Дмитриева Наталья : другие произведения.

Тут не без водолаза, или Архимаг и еврейский вопрос

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Праздные размышления о генеалогии литературного героя (на примере романов серии "Архимаг" А.Рудазова).


ТУТ НЕ БЕЗ ВОДОЛАЗА... или АРХИМАГ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС

  
   Его родиной был древний Шумер, великая империя, чьи следы теряются во тьме веков, где во времена его первой жизни правили железная десница императоров Энмеркара и Лугальбанды и божественная воля всемогущего Мардука...
   Его имя Креол, сын Креола, своим поклонникам он известен как архимаг, умерший 5 тыс. лет назад и воскресший в наше время, дабы исполнить великую миссию, добровольно возложенную на самого себя...
   Книга "Архимаг" А. Рудазова попала мне в руки лет... не помню сколько назад и была прочитана с большим удовольствием. Не меньшее удовольствие доставили последующие книги серии, начиная с "Рыцарей Пречистой девы" и до "Войны колдунов". Несмотря на то, что со временем интерес к приключениям шумерского мага и его команды поостыл, сам герой прочно занял место в моем списке интересных и запоминающихся книжных персонажей - во многом благодаря тому, что за его спиной золотом и лазурью вырисовывалась загадочная полулегендарная страна, древний Шумер.
   Впрочем, поначалу историческая часть как таковая меня не особо интересовала, а вот сам Креол Урский - очень даже. О нем, как о звезде таблоидов, хотелось знать больше и больше. Книга за книгой биография шумерского архимага вырисовывалась все четче, обрастая радующими читательскую душу подробностями. Конечно, до полного жизнеописания пока не дошло, но ведь и серия еще не закончена! О Креоле Урском уже известно немало - его происхождение не является тайной, род занятий не скрывается, характер и профессиональные навыки неоднократно описаны, жизненные приоритеты расставлены, фобии и мании демонстративно подчеркнуты. Известно также, что Креол ненавидит евреев, поскольку однажды в юности он (еще не архимаг) был по неосторожности изувечен одним рассеянным евреем. Казалось бы, с прошлым все ясно - если в нем присутствуют еще какие-то загадки, то они, прежде всего, связаны с шумерским периодом жизни архимага и не относятся к истории Шумера в целом. Древняя империя (о которой в целом немногое известно) представала со страниц так красочно и объемно, что никаких вопросов не возникало.
   Ну, почти никаких...
  
   Внешность главного героя серии "Архимаг" описывалась неоднократно: высокий, стройный, смуглый, черноволосый, с чеканным лицом. Не мужчина, а картинка. Без сомнения, будучи литературным героем, Креол мог выглядеть как угодно - и конечно, внешняя привлекательность добавляла ему очков. Свою роль сыграло его шумерское происхождение, ведь в представлении читателя древний шумер вряд ли будет рисоваться рослым голубоглазым блондином скандинавского типа. Казалось бы, какие тут могут возникнуть вопросы?
   Но они возникли и совершенно неожиданно.
   А началось все довольно просто: перечитывая книгу одного уважаемого историка и этнолога, я вдруг наткнулась на краткое описание шумерского антропологического типа. Приведу его полностью: "...шумерский тип: низкорослые, коренастые, с рыжеватыми волосами и тонкими губами".
   Не может быть, сказала я, но оказалось, что очень даже может. Фрагменты древних изображений, найденных при раскопках в шумерском городе Уре (родине Креола), это подтверждают: на них шумеры изображены низкорослыми, коренастыми, круглоголовыми, лупоглазыми и носатыми. И еще - гладко выбритыми, без всяких следов роскошных кудрявых бород, характерных для более позднего периода. Конечно здесь можно было бы сделать ссылку на художественную условность образа, однако такая условность находит воплощение в определенном каноне, а канон - это правильное изображение. То есть внешность шумеров представлена условно и обобщенно, но на первый план выведены наиболее типичные черты - рост, особенности сложения и прочее.
   В той же книге нашлось еще одно описание, на этот раз семитского антропологического типа: "...Семиты - высокие, стройные, с прямым носом и узким лицом". Неожиданное сопоставление озадачивало - получается, что Креол был не шумером, а семитом?! Креол, который ненавидел евреев, сам был евреем?!!
  
