Впечатления от посещения древнего города Эфес с множеством фотографий. Статья напечатана в узбекском еженедельнике "Леди", 26 ноября 2009 года.
Эфес: прошлое и настоящее древнего города
Стоя на мраморных плитах Портовой улицы Эфеса, я думала: "Как хорошо, что камень живет так долго и что люди когда-то научились использовать его для строительства домов и храмов и мощения улиц! Эта дорога была заложена в IV веке до нашей эры(!), а сегодня, в XXI веке новой эры, я с тысячами таких же любознательных туристов стою на древней улице и с восхищением взираю на величественное сооружение греков - Театр, который современные жители этой земли сохранили и реставрируют, дабы и наши потомки смогли когда-то восхититься столь великолепным шедевром архитектуры".
Эфес - один из немногих древних городов, по которому сегодня можно пройтись. Просто прогуляться по его улицам, рассматривая архитектурные сооружения прошлых веков, полуразрушенные, раскопанные археологами, и вновь представшие миру, как доказательство безграничности полета фантазии человека. Сменяя культуры и религии, люди, как правило, уничтожали все, что попадалось им под руку, нимало не заботясь о том, что подумают потомки. А мы сожалеем об утраченном и пытаемся представить в своем воображении то, что не сохранилось - богато украшенные лепниной фасады домов, яркость и вычурность рисунков мозаичных покрытий, величие храмов, своды которых парят на многочисленных рядах мраморных колонн...
Давным-давно, в период Великой колонизации, когда греки-ионийцы активно осваивали побережья Средиземного, Черного, Эгейского, Мраморного морей (а было это между XVI и XI веках до нашей эры) - всех тех морей, что омывают полуостров Малая Азия, занимаемый сегодня удивительной страной Турция - в месте впадения реки Каистра в Эгейское море был заложен новый город Афаса - Город у реки. Этому предшествовали почти мистические события.
В то время в Афинах правил царь по имени Кодра, и был у него сын - Андрокл. Как известно, во все времена и у всех народов выше царя был только бог. А у греков - целый пантеон божеств во главе с Зевсом. Цари получали весточки от своих невидимых покровителей через священнослужителей. Вот и Андрокл получил приказ от Дельфийского оракула - основать новый город на побережье Эгейского моря. Собрав войско, Андрокл незамедлительно отправился в земли, где с незапамятных времен жили этруски и среди них загадочное племя воительниц, амазонок, которые не уступали в воинском искусстве мужчинам и потому жили обособленно, лишь изредка допуская мужчин в свои хижины, чтобы род амазонок имел продолжение.
Оракул подсказал сыну Кодра, где тот должен заложить новый город - там, где сойдутся вместе три символа - рыба, огонь и дикий кабан. И Андрокл нашел такое место. Уже отчаявшись, исследовав обширную территорию, он решил вернуться домой не солоно хлебавши, как от костра, на котором перед дальней дорогой жарили рыбу, разлетелись искры, от них загорелся ближайший куст, из куста выскочил дикий кабан.
- Сбылось предсказание оракула! - воскликнул принц и повелел на этом месте основать город.
Так была выполнена воля богов, и с того времени берет начало история древнего Эфеса.
Город у подножия горы Бюльбюль (современное название) - есть второе воплощение города Андрокла. Он был построен одним из соратников Александра Македонского, который завоевал его или как говорят - освободил, от власти Персии в 334 году до нашей эры. Звали нового властителя Эфеса Лисимах.
Александр Великий сделал поистине царский подарок своему воину. Одна беда была в Эфесе - река Каистра (или Малый Мендерес) имела тенденцию к заболачиванию, что приводило к появлению огромного количества комаров, разносивших такое заболевание, как малярия. Люди умирали, но наотрез отказывались покидать свои дома. Тогда мудрый Лисимах вынудил их это сделать - он приказал не подавать воду в город. Жителям ничего не оставалось, как покинуть свои родные дома и перебраться подальше от коварной реки.
