Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Благословенная Эллада. Акрополь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эллада, Афины, Акрополь, Парфенон - в этих словах есть нечто волнующее! Мифы становятся реальностью, когда прикасаешься к столь древней истории.
    Очерк напечатан в узбекском еженедельнике "Леди" 10 сентября 2015 года


   Благословенная Эллада
  
   Акрополь
  
  Акрополь [Долгая Г.]
  
   Акрополь, в переводе с древнегреческого - Верхний город. Название вполне соответствует местоположению. Древний Акрополь расположен на вершине холма на высоте сто пятьдесят шесть метров. С запада на восток город протянулся на триста метров, с севера на юг - на сто семьдесят. С древности его окружают мощные оборонительные стены, в строительстве которых, по преданию, принимала участие сама Афина. Акрополь виден отовсюду и днем, и ночью. С утра и до вечера, несмотря ни на зной, ни на ветер, его каменные площади полируют тысячи ног туристов со всего мира, а ночью его храмы утопают в желтом свете софитов.
  
  Эрехтейон [Долгая Г.]
  
  Я прилетела в Афины вечером, когда музей под открытым небом уже был закрыт, и в этот вечер я издали любовалась им со всех сторон света: обошла вокруг, увидела один из самых красивых закатов в моей жизни, посмотрела обход стражи Акрополя и влилась в веселую ночную жизнь туристической Плаки.
  
  Акрополь [Долгая Г.]
  
  Закат над Афинами [Долгая Г.]
  
  Холм Ареопаг, закат [Долгий В.]
  
  Вечерний обход стражи на Акрополе [Долгая Г.]
  
  Агора [Долгая Г.]
  
  Плака в ночное время [Долгая Г.]
  
  Прежде чем погрузится в созерцание великолепия храмов Верхнего города в общих чертах вспомним историю Древней Греции. Исследователи разделили ее на несколько периодов, характеризующихся особым развитием культуры:
  Минойский ( назван так по имени царя Миноса, расцвет Минойской культуры приходится на XVI-XV вв. до н.э., центр - остров Крит);
  Микенский (Микенской или Ахейской - по названию ахейского племени - расцвет цивилизации приходится на XV-XIII вв. до н.э. Центры - Микены, Афины и др. материковые города);
  Гомеровский (XI-IX вв. до н.э., назван по имени великого поэта Гомера, которого считают создателем поэм 'Одиссея' и 'Иллиада'. В этот период происходит упадок культуры, теряется письменность);
  Архаический период (от греч. archaikуs - старинный, древний, VIII-V вв. до н.э. Страна возрождается, расширяется, появляется самоназвание Эллада);
  Классический (V-IV вв. до н.э., центр - Афины, происходит развитие театра, игр, литературы, искусства, философии, науки, особо отмечен греко-персидскими войнами);
  Эллинизм (IV-III вв. до н.э. Покорение греческих земель македонцами, распространение эллинистической культуры по всем землям, завоеванным Александром Македонским).
  
  Картина Леон фон Кленце, 1846 г. Акрополь [Леон фон Кленце]
  
   Ранним утром, когда солнце еще только поднимается и его свет растекается по улицам и крышам домов старого города, называемого Плака, я шла к Акрополю, в нетерпении ускоряя шаг, но не забывая глазеть по сторонам. Безлюдные в этот час улочки, провожали редких прохожих закрытыми ставнями многочисленных лавочек, просыпающимися после бурной ночи тавернами, неожиданно появляющимися на пути христианскими храмами и одиноко стоящими колоннами времен эллинизма или еще более далекого времени.
   Местами в узком просвете улиц появлялись стены Акрополя, и, мельком поглядывая на них, я замирала в предвкушении зрелища. Ощущение близости сказки не обмануло. Ступив в пределы древнего города, я на несколько часов забыла о реальности и погрузилась в мир мифов и легенд, представших моему взору в виде вполне реальных сооружений. Мраморные колонны и стертые миллионами ног ступени; заглаженные до скользкости льда камни мостовых как бы спросонья шептали о том, что они есть, они не миф и, если не веришь, можешь прикоснуться к теплеющим под летним солнцем бокам и сама почувствовать биение их каменных сердец.
  