   Я решила разобраться. Зачем? Но ведь интересно же! Когда на первый план выходит История, биография литературного героя (на первый взгляд не вызывающая сомнений) представляется в ином ракурсе. Оголтелый антисемитизм архимага может иметь в основе совсем иную причину.
   Прежде всего - что известно о шумерах и семитах, кем были первые и вторые, какая между ними связь?
  
   Историческая справка: шумеры не являлись коренными жителями Междуречья, а пришли туда на рубеже V-IV тысячелетий до н.э. Айзек Азимов считает их "кочевниками с горного массива Загр, ограничивающего Месопотамскую низменность с северо-востока", но по другим сведениям они прибыли в Междуречье по морю, и этим, вероятно, объясняется ареал их расселения - нижнее течение Евфрата. Таким образом шумеры не были первыми обитателями Междуречья, но уровень их культуры превосходил культуру аборигенов; шумеры создали искусство строительства монументальных сооружений (зиккуратов), приняли на вооружение колесную повозку, разработали систему мер и весов, изобрели календарь, занимались астрологией и математикой и самое главное - изобрели и внедрили в обиход клинопись, первый в мире письменный язык (около 3400 г. до н.э.). Неудивительно, что они довольно скоро заняли лидирующее положение в регионе.
   Неизвестно, как развивались отношения пришельцев с аборигенами, были ли последние покорены и обращены в рабство или естественным образом смешались с прибывшими. Второй вариант вероятнее, поскольку шумерский этнос сформировался именно в Междуречье примерно в середине IV тысячелетия до н.э. Развитие письменности возвысило шумеров над прочими народами, а открытие методов выплавки медного и бронзового оружия позволило удержать лидирующие позиции.
   Нет сведений, что у шумеров в ранний период (до 2800 г. до н.э.) существовало единое государство, но это вполне вероятно. Скорей всего столицей его был город Ниппур, который впоследствии долго оставался религиозным центром Шумера. К 3300 г. до н.э. главную роль начинает играть город Урук, в котором активно развивается письменность (древнейшие надписи найдены в руинах этого города). Процветание и мощь, возникшие с расцветом торговли, вслед за появлением письменности способствовали росту влияния города, и к 3100 г . до н. э. он стал самым крупным городом мира, покрывая площадь более 5 кв. км; его храм, вероятно, являлся крупнейшим зданием в мире того времени.
   Есть сведения, что до 2800 г. до н.э. Шумер процветал, однако потом южные города и Урук в их числе постигла катастрофа - страшное наводнение, обозначенное как всемирный потоп. После него главенствующее положение ненадолго занимает северный город Киш, однако юг довольно быстро восстанавливается и на первое место снова выходит Урук. В истории Шумера начинается так называемый раннединастический период. На смену единому государству приходит совокупности номов - отдельных областей с крупным городом во главе, постоянно воюющих между собой. Период раздробленности длится 400 с лишним лет, после чего в 2370 г до н.э. Шумер завоевывается аккадским царем Саргоном Великим (или Древним), и возникает первая шумеро-аккадская империя - государство, объединенное под властью одного человека.
   2370 - первый год, когда на арену Междуречья выступают семиты, пришедшие туда после шумеров. По некоторым утверждениям их далекой родиной являлась Сахара, тогда еще не пустыня. Оттуда они перебрались в Аравию и Левант (Благодатный полумесяц), который включает в себя восточный берег Средиземного моря и всю долину между Тигром и Евфратом до самого Персидского залива. Мигрируя в Азию, семиты разделились на две группы - западных и восточных: первые частью осели на берегу Средиземного моря, частью разбрелись по Аравийскому полуострову, вторые дошли до самого Междуречья, где и столкнулись с шумерами, успевшими к тому времени обжиться на новом месте. Произошло это в IV-III тысячелетии до н.э.
