Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Отголоски древних религий в декоре памятников зодчества Хивы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Все памятники Хивы датируются временами, когда на древней земле уже господствовал ислам. Мусульманская религия пришла в Хорезм в начале восьмого века, сметая с исторической арены все, что относилось к более ранним религиям - обычаи, ритуалы, символы. Но то, чему поклонялись веками, трудно искоренить один раз и навсегда. Люди продолжали вспоминать языческих богов, включать в свою жизнь элементы древних религий в виде символов. Со временем эти символы превратились в элементы декора зданий, и не каждый мог разглядеть в них отголоски зороастризма или каких-то еще более древних или иных религий, бытовавших в мире по соседству с Хорезмом.


   Отголоски древних религий в декоре памятников зодчества Хивы
  
   Все памятники Хивы датируются временами, когда на древней земле уже господствовал ислам. Мусульманская религия пришла в Хорезм в начале восьмого века, сметая с исторической арены все, что относилось к более ранним религиям - обычаи, ритуалы, символы. Но то, чему поклонялись веками, трудно искоренить один раз и навсегда. Люди продолжали вспоминать языческих богов, включать в свою жизнь элементы древних религий в виде символов. Со временем эти символы превратились в элементы декора зданий, и не каждый мог разглядеть в них отголоски зороастризма или каких-то еще более древних или иных религий, бытовавших в мире по соседству с Хорезмом.
   На многих стенах дворцов и религиозных зданий Хивы можно встретить интересную майолику в виде двух, поставленных друг на друга вершинами, равносторонних треугольников. Связующим элементом в них стала горизонтальная прямоугольная вставка, с изображением на ней или таких же треугольников меньшего размера, или капель, которые можно интерпретировать как семена. Такие плитки размещали на кирпичной стене светло-желтого цвета.
   Треугольник, как символ, известен с очень давних времен. Его изображение встречается и в индуистской мифологии, и в зороастрийской, его использовали европейцы для обозначения символов огня и воды в алхимии. В иудаизме два треугольника, наложенные друг на друга так, что они составляли шестиугольную звезду, называли звездой Давида. Этот символ встречается и на стенах могольских храмов в Индии.
   Треугольник, обращенный углом вверх, считается символом созидательной мужской силы, или творческой силы бога. Треугольник, вершина которого направлена вниз, является символом женского начала и образом богини плодородия. На терракотовых амулетах, найденных на древних городищах в Средней Азии, например, на Гонур-депе (2300 - 1500 гг до н.э.) в таком треугольнике изображены семена, что можно представить, как оплодотворенное лоно. А вся такая фигурка стилистически напоминает изразцы на хивинских стенах.
   В гаремной части дворца Тош Хаули треугольники, поставленные друг на друга вершинами, украшают внешние стены и стены внутреннего дворика. Встречается два вида таких фигур.
   На одной, желто-зеленого цвета, внутри каждого треугольника вырезаны по два меньших размеров. Они словно вложены один в другой. На "поясе" между ними из перегородок составлены еще несколько треугольников, соприкасающиеся сторонами. От "пояса" к каждому большому треугольнику отходят по два элемента, напоминающие листья шелковицы.
   На другой плитке небесного цвета внутренние треугольники более четко похожи на древо жизни, часто изображаемое на многих предметах и росписях, относящихся к разным периодам развития человечества. В упомянутом выше Гонур-депе подобные изображения встречаются на глиняной посуде ритуального назначения. На хивинских плитках снаружи нижнего треугольника видны рельефы, которые можно представить головами животных, возможно, овец. А на "поясе" изображены пять капель или семян.
   Размещение символов плодородия, какими можно считать хивинские изразцы, на желтом фоне, не случайно. Желтый - цвет солнца, а солнце - это божество зороастризма - бог Михро, или Митра, его дух, оберегающий все живое от злых сил.
   Гарем хана сам по себе несет идею продолжения рода, и поэтому символика, связанная с плодородием, более чем уместна в нем.
   Кроме майолики, древа жизни с цветами украшают потолки айвана перед спальней хана и даже на айване зала приемов.
  
  Роспись потолка с элементами древа жизни [Долгая Г.]
  
   Не менее интересна символика в резьбе на колоннах Джума-мечети. Всего в этой необычной мечети без куполов двести тринадцать колонн. Некоторые из них сделаны специально для этой мечети, некоторые привезены из разных храмов Хорезма. Считается, что Джума-мечеть построена на месте древнего храма, датируемого десятым веком. Но есть в ней колонны намного древней.
   В резьбе некоторых колонн можно разглядеть символы, относящиеся к периоду зороастризма.
   Капитель одной из таких колон украшена символами птиц. Образ птицы почитается и в исламе. Например, птица Симург, упоминаемая в "Шахнаме" Абулкасымом Фирдоуси, была династийным символом Сасанидов. Фирдоуси так описывает Симург:
  
   ...Увидишь ты гору главою до туч,
   Там - птицу, чей облик суров и могуч.
   Симургом зовут его; полного сил,
   Его я с крылатой горой бы сравнил.
  
