Детектив-Клуб: другие произведения.

Рецензии на повесть "Если солнечные часы отстают"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

Рецензии на повесть "Если солнечные часы отстают"

Рецензия первая

   Будьте так же верны друг другу, как этот циферблат солнцу.
  
   Повесть, "Если солнечные часы отстают..." является интересным авторским примером синтеза фантастики и детективного жанра. Произведение интересно как своей задумкой, так и её воплощением на страницах. Безусловной положительным стороной произведения является хорошее знакомство автора с работой российской правоохранительной системы. Описание действий оперативной группы при расследовании преступления доставляет мне как читателю настоящее удовольствие.
   Интересно разработаны характеры персонажей повести, мотивация их поступков и действий. Сюжет и композиция произведения выстроены стройно, без бросающихся в глаза читателю диспропорций.
   Идея повести напоминает мне другое произведение фильм 1993 года "Стрелец неприкаянный". Там главный герой при помощи портала времени путешествовал из 90-х годов ХХв в 60-е и покупал за советские рубли, доставшиеся в наследство, золотые изделия. Он своими неловкими действиями в прошлом также привлёк к себе внимание советских правоохранительных органов и спецслужб.
   В фильме действия развиваются параллельно в двух эпохах, что придаёт ему динамику и социальную составляющую, которой, на мой взгляд, недостаёт повести "Если солнечные часы отстают...". Описание жизни графини Востриковой в дореволюционном Петербурге могли бы быть контрастом для жизни современной "северной столицы" Российской Федерации.
   Интересной является авторская задумка про "скворечник" психиатрическую лечебницу, которая и породила как идею, так и технические средства для путешествий из прошлого в будущее. Но, по моему мнению, автору следовало бы более подробно раскрыть деятельность творческого тандема графини Востриковой и "безумного" учёного. Для таких типажей создание машины времени просто для того, чтобы графиня могла в будущем вернуть конфискованное большевиками состояние, слишком мелко.)
   Кроме работы следователей и оперативников хотелось бы более подробно узнать о характерах преступника и его сообщника. Интересно также было окунуться в жизнь Петербурга исторического, более подробно узнать о технологиях, которые позволили гениальному учёному из "скворечника" открыть портал времени.
   Весьма занимательно также было бы на страницах повести прочитать про внутреннюю жизнь "скворечника" как места, где живут безумные гении. Сопоставить психиатрические практики начала XX и XXI веков. Образ психиатрической лечебницы как портала из прошлое в будущее, на мой взгляд заслуживает пристального внимания. Это был бы оригинальный взгляд на фантастический детектив в русле современных философских идей. Не замыленный классикой взгляд многих современных критиков не преминул бы заметить подобное развитие сюжетной линии и похвалить автора...
   В итоге, можно сказать, что произведение является хорошей "полицейской повестью" с оригинальным и фантастичным развитием сюжета. Я бы рекомендовал повесть "Если солнечные часы отстают..." людям, интересующимся "детективной рутиной" - повседневной и кропотливой работой сотрудников следственных органов, а также простым любителям интересных детективов.
  

Рецензия вторая

  
   Действующие лица:
   Капитан Сёмин - сыщик;
   Старший лейтенант Бобров - сыщик;
   Толмаковский - эксперт;
   Сержант Зыбин - водитель;
   Лямиков - участковый;
   Романовин - муж убитой
   Аронов - стажёр
   Шурупрв - задержанный преступник
   Майор Петров - лечится в психиатрической лечебнице
   Тырту - судмедэксперт
   Майор Марков - ещё один сыщик
   Филипов - начальник;
   Мишель - француз;
   Ольга Александровна - княгиня.
  
