Детектив-Клуб: другие произведения.

Рецензии на повесть "Strangers in the night"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:
  Рецензия 1.
  
  Что делать, когда художественная составляющая детектива оказывается более сильной, чем собственно детективная линия? Как быть, если читатель погружается в атмосферу повествования с головой, охваченный лирическим волнением? Подобные вопросы вместо вступления к рецензии на "Strangers in the night" отнюдь не случайны. Этот снегопад в Сочельник, эти пустынные улицы, свет фонарей и настойчиво звучащий мотив, это одиночество в Сети и леденящее ощущение страха - это прекрасно, черт возьми, и приходится совершать над собой форменное насилие, чтобы перейти к хладнокровному анализу.
  Главные герои повести - весьма современные молодые люди: они больше живут в виртуальном, чем в реальном пространстве. Герой вообще месяцами не выходит из квартиры, и даже онлайн-общение у него свелось к минимуму. Но самый законченный интроверт не может совсем без людей, и у героя есть две отдушины. Первая - виртуальная собеседница по имени Алиса. Алиса - айтишница широкого профиля, подрабатывающая на бирже фриланса. (Эта биржа поначалу несколько смущает, поскольку Алиса работает в крупной компании и загружена там, что называется, по уши - зачем же ей еще и на бирже халтурить? Затем выясняется, что девушка зарабатывает так мало, что ей едва хватает на аренду квартиры.) Вторая - безликая девушка-соседка из соседнего дома. С первой он общается, за второй подглядывает - этакий стимулирующий творчество облегченный вуайеризм. Как водится, соседка и Алиса окажутся одним и тем же лицом, которое попадает в беду (не самый свежий, но беспроигрышный сюжетный ход).
  Главный герой, влекомый смутным предчувствием, решается наконец посетить соседку - загадочный объект его смутных желаний, но опаздывает: квартира пуста. Он понимает, что что-то пошло не так: соседка не могла просто так взять и уйти, она где-то рядом. На странное исчезновение намекают пуховик в прихожей (другой зимней одежды у девушки нет) и отсутствие следов девушки на снегу перед подъездом. Пойти в гости к соседке она тоже не может: по зловещему стечению обстоятельств, все квартиры пусты - соседи разъехались. Вторично осмотрев квартиру, герой случайно обнаруживает прослушивающее устройство, приклеенное к столешнице журнального столика, и немедленно опознает его, хотя ничего не смыслит в технике. Не успевает читатель удивиться мгновенному опознанию "жучка", как герой находит камеру - чудеса, да и только. Попутно он наконец выясняет, что Алиса и соседка - одно и то же лицо.
  Пока герой впервые в жизни проводит обыск, Алису, одурманенную пирожным с наркотической начинкой, допрашивает с пристрастием преступник в костюме Белого Кролика, который ее похитил. "Алиса, где мелафон?". Хотя это не та Алиса, но почему-то в памяти всплывает "Гостья из будущего" - те кадры, где космические пираты пытали Колю Герасимова. Возможно, потому, что текст из лирической стихии плавно переместился в стихию приключенческую. Однако поскольку повесть все же принадлежит к детективному жанру, автор счел нужным включить в текст немного рассуждений, размышлений и анализа переписки: после изучения смартфона девушки герой приходит к выводу, что причиной похищения стали проблемы с заказчиком. Далее он складывает все части паззла, включая те, которые читатель, не утонувший в снежной метели, уже заметил и сложил ("Вчерашний слесарь, неизвестно что творивший с замком двери ее подъезда, подозрительное движение в квартире в отсутствие хозяйки. Похоже, именно тогда установили камеру и прослушку"), и догадывается, что Алису перетащили через чердак в пустующую квартиру в соседнем доме.
  Развязка традиционна: "дева в беде" спасена, герой звонит в полицию, а коварный заказчик, оказывается, хотел под видом функционала для игры получить библиотеку инструментов для продвинутого средства слежения. Герои будут вместе, а зло покарают. В рождественской сказке только так и бывает, но в том-то и дело, что "Strangers in the night" - не рождественская сказка, а детектив с весьма необычным соотношением лирической части и расследования: первая занимает 3/4 повествования, второе - от силы 1/4. Предположить, что подобное соотношение - случайность, мешает тот самый художественный высокий уровень: видно, что все эти ледяные кружева на стеклах вырисовывала опытная рука.
  Судя по всему, так было задумано, а для чего - нетрудно догадаться. Преступники не от мира сего, которые затеяли очень сложную и очень дорогостоящую операцию вместо того, чтобы договориться со случайной исполнительницей (или еще проще: с самого начала разбить задание на десять частей и нанять десяток фрилансеров, чтобы каждый писал свой кусок кода и не понимал, что в итоге должно получиться), могут существовать только там, где обитают нищая программистка и отшельник, шарахающийся от людей, но при этом действующий в нестандартной ситуации с решительностью и быстротой спецназовца. Они реальны в том мире, где много снега, эмоций, чувств и романтики, но очень мало житейского правдоподобия и здравого смысла - то есть в красивой сказке. Но стоит ли проверять алгеброй гармонию, если гармония все же есть? В конце концов, куда проще овладеть всеми жанровыми премудростями, чем научиться писать так, чтобы читатель с первых же строк проникался атмосферой текста и чувствами его героев. Захочет автор написать настоящий детектив - напишет.
  
