Доценко Алексей Иванович : другие произведения.

Таможня

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Т А М О Ж Н Я

Мы платим налоги, чтобы кормить армию чиновников, которая собирает у нас налоги.

Народная мудрость.

   Не знаю, какие чувства охватывают вас, когда вы приближаетесь к государственной границе, где вам предстоит пройти необходимые формальности у пограничников и таможенников, - меня обычно неприязнь в связи с тем, что на некоторое время приходится находиться в зависимости от людей, чей коэффициент интеллектуальности не более восьмидесяти единиц, а уровень снобизма и самодовольства невообразимо высок; эмоциональный же мой фон примерно соответствует посещению стоматологического кабинета или зала заседания суда. Хочется, чтобы процедура проверки тела, багажа и документов завершилась как можно быстрее, и ты поскорее оказался вне препротивной зоны.
   Я довольно много путешествую и могу смело утверждать, что из трех видов транспорта, при помощи которых вы пересекаете границу, наиболее безболезненным с точки зрения общения с погранично-таможенными службами является самолет: и сотрудники более вежливые, и проверка без особого пристрастия, несмотря на то, что приходится снимать обувь и вынимать из карманов металлические предметы. Но, если вы не перевозчик наркотиков и не террорист, авиаграницу вы пройдете без осложнений. Вторым по неприятности является поезд: здесь пограничники и таможенники получают более низкую зарплату, нежели их коллеги в аэропортах, а потому отбор кандидатов менее жесткий, и на работу по проверке пассажиров поездов попадают худшие люди. Их совершенно не волнует, что время три часа ночи, вы в состоянии глубокого сна, они не поверят вам на слово, что багажный отдел под вашим сиденьем пуст, им непременно надо это проверить. Большое удовольствие пограничникам доставляет получение ответов на вопросы о ваших прошлых местах жительства и происхождении фамилии, а таможенникам проверка содержимого банки с компотом в сумке с едой. Если в аэропортах на низших пограничных и таможенных постах работают иногда люди, которые в школах были хорошистами, то по поездам ходят глубокие троечники, которые не отличают не то что аромеев от амореев, мейстерзингеров от миннезингеров и гризетку от субретки, но и даже Бабеля от Бебеля, Шопена от Шопенгауэра, Канта от Конта и порядочность от непорядочности. Однако самых отъявленных негодяев в форме вы найдете при пересечении границы на автомобиле; здесь работают те, кто не читал в жизни ничего, кроме таможенного кодекса и нескольких инструкций - патологические личности, получающие удовольствие от неудобств и страданий себе подобных, алчущие обогатиться незаконно сверх своей мизерной заработной платы. С этими маргиналами вам волей-неволей приходится сталкиваться и претерпевать их временную власть над собой, делегированную свыше непорядочными людьми другого порядка: образованными, жестокими и циничными. Критика чиновников не есть задача этой статьи, но я полностью согласен с Лениным, который называл государство "особым аппаратом насилия", и смею утверждать, что глубоко порядочный человек, в принципе, не пойдет на государственную службу. Хорошо известно, что чем выше ранг слуги народа, тем больше ему в жизни приходилось переступать через себя, попирать законы морали, предавать друзей, творить иные подлые деяния. Скептикам и несогласным с моими суждениями не следует говорить мне об академике Сахарове и других исключениях: я говорю о 99 процентах, а не об одном.
   Сказанное выше относится к странам так называемого СНГ и прочим бывшим республикам великой державы под названием СССР. Как вы помните, большие проблемы с пересечением отсутствующих ранее границ возникли непосредственно после раздела нашего государства, создаваемого веками. Задавали ли себе вопрос в 1991 году Ельцин, Шушкевич и кто там был третий из Украины, хочет ли подавляющее большинство населения (но не горстка глупых и упрямых националистов), по крайней мере, трех восточнославянских стран, раздела великой страны границами, чтобы сложнее было попасть к своим родственникам в братскую республику, чтобы поезда шли на три часа дольше, чтобы почтовые отправления и телефонные