Долгая Галина Альбертовна: другие произведения.

Отголоски древних религий в декоре памятников зодчества Хивы

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Все памятники Хивы датируются временами, когда на древней земле уже господствовал ислам. Мусульманская религия пришла в Хорезм в начале восьмого века, сметая с исторической арены все, что относилось к более ранним религиям - обычаи, ритуалы, символы. Но то, чему поклонялись веками, трудно искоренить один раз и навсегда. Люди продолжали вспоминать языческих богов, включать в свою жизнь элементы древних религий в виде символов. Со временем эти символы превратились в элементы декора зданий, и не каждый мог разглядеть в них отголоски зороастризма или каких-то еще более древних или иных религий, бытовавших в мире по соседству с Хорезмом.


   Отголоски древних религий в декоре памятников зодчества Хивы
  
   Все памятники Хивы датируются временами, когда на древней земле уже господствовал ислам. Мусульманская религия пришла в Хорезм в начале восьмого века, сметая с исторической арены все, что относилось к более ранним религиям - обычаи, ритуалы, символы. Но то, чему поклонялись веками, трудно искоренить один раз и навсегда. Люди продолжали вспоминать языческих богов, включать в свою жизнь элементы древних религий в виде символов. Со временем эти символы превратились в элементы декора зданий, и не каждый мог разглядеть в них отголоски зороастризма или каких-то еще более древних или иных религий, бытовавших в мире по соседству с Хорезмом.
   На многих стенах дворцов и религиозных зданий Хивы можно встретить интересную майолику в виде двух, поставленных друг на друга вершинами, равносторонних треугольников. Связующим элементом в них стала горизонтальная прямоугольная вставка, с изображением на ней или таких же треугольников меньшего размера, или капель, которые можно интерпретировать как семена. Такие плитки размещали на кирпичной стене светло-желтого цвета.
   Треугольник, как символ, известен с очень давних времен. Его изображение встречается и в индуистской мифологии, и в зороастрийской, его использовали европейцы для обозначения символов огня и воды в алхимии. В иудаизме два треугольника, наложенные друг на друга так, что они составляли шестиугольную звезду, называли звездой Давида. Этот символ встречается и на стенах могольских храмов в Индии.
   Треугольник, обращенный углом вверх, считается символом созидательной мужской силы, или творческой силы бога. Треугольник, вершина которого направлена вниз, является символом женского начала и образом богини плодородия. На терракотовых амулетах, найденных на древних городищах в Средней Азии, например, на Гонур-депе (2300 - 1500 гг до н.э.) в таком треугольнике изображены семена, что можно представить, как оплодотворенное лоно. А вся такая фигурка стилистически напоминает изразцы на хивинских стенах.
   В гаремной части дворца Тош Хаули треугольники, поставленные друг на друга вершинами, украшают внешние стены и стены внутреннего дворика. Встречается два вида таких фигур.
   На одной, желто-зеленого цвета, внутри каждого треугольника вырезаны по два меньших размеров. Они словно вложены один в другой. На "поясе" между ними из перегородок составлены еще несколько треугольников, соприкасающиеся сторонами. От "пояса" к каждому большому треугольнику отходят по два элемента, напоминающие листья шелковицы.
   На другой плитке небесного цвета внутренние треугольники более четко похожи на древо жизни, часто изображаемое на многих предметах и росписях, относящихся к разным периодам развития человечества. В упомянутом выше Гонур-депе подобные изображения встречаются на глиняной посуде ритуального назначения. На хивинских плитках снаружи нижнего треугольника видны рельефы, которые можно представить головами животных, возможно, овец. А на "поясе" изображены пять капель или семян.
   Размещение символов плодородия, какими можно считать хивинские изразцы, на желтом фоне, не случайно. Желтый - цвет солнца, а солнце - это божество зороастризма - бог Михро, или Митра, его дух, оберегающий все живое от злых сил.
   Гарем хана сам по себе несет идею продолжения рода, и поэтому символика, связанная с плодородием, более чем уместна в нем.
   Кроме майолики, древа жизни с цветами украшают потолки айвана перед спальней хана и даже на айване зала приемов.
  
  Роспись потолка с элементами древа жизни [Долгая Г.]
  
   Не менее интересна символика в резьбе на колоннах Джума-мечети. Всего в этой необычной мечети без куполов двести тринадцать колонн. Некоторые из них сделаны специально для этой мечети, некоторые привезены из разных храмов Хорезма. Считается, что Джума-мечеть построена на месте древнего храма, датируемого десятым веком. Но есть в ней колонны намного древней.
   В резьбе некоторых колонн можно разглядеть символы, относящиеся к периоду зороастризма.
   Капитель одной из таких колон украшена символами птиц. Образ птицы почитается и в исламе. Например, птица Симург, упоминаемая в "Шахнаме" Абулкасымом Фирдоуси, была династийным символом Сасанидов. Фирдоуси так описывает Симург:
  
   ...Увидишь ты гору главою до туч,
   Там - птицу, чей облик суров и могуч.
   Симургом зовут его; полного сил,
   Его я с крылатой горой бы сравнил.
  