   Оперативная группа расследует преступление. Убита женщина - супруга влиятельного человека. Отпечатков на месте преступления никаких. И ещё что странно - третье преступление именно в этой квартире. Муж убитой сообщил, что пропала купленная вчера брошь. Лишь брошь, и ничего более. И спосб убийства таинственно-невероятный "Там на сердце женщины видны следы как-бы от ногтей. Будто кто-то сжал и держал, пока оно не остановится". Причём на грудной клетке убитой никаких повреждений не выявлено. Есть читателю над чем задуматься. Как злодей смог ухватить ногтями сердце жертвы? Сыщик стал спрашивать о потожировых отпечатках, а я бы спросил: есть ли какие-то повреждения внутренних органов? Потому как единственное разумное решение (даже учитывая, что повесть фантастическая) приходит в голову: некое чрезвычайно ловкое таинственное существо пробралось через рот потерпевшей к нужному органу, совершило там своё злодеяние и выбралось обратно тем же путём. А без повреждения внутренних органов злодейской твари в нужное место никак не забраться.
   Но сыщик о повреждениях не спросил, а пришёл к выводу, что предыдущие убийства в таинственной квартире произошли точно таким же способом. И угадал сыщик!
   Интересная завязка детектива. Тайна на тайне, как говорится, и тайной погоняет. Однако сыщик не клюёт на фантастически таинственную наживку способа преступления, и намечает вполне разумный срвсем не фантастический план следственных мероприятий. В одном из предылущих дел этой квартиры промелькнул преступник Шурупов. Вот именно на него и направили сыщики фокус своего внимания. Оказалось, что Шурупов промелькнул и в этом свежем деле. Он тоже хотел купить эту самую пропавшую брошь. Шурупа отловить пока не получалось, и сыщики работали по плану.
   Пожилой профессор вспомнил похожий случай повреждения сердца, но это было очень давно. Визит в психиатрическую больницу к бывшему следователю никаких результатов не принёс, следователь, вместо того, чтобы поделиться информацией - стал драться. Решили проследить историю таинственной квартиры с времени постройки.
   Пока никаких намёков на разгадку тайны убийства я не заметил, потому твёрдо (пока) остаюсь при своём мнении - убийца некое ловкое фантастическое существо размером с палец или около того, и с когтями. За ниемением намёков на другие версии продолжаю вместе с сыщиками оттрабатывать заданную ими программу.
   Шурупов устраивает пресс-конференцию по телефону и рассказывает о таинственной лестнице зелёного цвета.
   Из квартиры и раньше пропадали ценные вещи - в сорок девятом пропало ожерелье.
   Все похищенные ценности (нарисованные, конечно же) оказались на портрете одной княгини.
   Сыщики предполагают, что царапины на сердце от хитроумного элекктрошокера.
   Стажер Аронов подозревает в преступлении кухарку, которая меняет фамилии.
   Сыщики работают во всю, а у меня по этому делу ноль предположений, вернее, только одно - насчёт маленького юркого царапающего сердце существа. А вот к чему княгиню с портреты пристегнуть, пока никак не соображу. Но чувствую, что уготована ей одна из главных ролей в этом детективе.
   Сыщики анализируют все три преступления в одной квартире. Много общего: отпечатков нет, все убийства ночью, туалетный столик с зеркалом в одном и том же месте.
   Сыщики подозревают наследников княгини с портрета. А я подозреваю всё ту же проворную тварь, в которую вселилась душа княгини с портрета. И ни одной другой мысли у меня нет.
   Настырный стажёр выясняет, что подозреваемая кухарка - сводная сестра эксперта, который вёл все три дела. Так вот почему ни одного отпечатка сыщики не обнаружили. Эксперт от сестры отрекается, мол, не знаю такой. К тому он сильно болен. Версия забуксовала.
   За то, что сыщики неохотно верят бойкому стажёру, их отстраняют от дела.
   А между тем, арестовали кухарку, провели обыск, нашли похищенные драгоценности - кухарка созналась! Женщин она отравила. А как же царапины на сердце.
   Сыщики тоже не особо верят в подобный поворот дела. Скоро приехал француз Мишель и помог разгадать загадку. У них тоже подобные преступления тоже случались.
   Оказалось, что преступницей была путешествующая во времени графиня. Она-то и могла руками без всяких следов пролезть сквозь грудную клетку к сердцу.
   Интересно читался детектив, а вот финал оказался уж очень для меня фантастическим. Никак не ожидал я вот такого: "Мгновенно и беззвучно из второй стены вытянулась полупрозрачная зелёная рука и её кисть погрузилась в грудь Толмаковского". Я думал, пусть фантастика, но основные законы материального мира должны соблюдаться. Или совсем не соблюдаться, а тут какая-то неразбериха получается: рука графини сквозь грудную клетку пробирается без малейщего следа, а сердце царапает ногтями. Кожу с мясом не царапает, а сердце царапает. Почему так? Надо уж было к одному берегу прибиться.
   Мне показалось, способ убийства и есть ключ ко всей детективной загадке. А угадать подобный оборот у меня никак не получилось бы: тут - либо следы ногтей с сердца убирать надо, или на грудину какие-то следы добавить, а тут, поди, догадайся - как рука с острыми ногтями к сердцу добралась. Автор избрал самый простой путь - "погрузилась" и всё тут. Так, наверное, в детективе не должно быть.
   Вот так у меня получилось: в машину времени верю, а в способ убийства - нет. Здорово, на мой взгляд, противоречие с ногтями повлияло на детективность повести.
   То что, развязка детектива будет связано с оживлением княгини, сразу стало ясно, как только появился портрет. Дальше оставалось только понять фантастическое допущение, которой из берёт автор. Я предполагал, что душа княгини переселилась в некую злобную тварь, которая мстит всем, кто владеет её драгоценностями. Автор изобразил её полупрозрачной путешественницей во времени. Намного лучше моей идеи...
   Погонял меня автор "крикетной клюшкой" по сюжету, так что я даже Зелёную лестницу нашёл. Вот такие дела...
  