переговоры выросли по цене вдесятеро, чтобы национальные меньшинства ощутили давление со стороны новых правительств, чтобы военные объекты на многие миллиарды долларов были приведены в негодность и демонтированы, чтобы, наконец, памятники Великой Отечественной войны были разрушены? Нет. Руководители второго порядка желали стать первыми. Им хотелось власти, денег, статуса и прочих благ. На радость США. Политические демагоги и сверхкоррумпированные высшие чиновники произвели раздел великого государства, не ими созданного, на горе народам, населяющим территорию в 22,4 миллиона квадратных километров. А теперь идеологи подводят платформу под историческую необходимость развала. Егор Гайдар даже написал обширную статью, где приводит исторические параллели и обстоятельно доказывает, что СССР должен был обязательно когда-нибудь распасться, как в свое время случилось с Австро-Венгерской и Британской империями. Ничего подобного! Была возможность сохранить целостность державы в 1991 и провести государственные реформы без отделения Белоруссии и Украины (по Прибалтийским странам не готов утверждать), если бы у руля тогда оказались более сильные и достойные политики. Ведь понятно, что русские куда ближе к белорусам и украинцам, чем, например, к татарам, но почему же тогда Казань не отделилась при распаде Союза от России? Думаете, потому что Татарстан являлся автономией в составе РСФСР, а Украина союзной республикой? Нет, конечно, просто так сыграли свою роль политики, и главная вина лежит на российских, потому что они не поставили на место своих коллег из республик. Но, что сделано, то сделано, и нам, к сожалению, не повезло. Водворение проклятой границы между братскими народами - только одно из последствий нехорошего деяния, происшедшего в 1991 году.
   Дороги (вместе с дураками) всегда были слабым местом на Руси. В наше время мало что изменилось: в сельской местности асфальтификации до сих пор нет, в районных центрах (особенно в тех, где мэр вышел из криминальных кругов или просто наглый вор) ямы и рытвины на давно прохудившемся покрытии препятствуют нормальной езде, ремонт дорог в областных центрах проводится в три раза реже нормы, даже в столице, проезжая по МКАД надо смотреть в оба, а то можно перевернуться, попав в осевшую колею, возникшую в связи украденными строителями дорог важными ингредиентами покрытия. Но самое сложное и опасное - поездка на машине на дальние расстояния. Ведь по родному городу вы передвигаетесь каждый день, как правило, по одному и тому же маршруту, а потому помните все проблемные места, предусмотрительно объезжая их. О многокилометровых трассах вне места жительства, если, конечно, ваша профессия не дальнобойщик, вы не знаете ровным счетом ничего. А препятствий много: на спусках вас поджидают трамплины, построенные добрыми самаритянами, чтобы ваша машина подпрыгивала на полметра, десятки километров однополосных трасс, кишащих гаишниками, затаившимися в кустах, чтобы взять с вас мзду, когда вы устали ехать со скоростью сорок за фурой и, не выдержав, решили ее обогнать, тысячи колдобин, убивающих колеса с подвеской и прочие прелести. Говорят, что самые неблагополучные дороги на Урале и в Сибири, в сравнении с ними шоссе на юг - просто немецкие автобаны.
   Май 2007 года выдался исключительно, ненормально жарким. Температура выше тридцати установилась уже к середине месяца. Именно в это время я второй год подряд отправился на машине в автопробег по маршруту Москва-Харьков. Семьсот километров с небольшим - такое же расстояние, как от столицы до Петербурга, но трасса куда сложнее: там вы проезжаете только Тверь и Новгород, а здесь предстоит преодолеть целых четыре областных центра, расположенных на примерно равном удалении друг от друга (Тула, Орел, Курск, Белгород), и, главное препятствие, - российско-украинскую границу. Если во время предыдущего путешествия я имел слабое представление о проблемных местах, а потому подвергся штрафам - в связи с превышением скорости у поста под Тулой, тройным нарушением (обгон, пересечение сплошной, скорость) на объездной дороге под Орлом - то теперь опыт и отсутствие служителей порядка в понедельник днем помогли избежать больших проблем, и расстояние от Москвы до Белгорода было покрыто за шесть часов. Пара трамплинов, нанесших вред подвеске и несколько ям - вот и все неприятности в пути. До Харькова оставалось восемьдесят километров, впереди лежала Украина и конец семисоткилометрового пути.
