Сорока : другие произведения.

Трудно быть богом. "Хроники забытых колоний" Андрея Чвалюка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор цикла повестей А. Чвалюка "Хроники забытых колоний

  В одной умной книжке сказано, что мир был создан за семь дней. Цикл повестей Андрея Чвалюка "Преодолеть табу", "Сигналы утонувшего маяка" и новый текст "Из двух вариантов" (название условное), еще находящийся "в обкатке", создавался явно не за неделю. Обстоятельность, с которой описывается жизнь колонистов в анклавах, основанных землянами на далеких экзопланетах, наверняка потребовала месяцы (или даже годы) кропотливой работы писателя.
http://samlib.ru/c/chwaljuk_a_n/
  

Инструкция по применению

  Следует сразу оговориться, "Хроники" - не чтиво для любителей фантастики с участием "чужих", "хищников" и прочей нечисти той же мультипликационной структуры. Мир заброшенных цивилизаций Чвалюка максимально приближен к земному. Отдельные эндемики животного и растительного мира, призванные подчеркнуть, что действие происходит все же не на Земле, существенно не влияют на сюжет, мотивации и поведение героев. Все главные действующие лица - люди, характеры и поступки исключительно человеческие, раскрывающие те же свойства хомо, что и на родной планете, но в новых предлагаемых обстоятельствах.
  Цикл повестей рекомендуется читать в определенной последовательности. Первая - "Преодолеть табу", единственная, содержащая рассказ о земном проекте, результатом которого стала отсылка в космос подобия Ноева ковчега - корабля с роботами-андроидами на борту и запасом генного материала живых существ планеты Земля. Миссия корабля - посетить все мало-мальски пригодные для жизни экзопланеты и "засеять" их земным "материалом". С этой целью на планету первым делом отправляется модуль терраформирования, который максимально "подгоняет" местные условия для жизни землян: корректирует состав атмосферы, воды, структуру почвы, расчищает от патогенов. Затем на планету прибывает модуль с генобанком и роботы-андроиды мал-помалу выпускают из лаборатории на поверхность живых существ и необходимые для питания растения. Читатель застает колонии на этапе, когда потомки первых поселенцев уже считают планету своей.
  Если начать читать повести в другой последовательности, некоторые базовые элементы мира "Хроник" останутся непонятыми. В этом главная сложность в восприятии текстов неподготовленным читателем.
  

Образы

  В центре каждой повести - главный герой, обычный житель колонии, живущий привычной жизнью, свойственной сложившейся традиции отношений. В процессе развития сюжета герой сталкивается с вызовами, которые ставят его на грань выбора между чувством и долгом, добром и злом, заставляют брать на себя решения, от которых зависит благополучие людей, находящихся рядом. Как правило именно нетривиальные вызовы и являются антагонистом главного героя в повестях Чвалюка. Ситуативно появляются откровенно отрицательные персонажи, но герой всегда выходит победителем в противоборстве.
  Как правило, главный герой "Хроник" - молодой человек, достаточно образованный для предлагаемых обстоятельств, в хорошей физической форме, что дает автору возможность провести его через приключения и испытания, преодолеть которые будучи неподготовленным, было бы затруднительно. Описание приключений - лучшие места всех повестей. Читатель, сам того не желая, поддается целеустремленности, силе воли и обаянию главного героя, сопереживает ему, находится в напряжении все время, пока тот активно преодолевает препятствия, возникшие на пути.
  На протяжении всего сюжета повестей рядом с героем находится женщина (подруга или жена), портрет которой автор выписывает с неизменной нежностью. Женщины Чвалюка - любящие, преданные спутницы, готовые на любые испытания, чтобы быть рядом с любимым. Все они прекрасны, стройны, длинноволосы и ясноглазы.
  Ряд второстепенных персонажей повестей состоит из ближайших родственников и друзей главного героя. Где-то это коллеги, где-то члены общины. Несколькими штрихами автор формирует отношение читателей к окружающим главного героя персонажам. Здесь нет никаких загадок и подвохов. Мы всегда четко определим, когда перед нами предатель, карьерист или завистник, а когда искренний, надежный друг и соратник.
  Речевые характеристики героев даны выпукло и хорошо дополняют созданный автором образ. Будь то механический робот-андроид, занудный ученый или молодой лаборант - шутник и балагур. Каждый говорит в свойственной ему манере, точно попадая в рисунок образа. Все это создает атмосферу реальности происходящего. Перед нами живые люди, со своими привычками и слабостями.
  

Сюжеты

  Перипетии сюжета строятся вокруг непредвиденных обстоятельств и неприятностей, внезапно постигших колонии. В каждой из повестей эти обстоятельства различны. Персонажи "Преодолеть табу" застряли в железном веке из-за неблагоприятных внешних условий и ограниченных ресурсов. Жители "Сигналов утонувшего маяка" были ввержены в пучину войны и междоусобицы из-за просчетов социальной инженерии. В третьей, еще неопубликованной повести, триггером сюжета становится местная патогенная бактерия, о существовании которой не подозревали "отцы-основатели".
  Автор в отличной степени владеет навыками построения остросюжетного произведения: эрудиция, широкий кругозор и незаурядная писательская фантазия способны держать читателя в напряжении на протяжении всего повествования. Повороты сюжета неожиданны, но оправданы в реалиях создаваемого мира. Поступки героев логичны и не вызывают отторжения.
  От повести к повести прослеживается влияние на творчество автора событий, происходящих вокруг него самого. В "Преодолеть табу" - это, кажется, медийный успех "Властелина колец". В "Сигналах затонувшего маяка" две противоборствующие группы людей - почти прямая отсылка к противостоянию Украины и России, как его видели украинцы до специальной операции (автор из Мариуполя, что придает текстам "Хроник" дополнительное звучание). В новой повести, еще не вышедшей в свет, сюжет - переосмысление влияния микробов на человеческий социум (коронавирус, кажется, еще долго будет будоражить фантазию писателей). Разумеется, никаких прямых аналогий в тексте вы не найдете. Но игры подсознания порой приводят к удивительным флэшбэкам.
  

Язык повестей

  Обстоятельность, с которым автор рисует свой мир, во многом следует лучшим традициям русской фантастики. Таким же подробным языком написана, например, "Туманность Андромеды". Несомненно, читатель соскучился по детальным описаниям локаций и мотивов поступков героев.
  Хорошими находками можно считать включение в язык повествования небольших стихотворений (автор неплохой поэт), а также создание местного фольклора - особых приветствий героев, поговорок и других аутентичных характеристик речевой культуры колонистов, наполняющих атмосферу повестей своеобразием и лиричностью.
  Некоторые шероховатости, выдающие почерк молодого писателя, конечно, присутствуют, но не являются критичными. Тем более что автор растет в языковом отношении от повести к повести.
  В целом, миры, созданные Чвалюком светлые и позитивные. Уверенность в том, что в итоге добро восторжествует, главный герой достигнет цели и добьется успеха, не покидает читателя на протяжении всего повествования. Собственно, что еще нужно хорошей приключенческой повести? Мы все соскучились по понятным правильным героям, действующим прямо и недвусмысленно, вопреки больной логике сумасшедшего современного мира с его БЛМ, ЛГБТ, СВО и прочими мрачными аббревиатурами.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"