Диагонали Земли : другие произведения.

Рекомендации по самосуду

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



Рекомендации по самосуду.


Раз уж Вы решили участвовать в нашем конкурсе, то, возможно, Вам не безразличны его цели (см. "Что? Где? Когда?").
Понятно, что адекватное судейство могло бы помочь в достижении этих целей и сделать конкурс - более интересным, а его результаты - менее спорными для участников.

На конкурсе практикуется самосуд. Это означает, что участники сами и в обязательном порядке судят тексты сперва в своей, а затем в чужих группах.

Временное превращение в судью может смущать конкурсанта, и было бы бессердечно со стороны организаторов не предложить посильную помощь тем участникам, которые затрудняются в оценке качества чужих текстов. Помочь единственным, чем можем - советом по выбору критериев оценки.

Если Вы имеете четкое представление о том, как следует судить на этом конкурсе, и не интересуетесь мнением организаторов - не читайте дальше. Ваше полное право судить по Вашему разумению.

Эти рекомендации составлены для тех, кто затрудняется с принятием решения при оценке чужих работ (или вообще в панике от перспективы быть судьей на самосудном конкурсе).
Кроме того, рекомендации могут быть интересны для тех участников и наблюдателей, которые интересуются точкой зрения организаторов на желательный процесс судейства.

Во время судейства Вы прочитаете все тексты указанной группы (группа будет указана организаторами). Конечно, Вы можете не читать их и расставить оценки методом случайных чисел - но едва ли вы участвуете в конкурсе с таким подходом:).

Итак, вы читаете текст. Каковы Ваши впечатления от него? Он может быть непонятен, скучен или захватить Вас до такой степени, что Вы не сможете сразу заметить ошибку в слове "корова". Он может быть сух или вязок. Может спотыкать Ваш язык по нескольку раз в одном абзаце, или напротив - плавно пронести до финальной точки, оставив ощущение легкой эйфории. Вы можете увидеть картину или действие, увидеть так ярко, будто оно происходит перед вами - или всего лишь разгрести набор слов в более-менее связную описательную линию, мол, да, Иерусалим где-то на юге, Москва - на севере, а море синее и мокрое.
Все это и есть оценка. Эмоциональная, личная, неформализованная. Ее надо превратить в цифру от одного до десяти. Вашу личную цифру, без потуг на вселенскую объективность, но с долей критичности в отношении своего восприятия. Ведь если вам, допустим, не нравится золото на куполах православных церквей, это еще не значит, что их описание в тексте сделано дурно.

Организаторы конкурса предлагают вам следующую схему оцифровки впечатлений.
Оценивайте каждый текст по двум шкалам. Первая: соответствие текста - идее конкурса. Вторая: техническая реализация текста.
Результирующей оценкой (той, которую вы поставите, как судья) будет осреднение этих двух. Рассмотрим их поочередно.

1 критерий. Соответствие текста - идее конкурса.
Мы декларировали, что конкурс посвящен "диагональной географии", то есть внутреннему, неформальному взгляду на географические объекты (города, страны, местности, жителей, пр.т.п.). Лучше всего, если текст подчеркивает уникальность описываемого объекта, позволяет взглянуть на него с особенным, применимым только к нему, чувством. Когда немыслимо даже предположить, что, переместив место действия, можно рассказать то же самое о другой деревне, реке, холме, городе, народе.

Центром повествования при этом должен быть сам географический объект, или все действие должно определяться им, его характером, видом, особенностями.
Понятно, что продекларирован идеал. Если оцениваемый текст увлек вас и не оставляет сомнения в соответствии вышесказанному - смело ставьте ему 10 баллов, это и есть ваш идеал. Вернее, одна из его реализаций.
Если текст вообще никак не относится к географии, а, допустим, посвящен агонии морфирующейся таблетки в зобу фруктовой жабы (ну, мало ли, что придет в голову писателю), то, сколько бы замечательно ни был описан процесс, ставьте ему единицу по этому критерию. Технику похвалите отдельно, на то есть критерий номер два.
Если география или народные нравы безусловно отражены, но проходят совсем побочно, не оставляют ощущения уникальности - не ставьте выше пятерки. Пусть хоть весь текст утыкан словом "Париж", но если Парижем от него не пахнет, т.е. не верится и можно почти спокойно махнуть на Москву или Сан-Франциско - значит автор не решил задачи, поставленной перед ним конкурсом.
Промежуточные состояния заполняйте промежуточными значениями оценок. Например, мысль "нет, все-таки это могло быть только в Пекине" уже заслуживает оценки выше, чем пять.

