне стройной, события перемешиваются вставками работы Данилы, как удаленного оператора, это несколько раздвигает временной диапазон, что совсем не лишнее. Каждый случай рассказывается с интригующими деталями, мохнатые меховые лапки паука, переписка застенчивого виртуала и его предполагаемое самоубийство, вспышки за окном, насчет вспышек я не поняла, как это было устроено.
   Что здесь смущает, может ли психолог проделывать подобные штучки? Это вопрос не риторический. Просто, в моем понимании психолог - скорее аналитик, опирающийся на логику и здравый смысл, а всякие манипуляции скорее инструмент гипнотизера. Впрочем, это не суть важно, у Тамары могли быть гипнотические способности, позволяющие ей делать людям гадости. Но вот, что мне не понравилось, так это наличие у нее пистолета. Ну, зачем.... По-моему, это перебор.
   Интрига рассказа достаточно предсказуема, элемента неожиданности развязки я не почувствовала. Нужна квартира под хостел - выживаются жильцы. Вопрос только в том, кто это все проделывает. Мне казались подозрительными Инесса Михайловна, достаточно авторитарная женщина, и Тамара. Я так поняла, что Инесса Михайловна квартиру снимала, значит, могла быть засланным казачком. Зато Тамара постоянно крутилась вокруг будущих жертв, по-соседски совалась в их дела.
   Второе. Заказывать психологу освобождение квартиры от жильцов всеми возможными средствами, вплоть до убийства - плохая идея. Ведь даже если она перебьет всех жильцов, не факт, что не окажется наследников, наверняка окажутся и могут быть еще более несгороворчивыми. И что? Возможно, бизнесмен просто хотел их попугать, чтобы сбавить цену, а она вошла во вкус? Она же сказала, Даниле, что не в этом дело. Дамочка явно неадекватна, что подтверждается ее самоубийством, когда ее разоблачил, в общем-то, мальчишка. Она не стала пробовать на нем свои чары, погрозила невесть откуда взявшимся пистолетом, когда же он не испугался, выбросилась в окно. А ведь доказательств у него никаких не было.
   Надо отметить, что задействованные жильцы коммуналки, хорошо прописаны, кратко, но образно, в основном через диалоги, интерьер и уклад коммунальной квартиры тоже живописен, картина вполне смотрится. Вообще рассказ хороший, читается с увлечением, из недостатков я бы отметила тот же пистолет, мне кажется, его появление диссонансом в достаточно логичном изложении событий и вызывает недоумение.
  

Рецензия N3

   Питер. Мистический город. Никогда там не был, мне трудно его понять, я -- человек совсем других широт. И все-таки жаль, что мне не дано заболеть Питером. В "Коммуналке", несомненно, чувствуется дыхание старых железных крыш и дворов-колодцев, но дыхание это остается где-то далеко-далеко на заднем плане. Наверное, с точки зрения коренного жителя культурной столицы, привычного к собственной повседневности, так и должно быть.
   А чего ждал я, невежественный турист и праздный зевака?
   Мне, читателю жадному до внешних, характерным образом окрашенных атрибутов, хотелось бы разглядеть в тексте повести не географические или какие-то там культурологические фишки, нет, что-то другое. Наверное, в "Коммуналке" мне не хватило этой самой мистики, не хватило тумана, круглосуточных дождливых сумерек и авитаминоза мартовской безысходности.
   Вместо этого автор предпочитает придерживаться сугубо материалистических взглядов и обильно снабжает читателя бытовым фактическим материалом. По идее вся масса обстоятельств коммунального бытия должна работать на создание напряженности (в тех самых материалистических рамках, разумеется). Загадочные и не очень явления множатся. Чему-то позднее герой находит объяснения, что-то так и остается скрытым от него и от читателя (я лично зациклился на этих кусочках меха с помойки и надеялся, что их-то герой каким-то непостижимым образом подошьет к делу о нехорошей квартирке). На интуитивном уровне очевидно, что нити ведут в комнату мозгоправа Тамары, хотя никаких прямых к тому указаний/улик нет. Их до последней минуты нет ни у полиции, ни у сыщика-любителя. Кстати, для технически грамотного ГГ автор мог бы организовать возможность заполучить такие улики. Консультант Оконников мог бы пробить IP-адрес компа Тамары, общавшейся под чужой личиной с фиолетововолосой соседкой. Как-то так, например. Это первое, что приходит в голову. Да пожалуй, было бы даже лучше всемогущему автору спрятать в кусты чудовищный, огромный рояль, чем вот так, без подготовки, отправлять своего героя в финале брать на понт профессионального психолога. А на этюд с пистолетом я уж не рассчитывал никак. Ожидаемым ответом Тамары была бы сакральная для тех, кто застал времена видеосалонов, фраза: "Какие ваши доказательства?" Таковы мои основные критические замечания в рамка того самого пресловутого голого и циничного материализма.
  
