Долгая Галина Альбертовна: другие произведения.

Документальное кино современного Узбекистана

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Освещение трех фильмов, презентации которых прошли в Ташкенте в ноябре 2017 г.


Документальное кино современного Узбекистана

  
   Документальное кино сохраняет для потомков память о людях, как великих, так и простых, и событиях, каждое из которых может казаться малозначимым в то время, когда оно совершается, но приобретает неоценимое значение по прошествии лет.
   Сегодня кадры кинохроники девятнадцатого и даже двадцатого века смотрятся на одном дыхании. Ведь мир так изменился за недолгие десятилетия двадцать первого века, что многое, что окружало наших предшественников и многих из нас раньше, уже стерто с лица земли, не говоря уже о людях, о которых подчас напоминают только таблички на домах, где они жили, или - что случается чаще! - надписи на надгробиях.
   Я хорошо помню из своего детства, как перед началом киносеанса в любом кинотеатре показывали десятиминутные фильмы кинохроники нашего времени. Предваряла те документальные фильмы динамичная музыка, звуки которой до сих пор звучат в моей голове, когда я вспоминаю это, и полный оптимизма закадровый голос диктора. Не задумываясь о значимости тех недолгих по времени фильмов, мы видели кадры, запечатлевшие достижения народа на тот период времени - сбор урожая, выплавку стали в доменных печатях, счастливые лица ученых, сделавших открытия, новые картины художников, сцены из балета, опер, конкурсов самодеятельности и многое другое, что тогда составляло нашу жизнь.
   Сегодня просмотру художественного фильма в современных кинотеатрах предшествует реклама других художественных фильмов, а кинохроника ушла в прошлое, как и воодушевление народа, умеющего радоваться достижениям науки, культуры, сельского хозяйства, образования.
   Но документальное кино востребовано в наши дни не меньше, чем раньше. Об этом свидетельствует интерес общественности Ташкента к трем документальным лентам, показанным на разных культурных площадках города фактически одна за другой. Сам факт создания этих лент всколыхнул творческую интеллигенцию столицы Узбекистана, и еще задолго до показа все с нетерпением ожидали тот момент, когда, сидя бок о бок с известными людьми творческой элиты, каждый, кто интересуется историей нашей страны, сможет с наслаждением и ностальгией окунуться в недалекое прошлое хотя бы на час.
   Интерес к работам известных мастеров документального кино проявился не только у старшего поколения, но и у молодежи, что особенно хочется отметить. Думаю, многие открыли для себя неизвестные им факты истории нашей страны, о которых в последние десятилетия больше старались умалчивать, сложно сказать по какой причине. Но, что особенно приятно, так это то, что авторы фильмов фактически воскресили имена значимых людей Узбекистана, внесших свой неоценимый вклад в его историю, науку, литературу, живопись. Вслед за реанимацией на экране произошло чудо в реальной жизни: художественному училищу Ташкента вернули имя художника, фактически его основавшего! Есть надежда, что многие другие великие имена вновь будут на слуху у всех узбекистанцев, и мы, как и прежде, будем гордиться нашими учеными, художниками, артистами, писателями, поэтами, чьи имена незаслуженно впали в забытье в последние годы.
   Что ж, пора озвучить тех людей, которые всколыхнули память народа своими творческими работами.
   Прежде всего, это великий Али Эргашевич Хамраев! Известный кинорежиссер, работавший в Узбекистане на поприще как документального, так и художественного кино. Он представил ташкентцам свою новую ленту, над которой трудился на протяжении пяти лет, о художнике-основателе ташкентской школы живописи Павле Петровиче Бенькове. Фильм называется "Солнечный Павел Беньков".
  
  Режисер Али Хамраев [Долгая Г.]
  Режиссер Али Хамраев.
  
  Павел Беньков [картина Фешина, из интернета]
  Художник Павел Беньков. Картина Фешина.
  
   Не менее значимый творец старой киношколы, человек, отличающийся особой интеллигентностью и тактом, которые нашли отражение в самом духе его киноленты, посвященной жизни и работе академика Ташмухамеда Кары-Ниязова, известный кинорежиссер Узбекистана Джасур Исхаков. Фильм называется "Судьба как эпоха".
  
  Режисер Джасур Исхаков [Долгая Г.]
  Режиссер Джасур Исхаков.
  
  Академик Ташмухамад Кары-Ниязов [из интернета]
  Академик Ташмухамед Кары-Ниязов.
  
   Известный человек в Узбекистане - Алиаскар Фатхуллин, музыкант легендарной группы "Ялла", не так давно вставший на путь режиссера-документалиста, показал фильм о писателе-историке Явдате Хасановиче Ильясове. Фильм называется "Явдат Ильясов. Человек с Марса".
  