2 критерий. Техническая реализация.
Если первый критерий является привязанным к специфике данного конкурса, и скорее похож на "раскрытие темы" в сочинении, то техническая реализация - это качество, характеризующее умелость писателя. Вы не должны спотыкаться при чтении. Возвращаетесь к началу абзаца, не в силах понять смысл сказанного? Морщитесь от оборотов речи? утомляет "лазурная волна" и "суровые горы"? Это дефекты (раздражающие лично вас - пусть другой не заметит, это его дело). И чем дефектов больше, тем ниже оценка. Считать их с калькулятором, конечно, не нужно :), и отчета у вас никто не попросит, достаточно общего впечатления и - оценки.

Исходите из того, что десять баллов - это идеальный текст, на котором вы не спотыкаетесь, не кривитесь, четко видите изображаемое и не попадаете в дурное недоумение от логических нестыковок. Недоумение бывает и недурным, и очень даже уместным - вы почувствуете это там, где автору удалось, а если не почувствовали - значит снижайте оценку.

Снижайте, но не забывайтесь. Ведь единица - это абсолютно нечитаемый текст, полная абракадабра. Помните, что мы советовали где-то там выше?:) не надо борьбы за абсолютную объективность, но все же сдерживайте перекосы.

Обилие грамматических ошибок делает текст трудночитаемым, но снижать оценку из-за нескольких пропущенных запятых или опечаток, пожалуй, не стоит. Лучше указать на них автору в комментарии, если есть такое желание.

Лучше всего ставить оценку сразу, как прочитали текст. Не надо ловить "средний уровень", оценивайте в своих "абсолютных единицах". Когда прочитаете все - пробежитесь по своим оценкам и разрешите спорные места. Не стесняйтесь (для себя) ставить оценки с плюсами и минусами. Это расширяет шкалу в особо сложных случаях. Потом подобьете до целого, уже по впечатлениям от всего прочитанного. Если колеблетесь, 4 или 6, то ставьте 5 (или 4, или 6), не мучайтесь долго, всех факторов учесть нельзя.

Общее положение этого текста в рейтинге все равно определится осреднением точно таких же мучений других судей.

При оценке помните главное. Вы - читатель, а не литературный критик. Вы не обязаны следовать тем или иным традициям или правилам, Вы ни перед кем не обязаны отчитываться. Ваше впечатление - основа Вашей оценки. Вы стремитесь к своему лучшему, каждый стремится к своему лучшему, в результате лучшее поднимается в рейтинге. И не спорьте с этой глубоко философской мыслью!;) лучше верить в нее хотя бы на время судейства. Эта вера (мы верим:)) обязательно повысит качество работы судьи-конкурсанта и сделает конкурс более интересным для его участников.

И небольшое дополнение по поводу оценивания фотообзоров:
Не забывайте, это всё-таки литературный конкурс.

Но если композиция фотографии, цвета, резкость и т.п. вместо того, чтобы помочь ощутить страну (или местность), напротив, вызывают раздражение, это несомненный минус за технику исполнения, который уменьшит и окончательную оценку за работу.

Т.е., хотя мы и не конкурс профессиональных фотографов, но судите сами: хотите ли вы, чтобы такие фотографии представляли ваш регион (оценивая в предконкурсе), и заинтересовались ли вы чужим регионом (оценивая финал).

Тоже относится и к тексту фотообзоров.

А главное, фотографии и текст должны сочетаться. "Петь в унисон".

Вот, пожалуй, и всё.

Удачи нам всем!



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"