Вымощенные мрамором и камнями прямые улицы города спускаются вниз по горному склону, и во времена Лисимаха они приводили путника к морской гавани, куда приставали многочисленные корабли с товарами. Так что развивался город за счет обширной торговли. Но в III веке до нашей эры случилось сильное землетрясение, в результате которого море отошло, опустившись на 57 метров. Это стихийное бедствие, как и несчетное количество захватнических войн, ослабляющих некогда сильный город, положило начало упадку Эфеса.
Сегодня древний Эфес - мертвый город. Но каждый день он оживает вновь, наполняясь многоязыкой речью туристов, гуляющих по его улицам. Яркая толпа бредет по ним от восточных ворот вниз по холму, слушая занимательные рассказы гидов и едва успевая за два часа экскурсии запечатлеть все достопримечательности, щелкая фотоаппаратами налево и направо.
Первое сооружение, которое, безусловно, запоминается всеми без исключения - это Одеон или Малый театр. Он неплохо сохранился, хотя был построен в 150 году новой эры и предназначался для заседаний городского совета. Вряд ли сенаторы Эфеса были одеты так пестро, как люди, сидящие на его ступенях-скамьях сегодня! Группы туристов располагаются тесными кучками по всем четырем секторам аудиториума и внимают, внимают проникновенным речам гидов прямо под жарким солнцем, так как крыша Одеона рухнула веков семнадцать тому назад.
Теперь из театра хорошо видны три холма, сложенные из кирпича, что возвышаются на высоких постаментах по левую руку сидящих. Обладая хорошим воображением, можно представить, какую первоначальную форму они имели и, представив, удивиться: это были статуи трех быков, мощных, с опущенными вниз головами, готовыми напасть на любого, кто встанет на их пути. Бык и в наши дни является символом турецкого города Сельчук, который занимает территорию древнего Эфеса. Кстати, современные жители Турции, объединившей в своих границах многие древние царства, и в настоящее время любят ставить памятники или скульптурные композиции животным, птицам и даже растениям.
Так, в одном из городов по пути в Эфес стоит памятник инжиру - смоковнице по-гречески - тому самому дереву, большим ажурным листом которого прикрывали свою наготу Адам и Ева. Но памятник сооружен не в честь библейских героев, а потому, что в этих краях выращивают этот сладкий фрукт, инжир, как основную сельхоз культуру.
Есть памятник петуху - в городе Денизли, тоже неподалеку. Эта птица спасла город от пожара, который случился ранним утром, настолько ранним, что петуху еще было не до песен, но он запел, заголосил и разбудил хозяина. А тот от злости на непоседливую птицу решил немедля отрубить ей голову - выскочил с топором во двор и ... увидел пожар.
В Эфесе хорошо сохранились статуи людей без голов. Возможно, они в те далекие времена были сделаны с каких-нибудь известных людей или даже правителей города, но... их имена поглотила история. А вот быки все еще узнаваемы!
Напротив театра расположена Агора, или попросту говоря - рыночная площадь. Там не только торговали, там проводили общегражданские собрания. То есть - поговорить всем миром - пожалуйте в Агору, а уж если пошептаться меж собой на всякие политические темы - просим в Одеон. Но от Агоры мало что осталось - ажурные капители от колонн или части их же стволов, беспорядочно разбросанные по земле.
Эфес настолько древний город, что наряду с установленными фактами назначений полуразрушенных домов, датами правлений того или иного императора, существуют легенды, органично вплетенные в канву истории. Само название города породило одну из них - красивую сказку о царице воинственного племени амазонок, которые до прихода греков жили на этих землях.
Звали ту амазонку Эфесия, что значит - желанная. И была она так красива, что Андрокл, влюбился в нее с первого взгляда. Неизвестно, воспылала ли Эфесия таким же горячим чувством к греческому принцу, но, как ни странно, согласилась стать его женой. И потом, по примеру своей царицы, все амазонки тоже нашли себе мужей среди воинов Андрокла. То ли измучились совсем без мужчин, то ли проявили женскую мудрость, поняв, что в битве с греками могут погибнуть, но нарушили свою клятву сохранения моногамного общества. Очарованный женой Андрокл назвал свой город ее именем. Так появился Эфес.