   Не помню, имеются ли на территории бывшего СССР два областных центра, расположенные ближе друг к другу, чем Белгород и Харьков. Расстояние между ними - 80 километров - настолько мало, что преодолеть его можно меньше, чем за час. До 1991 г. так и было, но после событий по разделу державы все кардинально изменилось: как раз на равном удалении между обоими городами, испортив несколько гектаров благодатной земли, разместилась государственная граница между Россией и Украиной. Там, где раньше стояли два знака, оповещавших о выезде с одной области и въезде в другую, разместились многочисленные строения, обнесенные мощным сеточным забором, увенчанным колючей проволокой. Высокие металлические вышки неясного назначения днем в ясную погоду хорошо заметны за десять километров до границы. Ночью, в темноте, их тоже видно: в верхней части горят красные огни, наверное, чтобы низколетящие объекты не столкнулись с ними. Десятки сотрудников в разной форме вальяжно разместились в будках и неспешно делают свою работу.
   За сто метров до первого российского шлагбаума и на всем протяжении до него располагаются стихийные страховые агенты, предлагающие приобрести украинский желтый полис ОСАГО - без этого документа на инотерриторию вы не въедете. Минимальный тариф - за пребывание на Украине до десяти дней - надо заплатить что-то около десяти долларов. Наличие полиса проверяют уже на украинской границе, и не приобрели вы его до въезда - придется вернуться за ним снова на российскую территорию.
   В прошлом году поездка моя состоялась в начале июля, и я помнил, что на границе пришлось провести около двух часов. И на этот раз я надеялся потерять не больше времени в неприятном месте. Обогатившись страховым полисом, я двинулся к первому российскому шлагбауму. Управляющие этим устройством пограничники находились в будке, и, не обратив на мою машину никакого внимания, пропустили меня. Я попал в обширный двор, где дорога для легковых автомобилей уходила несколько левее, а для большегрузных шла дальше прямо. Фур в ближайшем видимости не наблюдалось, зато легковушки образовали очередь, разделенную на три потока, в каждом из которых выстроилось по семь-восемь машин. Более половины транспортных средств были зарегистрированы на Белгородщине или Украине, московских или подмосковных номеров было не более двадцати процентов. Сезон крымского отдыха еще не наступил, и желающих отдохнуть в Малороссии пока было не много. Каждый поток обслуживала сотрудница пограничной службы в соответствующем окошке. Вокруг будок мерно прохаживались мужчины-таможенники, время от времени заглядывая в багажники проходящих контроль автомобилей. К машинам и с российскими, и украинскими номерами внимание проявлялось примерно одинаковое: поверхностный взгляд в багажник, вопрос, что в сумках и пожелание счастливого пути. В общем, без пристрастия и корректно работали российские таможенники. Пристроившись в самый короткий, как мне показалось, ряд, я, отключив двигатель, стал ждать. Поток был выбран неверно: тот, что справа, двигался несравненно быстрее, видимо, вследствие большей расторопности девушки в будке. На каждую машину передо мной уходило до пяти минут, так что полчаса безвозвратно ушло, прежде чем мой ниссан уперся в очередной шлагбаум.
   Я вышел из машины и подошел к окошку в будке. Моему взору предстала строгая дама в очках, которая испросила у меня документы на машину и паспорт. Повертев документы в руках, она пару минут их изучала, рассматривая мелкие детали со всех сторон, затем развернула последнюю страницу загранпаспорта и с силой поставила на нее штамп с датой пересечения границы. С чувством выполненного долга дама вручила мне мои бумаги, и я вернулся к машине, где уже появился парень в серо-зеленой форме - российский таможенник. Обойдя вокруг моего транспортного средства, он спросил меня, что я везу с собой. Узнав, что в багажнике только личные вещи, удовлетворенный сотрудник не стал даже просить меня открывать автомобиль для проведения осмотра.
