Сд-14: Рецензии на повесть "Сыщица"
Журнал "Самиздат":
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Рецензия 1
Тем, кто следит за конкурсами Детектив-Клуба повесть "Сыщица", без сомнения, покажется знакомой. В повести переплетены сюжеты двух рассказов (не скажу какого автора:)). Сочетание этих двух историй мне показалось весьма удачным, ведь автор рисует картину излома истории - начало двадцатого века. Вот, словно в волшебном фонаре, перед нами раскрашенные кадры счастливой довоенной жизни, когда самым страшным потрясением был вскрытый Капитоновский сейф, и тут же черно-белая хроника, лето 1916 года - фигурки людей в дерганном ритме бегут по полю под разрывами шрапнели, беззвучно стреляют, падают, умирают. Великая война. В повести упомянуто летнее наступление. Напомню, это, на минуточку, тот самый "Брусиловский прорыв", в котором Императорская Российская армия потеряла значительно больше полумиллиона человек, и это то самое наступление, после которого началась нескончаемая, изматывающая окопная война, приведшая к крушению трех империй.
Оба сюжета объединены одними героями, однако заметно как время изменило молодых людей. В госпитальном поезде уже никто не вспоминает кажущегося забавным Черлока Гольмца. Стихи? Да. Но даже стихи звучат как грустное напоминание о прошедшем времени и далеком родном доме.
Главная героиня повести Соня Верникова уже три месяца служит сестрой милосердия в санитарном поезде. Тяжелая работа, бесконечная череда боли и страданий, горестные мысли о бессмысленной жестокости войны заслоняют прошлую безмятежную жизнь, но вдруг молодой прапорщик на носилках напоминает ей брата Сережу и все то, что уже никогда не вернется. И когда прапорщик, пошедший было на поправку, вдруг умирает, Соня переживает эту смерть особенно остро. Детская привычка искать опору не в эмоциях, а в разуме и логике, воспитанная отцом, не дает ей просто оплакать одну из многих потерянных жизней и списать на общую неразбериху войны и не всесилие медицины странности именно этой смерти. И Соня упрямо ведет свое расследование, хотя ей приходится столкнуться и с упреком старшего врача Кустовского за то, что во время ее дежурства на посту оказалась другая сестра, и с раздражением Зои, и с прямым отпором ефрейтора Мальцева. Но как же это трудно! Передать это состояние героини автору удалось очень хорошо, поэтому читатель понимает то, что Соня доверилась внезапно встреченному в санитарном эшелоне Алексу. То, что в прошлой жизни Алекс оказался дерзким преступником, отступает перед тем, что когда-то его сноровка на заглохшем катере спасла Сережу. И если сейчас Алекс не может уже спасти похожего на Сережу прапорщика Чарницкого, то разобраться в странных обстоятельствах его смерти этот посланец из прошлой жизни обязательно поможет. И такой прием автора тоже очень хорош. Когда в деле появляется ясность, Алекс вновь исчезает, оставляя читателю надежду на продолжение его истории в новых произведениях автора. А Соня остается в своей новой жизни, где поддержка нужна не только несчастным раненым, но и спасающему их доктору Кустовскому, где каждый сможет выстоять только пока стоит общий строй.
Рецензия 2
Рецензия на повесть "Сыщица"
Первая мировая война. Санитарный поезд перевозит раненых от линии фронта в тыл. В поезде умирает прапорщик. Сестра милосердия подозревает, что умер он не своей смертью. Начинается расследование. Ещё воспоминания о мирной жизни - там тоже расследование.
Написано красиво и умело. Только слегка смущают мелочи, которые, хотя и не бросаются сразу в глаза, но кое-где таятся. Вначале мы узнаём, что вагон с тяжелоранеными переполнен, но главный врач ставит двух сестёр милосердия попеременно дежурить "в первые часы после операции" только около одного раненного, а остальные ТЯЖЕЛОРАНЕННЫЕ в это время не требуют заботы? И почему не видно в вагоне для тяжелораненых - ни младших врачей, ни фельдшеров, ни санитаров, ни других сестёр милосердия? Почему? Очень важный вопрос, если бы весь этот персонал был и исполнял он свои обязанности, то ни при каком раскладе убийца (кстати сказать, с одной здоровой рукой) среди бела дня не смог бы сделать смертельную инъекцию жертве.
Потом сестра милосердия думает - чем бы ей "заняться полезным"? Поезд переполнен раненными, многие тяжёлые, а у сестры есть время размышлять - чем бы ей ещё себя занять полезным? Почему такие мысли? Она не знает своих обязанностей или этих обязанностей слишком мало. Когда прапорщику стало очень плохо, сестра Зоя бежит не за дежурным врачом, не за фельдшером, а за сестрой Соней. Ещё только вечер, а в вагоне для тяжело раненных нет ни единой души из персонала, кроме одной сестры милосердия. Почему?
И зачем в вагоне для раненных купе со склянками лекарств, если в составе целый вагон аптека?