   Но, вообще, когда речь заходит о Петербурге, мне сразу вспоминается... конечно, Федор Михайлович Достоевский, и во многом мотивы преступлений Тамары перекликаются со знаменитым "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Не находите? Если предполагать именно такую параллель, то выглядит интересным привычный для детективного произведения ракурс -- со стороны следователя. Интересен ракурс тем, что с другой стороны герою противостоит самый настоящий Раскольников в образе матерого сотрудника кризисного центра. Круто! Однако, то ли автор недооценил такой возможности замахнуться на сюжет великого классика, то ли из-за обилия сюжетообразующей информации, выливаемой на читателя, тому же автору не хватило междуфактического пространства для создания настроения. Жаль.
   В этом ключе сам финал с прыжком Тамары из окна более чем уместен. Тогда логичной смотрится и попытка продемонстрировать читателю закономерный крах идеи преступника. Опять же ценно, что в этом случае у мадам Раскольниковой имеется железная мотивация для своих злодейств. Гораздо более железная, чем тот якобы предложенный ей рублевый гонорар. Тут я вынужден вернуться к предыдущему своему абзацу и снова вздохнуть: "Жаль". Когда бы меня исподволь подвели к некому душевному разлому, к внутреннему конфликту, то возможно... Не могу изображать из себя другого классика и восклицать: "Не верю!" Чему не верить? Я совсем ничего не знаю об "усталой женщине лет сорока по имени Тамара".
   Наряду со всеми моими вздохами и упреками, и не забывая о них, хочу, однако, заметить, что повесть мне скорее понравилась, чем наоборот... Нет, не так. Просто понравилась. Да! В целом "Коммуналка" по многим пунктам уверенно получает зачет. Персонажи объемные, динамика присутствует, композиция грамотная. То, что доказательная база хромает на обе ноги, так сейчас это общая печальная тенденция на конкурсах ДК, что говорить, автор настоящей рецензии тоже зачастую повинен в подобном. Что же касается остального, то есть главного -- конфликта и идейной разности потенциалов, то по меньшей мере мой взгляд не может считаться честным, ибо классики неминуемо выигрывают у современников.
   Вывод: раскладывать по чашам весов достоинства и недостатки -- занятие неблагородное и неблагодарное. Читать представленную повесть было интересно, и замечательна она не тем, что "крепкая" или там "захватывающая", а тем, что как-то сама собою напросилась на сравнение с великим произведением. Согласитесь, уже одно только это -- совсем немало.
  