   Но та же птица упоминается и в Авесте - птица Саэна. Образ кочует из религии в религию, сохраняя при этом особые черты волшебной птицы, защиту для того, кто ее почитает.
   На капители зороастрийской колонны Джума-мечети изображение птицы больше напоминает образ крылатого фаравахара, как символ души, или символ власти и божественного происхождения.
   На другой колонне, относящейся к эпохе зороастризма, стилистически изображены руки, тянущиеся пальцами к солнцу. Солнца разбросаны по верхней части колонны и изображаются множеством вложенных друг в друга кругов. Капитель же украшена цветами, в которых нетрудно разглядеть тюльпаны. Тюльпан почитался у огнепоклонников, как цветок похожий на огонь. Его лепестки расходятся от центра, как всполохи огня в костре. Извилистая линия обтекает тюльпаны, как волны воды. Зороастризм в Средней Азии отличался от иранского тем, что, наряду с почитанием огня, здесь почиталась и вода. Об этом свидетельствуют находки археологов на городищах Еркургана или Дальверзин-тепа: алтари в храмах, посвященных богиням плодородия и воды - Нане, Ордохшо. Это ипостаси одной богини - Ардви Суры Анахиты, о которой в Авесте (Яшт V) сказано:
  
   И сказал Ахура Мазда - Спитамиду Заратуштре:
   Ты можешь восславить ради меня, о Спитамид
   Заратуштра,
   Ее, Ардвисуру Анахиту,
   Широко разлившуюся, целительную,
   Дэвам враждебную, вере Ахуры преданную,
   Достойную, чтоб мир телесный почитал ее,
   Достойную, чтоб мир телесный восхвалял ее,-
   Страсть вызывающую, Артой освященную,
   Стад покровительницу, Артой освященную,
   Дома и усадьбы покровительницу, Артой освященную,
   Имущества покровительницу, Артой освященную,
   Страны покровительницу, Артой освященную.
  
   К зороастризму относится и своеобразный алтарь огня, вырезанный в нижней части другой колонны. Сверху алтарь охвачен языками пламени. Такая колонна единственная в Джума-мечети. Все другие вытесаны без сквозных отверстий.
   Одну из колонн в мечети называют индийской из-за изображения в резьбе человеческой фигуры, напоминающей многорукого бога Шиву. Но отсыл к индуизму ощутимей на колонне, в причудливом и сложном орнаменте которой явно различается символ правосторонней свастики. Свастика - один из видов креста. Загнутые концы свастики - это движение, созидание. Крест, свастика символизируют четыре стихии, четыре стороны света.
   Свастика имеет притягательное действие, она завораживает. Психоаналитик Вильгельм Райх в 1933 году писал об этом: "Она (свастика) действует на подсознательные эмоции наблюдателя. Можно предположить, что этот символ будоражит скрытые от нас самих струны в организме, притом тем больше, чем меньше удовлетворен человек, чем более он похотлив".
   На этой же колонне изображено три мира тюркского язычества: Верхний, где обитают боги, Срединный, где живут люди, и Нижний - место обитания демонов. Иначе, Верхний мы представляем раем, а Нижний - адом. От Срединного мира, в котором изображен человек, к ним тянутся "дороги"; вдоль них резчик изобразил несколько живых существ. Можно разглядеть в этом послании собаку, птицу, а также изображения цветов.
   Колоны Джума-мечети, Хива [Долгая Г.]
  
   Потолок Джума-мечети, укрепленный деревянными конструкциями, тоже несет особые послания. Одна из конструкций напоминает мандалу - особый символ буддизма, в котором схематически изображена Вселенная и место человека в ней. Классическая мандала состоит из внешнего круга, квадрата, вписанного в него и внутреннего круга, вписанного в квадрат. В мандале Джума-мечети квадрат, развернутый наподобие ромба, интерпретирует круги. Внешний круг символизирует Вселенную, внутренний - место обитания божеств, будд, бодхисатв. Квадрат ориентирован по сторонам света, а его стороны - это ворота во Вселенную. Изображение мандалы в Джума-мечети более чем символическое, но оно тоже относится к иной культуре, к представлениям о мироздании, принятым в буддизме.
   Если смотреть на потолок Джума-мечети более широко, то можно заметить, что он укреплен параллельно уложенными балками, собранными в секции вокруг колонн, так, что колонна опирается в центр квадрата, разделенного на четыре квадрата, и балки в них повернуты относительно друг друга на девяносто градусов, что создает эффект вращения. Колонна является мировым древом, осью мироздания, а область из квадратов с балками - Вселенной, вращающейся вокруг него. Просто и наглядно!
  
   В резьбе на двухсот тринадцати колоннах Джума-мечети еще много загадок, которые предстоит разгадать. Чем глубже мы изучаем древние послания, тем понятней становится жизнь, отстоящая от нашего времени на многие века и даже тысячелетия. Символизм древних религий в основном связан с идеей плодородия и защиты семьи или отдельного человека от злых сил. Символы нужны, "чтоб дом и селенье, округ и страна процветали, чтоб защищать и охранять их, оборонять и оберегать их". (Авеста, Яшт V)
   Поэтому символы беспрепятственно "кочевали" от религии к религии и до сих пор не потеряли своей актуальности.
  
  
  
   Дворец Тош Хаули (Каменная усадьба) построен Аллакули-ханом в 1830-38 гг
   Айван - открытое в одну сторону помещение в исламской архитектуре
   Джума-мечеть (Пятничная мечеть) - мусульманский храм, датируется X-XVIII вв.
   Сасаниды - династия персидских шахов, которые правили с 224 по 651 гг
  
  
  
  
  
  
  
  
  

3

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"