  Рецензия 2.
  
  Святочная история. Скажете, нет? Скажете, я навешиваю ярлык?
  Ну да, навешиваю, но разве этот ярлык чем-то плох или не ко времени, в декабре-то месяце?
  Сказка, конечно, на прошедшем АДу про такие говорили - "так не бывает". Ну и что, что не бывает, но ведь Рождество, как не поверить в сказку?
  Как положено, сперва все плохо, потом сказочным образом, при попустительстве счастливого случая герои встречаются, зло побеждено, жить им, героям, по-любому предстоит долго и счастливо, и... Заметьте, как положено, зло в святочном рассказе где-то на втором плане, им займется полиция и непременно накажет. Можно сказать, что зло - не такое уж и зло, если бы не оно, героиня не съела бы пирожное, "не отпустила бы тормоза", герой не вдохновился бы до состояния безрассудной решимости и так далее. Если чуть-чуть (еще самую малость) продолжить разговор о жанре святочных рассказов, то невозможно не вспомнить о величайшем мастере этого дела О.Генри. Собственно, создание таких историй было его хлебом. И здесь, в "Незнакомцах в ночи", мне не хватило "Третьего ингредиента", человека, который мог бы улыбнуться стоя в стороне, человека, который бы порадовался за героев, сам оставшись не осчастливленным.
  Неожиданной выглядит попытка автора смешать в одном флаконе бессмертную песню Синатры и еще более бессмертную историю Кэрола. Я, как ни старался, не сумел объединить в своем сознании произведения этих мастеров. Каждый раз, словно в рождественской игрушке - стеклянном шарике, наполненном прозрачной жидкостью, воздушные пузырьки мелодии неумолимо поднимались, а сверкающие снежинки из крупинок сказочной мишуры английского выдумщика опускались вниз. Но так уж устроены рождественские игрушки.
  Стоит отдельно отметить образы главных героев, можно сказать, что повесть - это история их встречи. Кстати, мне показался нехарактерным подход автора к героям своего произведения (нехарактерным для себя прежнего). Герои теперь не выполняют функцию, возложенную на них во имя создания запланированного сюжета, теперь герои у автора достаточно цельные и сами создают сюжет. Сторонники построения литературных произведений с помощью линейки и циркуля могут сколько угодно смеяться надо мной, но мне милей угловатые и неровные истории с живыми героями.
  Об экспозиции. Да, безусловно, экспозиция повести невероятно затянута. С другой стороны, как по мне, первая половина произведения выглядит куда как гармоничней, по сравнению со второй, гораздо более динамичной и сообщающей повести требуемую детективность. На мой взгляд, данную историю вообще не следовало бы совмещать со злодеями и физической угрозой для героев. А детектив... детектив можно сотворить из любой загадки.
  Замечу, что автор старательно оберегает читателя от соблазна определить геолокацию разворачивающегося сюжета. Видимо, действие происходит в Европе, но это все, что можно сказать. Понятно, ситуация весьма типична. Мне сперва представилась Швеция, именно эта страна признана страной одиноких людей. Но, по большому счету, любой мегаполис населяют сотни тысяч и миллионы одиноких. Можно, конечно, порассуждать о некрасивости подглядывания в окна, о недопустимости и порочности... Бросьте, повесть не об этом, и не о криминально-коварных заказчиках с "длинными руками".
  Автор обмолвился в комментариях, что собирается еще поработать над повестью. Мне было бы интересно, в каком направлении, и вообще интересно. Тем самым я подтверждаю - да, мне нравится произведение, мне небезразличны герои, тема острая и раскрыта со всей искренностью, и... И все, для меня как раз это и есть самое главное - тема(идея), искренность и живые герои.
  