Рецензия N4

  
   Привет, всем! Меня кличут Конь в пальто, и мы начинаем жестоко придираться к работе. Да простит меня автор.
   Знаю, писАть - тяжело, а творить шедевр, который заденет душу каждого, - почти невозможно. Поэтому я постараюсь быть "нежным" конем. Но не обещаю, что так и будет.
   Итак, поехали, друзья.
   1. Сюжет: молодой парень 26 лет от роду Даниил Оконников ссорится с родными и решает съехать, дабы найти покой и умиротворение вдали от близких. И какая радость - комната в коммуналке дешево сдается! Переговорив с соседями, он решает - надо брать.
   Тут я - старая коняга, пожившая черт знает сколько лет, - вспоминаю песню группы "Дюна" под названием "Коммунальная квартира" - "это коммунаааллльннннаааяяя ссстттррааанннаа..." Эх, были же душевные песни... (*вытер копытом покатившуюся слезинку ностальгии).
   Его соседями стали: пенсионерка Инесса Михайловна (дама, можно сказать, с приветом в голове), семейство из четырех человек (жена, отец и две малые дочурки), "мрачный" психолог Тамара, молодка с фиолетовыми волосами, семья из трех человек - бабушка, мама и сын-подросток. И кажись - все. Короче, дальше он обживается, помогает клиентам с их компьютерными проблемами, знакомится ближе с некоторыми соседями. По ходу видит семейные скандалы, ссоры и так далее. И случайно узнает, что "его" коммуналку хотели превратить в гостиницу, но не срослось что-то. Это его настораживает, но несильно. В один из дней происходит убийство соседа Дани. Умершим оказывается отец семейства, которого отправила на тот свет "любящая" жена, посчитав угрозой для дочек. "Высокие... высокие отношения". Это уже стало подозрительным, а с учетом, что и до этого здесь погибали люди, - вдвойне. Поэтому наш "сыщик" берется за дело. Он обнаруживает, смерть тех людей неслучайна. Им кто-то помог уйти пораньше. Вдобавок, Инессу Михайловну кто-то терроризировал светом, а бедная влюбленная с фиолетовыми волосами вообще пыталась самоубиться, выпрыгнув из окна. Но не бойтесь. Наш "защитник" вступил в игру вовремя. Методом исключения он вычислил, что убийца - психолог. Впрочем, никаких доказательств у него не было. Лишь слова оной. Та, не выдержав (мук сердечных?), не стала кончать с парнем и решила отправиться на вечный покой самой. КОНЕЦ! А кто слушал - молодец.
   Дальше пойдем по списку требований.
   - Соответствие требованиям жанра. В принципе загадочное происшествие имело место быть. "Детектив" с ним справился - установил виновницу всего. Повторюсь, только благодаря ее показаниям. Но размышления о причинах и следствиях были. Нас четко и плавно вели к концу.
   - Оригинальность. Убийство в коммуналке, где подозреваемые - все соседи, не ново.
   - Достоверность. А почему бы и нет? В жизни и не такое встречается. Правда, бизнесмены "слегка" обнаглели. Нет бы, предложить больше денег жильцам. Так нет же, лучше всех тихо-мирно убить. Заказал всех маньячному психологу и жди результатов его трудов. Только вот непонятно. Ну, сделает она это. Так дальше прибудет новый поток жертв (родственники, друзья и др.). И что? Все сначала? Так подозрительно станет, что одна психолог выживает. (Мне точно стало бы). Еще: обычно таким "крутым" людям нужен быстрый результат. Это я намекаю, что "мочить" таким образом, - затратно по времени. Можно найти и другую уже квартиру для гостиничных нужд. Проще запустить туда каких-нибудь слизней, мышей или потравить, например, плесенью или еще чем. Так люди бы бежали бы вприпрыжку за "коммерсом", чтобы он только выкупил у них эти комнаты. Тут к делу надо подходить с умом, а не вешать на себя тяжкий грех "мокрухи".
   - Логичность. Ну, с большой натяжкой можно сказать - присутствует здесь. О своих претензиях чуть выше изложено.
   - Наличие или отсутствие незаконченных, "провисающих" линий, неувязанных концов. Все закончено. Все отыграли свои роли и разошлись по домам. Спектакль окончен. Ну-с, почти все. Убиенным не престало шастать по земле. Только вот, как Даниил объяснит еще одну смерть полиции? Сделает вид, что не знал и спал все время? Больно уж подозрительно. А, в общем, не важно.