   Таким образом, российская часть границы не создала больших проблем и заняла немного времени. Предвкушая скорое окончание процедур и въезд на заветную территорию, я двинулся к украинской земле, со скоростью десять километров в час преодолевая сто метров нейтральной территории. У шлагбаума въезжавших ожидали два крутейших лежачих полицейских и громила в камуфляже, похожий на актера Пореченкова в фильме "Девятая рота". Неровности дороги надо было преодолевать крайне медленно, иначе риски повреждения днища машины резко возрастали, а пограничник, спросив у меня, какого государства я гражданин (как будто это не видно по флагу на номере машины), вручил мне украинскую миграционную карту. Текст в ней на двух языках - украинском и английском, несмотря на тот факт, что подавляющее большинство "клиентов" границы в качестве родного пользуются русским. Вдруг я вспомнил, что даже в бангкокском аэропорту, где очень и очень бестолковая многочасовая процедура прохождения погранично-таможенных формальностей, имеется русскоязычный текст для облегчения понимания документов. А здесь - нет, понимай, как хочешь. Громила, ткнув пальцем в один из пунктов, и не подозревая, что оба языка мне известны, спросил, а знаю ли я, что означает "Мета прибуття"? "Цель прибытия", понятно дело!
   На этот раз очередь к будкам достигала десяти машин в каждом из трех потоков. Но украинские пограничники выполняли свои обязанности куда медленнее своих российских коллег. Непонятно почему. Хотя у меня есть одно предположение: наверное, потому что их заработная плата раза в три поменьше будет. И работают они, соответственно, в три раза медленнее. Что ж, вполне логичное обоснование. Хотя близился вечер, погода была жаркая. Душный воздух, сдобренный выхлопными газами урчащих в очереди машин, действовал дурно на окружающих: пересекающие границу нервничали, сотрудники злобно пытались подольше продержать мигрантов за бессмысленным времяпрепровождением в муках ожидания. Около часа двигалась очередь. Причину задержки я понял, только вручив документы лицу в окошке. По правде говоря, это было вовсе не лицо, а морда. Наглая, жирная морда украинского пограничника, который упивался своей минутой власти надо мной. Женщин среди малороссийских пограничников не наблюдалось, скорее всего, по причине того, что на столь почетные места и мужчин набиралось с избытком. Боров прежде всего велел мне подогнать машину прямо под окошко, после чего неспешно взял у меня бумаги. Долго (около двух минут) изучал желтый лист полиса ОСАГО, приступил к свидетельству на машину, а потом вдруг вообще закрыл окошко и стал о чем-то беседовать с другим пограничником, отложив в сторону мои документы. Минуло пять минут. Окошко раскрылось, и изучение техпаспорта продолжилось. Близилось завершение эпохального мероприятия, но в этот момент кто-то некстати вошел в будку, похоже, чтоб организовать оформление документов для "клиента" вне очереди. Еще пять минут. Наконец, меня отпустили, но пограничник на улице широким жестом указал мне направление движение к последнему бастиону - украинской таможне - направо! Проехав метров двадцать, я увидел столб с указателями: зеленый коридор - прямо, красный - направо. По всем кодексам мне нечего было декларировать, так и надо было ехать прямо! Видимо, жара и наглое поведение малых чиновников притупили мое правовое сознание, и, как последний глупец, я сделал роковой поворот. Ехать в красную зону украинские пограничники заставляли большинство российских машин без разбора.
   Приблизившись, я увидел всего две досматриваемые машины. Когда мой ниссан достиг зоны осмотра, оставалась всего одна: четверка жигули с открытыми багажником и всеми четырьмя дверьми. Два "специалиста" таможни копались внутри в поисках чего-то. Я вышел из машины, и внезапно рядом материализовался небольшого роста человечек с неприятными усиками и красным сверх нормы лицом, свидетельствовавшим о пристрастии к алкоголю. Как стало понятно, он взял на себя нелегкий труд заниматься контролем моего движимого имущества. Прежде всего, этот хорь протянул мне какой-то Акт проверки автомобиля неведомой формы и содержания, опять же на украинском и английском языках. В отличие от миграционной карты в Акте содержались многочисленные графы, не вполне мне ясные. Проворковав что-то невнятное относительно правил заполнения документа, усатый вручил мне для заполнения таможенную декларацию более менее общепринятой формы и куда-то исчез, оставив меня в глубокой задумчивости.
