Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Аральская иконография

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Каким был Арал в годы своего полноводия? Как выглядели его просторы в прошлые века? Рука художника запечатлела для потомков Аральское море в разные периоды его жизни.


Аральская иконография

  
   Среди художников Каракалпакистана вряд ли найдется такой, которого бы не тронула судьба Аральского моря. На их глазах море уходило, как уходит близкий человек - сначала есть надежда на спасение, потом появляется тревога, потом - безнадежность и боль в сердце. С этой болью ныне многие живут, и только картины воскрешают в памяти былое величие водной стихии, как вызов пустыне, окружавшей ее со всех сторон. В двадцать первом веке Арал на девяносто процентов сам стал пустыней. Она поглотила его воды и обратила в пыль не только земли его островов, но и саму жизнь в некогда широкой акватории.
  
  Аральская пьета, 1991 [Женгиз Лепесов]
  
   Картины каракалпакских художников, творивших в разные годы, составили иконографию Аральского моря, апогеем которой стала картина Женгиза Лепесова "Аральская пьета". В четких границах красок, в кубизме фигур выражена резкая боль автора, его la pieta к свершившемуся и фактически невозвратному. Как мать оплакивает сына, так и Земля скорбит по Аралу. Он уже не в силах дотянуться до щедрой груди, поившей его тысячелетия, и в позе матери Земли застыло отчаяние вкупе с безысходностью. Но все же, аналогия с образами Святой Марии и Иисуса Христа дает хрупкую надежду на воскрешение.
  
  Шхуны около форта Кос-арал [Т.Шевченко]
  
  Крутой берег Аральского моря [Т.Шевченко]
  
   Каким был Арал в годы своего полноводия? Как выглядели его просторы в прошлые века? Рука художника запечатлела для потомков Аральское море в разные периоды его жизни. Одними из первых в живописной летописи Арала стоят картины Тараса Шевченко. В 1848-49 годах он участвовал в экспедиции по обследованию Аральского моря. Украинский поэт создал целую серию полотен и рисунков, на которых запечатлел северную часть Арала, реку Сырдарью, впадающую в него.
   Две реки, питающие Арал, в те времена были судоходными, а просторы самого озера бороздили рыбацкие шхуны.
  
   [Михаил Курзин]
  
   В тридцатых - сороковых годах двадцатого века, судя по яркому полотну Михаила Курзина, Аральское море плескалось о берега крепкой волной, а рыбацкие шхуны только и ждали выхода в море, полное рыбы.
  
  Штиль. Туманное утро. 1967 [Рафаэль Матевосян]
  
   Таким же полноводным уже в 1962 году впервые увидел Аральское море его истинный певец Рафаэль Матевосян. На протяжении всей своей творческой жизни художник пишет море. Реалистичность его пейзажей создает иллюзию присутствия, вплоть до ощущения влажного морского воздуха, туманом окутавшего шхуны ("Штиль. Туманное утро", 1969 г.).
  
  Ветер с моря, 1992 [Рафаэль Матевосян]
  
  На промысле. Муйнак [Рафаэль Матевосян]
  
  Арал. Спасение рыбаков, 2005 [Рафаэль Матевосян]
  
  Прибой у старой гостиницы, 2005 [Рафаэль Матевосян]
  
  На картинах, написанных в двухтысячных годах, тоже плещется море: то набегая легкими волнами на берег, то повергая рыбаков в пучину во время бури. Но таким образ Аральского моря хранится в памяти художника. В это время бывший порт Муйнак уже отстоит от берега на десятки километров, рыболовецкие шхуны ржавеют в песках, от повышенной минерализации воды в море погибло все живое. Чувства художника, его боль за судьбу Арала отражены в триптихе "Вчера. Долгое ожидание. Сегодня". Картина без слов говорит о трагедии, ставшей в судьбе жителей Приаралья черными страницами.
  