   2. Композиция. Неплохо написано, как будто сценарий читаешь. Четко и выверено: что увидел, что услышал, как герои отреагировали...
   Скачкообразности хронологии не наблюдалось. Все шло прямо - к логическому завершению повести. Читалось легко и быстро. Что нужно показано.
   3. Язык. Повторюсь, как изложен и показан рассказ, мне понравилось. Сильно заумных речей не наблюдалось (мне, как коняге малограмотной, - по нраву такой стиль).
   4. Психологическая достоверность. Вот тут хочу остановиться подробнее на каждом. Есть у меня некие претензии к раскрытию персонажей и их мотивации поведения.
   Начнем-с, с Инессы Михайловны. Странный она, если честно, человек. Обычно к ее возрасту все задумываются о "грешках" молодых. Начинают тяготеть к бессмертному, религии то есть. Сколько таких было уже. По молодости - рьяные коммунистки, не верующие ни в бога, ни в черта, а к закату жизни - обивающие порог церквей страждущие. И неустанно учащие всех прихожан, как свечку держать, да как молиться правильно. И попробуй только не так "обряд" совершить - вмиг палкой по голове "огреют". А тут что? Все с точностью до наоборот. Родную внучку послала преждевременно на небеса! Вернее, пожелала смерти за крестик православный. Итить- колотить. За что была сослана с семейного гнезда в коммуналку. Мягко. Нужно было профилактическую беседу у психиатра провести. Маразм так близко. Ближе, чем зима у Мартина. И этот человек с советским образованием прятался от световых лучей врагов под столом. Еще шапочку из фольги для канонического образа не хватило, и картина "На пути к дурдому" была бы готова.
   Девчушка с фиолетовыми волосами. Кажется, ее звали Надя. Тут вообще полный набор подросткового инфантилизма. Она сидела дома и общалась с каким-то парнем через соц. сети. Но не спросила ни фото, ни адреса, ни чего стоящего - словом. И он однажды не вышел на связь (вроде из-за ссоры), и его мама написала ей, что он умер, выпрыгнув из окна. Что сделает здравомыслящий взрослый человек? Во-первых, не будет общаться так тесно и долго с человеком, который не хочет с тобой даже увидеться, например, в том же "Скайпе". Понимаю, стесняшки и все такое. Но сколько там - по ту сторону экрана - ненормальных, больных на всю голову, троллей и т.д.? Во-вторых, следовало бы проверить всю информацию о "друге". В-третьих, почему бы не узнать для начала: а было ли вообще самоубийство? Нет, лучше сразу пойти и покончить с собой. Не думая, вообще ни о чем.
   "Ах, он же из-за меня так поступил. Значит, и мне пора сказать: "Бай-бай, планета Земля!"
   Убийца мужа своего. Тут вообще полный "ахтунг", как говорится. У тебя две прекрасные дочери, муж-добытчик. Живи и радуйся. Так нет же! Нужно искать "приключений", ссор и скандалов то есть. Начать ругать девочек из-за пустяков (мусора, который впоследствии наведет на мысль о запланированных убийствах). Испортить тем самым всем настроение. Не люблю таких истеричек. Потом пойти жаловаться на благоверного доморощенному психологу, чтобы вопли слышали все. Начитаться каких-то дурацких статей, и, в конце концов, зарезать ножом мужа из-за подозрений в посягательстве в сексуальном плане над дочками.
   "Остановите планету, я здесь сойду".
   Боже, мужик, да тебе бежать надо было от такой жены. Лучше быстро и прямо сейчас. Но, увы и ах. Не судьба. Не твой день, как говорится. Бедняжка, умереть, так и не поняв, за что.
   В общем, таким вот "дамочкам" лучше раньше выходить на работу, ну либо читать классику и смотреть познавательное и интеллектуальное кино. А детей - в детский сад. Короче, бытовуха убивает в прямом смысле.
   "Страшный" психолог. Я вот не пойму: то ли она - "злой гений", умело манипулирующая людьми, то ли - конкретно чокнутая.