  Рецензия 3.
  
  Здесь начнём с небольшого описания.
  Имеются, агорафоб ГГ, который любит подглядывать за соседкой с целью самоудовлетворения. И есть соседка-программистка, которая удовлетворяет себя в ванной, воображая соседа. Этой части уделена ровно половина повести. Потом девушку неожиданно похищают, и именно в это время сосед решается пойти к ней в гости.
  Теперь по пунктам и более детально.
  Начало очень длинное. Уже писали в комментариях и уверен, напишут в рецензиях. Для повести, тем более детективной - это слишком много.
  Но даже после такого огромного вступления, я не прочувствовал героев. Всё что мы узнали о ГГ: он агорафоб, композитор, не любит болтать по телефону и завёл себе подружку в сети, но это всё тоже можно отнести к агорафобии. Про соседку и того меньше: она много работает, у неё давно не было парней и она любит "Алису в стране чудес". Не знаю, чего мне там не хватило, но какие-то они не живые.
  Может потому что мир, в котором всё происходит какой-то непонятный.
  Вот, например, предложение:
  "Из гаснущих окон тянуло глинтвейном и кардамоном..."
  Интересно узнать в какой стране это происходит? Потому что герои живут в старых домах, где-то не в столице, как я понял, а в России глинтвейн не самый популярный напиток. Тем более в регионах. Скорее шампанское и водка.
  Или вот:
  "Звон колокольчиков и голоса колядующих..."
  Не знаю, может это я не в той России живу. Или же снова, вы пишите не про Россию. Что-то я не припомню, чтобы мода на колядки у нас возродилась.
  Впрочем, после этого предложения становиться окончательно понятно, что это не Россия или не 2019 год.
  "Самой мелкой банкнотой оказалась сотня".
  Сотней расплатиться за коробку с вином и сыром? Может сотня долларов или опечатка, потому что позже ГГ думает о том - позвонить ли ему в 02, а это телефон полиции только в России я так полагаю.
  Короче действительно какой-то strange world выходит.
  Помимо странного мира - у нас очень странное поведение персонажей. Вот, к примеру, представьте, что к вам на улице вечером, около остановки и кажется не самой людной, подходит незнакомец, вроде как от новой кондитерской и вручает пирожное. Что вы ему скажите?
  - Дайте два!
  Нет! Я бы даже брать не стал, а если бы и взял, то выкинул в ближайшую мусорку. Но наша героиня мало того, что берёт подарок, так она ещё и ест его. Ладно бы его выдавали реально в новой пекарне, в которой куча народу толпиться на открытии. Или где-нибудь в центре города у какого-нибудь рекламного стенда. Тут ещё ладно. Но вечером чёрт пойми где, брать у незнакомца еду и есть. Это конечно мощно.
  Дальше.
  ГГ проник в квартиру и разблокировал телефон девушки причём сделал это круче чем Шерлок.
  - Какая её любимая книга?
  - Алиса в стране чудес.
  - А когда она вышла?
  - В 1862.
  Mission accomplished.
  Вот он звонит её брату, они болтают минут пять про его исчезнувшую сеструху и потом брат вдруг говорит:
  - А ты чёрный ход смотрел?
  А ГГ такой.
  - Нет.
  Такой Шерлок Холмс и даун Коля в одном лице.
  Но самое странное в этом разговоре это когда брат на предложение ГГ вызвать полицию, заявляет мол:
  - И чё ты им скажешь, что подглядывал за соседкой, а потом пробрался в её квартиру. Ха. Да тебя первым и повяжут.
  Классный брат. Я бы себе такого хотел.
  Интересно, если бы ГГ нашёл Алису при смерти, пока болтал с её братом, что бы тот сказал?
  - Блин, чувак, беги оттуда, этим полиционерам только и надо что галочку поставить, они и разбираться не будут.
  Теперь немного про сам стиль и итоговый вывод.
  Сам слог в целом не плохой, но уж очень затянутый. Из каждого предложения можно выдернуть по два-три слова и ничего не потеряется. И всё как-то витиевато, кажется, автор сильно-сильно пытался написать красиво-красиво, а вышло больше скучно.
  Плюсом ко всему в какой-то момент отсылки к Алисе стали раздражать. А потом герой ляпнул ещё и про Шалтай-болтая что-то.
  Но самое страшное, о чём я писал, наверное, почти в каждой первой рецензии - это то, что в детективе - нет детектива. (Не как человека/сыщика, хотя и это тоже, но именно следствия). Пришёл ГГ в её квартиру, поискал, пошёл по дому, поискал, поболтал с братом, потом нашёл. А почему её похитили, Алиса рассказала в одном большом монологе в конце. И всё. Причём и отгадка-то там расплывчатая. В её монолог можно вставить что угодно, потому что по ходу повести никаких крошек нам не давали.
  В общем и целом. История не цепляет, логика отсутствует, стиль(если вычеркнуть половину слов) сойдёт, герои обычные, не картонные, но и особой живостью не блещут, детектива нет.
  Спасибо за работу.
  