Описание женщин-воительниц встречаются в мифах и сказаниях народов разных стран. По одной из версий, все амазонки являются дочерьми бога Ареса и его возлюбленных богинь - Гармонии, Отреры и даже самой Артемиды, которой амазонки Малой Азии поклонялись. Они называли свою богиню Кибле. Отличительной особенностью богини была многогрудость. Такой же до нас дошла и статуя богини Артемиды, найденная в Эфеском Артемисии, построенном в VI веке до нашей эры. Согласно греческой мифологии, Артемида была сестрой Аполлона, дочерью всемогущего Зевса и прекрасной богини Лето.
Амазонок всегда изображают верхом на конях, одетых в самодельные кожаные одежды и шлемы, вооруженных луком, боевым топором и легким щитом. Их волосы развеваются по плечам, в глазах - смелость, лица строги и выражают неприступность. И, конечно же, воительницы стройны как серны, и вместе с тем, имеют хорошо развитую мускулатуру рук и ног. Но встречается описание, где говорится о том, что девочкам - дочерям амазонок выжигали левую грудь для более удобного владения оружием. Да и спартанский образ жизни вряд ли способствовал сохранению женской красоты. Что ж, возможно, воинам-мужчинам из Афин больше понравились экзотические женщины-воины, а нежные ухоженные гречанки попросту не выдержали конкуренции.
От Агоры вниз до библиотеки Цельса стрелой пролегла улица Куретов. Ее можно назвать проспектом - прямая, вымощенная камнем и мрамором, с величественными зданиями по обе стороны, она впечатляет и поныне. Вдоль всей улицы еще сохранились пьедесталы, на которых когда-то стояли статуи богов и знаменитых людей того времени. Как ни удивительно, но сохранились имена, выгравированные в камне. Словом "куреты" в Эфесе называли священнослужителей Храма Артемиды, который хоть и входил в состав полиса, все же оставался совершенно независимым.
Самый потрясающий вид на улицу открывается у ворот Геракла - забравшись на полуразрушенную стену одного из зданий можно увидеть всю перспективу улицы.
А если закрыть глаза и прислушаться к людскому говору, и при этом забыть о времени, о том, что на дворе двадцать первый век, то жизнь города начинает казаться естественной. Люди идут по своим делам - кто в баню Схоластики, что расположена за Храмом Адриана, кто в общественный туалет, где одновременно справляют нужду и мужчины, и женщины под звуки оркестра, играющего у небольшого фонтана, для того, чтобы естественные звуки не травмировали нежный слух эфесцев.
Можно представить себе как хозяин богатого дома, пол которого украшен широкой лентой мозаики, с нетерпением просвещенного человека стремится в библиотеку, чтобы погрузиться в чтение древних фолиантов, а быть может, использовать это как предлог для того, чтобы по подземному переходу из библиотеки пробраться в Публичный дом, что стоит напротив. И пусть жена рассказывает подругам, какой у нее умный муж, как он любит читать книги!
В греческий период архаики, когда культура была возвеличена до уровня богов, Иония - западное побережье Малой Азии, где и находится город Эфес, была самой развитой областью Греции. Именно там возникла первая философская система античности - натурфилософия. Философы размышляли и спорили, отстаивая свой взгляд на мир, о его закономерностях, осмысливая первооснову вещей.
Город Эфес прославился именем Гераклита Эфесского (ок.554-483 г.г.до н.э.), считавшего первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно меняется. Как же прав был Гераклит - и поныне властьимущие борются за нее, все еще пытаясь огнем и мечом изменить мир!
Ощущение причастности к истории сохраняется во все время прогулки по улице, которая была погребена под толстым слоем земли почти две тысячи лет и лишь чуть более двух веков тому назад раскопана археологами.