  Алиаскар Фатхуллин, режисер фильма
  Режиссер Алиаскар Фатхуллин.
  
  Явдат Ильясов, писатель [из интернета]
  Писатель Явдат Ильясов.
  
   Все три ленты невероятно интересны! В них собраны бесценные воспоминания родных и друзей героев фильмов, показаны кадры кинохроники прошлых лет, рассказано о непростых судьбах известных людей.
   Каждый режиссер использовал все доступные ему средства для полного представления не только исследуемой личности, но и того времени, в котором они жили и творили. Здесь и съемки в городах и селах, сопоставление кадров прошлого, сохранившихся в виде черно-белых фотографий, кадров кинохроники, полотен художника, с теми же картинами современного города или села, дома или квартиры, в котором жил или работал герой фильма. Живые лица родных и друзей, товарищей по работе, биографов и искусствоведов концентрируют внимание на их рассказах о малоизвестных эпизодах жизни, о таких фактах, которые нигде и никогда не освещались.
   Обычному человеку всегда интересна личная жизнь великих людей, всегда хочется заглянуть за занавес, разделяющий творчество и быт, узнать о любимых людях, о судьбах детей и внуков, услышать отрывки из личных писем, хотя бы с экрана увидеть рукописи, какие-то предметы, к которым прикасалась рука писателя, ученого, художника.
   Создатели фильмов наградили своих зрителей такими кадрами сполна! Кружка Павла Бенькова на столе в его бывшем доме и она же - на его картине; письменный стол и рукопись сценария "Согдианы" Явдата Ильясова в его маленькой квартире на Актепе; уютный дворик дома академика Кары-Ниязова с тем виноградником и айваном, на котором он сидел с гостями или играл с внуками.
   Али Хамраев включил в свой фильм художественные эпизоды, которые, как я смею предположить, призваны пробудить эмоциональность зрителя, дать ему прочувствовать трагизм ухода художника из жизни или его последнюю "прогулку" из больницы в свой дом, когда он просит остановиться у озера и смотрит на его гладь, понимая, что это в последний раз.
   Я думаю, что Али Эргашевичу было немного проще сделать свою ленту красочней не только эмоционально, но и визуально. Тому в помощь картины самого художника - яркие, наполненные светом, живописные, как и сама жизнь!
   А вот Джасуру Исхакову, все повествование ленты которого выполнено практически в черно-белых тонах, было сложнее добиться того, чтобы зритель не уставал от цветовой монотонности мелькающих кадров кинохроники или ряда таких же черно-белых фотографий. Внимание зрителя в большей степени приковывается к экрану сменой ритмов самого повествования. Достигается это и интонациями голоса за кадром, и музыкальным сопровождением, и чередованием рассказов друзей и родных, которые располагаются то в кабинетах, то на улицах современного Ташкента.
   Похожий прием использовал в своей ленте и Алиаскар Фатхуллин. Но трагичность судьбы Явдата Ильясова отразилась и на ритме фильма. Он идет в одной тональности, лишь изредка встряхивая зрителя сменой кадров, в которых рассказ о писателе звучит в интервью с его родными и друзьями. Для меня фильм о Явдате Ильясове имеет большое личное значение, поэтому я буквально впитывала все кадры, все слова о нем, и даже по прошествии некоторого времени после просмотра фильма я все еще продолжаю размышлять о писателе, о его жизни и творчестве. И чаще всего в памяти всплывают кадры фильма с его сыном Джангаром, который многое рассказал об отце - где-то с обескураживающей откровенностью, где-то с некоторой горечью о каких-то моментах, но неизменно с гордостью за него!
   Откровения близких людей в представленных документальных лентах - это особая тема. Через них прошла ниточка, связавшая зрителя с героем фильма. Дети во многом повторяют своих родителей, бывает, это становится заметно лишь с годами. Сходство образов, черт характера, даже отношение к профессии - все это проявляется спустя годы. Нельзя не отметить, что потомки Явдата Ильясова, Павла Бенькова, Ташмухамеда Кары-Ниязова бережно хранят память о своих отцах. Они стали инициаторами создания документальных фильмов, дабы напомнить народу Узбекистана, да и всему современному миру о тех, кто прожил неординарную жизнь, полную размышлений и деяний на благо истории, науки, культуры родного края, оставил после себя богатое наследие в виде книг, картин, научных открытий.
   Документальное кино необходимо любой стране. Кино - это самый верный способ сохранения памяти, и не только сохранения, но и освежения! И это счастье для всех нас, что есть в нашем кинематографе мастера, которыми движет не только профессиональный интерес, но и патриотическое чувство, любовь к своей стране. А любить свою страну, как и семью, надо такой, какая она есть - и в лихую годину, и в период расцвета, и в горе, и в радости.
  
  
   Ташкент, 11 ноября 2017 г.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"