   Рецензия 4.
  
  "У меня нет средств на покупку телевизора. Это общежитие напротив -
  мой телевизор в двадцать восемь экранов. Девушкам я ничего плохого не
  делаю! Я не смотрю на них, когда они в дезабилье, я четно отвертываюсь!
   Я люблю их отечески, оптически и платонически!"
  (В.Шефнер, "Круглая тайна")
  
  Повесть "Strangers in the night" представляет собой интеллектуальный лирический детектив: частное расследование "подглядывающего" по имени Марк по факту исчезновения объекта его наблюдения - девушки из дома напротив.
  Интрига повести заключается в интеллектуальном поединке сыщика и неизвестного похитителя.
  Завязка лирическая. Молодой композитор Марк (в сети Белый Кролик) регулярно отвлекается от творческих занятий, наблюдая за девушкой в доме напротив. Та прекрасно знает о наблюдателе и в конце концов тоже начинает заводиться от этой игры. И, что называется, на самом интересном месте (композитор неожиданно для себя нагрянул в гости к объекту наблюдения) незнакомка загадочно исчезает... Активная детективная фаза стартовала в итоге лишь в середине повести.
  Сюжет повести: продолжительная лирическая часть с описанием наблюдений, далее интеллектуальное расследование с тщательным анализом ранее увиденного, прочитанного и обнаруженного на месте происшествия (в том числе содержимого забытого злоумышленниками смартфона девушки).
  Кульминация: обнаружение раненой Алисы в соседней квартире - с помощью логики и удачи. И наконец-то молодые люди разобрались, кем приходятся друг другу (не только соседями через улицу, но и виртуальными друзьями).
  Повесть сделана мастерски, с умелой прорисовкой чувств и эмоций персонажей - это качественная литература. Действие развивается неторопливо, и постепенно напряжение нарастает, интрига затягивает. Однако и после похищения никакой скороговорки - все описано тщательно и подробно: осмотр квартиры, телефонный разговор Марка с братом Алисы, размышления и логические выводы сыщика поневоле. И довольно длинное произведение легко читается - нет ощущения нудной затянутости (несмотря на "долгую дорогу в дюнах" к собственно загадочному происшествию). Забавны мысленные разговоры персонажей с холодильником, вешалкой, чеширским котом, изображенным на подушке...
  И, наконец, главное - детективная составляющая. Да, детектив в наличии, достаточно проработанный, но... Для полноценной игры с читателем чего-то немного не хватает. Автором честно и детально расписано, как разъезжались все жильцы (так что Кролик Марк с Алисой остались один на один в двух домах), как слесарь маячил у подъезда Алисы, что следы на снегу были только у соседнего с Алисиным подъезда и т.д. Все это полезная информация к размышлению, в совокупности подводящая к разгадке (но не до конца, ибо мотив похищения сыщик не устанавливает логически - останавливается в размышлениях на полпути из-за недостатка информации ("Что же Алиса такого сделала, что таинственная "Ванга" решила принять меры?"), которую дополучает позже уже от Алисы).