Уже немой восторг вызывает вид прекрасно сохранившейся фасадной части Библиотеки Цельса - с четырьмя статуями богинь, символов мудрости, согласия, понимания. Библиотека построена во II веке новой эры в честь проконсула Эфеса Цельса, чья мраморная гробница впоследствии была установлена в большой нише зала. На внутренней стороне фасада хорошо сохранилась надпись на греческом, где рассказывается о создании Библиотеки. В квадратных нишах вдоль стен читального зала хранились бесценные папирусы. В III веке во время нашествия готов Библиотека сгорела со всеми книгами и свитками. Увы! Видимо готов не интересовала мудрость мира, и они нисколько не заботились о сохранении бесценных сокровищ литературы, философии и истории.
От Библиотеки Цельса направо через ворота Мазеуса и Митридата идет Мраморный проспект к самому величественному сооружению Эфеса - Театру, в который одновременно помещалось тридцать тысяч человек. В нем давали театральные представления и проводили гладиаторские бои. Театр был построен в 117 году, но и сегодня он являет собой грандиозное сооружение. Дух захватывает, когда смотришь на него со стороны Портовой улицы - ровные полукружья 68 зрительных рядов сходятся в перспективе у фасада трехэтажного здания сцены, обращенной к наблюдателю своей тыльной стороной. Сцена была украшена ионическими и коринфскими колоннами, между которыми располагались скульптуры богов и императоров. Капитель - часть колонны, завершающая ее ствол вверху - в ионическом варианте имеет вид свернутого свитка, а коринфская колонна украшена более сложным орнаментом и выглядит несколько изящней.
Конечно, во II веке гости Эфеса не могли увидеть внутреннюю часть Театра с улицы, поскольку он был закрыт крышей, но можно легко вообразить себе, как он тогда выглядел. И какой великолепный пейзаж открывался взору от Театра - ведь морская гавань находилась практически рядом с ним. Сейчас до побережья Эгейского моря от древних развалин целых двенадцать километров!
Но Театр - это еще не все, что удивляет современного туриста в древнем Эфесе. Самым значительным сооружением по своей истории, а не по сохраненным останкам стен и колонн остается Храм Артемиды - той самой многогрудой богини, дающей жизнь всему живому, ставшей символом материнства и плодородия. Еще в период античности Храм Артемиды был включен в семерку чудес света наряду с египетскими пирамидами, Александрийским маяком, висячими садами Семирамиды в Вавилоне, статуи Колосса Родосского, Галикарнасским мавзолеем, статуи Зевса в Олимпии.
До места, где когда-то возвышался Артемисий сегодня едут на автобусах. После двух часов прогулки под палящим солнцем - это несколько минут блаженного отдыха под прохладой кондиционеров.
Храм Артемиды Эфеской, как и сам город Эфес, не раз перестраивался. Но неизменно на старом фундаменте, который как рассказывают легенды, покоился на своеобразной подушке из угля и бычьих шкур - таким образом архитектор Харсифрон защитил фундамент от разрушения болотистой почвой этой местности.
Первый город Эфес, основанный Андроклом, до сих пор скрыт болотом и, возможно, когда-то придет время, и археологи будущего сумеют "поднять" его на поверхность.
От Храма Артемиды сегодня осталась лишь одна колонна. А было их 127, высотой 18 метров. На них покоилась крыша Храма, под которой хранились несметные сокровища - богатые люди отдавали свои ценности в Храм Артемиды, доверяя богине, как швейцарскому банку. Но однажды Храм был ограблен, и случилось это в день рождения Александра Македонского. Впоследствии, жрецы Храма объяснили потерявшим свои богатства людям, что Артемида в тот день отправилась принимать роды у матери Великого Александра. Этим и воспользовались грабители - в отсутствие богини они осмелели и беспрепятственно залезли в сокровищницу. Эта легенда жила многие, многие годы, так что Александр Македонский всю жизнь чувствовал себя виноватым перед жителями Эфеса за то ограбление. И всячески старался поддержать их материально в годы своего правления. Но даже Великий Александр не мог предположить, ЧТО уничтожит Храм Артемиды - человеческая глупость и тщеславие, желание прославиться в веках любым способом!