   Продвинутые в философском плане люди обычно очень ценят время, осознавая краткость и бренность человеческой жизни, я не являюсь здесь исключением. Как жаль тратить бесценный ресурс на заполнение вредных бумаг, придуманных идиотами, лицемерами и злодеями, на вписывание-переписывание никому не нужной информации, которая заведомо никем не проверяется и не обрабатывается. Иное дело какие-либо опросы для Gallup или хотя бы для игры "Сто к одному". Поэтому подобные штуки заполнения маразматических формуляров я проделываю с исключительной быстротой. И на сей раз своим правилам я не изменил: кривой скорописью имя, крестики на отсутствии в багаже наркотических, взрывчатых веществ и оружия, подпись. В графе деньги отразил что имею при себе полторы тысячи долларов и тридцать тысяч рублей. Все. Пошел кликнуть хоря. Недовольно он вышел из одноэтажного здания таможни, удивленный, что прошло только пара минут и заметно уязвленный тем, что его побеспокоили раньше времени. Подозвав помощника, зомбиобразного детину с хищными глазами, таможенник приступил к осмотру машины.
   Прежде всего, открыли капот. После того, как каждая цифра VINa была сверена с данными в техпаспорте, капот закрыли. Отдохнув с полминуты, детина открыл салон и влез в бардачок, где лежали очки, панель от магнитолы, диски с музыкой им всякая всячина. Чтобы он случайно ничего не прикарманил, я внимательно следил за проверкой бардачка. Каждую вещь детина брал в руки, крутил ее так и эдак, потом возвращал на место. Ничего предосудительного найдено пока не было, и ревизия продолжилось. Нагнувшись так, что голова коснулась пола машины, таможенник влез рукой под кресла водителя. Не брезгуя, он извлек оттуда грязную тряпку и перчатки, которыми я пользовался для проверки масла в двигателе и прочих мелких работ по обслуживанию автомобиля. Заглянув еще раз под передние кресла и ничего там больше не обнаружив, детина с серьезной миной попросил меня снять задние кресла, чтобы проверить, а нет ли там контрабаса. Это меня уже раздосадовало, и я ответил наглецу, что раз ему надо, пусть сам и снимает. Ничтоже сумняшеся, тот открыл заднюю дверь машины и попробовал, в самом деле, поднять кресла. Найти рычажки и кольца для отделения кресел этому скауту не удалось, и он ограничился лишь тем, что приподнял сидения, насколько это было возможно, и нам этом успокоился, снова давая себе минутный перерыв.
   Усатый хорь все это время внимательно наблюдал за манипуляциями рьяного подчиненного, о чем-то глубоко задумавшись. Он явно принял на грудь, но недостаточно (ведь надо было еще работать!), и выражение его маленьких злобных глазок ничего хорошего не предвещало. Я понял, но поздно, что честно задекларировал довольно крупную сумму денег. Оставалось проверить содержимое багажника. Я открыл дверцу, детина подошел и, почесав затылок, в прострации остановился, обдумывая, что же делать дальше: отпустить меня с миром или приступить к инспекции вещей, находящихся в багажнике. Но вдруг оживился хорь: внезапно выйди из ступора, он подошел к нам и не терпящим возражения тоном велел вынимать все, что находилось в автомобиле на длинный деревянный стол слева от дороги, предназначенный как раз для того, чтобы с пристрастием копаться в чужом имуществе.
   В багажнике находились небольшие две сумки с одеждой, коробка с неполной бутылкой французского коньяка, сумка с ноутбуком и системный блок настольного компьютера, который я вез в подарок племяннику. Неспешно порывшись в сумках - детина в одной, Азазелло в другой - таможенники рассмотрели мой красивый ноутбук фирмы Compaq, и вот дело дошло до системного блока.
   - Почему не указали в декларации, что провозите подакцизные товары? - радостно разыгрался Хорь.
   Чувствовалось, он напал на золотую жилу, и теперь не отпустит меня просто так. Но я боролся:
   - Какие еще подакцизные товары?