   Как прошел первый контакт восточных семитов с шумерами - не известно; но соперниками они не стали в виду неоспоримого превосходства последних. Шумеры обладали знаниями, развитой культурой и сформировавшейся системой государственного устройства и общественных отношений, на их стороне было военное превосходство. Семиты же были простыми кочевниками, им нечего было противопоставить своим соседям; поэтому они заняли территорию выше Шумера и осели там, смешавшись с местным населением и образовав новый этнос, получивший впоследствии название аккадцы. Сами себя они называли "черноголовыми", и это опять-таки указывает на внешнее различие, существовавшее между ними и шумерами.
   Надо полагать, современники ни за что не перепутали бы шумеров и аккадцев - это были два совершенно разных народа, которые жили бок о бок, не особенно враждуя, но и не смешиваясь. Помимо внешности между ними существовало немало различий, начиная с языка и заканчивая привычками и образом жизни; вероятно, поначалу между этими народами не было ничего общего, но все-таки связь была установлена довольно быстро и ключом к ней стала торговля. Шумеры возделывали землю, семиты разводили скот - в таких условиях торговые отношения являются взаимовыгодным делом, более выгодным, чем война. В дальнейшем семиты, перейдя к оседлому образу жизни, активно перенимали у своих соседей все, что могло им пригодиться: в первую очередь письменность, потому что без нее невозможно было выгодно торговать, потом земледельческие навыки, ремесла, военную технику, систему общественного устройства и даже мифологию, приспособив ее под собственный пантеон. К началу III тысячелетия до н.э. шумеры по-прежнему главенствовали в Междуречье, но восточные семиты не намного им уступали. Их города были устроены не хуже, чем у шумеров, а влияние их было почти также велико. Об этом говорит возвышение семитского города Киша после 2800 г. И хотя господство Киша оказалось недолговечным, но, как первый город, правивший после Потопа (и поэтому первый правящий город в период существования достоверных исторических записей), он добился очень большого престижа. В позднейшие столетия шумерские цари-завоеватели называли себя "царями Киша", чтобы показать, что они правят всем Шумером, хотя Киш к тому времени потерял свое значение первого шумерского города.
   В период раздробленности Междуречье было охвачено междоусобными войнами, но не шумеры воевали с семитами, а отдельные номы (Ур, Урук, Лагаш, Исин, Умма, Ниппур, Киш, Эшнумма) друг с другом. Разделение по этническому признаку никуда не делось, так что впоследствии Саргон Аккадский (семит по происхождению), захвативший Шумер и распространивший шумерскую культуру по всему Междуречью, и его наследники были вынуждены постоянно подавлять восстания шумеров, не желавших, чтобы ими правили иноплеменники.
   Окончательное смешение этих двух народов произошло через века - от них и от западно-семитского кочевого племени амореев произошли новые этносы: вавилоне и ассирийцы. Смешение происходило медленно, но верно; надо полагать, семитские черты возобладали над шумерскими, как и аккадский (семитский) язык постепенно вытеснил шумерский, сделав его языком богослужений, по сути - мертвым, наподобие латыни в эпоху Средневековья.
  