Впрочем, всё это мелочи. Главное здесь - детектив. Главная детективная загадка - кто убил прапорщика? Чтобы это выяснить, надо понять мотив. В первую очередь напрашивается мотив корыстный, недаром же упомянуто золото. Есть и подозреваемый ефрейтор, но ему убивать как-то не с руки. Зачем убивать, если утром развезут их с прапорщиком по разным госпиталям? Этот кандидат в преступники отпадает сразу. Второй вероятный мотив - ревность. Раненный в беспамятстве постоянно твердит о какой-то Надюше. Здесь кандидат в преступники - поручик, но у него больная рука, и сделать смертельную инъекцию ему вряд ли по силам. Это кандидат тоже отпадает. Тогда остаётся - старший врач. Он узнал в раненном счастливого соперника, который увёл от него Надюшу и отомстил. Тут и обращение на вы как раз в тему. Так думал я, а потому версия о том, что поручик испугался за свою офицерскую честь - стала для меня при первом же прочтении совершенно неожиданной и невероятной.
Расследование Сони два года назад - тоже интересное. Напомнило оно дела Шерлока Холмса о союзе рыжих и установлении личности. Там тоже копали и изменяли внешность. И там тоже не совсем понятно - куда преступники девали грунт с камнями, которого при подготовке подкопа было достаточно приличное количество? Может, вопрос и не совсем умный, но понять хочется. Грунт с камнями из подкопа - это же улика. Почему автор о ней умолчал?
На чём здесь попался преступник? Быстро отремонтировал мотор, хотя убеждал всех, что в технике профан. Интересовался у Маши насчёт драгоценностей в магазине. Моргал и щурился. Записка - почерк. Ещё заказал в мастерской детали для горелки. Закономерный вопрос: почему преступники не могли воспользоваться стандартной горелкой, выпуск которых был освоен в России уже в 1911 году, ведь сам по себе резак резать не будет ему для этого нужен кислород и ацетилен. А где их взять? Только там, где при помощи газа режут металлы. Где есть газ, там есть и резак, так для чего же изобретать велосипед и оставлять лишнюю улику полиции?
Можно ли по этой информации вычислить преступника? Наверное, да... Однако, человек технически грамотный, с огромной долей вероятности знал, что работать с горелкой надо в затемнённых очках. Он тщательно готовится преступлению, рассчитывает каждый шаг, а об элементарных правилах безопасности забывает. Правдоподобно это? Мне кажется - не совсем. Да и глаза от газовой горелки поболят (если вообще поболят) максимум сутки, а тут прошло несколько дней, а он всё моргает. На мой взгляд - спорная улика. Главная улика почерк, но что-то должно было связать художника с вдовой, чтоб читатель эту связь непременно заметил. Для того, чтобы пазл сложился, чтобы появилась причина идти сверять почерки - чего-то не хватает.
Повесть понравилась. Вопросы о правдоподобности, это только с моей колокольни. Настаивать, что я в своих замечаниях всегда прав - не буду, потому как не уверен.
Рецензия 3
Я помню жуткий
Снежный день.
Его я видел мутным взглядом.
Железная витала тень
"Над омраченным Петроградом".
Повесть "Сыщица" является редким и очень интересным образцом литературы детективного жанра о Первой мировой войне. Главная героиня расследует два преступления, совершённые в разное время. Одно расследование приходится на лето 1914 года накануне войны. Второе расследование происходит в санитарном поезде летом 1916 года. Оба расследования проводит сыщица-любитель София Верникова.
Сюжет произведения очень интересен. Повесть написана автором с использованием разнообразных литературных приёмов и средств художественной выразительности. Красивый стиль и язык произведения позволяют читателю полностью погружаться в атмосферу эпохи. Отрывки из произведений С. Есенина привносят в достаточно мрачную военную картину нотки лирики.
Главная героиня во время своего первого расследования является светской барышней, а во время второго сестрой милосердия на санитарном поезде. Второй герой накануне войны является преступником, а в 1916 году помогает Софье совершить расследование. Образ главной героини хорошо описан и разработан автором. Перед нами высокообразованная и умная женщина, которая хорошо понимает мотивы поступков других людей. Софья также является сильной личностью и обладает повышенным чувством долга.
Хуже разработан образ второго героя. Из повести не ясны мотивы поступков господина Алекса или псевдоалекса. Если это обычный преступник аферист, то непонятно его желание после ограбления магазина идти в гости к присяжному поверенному, где вдобавок ещё находится полицейский. Стандартный преступник после ограбления магазина уехал бы подальше от Москвы.
Если это авантюрист, то нераскрыта причина его присутствия на санитарном поезде. Поезд с раненными - не самое привлекательное место для авантюристов, если нет дополнительных причин. Эти дополнительные причины не указаны в тексте произведения.
Третий вариант - перед нами революционер. Однако в тексте произведения я не заметил намёков на это. Наоборот, Алекс высказывается скорее в духе правых взглядов: "В двадцатом веке люди дерутся за кусок мяса и сухую теплую пещеру точно так же, как и их далекие предки". Нет никакого желания путём революции прекратить все войны на Земле.
Четвёртый вариант: Алекс влюбляется в человека, который посадил его в тюрьму, очень фантастичен для сильной личности. Возможно образ второго героя будет раскрыт в дальнейшем, поскольку повесть имеет подзаголовок "Книга первая".
Любопытен также момент встречи Софьи и Алекса. Они очень быстро объединяются в одну команду и начинают расследовать убийство Чарнецкого. Это, на мой взгляд, требует дополнительных разъяснений. Мотив Софьи понятен: повышенное чувство долга. Мотив Алекса либо псевдоалекса до конца не раскрыт.
В итоге, можно сказать, что повесть по своей задумке имеет все шансы стать одним из лучших образцов детективного жанра. Но нужны дополнительные разъяснения поступков и мотивов второго главного героя. Однако произведение является очень интересным и захватывает читателя, что является несомненным плюсом повести.
Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.