  Триптих
  
  
  Беда Арала, 2008 [Базарбай Серекеев]
  
   Погруженными в горе, с печатью беды на скорбных и испуганных лицах, видятся образы людей, будто выходящих из одного корня, на таком же трагическом полотне Базарбая Серекеева. "Беда Арала" написана в 2008 году. Художник верен своей "лоскутной" манере письма, большинство его полотен сверкает яркими мазками красок, напоминая национальную вышивку или шелковую ткань ханатлас. Но в этой картине краски приглушенны бурей песка и горя. И как памятники расточительству и неразумному отношению к природе стоят брошенные в песках корабли.
  
  Страдание Арала, 2010 [Джуманов Т.]
  
   Картина художника Джуманова "Страдания Арала" вновь возвращает к теме душевного соприкосновения человека и моря. Аральское море за спиной акына - это пустыня царства мертвых. Сам человек изображен в позе страдальца, голову которого клонит к земле горе. Имя страдальца - Арал! Песнь его оборвалась, но птица подхватила ее. Что в этой песне? Скорбь и слезы или надежда на возрождение?
  
  Песнь Арала [Узакбай Сапаров]
  
   Картина Узакбая Сапарова "Песнь Арала" дает такую надежду. Хоть корабль стоит не в воде, а на высоком холме, но вокруг не безжизненная пустыня, а зеленые поля, деревья с пышными кронами, и, главное - выражение лица парня с газетой "Арал" радостное! Вот только рыба уплывает сквозь строчки не по воде, а по воздуху.
   Жизнь Аральского моря напрямую связана с реками, питающими его. Это великие реки Средней Азии Сырдарья и Амударья. Как и Арал, узбекистанские художники отобразили эти реки на своих полотнах в пору многоводья и судоходства.
  
  Сырдарья [Урал Тансыкбаев]
  
  Морской залив [Фаим Мадгазин]
  
  Утро на Амударье ,1968 [А.Еримбетов]
  
   Урал Тансыкбаев, Фаим Мадгазин, А.Еримбетов каждый в своем стиле, но с реалистичной подробностью, создали ряд пейзажей, по которым можно судить о красоте природы в долинах Сырдарьи и Амударьи в недалеком прошлом, о былой жизни на их берегах, о значении этих рек для людей. Широта русла, шхуны у берегов, безграничный простор, от которого захватывает дух, - ныне как напоминание о былом величии природы, растоптанном человеком в течение жизни одного поколения.
   Не только живописцы, но и скульпторы обращаются к теме Аральского моря и рек, питающих его.
  
  Амударья, 1967 [Жолдасбек Куттымуратов]
  
   В лице прекрасной женщины, образ которой создал из дерева каракалпакский скульптор Жолдасбек Куттымуратов, величие и покой. Ее глаза прикрыты. Спит она? Или опустила веки, погрузившись в скорбь? Как у любой женщины, в ней есть тайна, но мастер приоткрывает ее, назвав скульптуру "Амударья". Волосы красавицы струятся потоком, закручиваются в пряди, летят над головой, будто волны, поднятые ветром. Такова Амударья! Джейхун, Безумная - так назвали ее арабы, отразив в этом имени непредсказуемый нрав реки. Такой нрав присущ молодости, когда кипит кровь, когда сил столько, что впору сменить русло. В облике Амударьи Куттымуратова отражена мудрость, полученная через осмысление отношений с человеком. Как бы хотелось видеть Амударью такой же беззаботной и легкой, как молодая женщина, изображенная мастером в скульптуре "Росток". Видеть полноводной, бегущей в объятия к Аралу - ждущему ее с нетерпением влюбленного.
  
  Росток, 1968 [Жолдасбек Куттымуратов]
  
   Воскрешит ли Мать-Земля своих детей? Поможет ли ей в этом человек - тоже ее создание? Наполнятся ли вновь реки водами? Обретет ли Арал былую силу? Смогут ли мастера живописи и ваятели вновь встать с этюдниками на берегу моря или реки и создать новые шедевры, по которым потомки будут судить о деяниях своих предков и любоваться на красоту природы родного края? Хочется верить...
  
  
   Ташкент, 7 июня 2018 г.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"