   И все же вернемся к литературному герою, с которого начался этот исторический экскурс. Учитывая все вышесказанное, этническая принадлежность Креола (шумер) может быть поставлена под сомнение. Свидетельством тому его собственная внешность - фамильные семитские черты, проявляющиеся на протяжении нескольких поколений в роду архимага.
   Однако к какой семитской ветви принадлежал этот род - к аккадской (восточной) или... к еврейской (западной)? Несмотря на парадоксальность такого предположения, обе версии имеют право на существование и могут быть как обоснованы, так и опровергнуты.
   Первая, аккадская, кажется более правдоподобной: Креол мог принадлежать к ошумерившемуся аккадскому роду, перенявшему язык, верования и обычаи древних шумеров. То, что имена некоторых богов Креол произносит по-аккадски (Шамаш), а не по-шумерски (Уту), говорит в пользу этой версии. Однако некоторые факты утверждают обратное.
   Креол жил в Шумере во времена правителей Энмеркара и Лугальбанды, которых он называет императорами, хотя ни тот, ни другой ими не были (просто потому, что Шумер в это время не был империей, а представлял собой конфедерацию независимых городов-государств). Согласно "Списку царей" время их правления относится к раннединастическому периоду (2800-2370 гг. до н.э.), а оба названных правителя принадлежать к первой династии Урука (до 2650 г. до н.э.). Семейство Креола проживало в южном Междуречье, на исконно шумерских землях, в городах Ур и Урук. В это время аккадцы еще не покорили Шумер и назывались просто "черноголовые" с севера - отношения между южанами и северянами никогда не были особо дружественными, а в тот момент наметилась первая напряженность. Представители аккадского рода могли занять высокое положение на юге до потопа или после завоевания Шумера царем Саргоном, но никак ни во время ранних династий. Гораздо выгоднее для аккадца было делать карьеру в родных местах, тем более что аккадские города начинали играть более важную роль в делах Междуречья. Попытка выдать себя за коренных шумеров была бы заранее обречена, поскольку внешность Креола и его родственников говорила об обратном.
   Но есть и другой вариант - версия номер два, с еврейскими корнями.
   Казалось бы, о каких евреях может идти речь? Первый еврейский патриарх Авраам эмигрировал из Ура Халдейского в землю Ханаанскую (Палестину) лишь 800 лет спустя, спасаясь от нашествия эламитов. До рождения Моисея оставалось где-то полтора тысячелетия. Кем же были евреи во времена Креола, где жили и какая связь между ними и шумерами?
   Достоверных сведений на этот счет нет. Однако толкователи библейской Книги Бытия приводят любопытные факты. Прежде всего - географическое расположение земного рая совпадает с географическим расположением южного Междуречья, т.е. древнего Шумера. Далее - между библейской первоисторией и шумерскими мифами наблюдается удивительное сходство, а в сказании о потопе даже гора, к которой пристал Ноев ковчег (Арарат, Ариарата - высочайшая вершина горного кряжа к востоку от Тигра), является той самой горой, на которой остановился корабль шумерского героя Ут-Напиштима. Все это может быть обычным заимствованием или двумя вариантами одного и того же предания. Если такое допустить, то история древних евреев оказывается связанной с историей древних шумеров гораздо теснее, чем это принято думать.
   Согласно Книге Бытия после потопа предки евреев двинулись на запад, пришли и осели в долине Сеннаар (Южном Междуречье), то есть вернулись на место своего земного рая. Как раз в это время они и получили этноним "евреи" - от имени своего прародителя, правнука Ноя Евера, означающего "перешедший реку". Этой рекой был Евфрат. За Евфратом располагается Ур, один из главных шумерских городов, столица позднего Шумеро-Аккадского царства, разрушенный эламитами в 2003 году до н.э., библейский "Ур Халдейский" и родной город архимага Креола. Совпадение? Не думаю. Факты говорят о том, что евреям в Шумере (как и их потомкам в Вавилоне) жилось очень даже не плохо. С древними шумерами их связывали общие интересы: политические (совместное противостояние растущему влиянию аккадцев, с которыми отношения у евреев не сложились) и торговые (так как у евреев были налажены связи с западными странами, в первую очередь с Ханааном). А если учесть, что в начале III тысячелетия до н.э. религиозные догмы не настолько довлели над повседневной жизнью евреев, как это было позднее, и что по всей вероятности в ту пору у евреев существовало множество племенных богов, то найти общий язык с шумерами им было гораздо проще.
   Известно, что добиться высокого положения на новом месте можно, переняв веру и обычаи аборигенов. Вполне вероятно, что представителя не слишком щепетильных еврейских родов могли так и поступать, а их дети уже искренне считали себя шумерами. В этом случае становится понятна ненависть Креола к евреям, сохранившим приверженность к верованиям предков - история не раз подтверждала, что неофиты очень нетерпимы к своим прежним единоверцам.
  
   Так был ли Креол евреем? Был ли он аккадцем? Был ли он шумером?
   Как назвать представителя ошумерившегося семитского рода, поддавшегося обаянию более древней и развитой культуры, переселившегося на благодатную почву Южной Месопотамии и пустившей там крепкие корни?
   Пусть каждый решает, как хочет, а История в очередной раз улыбнется над литературными героями...
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"