   Но та же птица упоминается и в Авесте - птица Саэна. Образ кочует из религии в религию, сохраняя при этом особые черты волшебной птицы, защиту для того, кто ее почитает.
   На капители зороастрийской колонны Джума-мечети изображение птицы больше напоминает образ крылатого фаравахара, как символ души, или символ власти и божественного происхождения.
   На другой колонне, относящейся к эпохе зороастризма, стилистически изображены руки, тянущиеся пальцами к солнцу. Солнца разбросаны по верхней части колонны и изображаются множеством вложенных друг в друга кругов. Капитель же украшена цветами, в которых нетрудно разглядеть тюльпаны. Тюльпан почитался у огнепоклонников, как цветок похожий на огонь. Его лепестки расходятся от центра, как всполохи огня в костре. Извилистая линия обтекает тюльпаны, как волны воды. Зороастризм в Средней Азии отличался от иранского тем, что, наряду с почитанием огня, здесь почиталась и вода. Об этом свидетельствуют находки археологов на городищах Еркургана или Дальверзин-тепа: алтари в храмах, посвященных богиням плодородия и воды - Нане, Ордохшо. Это ипостаси одной богини - Ардви Суры Анахиты, о которой в Авесте (Яшт V) сказано:
  
   И сказал Ахура Мазда - Спитамиду Заратуштре:
   Ты можешь восславить ради меня, о Спитамид
   Заратуштра,
   Ее, Ардвисуру Анахиту,
   Широко разлившуюся, целительную,
   Дэвам враждебную, вере Ахуры преданную,
   Достойную, чтоб мир телесный почитал ее,
   Достойную, чтоб мир телесный восхвалял ее,-
   Страсть вызывающую, Артой освященную,
   Стад покровительницу, Артой освященную,
   Дома и усадьбы покровительницу, Артой освященную,
   Имущества покровительницу, Артой освященную,
   Страны покровительницу, Артой освященную.
  
   К зороастризму относится и своеобразный алтарь огня, вырезанный в нижней части другой колонны. Сверху алтарь охвачен языками пламени. Такая колонна единственная в Джума-мечети. Все другие вытесаны без сквозных отверстий.
   Одну из колонн в мечети называют индийской из-за изображения в резьбе человеческой фигуры, напоминающей многорукого бога Шиву. Но отсыл к индуизму ощутимей на колонне, в причудливом и сложном орнаменте которой явно различается символ правосторонней свастики. Свастика - один из видов креста. Загнутые концы свастики - это движение, созидание. Крест, свастика символизируют четыре стихии, четыре стороны света.
   Свастика имеет притягательное действие, она завораживает. Психоаналитик Вильгельм Райх в 1933 году писал об этом: "Она (свастика) действует на подсознательные эмоции наблюдателя. Можно предположить, что этот символ будоражит скрытые от нас самих струны в организме, притом тем больше, чем меньше удовлетворен человек, чем более он похотлив".
   На этой же колонне изображено три мира тюркского язычества: Верхний, где обитают боги, Срединный, где живут люди, и Нижний - место обитания демонов. Иначе, Верхний мы представляем раем, а Нижний - адом. От Срединного мира, в котором изображен человек, к ним тянутся "дороги"; вдоль них резчик изобразил несколько живых существ. Можно разглядеть в этом послании собаку, птицу, а также изображения цветов.
   Колоны Джума-мечети, Хива [Долгая Г.]
  
   Потолок Джума-мечети, укрепленный деревянными конструкциями, тоже несет особые послания. Одна из конструкций напоминает мандалу - особый символ буддизма, в котором схематически изображена Вселенная и место человека в ней. Классическая мандала состоит из внешнего круга, квадрата, вписанного в него и внутреннего круга, вписанного в квадрат. В мандале Джума-мечети квадрат, развернутый наподобие ромба, интерпретирует круги. Внешний круг символизирует Вселенную, внутренний - место обитания божеств, будд, бодхисатв. Квадрат ориентирован по сторонам света, а его стороны - это ворота во Вселенную. Изображение мандалы в Джума-мечети более чем символическое, но оно тоже относится к иной культуре, к представлениям о мироздании, принятым в буддизме.
   Если смотреть на потолок Джума-мечети более широко, то можно заметить, что он укреплен параллельно уложенными балками, собранными в секции вокруг колонн, так, что колонна опирается в центр квадрата, разделенного на четыре квадрата, и балки в них повернуты относительно друг друга на девяносто градусов, что создает эффект вращения. Колонна является мировым древом, осью мироздания, а область из квадратов с балками - Вселенной, вращающейся вокруг него. Просто и наглядно!
  
   В резьбе на двухсот тринадцати колоннах Джума-мечети еще много загадок, которые предстоит разгадать. Чем глубже мы изучаем древние послания, тем понятней становится жизнь, отстоящая от нашего времени на многие века и даже тысячелетия. Символизм древних религий в основном связан с идеей плодородия и защиты семьи или отдельного человека от злых сил. Символы нужны, "чтоб дом и селенье, округ и страна процветали, чтоб защищать и охранять их, оборонять и оберегать их". (Авеста, Яшт V)
   Поэтому символы беспрепятственно "кочевали" от религии к религии и до сих пор не потеряли своей актуальности.
  
  
  
   Дворец Тош Хаули (Каменная усадьба) построен Аллакули-ханом в 1830-38 гг
   Айван - открытое в одну сторону помещение в исламской архитектуре
   Джума-мечеть (Пятничная мечеть) - мусульманский храм, датируется X-XVIII вв.
   Сасаниды - династия персидских шахов, которые правили с 224 по 651 гг
  
  
  
  
  
  
  
  
  

3

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) А.Субботина "Проклятие для Обреченного"(Любовное фэнтези) О.Миронова "Межгалактическая любовь"(Постапокалипсис) Л.Джонсон "Колдунья"(Боевое фэнтези) В.Кей "У Безумия тоже есть цвет "(Научная фантастика) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"