Рецензия третья

  
   Детективная повесть написана в смешанном жанре фантастики и реалистичности. В этом её изюминка, но в этом же и сложность.
   Место действия Петербург. И это правильно. Где ещё происходить всякой чертовщине, как не в бывшей столице великой Империи и криминальном центре Российской Федерации.
   После госпиталя судьба определила капитана Сёмина Андрея Петровича в Петербург. В повести отличные описания города, увиденного глазами новичка. По-моему, автор любит и понимает этот город.
   Суть интриги в том, что графиня Вострикова Ольга Александровна не была обделена неприятностями: в детском возрасте умерли сёстры и брат, перед февральской революцией умерли родители, а после октябрьской революции у неё реквизировали всё состояние, сама она попала в психиатрическую больницу на этой почве. Но графиня не смирилась. Она нашла способ вернуть хотя бы часть утраченного посредством временного портала перехода в будущее. Она подкарауливала свои жертвы у туалетного столика с зеркалом, когда те примеривали очередное её украшение, впивалась им в сердце, убивала, не оставляя видимых следов.
   Только представьте себе положение полиции. Труп есть, драгоценность пропала, а следов никаких. Неспроста следователь Петров, ведший одно из таких дел, попал в Скворечник, в психиатрическую больницу.
   Осталось два невыясненных момента. Первый, как графиня умудрялась заставить жертвы купить именно свои драгоценности. Думаю, здесь на обошлось без помощи "антикваров". Сыщики и сами задавались этим вопросом, но автор ничего разъяснять не стал.
   И второй, почему пропавшие драгоценности остались в шкатулке? Почему она не смогла реализовать их в своё время и уехать, скажем, за границу? Видимо, что-то серьезное ей помешало. А что? То, что оставило следы на ее теле?
   Полицейское начальство заморачиваться причудами графини не пожелало. Быстренько отобрали у Сёмина дело - какой с контуженного спрос - и передали в надёжные руки Прохорова, похоронившего уже не одно сложное расследование.
   У Прохорова дела сразу пошли как по маслу. Следов нет? А это потому, что эксперт в последних случаях убийств в "нехорошей квартиры" по подозрительному стечению обстоятельств был один и тот же. Он и уничтожил следы. А зачем? Вы что не понимаете, у него сестра работала кухаркой у убитых хозяев квартиры. К тому же преступница умудрилась сменить не только фамилию, но и отчество (по разным отчимам). Заметала следы. Но от Прохорова не уйдёшь, быстренько обыск в квартире, нашли копии драгоценностей. Само по себе, это, конечно, подлог и преступление. Но один эксперт под подозрением, другой опасается...
   Грустно всё это. И самое грустное, что нас это ничуть не удивляет. Премия за раскрытие на кону...
   Автору спасибо, что всё же сумел выдать оптимистическую концовку. Слив сливу рознь. Одно дело, Аронов, подсиживая начальника, сливает факт контактов с Интерполом. Совсем другое, слив информации о делишках руководства наверх с целью оправдать невиновного эксперта, после чего назначена проверка. Кстати, трогательная сцена, когда сотрудники скидываются на адвоката для эксперта.
   В целом, думаю, повесть удалась. И как детектив, и как литературное произведение. Посоветовала бы автору всё же доработать связку "графиня - антиквары".
  

