Долбин Геннадий Валериевич : другие произведения.

Гореликова Алла "Корона"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




Прочитал пару книг Аллы Гореликовой "Корунд и Саламандра" и "Серебряный волк".

Отличительные черты серии "Корона":

Изысканный стиль. Написано очень красиво, ритмика повествования ровная, несмотря на несколько раздробленную подачу материала, но об этом чуть позже. Вот пример авторского текста:

"Ночь опускается на мир. Умолкает дневной шум, а неспешные вечерние разговоры глушит камень стен. Тишина... когда-то я любил ее. Но с некоторых пор тишина давит на меня, как могильный камень. Истончается, исчезает мир вокруг, наваливается пустота небытия, и нет от нее спасения. Страшно... <...>

Но ведь мне есть куда укрыться от могильной ночной тишины, от исчезнувшего мира! Да, всякое может случиться в видении - но, пожалуй, не в том, где оставил я короля Анри Лютого.

Здесь, в королевском кабинете, ночь тиха. Здесь можно забыть о гудящем в большой зале празднике. Забыть... разве можно забыть! Этот праздник - поражение Таргалы, поражение и позор, и платить за позор приходится лишь ему, королю! Платить собственной дочерью! И при этом рассыпаться в любезностях, блистать пышным гостеприимством, казаться вполне довольным и даже счастливым! Что ж, Марго всегда была умницей, она поняла. И ее просьбу, последнюю просьбу дочери, а не королевы Двенадцати Земель, он выполнит!"

Книги серии "Корона", особенно первая - "Корунд и Саламандра", ассоциируется у меня с "Именем розы" Умберто Эко. Но не по стилистике! А то, что писательнице довольно точно удалось передать ощущение средневекового монастырского уклада, с чем в свое время блестяще справился У. Эко. Алла Гореликова тоже в грязь лицом не ударила.  Книга получилась добротная, стильная, увлекательная: читал и не мог оторваться. Если честно, давно не встречал ничего, столь же качественно написанного. Что есть, то есть. Тем не менее, некоторые замечания все же имеются. Не по стилю, не по ляпам - их я, будем считать, не заметил: мелкие, спорные и несущественные, скорее недочеты и неточности, но ни в коем случае не ляпы! Замечания есть по сюжету и по форме подачи. Конечно, сравнивать книги Эко и Гореликовой нельзя, это не совсем корректно, да и, возможно, неправильно. Они и абсолютно разные и, одновременно, неуловимо похожие.

Жанр "Короны" - фэнтези. Присутствует расследование-дознание событий, произошедших в Смутные времена. Расследует монах "смиренный Анже" с даром провидеть прошлое через вещи, которые были свидетелями расследуемых событий. Поэтому писательница постоянно "скачет" с одного персонажа на другого: то возвращается к "смиренному Анже", то к историческим личностям Смутных времен. Поначалу впечатление из-за этого совершенно удручающее. Сюжет разворачивается слишком уж постепенно. Удерживает внимание как раз безупречный стиль - яркий, образный, но не вычурный и не пафосный.

Мир, представленный писательницей, - без особенностей.

Магия без метания громов и молний, световых и дымовых эффектов, которые так любят начинающие писатели. Здесь магия упоминается, присутствует, действует в гармонии со всем повествованием. Нет "клубящейся черной мглы" или "серебристого тумана, пронизанного сполохами молний и магических потоков".

Психологизм. Персонажи действуют не надуманно, а сообразно логике и здоровой психологии. Им веришь.

Персонажи - реальные личности, наделенные разнообразием черт, с различающейся словарной речевой базой, индивидуализированной в достаточной степени.

Штампы - безусловно есть, но Гореликова их обыграла мастерски. Чувствуется кропотливая и серьезная работа с синонимами, очень меня порадовавшая.

Сюжет. При чтении первой книги возникает ощущение, что сюжет еще только нащупывается, а вот во второй он уже прослеживается достаточно четко, единственное чего все-таки не достает и что вызывает некоторое раздражение - главный персонаж, без которого ничего бы и не было, слишком уж вяленько эволюционирует.

Представьте себе два взаимопроникающих мира (с условно переплетающимся действием). Почему условно? Потому что "смиренный Анже" переживает события односторонне: он не способен влиять на то, что видит. Ну, например, на исследуемого субьекта в прошлом (с которым совместно на одной территории временно прописан Анже) подействовали колдовством, и сие кукукнулось Анже: даровитый монах стал полуслепым, или (в ситуации с Серегой и Карелом, когда садиствующий папуля принца Карела приговаривает их к публичной порке) у Анже появляются следы ударов на спине...

На мой взгляд, автор была просто обязана изобразить картину взаимопроникающих миров более гармонично. Ощущение такое, словно А. Гореликова гонится одновременно за двумя  зайцами-побегайцами. Пытается словить обоих, но никак не получается, прямо как в пословице! Вроде только-только ухватила одного, а второй - уж позабыт-позаброшен, тогда, словно спохватившись, бросает этого и гонится за покинутым зайцем.

Попытка решить "заячью" проблему бесконечными перескоками из одного мира в другой, на мой взгляд, не слишком удачна потому, что персонажи взаимопроникающих миров эволюционируют не совсем эквивалентно. Из-за этого ощущается некий диссонанс. Но все равно, серия получилась великолепная. Алле Гореликовой свойственно как личности и как писателю постоянное совершенствование. И это отличительная черта ее книг - уверенное (и заметное) движение вперед. Это просто здорово, что в России появился настолько сильный автор!



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"