Диггер Борух Алиевич : другие произведения.

Илья Копиевич

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Текст произведения "Илья Копиевич"
  
  
  
  - Кто этот человек, что сидя в Амстердаме, думает о России?
  - спросил царь Пётр Первый, обращаясь к боярам, окидывая
  ястребинным взором склонённые в почтении русые, седые, воронёные головы соратников, верных своих псов.
  Ответил Толстой, человек средних лет, державшийся независимо в силу того, что род его был очень древним. Его прямой предок Индрис,- выходец из Германии, некогда обосновался в Чернигове, там и получил крещение по православному обряду.
  Царь благоволил к Толстому и некоторые вольности ему позволял.
  
  - Этот человек Илья Копиевич, книгоиздатель. Белорус.-
  - Где такая страна? Почему на карте нет?
  - Война, main xerz, маленькие территории редко остаются независимыми.-
  
  Внимание Петра привлекли книги, привезённые из Амстердама русскими купцами. Некий Копиевич открыл типографию, где печатал большими тиражами просветительные книги, в том числе на русском языке.
  Видно было, что автор книг интересуется судьбой России, реформы Петра его ваоодушевляют.
  Особенно пришлись по душе русскому царю учебники.
  Среди них арифметика, русско-латинско-голландский словарь, русско-латинско-немецкий разговорник.
  Пётр держал в руке увесистые фолианты и качал головой.
  
  - Это же надо! Языки народов переложить на бумагу и к каждому слову подобрать его значение на языках, далеко отстоящих друг от друга.
  - Большое дело делает этот человек.
  
  - Ты, дорогой, - обращаясь к Толстому, - запиши для памяти. Авось пригодится.
  
  Летом 1697 года в город Амстердам прибыло первое русское Великое посольство. Состоял в нём и русский царь.
  Приехал учиться, потому что в России не было в то время ответов на множество наболевших вопросов. Например, отчего Россия, богатая природными дарами и талантливыми людьми, испокон века плетётся в хвосте у Европы?
  
  Или, есть ли способы организовать разноязыкие народы России так, чтобы не угрозами они держались друг друга, а привязанностью, и в чём эта привязанность должна проявляться?
  
  Самодержцу остро требовались учителя. Причём учителя современные, пропагандирующие не только светские науки, но и науки точные, а кроме того способные находить пути к сердцам людей.
  
  Россия - страна непредсказуемая. Сегодня ты царь, а завтра - шваль.
  
  Пётр с младенчества познал школу жестокости, человеконенавистничества и не хотел ощутить на своей шее топор или верёвку палача.
  
  Есть такие люди на Западе - гуманисты. У них можно многому поучиться.
  
  
  Илья Копиевич в Амстердаме славился учёностью и предприимчивостью. Родители не то, что бедные, так, с середины на половинку. Однако сына выучили.
  В городе Слуцке, за пятьдесят лет до встречи русского царя Петра с молодым учёным, местный князь Радзивилл открыл первую гимназию на восточно славянских землях.
  Ватикан насаждал на этих территориях католицизм, но гимназия отказалась подчиняться епископату. Сюда, в Слуцкое училище, собирали со всей Белоруссии талантливых детей. Методы и формы обучения отражали самые передовые взгляды по тому времени среди научной мысли Европы.
  Спонсором училища был молодой Януш Радзивилл, который считался христианином, но не православным, он был кальвинистом, противником каталицизма.
  В этих условиях учителя гимназии могли смело высказывать свои мысли, не страшась инквизиции и со временем Слуцкая гимназия наводнила Европу известными деятелями белорусской, польской, литовской и русской культуры, науки, литературы и искусства.
  
  Многие выпускники сами стали преподавателями и профессорами знаменитых западноевропейских университетов.
  
  Ещё будучи студентом училища Копиевич начал свою преподовательскую деятельность. Он оказался очень талантливым юношей. Обладал организаторскими способностями. Внушил семье Радзивиллов мысль открыть при училище интернат, где впоследствии воспитывались крестьянские дети на полном пансионе.
  
  Познакомившись с Копиевичем, Пётр Первый пришёл в восторг. До того он никогда не встречал людей со столь блестящим интеллектом. Энциклопедические знания молодого учёного настолько подавили русского царя, что он предложил Копиевичу встречаться с ним пореже, например, раз в неделю.
  
  - "потому что мозги мои не выдержат столь огромного количества знаний, они и для другого нужны мне".-
  
  Но всё же они встречались и, уезжая из Амстердама, царь захватил Илью с собой. Первое время тот обучал Петра знаниям иностранных языков, географии, изящных искусств, но постепенно круг слушателей лекций расширился. Пётр обязал всех членов иностранной коллегии брать уроки у Копиевича, а затем всех членов царской семьи многих управляющих прказами.
  
  Примером для Копиевича всегда служил восточнославянский первопечатник Франциск Скорина. Но на практике он сотрудничал и с Я. Тессингом, консервативным человеком, который осуществлял финансирование книгопечатания, после смерти финансиста в 1701 году Илья взял всё дело целиком в свои руки.
  
  Способность Копиевича трудиться по шестнадцать, восемнадцать часов в сутки импонировала царю. Он упрекал своих бояр, ссылаясь на пример молодого учёного. Сам он был такого же склада характера и этот ритм жизни любил навязывать другим.
  
  За короткий период с 1699 по 1706 гг Илья Копиевич перевёл, составил, напечатал и написал более двадцати книг.
  Среди них:
  "Введение краткое во всякую историю".
  "Краткое и полезное руковедение в арифметику".
  "Грамматика латинская".
  "Притчи Эссоповы".
  И другие, в том числе работы по астрономии.
  
  Для Петра Первого, русского самодержца, Копиевич написал и напечатал "Книгу, учащую морского плавания".
  
  Прочитав её Пётр, издаёт указ об открытии в Москве навигационной школы.
  
  - Есть, что учить, ан некому учиться! -
  - Воскликнул он в изумлении от совершенного творения мастера, никогда не служившего на флоте.
  - Он не подумал, что учёный прекрасно знает астрономию, учавствовал в Амстердаме в разработке новейших чертежей по строительству судов и потому лёгкость с которой он написал столь сложную книгу, казалась царю сказочной.
  
  В подарок императрице Российской Копиевич пишет и печатает в 1702 году календарь.
  
  Судьба не была милостива к сыну белорусского народа. В детстве ему приходилось много страдать, попадал в литовский плен, в польский. Был лишён имущества на родной своей Берестейщине, что неподалёку от Ляховщины в Белоруссии.
  
  В начале 18 века началась Северная война. В войну были втянуты Польша, Швеция и Россия. Началось противоборство царя Петра с Карлом двенадцатым. Чем всё закончилось, известно. На этот раз Копиевичу удалось избежать плена, но имущество погибло. Погибли типографские станки. Погибли выпестованные им специалисты печатного дела. Средства, которые были пожертвованы на войну.
  
  Война - злейший враг просвещения. Потому что война - природный катаклизм, направленный на разрушение. Просвещение же образует возделанную ниву, на которой всходят семена науки. Наука размывает основы
  стихийности, на которых базируются катаклизмы и потому война - враг всякой науки.
  
  Рука слабела. Перо выпало из пальцев, оставив чернильный след на листке бумаги.
  
  1714 год, год смерти Великого Белорусского Просветителя.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"