Рецензия четвёртая

Давайте удивляться, удивляться чудесам,

Распахнутого сердца не жалея,

Давайте жить, давайте жить по солнечным часам,

И станет на земле ещё теплее.

(слова И.Резника)

  
   Повесть "Если солнечные часы отстают" представляет собой иронический фантастический полицейский детектив. Расследование загадочного убийства в "нехорошей" квартире ведет оперативная группа во главе с капитаном Семиным.
   Интрига повести заключается в интеллектуальном поединке сыщика с неизвестным злоумышленником, на протяжении многих лет совершившим несколько убийств с хищением ценностей из одной и той же квартиры.
   Завязка рутинная: Семин прибывает на новое место службы и приступает к расследованию очередного дела, оказавшегося весьма заковыристым.
   Сюжет повести: описание расследования по трем объединенным загадочным делам, плюс утерянному "нулевому".
   Кульминация - фантастическая сцена в "нехорошей" квартире, когда возникает более чем неожиданный злоумышленник.
   Как литературное произведение повесть написана более или менее терпимо, но очень небрежно. Нуждается в серьезной вычитке. Ошибок столько, что постоянно отвлекают от сюжета, особенно при первом прочтении. Многие персонажи без устали острят, посему воспринимаются несколько карикатурно.
   Соответствие теме присутствует: все попытки рационального объяснения загадочных событий рассыпались при встрече со злоумышленницей из другого времени.
   Детектив же в результате не состоялся - по большому счету. Да, намеки в тексте присутствуют: зеленая лестница, которой нет; необъяснимые следы на сердце жертв (в качестве рабочей версии можно предположить, что оставлены кем-то, способным проникать в четырехмерное пространство); зловещий взгляд портрета графини (сразу припомнилась женщина-фреск из "Упыря" А.Толстого). Или вот странная конструкция: площадка для голубей вверху столба с якобы памятником канцелярской кнопке (штырем). Оказывается, это солнечные часы, к тому же часть некоего портала - как читателю самостоятельно прийти к такому выводу? Думается, практически невозможно. Оперативная группа все нереалистические объяснения отвергает. В итоге проделанная в ходе расследования работа не приводит сыщиков к логически обоснованным выводам. Преступница из прошлого появляется сама, а разъяснения дает представитель полиции и загадочной организации из Франции. Так что фантастике и приключениям - зачет, детективу троечка с минусом.
   Некоторые технические и прочие огрехи.
   С самого начала напрягает неправильное оформление прямой речи. Ошибки разные, их тьма, а изредка в виде исключения встречается и корректно оформленная прямая речь.
   "как-же", "следы как-бы от ногтей", "ты-ж меня знаешь", "Бобров, толи козырнув, толи отсалютовав...", "Теория также далека от практики, как и от всего остального". Весь набор... Хотя уже в первом классе учат, что "бы", "ли", "же" пишутся раздельно.
   "сигарета успела вывалится". Неопределенная форма глагола. Где мягкий знак?
   "А где Вы сами находились в момент... происшествия?", "когда у Вас убирает домработница?", "Артур Степанович просил Вас зайти лично", "Да, Аронов, ещё на Вас отработка домашних" - и т.д., и т.п. Просто тихий ужас. Автору вызубрить, как "Отче наш", заметку с портала "Грамота": http://new.gramota.ru/spravka/letters/51-rubric-88
   "Как и чем объяснить три идентичные преступления". Идентичных!
   "И в Зоопарке люди встречаются". С какой стати заглавная буква?
   "?Поправиться..." Глагол 3 лица. Мягкий знак не нужен.
   "По что, дяденька, маленьких обижаете?", "рублей пятьсот в займы не дашь?" Слитно!
   "Только я своего отца знал исключительно по записи в свидетельстве о рождении, а о возможных сводных братьях и сёстрах никакого понятия не имел вообще". Дети одного отца от разных матерей называются единокровными, а не сводными.
   Резюме.
   Детектив слабый. Фантастика и приключения - более или менее на уровне. В таком качестве рекомендовать к прочтению можно - после серьезной работы корректора.
  
  

  • Комментарии: 1, последний от 26/11/2023.
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 24/11/2023. 18k. Статистика.
  • Статья: Детектив
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список