   Психология - наука сложная, но чертовски увлекательная. Правда, начитавшись книжек, профи не станешь. Тут дело в практике и постоянном самообучении. Обычно на эту специальность люди идут учиться не от мира сего, дабы познать самого себя. Возможно, конечно, что она хотела узнать свои "грани" допустимого, поэтому и согласилась на спорное предложение бизнесмена. Возможно, все дело в гонораре. Хотя, по идеи, деньги должны были у нее водиться. Ведь Тамара же столько работала. А, если начала бы вести частную практику, то зарабатывать могла бы неплохо. На хлеб с маслом всегда хватило бы. А, что нужно еще одинокой женщине? А возможен и третий вариант - она писала докторскую диссертацию, например, на тему: "Способы манипулирования психическим сознанием человека". Вот это по-нашему. Да, скажем так методы исследования слегка спорные, но зато какой вклад в отечественную науку! Жаль, что работа не будет опубликована, да и закончена тоже.
   Это я намекаю, что таким вот образом, можно было вывести преступницу на чистую воду. А не банальным: "Да, это сделала я".
   Догадаться, что с ней что-то не так, можно после первых "консультаций". Слишком жестко и взрывно. Хотя не спорю, такие методы есть. Но обычно посторонним людям, с которыми ты только что начала вести диалог, так не говорят. Подозрительно, понимаете. Дальше: кухонные "беседы" с будущей убийцей мужа своего как бы "мягко" говорят читателю: "Стоп, одумайся. Тут вообще что-то не так".
   Не совсем понятны мотивы ее самоубийства. Доказательств, по сути, нет. Лишь слова. Денег она так и не получит за грязную работенку. Неужели, совесть проснулась? Вряд ли после стольких "делишек" внезапно она прониклась и поняла, насколько виновата. По логике вещей Тамара должна была застрелить Даниила. Хотя, может, побоялась своими собственными руками? Это ж тебе не психологическое давление. Но того старикашку, боящегося пауков, убила женщина не манипулированием.
   Единственное объяснение - она чокнулась и уже не ведала, что творила.
   В общем, это мои - коняшкины размышления о сей особе.
   Даниил. Тут придраться не к чему. Адекватный молодой человек, которого насторожила странная и частая гибель людей в коммунальной квартире. Расследование провел, виновную нашел, невинных людей спас. Молодец. Держи конфетку.
   Единственная адекватная семья - та, которая уехала после происшествия. Сказать особо о них нечего. Были и были, где-то на фоне. Вели себя типично для простой семьи.
   5. Качество загадки. Ну, скажем так - пойдет. Не оригинально или захватывающе, где-то на среднем уровне. Читать быстрее немножко заставляла. Но мне, Коню в пальто, было уже все понятно где-то после первых речей психолога, что будет дальше и как примерно закончится. Ставки были сделаны на черное. Оно и выпало... Эх, лучше мне в рулетку так везло.
   6. Качество расследования. Тут я скажу, что расследование велось не профессионалом, а начинающим сыщиком. Поэтому, учитывая эти факты, проделано оно было приемлемо. Стопроцентных улик не нашлось - за решетку вряд ли бы посадили. Но наказание все же пришло. Пусть и от самой себя.
   7. Игра с читателем. Прости, автор. Но поиграть со мной у тебя не вышло. А почему - читай выше, так как не раз обговорено.
   8. Общее впечатление от повести.
   Коню в пальто, мне то есть, понравилась сдержанная, но выверенная манера письма. Это, как фильм или постановку посмотреть. Герои получились живыми. В принципе, таких "кадров" встретить на нашей необъятной Родине можно.
   Если бы добавить больше персонажей, раскрыть их, доработать с мотивом убийств (сделать более оригинальным, что ли), придумать весомые доказательства, нестандартные ситуации, то мог бы получиться отличный и запутанный детектив. А можно ничего не менять, дабы в следующий раз помнить, где ошибся и как лучше написать следующую книгу. Для сравнения в будущем тоже неплохо оставить. Можно тешить свое потом самолюбие. Было и как стало.
   Ну, и без этого вполне читабельно получилось. Не шедевр, конечно. Но зато есть к чему стремиться.
   В итоге, это моя сумбурная критика на повесть "Коммуналка". Прошу автора не принимать все близко к сердцу. Понимаю, что своя работа - самая гениальная вещь на свете, но кто-то должен возвращать с небес на землю.
  