   - Вот этот вот системный блок. Где на него документы?
   - Да нигде, в Москве остались. Зачем они? Это старый системный блок без упаковки, который используется мной для личных нужд.
   Хорь страстно желал денег и не унимался:
   - В таможенном кодексе сказано, что ноутбук является вещью личного пользования, а настольный компьютер - нет. Разрешается провозить одну вещь неличного пользования без пошлины стоимостью не более 200 евро, а этот системный блок стоит больше, значит надо платить пошлину 40%.
   - Этот блок стоит не более 200 евро.
   - Докажите, предъявите документы на изделие, товарный чек. И вообще, может, на жестком диске у вас запрещенная информация. Я могу изъять сейчас системный блок и отправить на экспертизу.
   Пьяный бред этого негодяя совсем утомил меня, но я принципиально не хотел давать ему взятку. Напрягши мозг и вспомнив кое-что из курса таможенного менеджмента, прослушанного в 2005 г., я спросил:
   - Возможно ли оформить эту вещь в режиме не импорта, а временного ввоза на территорию Украины?
   Таможенник явно не ожидал от меня своевременного проявления столь глубоких знаний, и вопрос застал его врасплох. Но сдаваться он не хотел:
   - Да, это возможно, на вам придется оставить в кассе таможни залог, гарантирующий то, что вы вывезете системный блок обратно. Когда будете возвращаться, предъявите изделие, и внесенную сумму вам возвратят.
   Не знаю, почему до меня не дошло, что надо просто обратиться к старшему смены, разобраться с ним, в случае неудачи обязательно взять фамилии этих должностных лиц, предупредить о возможной жалобе.
   Вместо этого, я решительно сказал усатому, что возвращаюсь назад, сел в машину, развернулся и поехал к украинским пограничникам. Те тут же поставили печати, я далее на российскую территорию и обратно в Белгород.
   Системный блок был ночью без каких-либо проблем доставлен поездом до Харькова, а я, снова проезжая границу около часа ночи, преодолел ее за пятнадцать минут. Ни на российской, ни на украинской территории никто даже не взглянул на мой автомобиль, на этот раз я просто поехал прямо по зеленому коридору и на вопрос таможенника, почему, ответил, что шесть часов назад уже подвергся досмотру с пристрастием, а заодно рассказал как. История удивила этого слугу народа, и, похоже, он был как раз руководителем вертепа.
   - Записали фамилию того сотрудника? Мы сменились в девять вечера, и теперь на красном коридоре другие люди. Надо было разобраться сразу на месте. Такие случаи бывают, но мы наказываем за перегибы.
   Слабо в это верилось. Последний шлагбаум был поднят, и я покинул геопатогенную зону. По широкой ночной дороге я быстро приближался к Харькову, размышляя о роли государства в нашей жизни. Никогда не достигнет человеческий индивидуум абсолютного и даже относительно полного счастья, пока существует "особый аппарат насилия", именуемый государством.
   Не думаю, что эту короткую работу когда-либо прочитают наши высшие чиновники. Как сказал как-то потенциальный выдающийся физик современности, но, к сожалению, низвергнувшийся в грязь большой политики Борис Немцов, у него нет друзей и быть не может, ибо на дружбу необходимо время - на общение, на совместное времяпрепровождение, - а его у людей такого ранга просто нет. Уж тем более у них нет этого главного жизненного ресурса на чтение статей какого-то Доценко. Если все же чудо случится, прошу, пожалуйста, господа, задумайтесь и договоритесь, не издевайтесь над своими народами. Я понимаю, что ваши знания истории неглубоки и нет у вас времени на философию, но обратите взоры на Европу, вы же знаете, как люди наций, совсем далеких друг от друга по происхождению, языкам и традициям, пересекают границы соседних государств! Вспомните, что миллионы родственников претерпевают издевательства люмпенов и теряют время, чтобы увидеть близких и привезти им подарки. Уберите "псов" с границ, сделайте проезд частных лиц свободнее! Вы сэкономите государственные бюджеты и заслужите уважение народов, которыми управляете.
  

Москва

май-август 2007 г.

  
  
  
  
  
  
  
  
  
   2
   Алексей Доценко: "Таможня"
  
  
   Алексей Доценко: "Таможня"
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"