Диггер Борух Алиевич : другие произведения.

Крещение Белой Руси

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Текст произведения "Крещение Белой Руси"
  
  Второй Рим, Византийская империя благословила князя Владимира Киевского на объединение славянских земель. Мощное прежде государство, расшатанное внутренними распрями, коррупцией, жестокими военными ударами наследников Ассирии и Вавилона искало на Западе, Северо-Западе новых союзников.
  
  Византия, отстояв самостоятельность от Италийского Рима, отвергала рабство и рабскую зависимость человека от человека.
  Христианство - новая религия в новой империи, однако долго держаться в сложившейся ситуации даже при посредстве христианства Византия уже не могла.
  Славяне, не знавшие рабства, охотно торговали с Византией. Иногда распри возникали и на новой ниве, тогда князья нарождающейся Руси водили свои полки под Царьград.
  
  Слабый и бедный сосед иногда выгоднее соседа сильного и богатого.
  Богатства Востока сказочны. Хотя частично и перекочевали они в подвалы Византийских банков, но сокровища эти были недвижимы и плодотворного применения не находили.
  Роскошь поедала верховную власть как ржа.
  
  Христианство, провозгласившее идею человеколюбия, смирения и прощения, давно находило отклик в душах северных народов, запутавшихся в язычестве, погрязших в нищете и активно ищущих выхода из экономической ловушки накопившихся проблем.
  
  Византия не имела рабов. Византия имела клиентов. Все клиенты равны по отношению к государству и между собой по закону. Каждый клиент имеет право на кусок земли, на труд, на свободу передвижения и вероисповедания.
  
  Империя, состоявшая из представителей различных конфессий, постепенно приходила в упадок.
  
  Русь была той огромной неизведанной отдушиной, в которую можно было безболезненно уйти, оставив благословенные земли ветхозаветным пророкам, но при этом спасти жемчужину Христовой Идеи - Православное Христианство.
  
  Владимир заключает брак с Анной, сестрой Византийского императора, а опальная Рогнеда появляется в Заславле /Изяславле/.
  
  С появлением на землях Белой Руси бывшей Великой княгини начинается постепенное благоустройство этих территорий. Появляются первые епархии: Полоцкая, Туровская /1000-10005/ годы.
  Однако вопиющая бедность этих земель не давала возможности местным князьям /Изяславу, Святополку/ строить храмы и содержать духовенство.
  
  Изяслав, Святополк, Святослав древлянский и Судислав псковский вели собственную политику, независимую от европейских государств. Они хотели получать ту же экономическую помощь, может быть в меньшей степени, чем её получал Киев, но достаточную, чтобы оторвать народ Белоруссия от возмутительной нищеты.
  
  Белорусские князья посылали полки воинские в поддержку Византии. Полки эти героически сражались на восточных фронтах и слава о славянском оружии множилась, приносила временное облегчение Византийской аристократии, за что той, однако, нужно было платить.
  
  Анализ правления Изяслава показывает, как он мало считался с политикой европейских центров, самостоятельно вёл торговлю с прибалтийскими народами, с близлежащими странами.
  
  Его сын Брячислав Изяславович был походом на Новгород. Чтобы порушить добрые отношения белорусов с русским соседом германские князья пришли также в российские пределы, но сделали это как варвары, разгромив многие православные церкви, умышленно приписав злодейство своё Брячиславу.
  
  Христианство не всегда мирно приживалось на славянских землях. Были многочисленные примеры сопротивления. Но Белоруссия приняла христианство добровольно, на полном согласии сторон, потому что заповеди Христа непосредственно касались в том числе именно этого народа, беднейшего на территории Европы.
  
  Даже Новгород в те времена ещё славил Перуна и Киев, вотчина князя Владимира, молился Даждьбогу, но Полоцк стоял нерушимо и были на счету Брячислава и сына его Всеслава блестящие победы, впрочем, как и ужасные поражения.
  
  На вознёсшейся вдоль Днепровского берега круче построен Софийский Собор. Древняя христианская святыня.
  
  Сама земля Полоцкая низменная. По ней текут известные в Европе реки: Западная Двина, Дисна, Дрисса, на пойменных землях которых и живёт часть западных белорусов.
  Земли эти привлекают завоевателей. Красивейшие места Европы. Много озёр: Освейское, Нещердо и другие.
  
  Но София стоит на высоком холме. Холм овивают свирепые ветры. В кронах сосен слышатся голоса языческих богов, что до сих пор не ушли из этих мест и всё пытаются восстановить былое могущество.
  Для того и стоит София, чтобы не дать тому сбыться.
  
  Попытки подчинить Белую Русь предпринимались неоднократно. В битве на Немиге под Минском /1067/ год Всеслав Полоцкий держал бой "жестокий и много людей пало", сообщают летописи.
  Бежав из плена уже не молодой, но полный сил и задумок, Всеслав в христианских традициях, не помня зла предлагает мир противникам.
  Мир не принят.
  Белорусский народ сплачивается вокруг своего вождя и осенённый крестными знамениями православных первосвященников, одерживает победу за победой.
  
  Народы должны помогать друг другу, - говорит Всеслав.
  Но помощь Византии иссякает. Киев держит округи в жёстких руках, преследуя доброхотов и тех чиновников Византийской империи, которые увидели в белорусах настоящих друзей своей державы.
  
  Экономика Белоруссии развита недостаточно. Вооружение поставляется извне. Частые войны обескравливают страну. Всеслав предлагает Царьграду объединение и Царьград поддерживает идею. Но руки у него связаны Киевом.
  
  Северо - Западный край Белоруссии оказался на перекрёстке международных событий; со стороны Литвы наметилось вероломство - постепенный цикличный захват земель Белой Руси.
  Образованы одно, потом другое, затем третье княжества литовские. К середине 13 века князь Миндовг объединяет их. Сюда отпадает почти вся территория современной Белоруссии и частично Смоленская земля.
  Верность белорусского народа принципам христианства, терпимости к иным религиям и нетерпимости к давлению на быт, уклад и традиции заставляют литовскую власть считаться с местным населением. Литовские князья вынуждены жениться и отдавать детей своих своим новым белорусским родственникам.
  Окружение из коренных славян - христиан заставило сына Миндовга Войтешека принять христианство, поверить в истинного Бога, стать верным слугой православной церкви, совершить немало подвигов на ниве служения славянским народам.
  
  Пошёл необратимый процесс взаимопроникновения культур. Культуры русская, белорусская, литовская успешно развивались, появились идеи объединения Белоруссии, Литвы и Руси.
  
  Но католицизм скоро проявил себя. Широко известен в истории христианства факт казни трёх литовцев, принявших православие.
  
  Только Белоруссия стояла крепко. Когда Ольгерд отправил в темницу московского митрополита Алексея, княжеские сыновья Андрей и Дмитрий возглавили дружину из белорусской знати ради его освобождения.
  
  Тихий и спокойный народ Белоруссии в решающие моменты истории подставил плечо своё ещё не оперившейся, ещё только нарождающейся московской державе.
  Москва приняла на себя терновый венец Третьего Рима. Теперь она уже не могла обойтись без друзей, без сподвижников. Наследники Вавилона и Ассирии, захватив Царьград, обрушив Византию, обратили хищные взоры свои на православную Московию.
  И не устоять вновь Третьему Риму если бы не братские плечи.
  
  Левое - Киев; правое -Минск.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"