  В то же время несколько напрягло обилие случайностей и совпадений. Основное: виртуальная собеседница и друг Алиса оказалась объектом наблюдения Марка из дома напротив. Очень маловероятно, но возможно: счастливая случайность ("как в кино", принято говорить в подобных ситуациях). Марк отправил Алисе озорное сообщение от Белого Кролика: "Счастливого Рождества! Принимаешь гостей? ;)". И именно в этот момент к Алисе нагрянул другой "кролик" - ряженый злоумышленник. Марк упал в квартире Алисы - и увидел "жучок" на нижней части столешницы журнального столика. Алиса очень вовремя нажала случайно рукой на пульт (который почему-то оказался на полу рядом с ней), и включился телевизор в бабулькиной квартире. Дальше уже сработала логика Марка (вычислил, где находится девушка), но сигнал-то он получил во многом случайно. Да и ключик (хоть и не самый необходимый) с зайцем-кроликом очень мудрено запрятан. Читаем сначала (наблюдение Марка незадолго до прибытия подставного курьера): "Вверх по улице пробежал отколовшийся от шумной компании грязно-белый заяц и скрылся за дверью четырнадцатого номера". После обнаружения Алисы: "А кролик как раз перед появлением курьера, отвлекшего его внимание, трусил по улице по направлению к двери соседнего с Алисиным подъезда". Но вот до этого соседний подъезд и четырнадцатый номер никак не увязаны.
  Соответствие теме вполне приемлемое: скелет в шкафу - мутный заказ, полученный Алисой, который так дорого ей стоил. Надо сказать, рецензент в чем-то солидарен с Марком: "И кому могло прийти в голову размещать жучок под журнальным столиком в квартире ничем не примечательной девушки?", "Что же Алиса такого сделала, что таинственная "Ванга" решила принять меры?" Усилия, предпринятые "Вангой" против Алисы, показались чрезмерными: установка наблюдения в квартире, ряженые, силовая акция... Почти наверняка их проблема решалась и менее громоздкими способами. На глазок, заплатить Алисе наверняка можно было меньше, чем ушло на подготовку замысловатой операции с использованием уголовщины.
  Неясности в тексте.
  "напряжение разгоряченной фантазии судорожно выплескивалось наружу. Иногда в виде композиции, которую критики единогласно признавали шедевром, а иногда и буквально... Меняя наутро простыни, он глупо улыбался..."
  Вспомнился сразу жандармский вахмистр из "Похождений бравого солдата Швейка": "Он сделал кляксу, слизнул ее языком и, глупо улыбаясь, свалился на постель и заснул мертвым сном". А неясность здесь в способе сброса избыточного давления, подогретого фантазиями. Намек вроде бы на библейский грех, но тогда почему Кролик Марк до утра плавал в этом безобразии? Если же имеется в виду поллюция (хотя сновидение и фантазия - штуки разные), то не очень она вяжется с возрастом персонажа.
  Дом, в котором жила Алиса, показался странным - не довелось такие видеть, где окошечки сортиров выходят на улицу, а в ванной только бойлер без отопления (стоило ему отрубиться, у Алисы пар изо рта пошел). Разве что на Пиринеях бывают такие дома - не в курсе. Но это так, субъективно.
  Некоторые грамматические огрехи (их немного).
  "Как на зло..."
  "Пусть даже и с коллегами по работе..." (классический плеоназм)
  "коллеги не раз подтрунивали по этому поводу, в тайне завидуя..."
  "Под диваном обнаружился тапок. Один. Второго, как он ни старался, найти не сумел". Тапка!
  Лишние запятые (их больше, это примеров два): "А вот, с кем еще контактировала девушка, выяснить стоит", "Вдруг, что-то подозрительное попадется".
  Резюме.
  Отличная повесть, очень качественно написанная, хотя есть небольшие претензии (относительная затянутость описания событий до криминального происшествия, многовато случайностей). Рекомендовать к прочтению - обязательно, вне всякого сомнения.
  
