"Бог велик, но лес - больше", - эта пословица индейцев Амазонии как нельзя лучше иллюстрирует эволюцию человеческой гордыни, наше стремление возвыситься даже над собственными кумирами. Недостижимая цель, преследуя которую наши предки построили Вавилонскую башню, покорили Джомолунгму и изобрели обувь на шпильках. Мы вышли в космос и увидели, что за облаками никого нет. Мы добываем нефть оттуда, где должна была пылать Геенна Огненная. Человечество настолько разочаровалось в собственных идолах, что они сами уже не верят в себя.
Впрочем, роман талантливого писателя Юлии Зонис не о богах. Это книга о сверхчеловеке, на что автор без смущения намекает в названии. "Дети богов" вообще богаты многочисленными аллюзиями и скрытыми цитатами. Как и другие работы Юлии, этот роман щедр на скрытые подсказки, ключи-приглашения к творческому диалогу между автором и читателем. И вопросы поставлены самые непростые. Если люди произошли от животных, то из кого же эволюционировали человеческие боги? И во что обе действующие стороны превратятся в конце пути? "Дети богов" это прежде всего т.н. приключенческий "роман воспитания", главный герой которого ищет в себе Бога, но находит всего лишь человека. Нарочитый антропоморфизм, с которым Юлия Зонис выводит мифологических персонажей с первых же страниц вступает в противоречие с мировоозрением Ингве, центрального персонажа романа. Урожденный от бессмертных свартальвов, он свято верит в собственную исключительность и ставит на службу этой вере даже свои недостатки. Рискованный сюжетный ход автора - отнюдь не сыновья любовь Ингве к матери, его жгучая ревность к отцу, только подчеркивают стремление героя замкнуть на себе круг мироздания, стать одновременно и альфой, и омегой. Мужество его само создает себе кобольдов, ибо мужественен он. Даже в страдании, по большей части надуманном, Ингве величественен, как и полагается сверхчеловеку. Однако, на протяжении всего произведения типично подростковый эгоцентризм главного героя постоянно подвергается испытаниям. Выбравшись из своей "раковины" в мир взрослых интриг и опасностей, Ингве вдруг неожиданно для себя обнаруживает, что по Земле бродят сущности неизмеримо более могущественные нежели любой из свартальвов. Закостенелые обычаи подземных жителей не подходят для парадоксальной жизни на поверхности планеты. Поиски великого меча Тирфинг приводят героя в Тибет, где, выслеживая хитроумного и саркастичного дракона, свартальв встречает Иамена. Загадочный Охотник, вопреки пониманию Ингве, тратит силы и время на защиту от Теней маленького селения в горах, вместо того, чтобы вступить в игру за обладание величайшим призом в истории.
С суровостью врача Юлия Зонис раз за разом ставит Ингве перед моральной дилеммой: "великая" цель или "маленькие" люди. И хотя, с точки зрения свартальва, ответ очевиден, Иамен, единственный помощник в поисках, постоянно выбирает второе. Взросление главного героя происходит на фоне великолепных, завораживающих декораций: Тибетские горы, европейские монастыри, таинственный город Буды (отличная штука автора!) и современный мегаполис. В конце главному герою предстоит побывать даже в загробном мире. Эта часть особенно удалась госпоже Зонис. Ей несомненно удалось передать настроение безысходности и бесконечности скандинавского аналога чистилища.
Автора совершенно напрасно попрекали некоторой кинематографичностью повествования - читателю остается лишь отдаться на волю фантазии и наслаждаться тщательно прописанными видами. Не стоит и пытаться предугадать развитие сюжета. Хотя Юлия Зонис и не стремилась поразить наше воображение неожиданными ходами, роман до самой последней страницы держит в напряжении. Оторваться от чтения положительно невозможно. Атвтору удалось создать убедитльный, живой мир, населенный оригинальными созданиями. В романе нет скучных персонажей. Каждый из них по-своему важен и ярок. Грубоватый телохранитель Нили, излишне современный советник Ингри и его арабский друг, девушка-лиса и паук-дримкетчер... Профессор из числа бывших нацистов, русский спецназовец-оборотень, и многие, многие другие. Нужно отдать автору должное, каждый из героев на своем месте и необходим для продвижения сюжета.
Отдельно следует отметить потрясающее чувство юмора, с каким написана эта книга. Крепкие, соленые шутки тем более неожиданны от писательницы с научным прошлым. Чего стоит только сцена у фонтана!
Финал "Детей богов" логичен и понятен. Круг замкнулся, все что должно было случится - случилось. На протяжении всего романа Ингве с редким упорством искал в себе бога, но нашел лишь человека. Хотя, если вспомнить историю несчастного Володьки-оборотня, так ли уж различаются эти понятия? Не это ли хотел сказать автор? Не знаю. И Ингве не знает. К финалу он пришел повзрослевшим, умиротворенным, но так многого и не осознавшим.
Не на все вопросы автор дал ответы, а значит, наша игра еще не окончена. Продолжение "Детей богов" уже аннонсировано, и хорошо зная уровень Юлии Зонис, в качестве второй части можно не сомневаться.
Хочется только спросить: "На чьей же стороне играет сама Юлия? На нашей?" ;)