Жил в Эфесе человек, который очень хотел, чтобы его помнили долго-долго. Никакими особыми талантами он не был наделен, не блистал умом и не создал ничего, что со временем могло стать великой ценностью. Тогда он решил: "Раз я не могу ничего создать, то я уничтожу то, что создано! И люди будут помнить это всю жизнь, сожалея об утрате". Звали этого человека Герострат. И помним мы это имя сегодня только потому, что он спалил Храм Артемиды Эфеской. Случилось это спустя 200 лет со дня открытия Храма в 550 году до нашей эры.
Храм сильно пострадал от пожара, и Александр Македонский приказал во что бы то ни стало восстановить его. И Храм Артемиды Эфеской был заново отстроен! Он простоял свыше пяти веков и был окончательно разрушен по приказу императора Феодосия I, как языческий храм, а сильное землетрясение, случившееся чуть позже, превратило остатки некогда великолепного сооружения в руины.
На дальнем плане, за Храмом Артемиды Эфеской отлично видно большое здание другого храма, возведенного в I веке римским императором Юстинианом над могилой Святого Иоанна - ученика Христа, одного из апостолов христианской церкви, который после вознесения Христа прибыл сюда вместе с матерью Иисуса - Марией.
У подножия горы Бюльбюль, недалеко от руин Эфеса, на высоте 400 метров над уровнем моря, находится Дом Марии, где она жила последние годы. Дом имел форму креста. Сохранилась Г-образная часть дома, в котором сегодня расположилась небольшая церквушка, как говорят, прямо в той части, где была комнатка Святой Марии. Вокруг домика раскинулся красивый и ухоженный парк. В нем есть святой источник, воды которого исцеляют недуги верующих, есть стена исполнения желаний, у которой повязывают ленточку с узелком и просят Богоматерь о помощи. К Домику Марии приходят верующие всех конфессий - и христиане, и католики, и мусульмане. Это поистине святое место, находясь в котором ощущаешь присутствие Святого Духа и единение с Богом.
Святой Иоанн прожил 107 лет, проповедуя учение Христа. И умер по своей воле, убедив учеников закопать его живым. Но те не выдержали, и, мучаясь раскаяньем, раскопали могилу через два дня. Могила была пуста.
Следы христианства присутствуют на всей территории современной Турции. Уважительное отношение мусульман ныне светского государства к святыням другой религии, некогда гонимой и преследуемой, позволило сохранить многие памятники архитектуры, бесценные фрески с изображениями лика Христа, библейских сюжетов и само воспоминание о дорогих каждому христианину именах. И Эфес является одним из таких мест. Уже то, что сама Мария ступала по мраморным плитам городских улиц Эфеса, вызывает душевный трепет. Когда одна, когда в сопровождении Иоанна, который по наставлению Иисуса стал ей приемным сыном, она как любая женщина, жившая в то время, ходила по городу по своим делам - что-то купить для хозяйства, с кем-то поговорить или послушать, что говорят.
Что же привлекает нас в ныне мертвых городах, что чувствуем мы, оказавшись среди развалин домов и храмов? Простой человеческий интерес, причастность к истории, любопытство? Едем ли мы за тридевять земель специально, чтобы увидеть своими глазами древний город, почувствовать его дыхание, стать на мгновение частичкой его жизни или просто покупаем экскурсию, дабы развлечься, отдыхая на пляжах дорогих курортов? Неважно. Важно то, что город продолжает жить вместе с нами. И учит тех, кто задумывается, созерцая руины - все в жизни преходяще, нет ничего вечного и неизменного.
Закат солнца останавливает оживление древнего города. Улицы пустеют, в тишине ночи спят старые камни; изредка вздыхая о былом величии, они видят в своих снах императоров и философов, сенаторов и купцов, воинов и мореходов. И с нетерпением ждут туристов, не скрывающих восхищения от остатков былой красоты и великолепия древнего города; как и амазонская царица, остающегося желанным и загадочным по сей день.