   Рецензия 5.
  
  Повесть представлена в номинации "Реалистический детектив".
  Прежде всего, порадовало, что это вполне современная повесть, о сегодняшних героях с современными языком, профессиями и характерами.
   Причем, замечательно написанная. Очень подкупающий прием с использованием мотивов сказки Кэрролла, что позволило сделать образ главной героини обаятельным, а отношениям главным героев придать романтики. Описанию снега уделено так много времени, что Снегопад можно считать одним из героев повести.
  Один из моментов в самом начале не вполне понятен: " ...А снежные мухи станут лениво кружить, заглядывая в случайные окна и жадно впитывая обитающие за ними эмоции.
   За одним из окон бушевала буря. Страх, панический и иррациональный - ему было тесно в полутемной комнате, он вытекал сквозь щели в широких окнах....". Получается, буря бушевала в комнате, где замерзала героиня, звучит как диссонанс.
  Детективной линии уделено меньше внимания. Если убрать все лирические описания, то останется на небольшой рассказ, с интересным, но очень простым сюжетом. Есть преступление - похищение девушки, есть мотив. Да, а какой мотив? Закончить работу для некой Ванги? Вернуть всю переданную Алисе информацию с гарантией конфиденциальности? Это объясняет, зачем за ней нужно было следить, но не то, зачем ее нужно было травить наркотиком. Тут уж, фифти-фифти, или она выложит все, что от нее требуют, или не сможет произнести ничего членораздельного, как и произошло. Мне показалось, что мотивы у злоумышленников не слишком внятные.
  Не очень понятно, куда героиню отволокли кролик и гном. В соседнюю квартиру?! Или на чердак? Тогда откуда там взялся подключенный телевизор с пультом? И самое главное, зачем? Напугать, убить? Чего они добивались, организуя столь тщательно вторжение к Алисе?
   Марк довольно логично провел расследование, увязав увиденные отрывки в общую картину, но и от него читатель на получает ответа, зачем было городить огород.
  В общем, детективную интригу я оценить по достоинству не смогла, то ли вследствие собственного недопонимания, то ли в результате недоработок автора. Но читала повесть с большим удовольствием и почувствовала расположение к ее автору. Поэтому от души желаю автору успехов и совершенствоваться по детективной части. А это дело наживное.
  • Комментарии: 5, последний от 21/12/2019.
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 19/12/2019. 23k. Статистика.
  • Статья: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список