   Конь в пальто уходит, но обещает вскоре вернуться вновь.
  

Рецензия N5

   Впервые с детективной повестью, действие которой разворачивалось в коммуналке, автору рецензии довелось познакомиться на излете перестройки. Ни имя автора, ни название в памяти не остались, зато место действия было оценено по заслугам: ведь коммунальная квартира -- естественный вариант той закрытой территории, на которой любила разворачивать интригу сама королева жанра Агата Кристи. Так что первый плюс автору "Коммуналки" был поставлен авансом еще до начала чтения.
  
   Сюжет повести отличается приятной традиционностью (то есть штампы не раздражают, а воспринимаются как нечто закономерное, органичное). Молодой человек по имени  Даниил Оконников  снимает комнату в коммуналке, прельщенный низкой ценой. Как водится, с самого начала он чувствует, что с квартирой что-то не так. Если бы мы имели мистический триллер, то ночью рассохшиеся половицы затрещали бы под торопливыми шагами голодного Дракулы. А поскольку у нас реалистический детектив, то вскоре выясняется, что "за последний месяц - чуть больше месяца - в нашей квартире умерли три человека". И хотя причины смерти выглядят естественно (даже самоубийство девочки-подростка), опытный читатель понимает: скоро в мартирологе добавится новое имя.
  
   Меж тем Оконников понемногу знакомится с обитателями коммуналки: ну очень занятой психологиней, ну очень нервной матерью семейства и юной девушкой с ну очень сложной личной жизнью. Ночью нервная мать семейства убивает своего мужа, и до юноши доходит: что-то здесь не то. "...возможно ли такое в принципе - четыре смерти подряд в одном и том же месте? Может ли такое быть просто совпадением?"
  
   "Нет! - вопит читатель. - Это не совпадение! Кто-то хочет завладеть коммуналкой, и потому устраняет одного за другим жильцов!" Вскоре до той же мысли доходит и Даниил, и расследование наконец-то начинается. Выясняется, что старичку-арахнофобу подбросили искусственного паука, которого он принял за натурального и помер от испуга, девушку с виртуальной личной жизнью чуть не довели до самоубийства, обвинив в доведении до самоубийства несуществующего виртуального возлюбленного, а нервную старушку свели с ума таинственными лучами. Методом исключения становится ясно, что это мог сделать только один человек - таинственная психологиня. Она обладала достаточным знанием человеческой психики, она постоянно находилась в коммуналке, она одержима жаждой власти над себе подобными. ("А что же главное? Эксперимент на людях? Вы хотели проверить, можно ли убить человека психологическими методами? И, наверное, думали, что всесильны, что можете любого...") Вообще образ мог получиться очень интересным, но, как и все образы, он скорее прописан пунктиром, чем детально прорисован.
  
   В финале главная - и единственная злодейка - сознается в содеянном и выбрасывается из окна, даруя читателю приятное ощущение покаранного злодейства. Это приятное чувство оставляет и вся повесть в целом: не шедевр, не ново, но читабельно, и, если не считать несколько затянутой экспозиции, вполне динамично, словом, на крепкую "четверку".

  • Комментарии: 1, последний от 01/12/2016.
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 28/11/2016. 36k. Статистика.
  • Статья: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список