  Театр Диониса [Долгая Г.]
  
  Театр Диониса [Долгая Г.]
  
   Я вошла на территорию Акрополя с юго-западного входа и первым из неплохо сохранившихся сооружений у подножия холма увидела Театр Диониса. Его построили в V веке до н.э.. Шестьдесят семь рядов театра белыми известняковыми скамьями уходят вверх и теряются в сухой траве. В первом ряду вместо общей скамьи стоят шестьдесят семь именных кресел, выточенных из мрамора. Конечно, сегодня их количество заметно поубавилось, но до сих пор на некоторых креслах можно прочитать имена их владельцев. В Театре Диониса выступали римские императоры Адриан, Нерон. В нем проводились гладиаторские бои.
  
  Асклепион [Долгая Г.]
  
   Асклепион - храм, посвященный богу медицины Асклепию, сохранился намного хуже Театра Диониса. Трудно представить себе целые стены, за которыми жрецы-асклепиады выслушивали сны больных, считая их откровениями своего покровителя, который таким образом давал понять, чем болен человек и как его лечить.
  
  Одеон Герода Аттического [Долгая Г.]
  
   Прямо перед проходом к парадному входу на вершину Акрополя, снизу, почти под ногами посетителей, раскинулась чаша Одеона Геродота Аттического. Это сооружение построено на шесть веков позже Театра Диониса и сохранилось так хорошо, что и сегодня в нем проходят театральные представления и концерты. Снизу, гуляя под стенами Акрополя, можно увидеть и Стою Эвмена - прогулочную зону времен царя Пергама Эвмена II. Она построена во II веке до н.э.. Это было двухэтажное сооружение. Его фасад украшали шестьдесят четыре колонны ионического ордера.
  
  Стоа Эвмена [Долгая Г.]
  
   Все вышеописанное можно считать присказкой, а сказка впереди!
  
  Пропилеи [Долгая Г.]
  
  Пропилеи [Долгая Г.]
  
   Небольшой подъем, поворот и взгляду открываются Пропилеи! Пропилеи - это парадный вход. Начало строения этого прохода на вершину Акрополя относится к временам персидских войн (начало пятого столетия до н.э.). Из века в век он реконструировался, украшался все более грандиозными колоннами и скульптурами и к первому веку новой эры достиг того вида, который мы можем видеть сегодня. Конечно, не в его полном великолепии. Время неумолимо! Даже мраморные колонны трескаются и падают. И все же, те из них, которые сохранились, восхищают строгой красотой дорического ордера.
  
  Храм Афины Ники Аптерос [Долгая Г.]
  
  Вид на Афины через колонну Храма Ники Аптерос [Долгая Г.]
  
   Справа от лестницы Пропилей на скале одиноко стоит Храм Афины Ники Аптерос - Бескрылой Победы. Его свод поддерживают колонны ионического ордера - капитель колонн походит на лист бумаги, свернутой с двух сторон. Внутри храма в свое время (Храм Ники Аптерос был построен в 420-424 гг. до н.э. архитектором Калликратом) стояла деревянная статуя богини с плодом граната в правой руке и со шлемом в левой. Согласно легенде, статуя потеряла крылья, чтобы Победа никогда не покинула город.
   Выходя из-под высоких мраморных сводов Пропилей, попадаешь на открытое пространство, и сразу же глаза ослепляет усиленная солнечным светом невероятно объемная громада Парфенона. Дух захватывает от первого взгляда на ровные ряды колонн, с той точки обзора расходящиеся под прямым углом в две стороны. Поистине величественный храм, посвященный Афине Парфенос - Деве Афине!
  
  Парфенон [Долгая Г.]
  
   Храм стоит на трехступенчатом основании, высотой в полтора метра. Внешние ряды колонн выполнены в дорическом стиле, внутренние - в ионическом. По длинной стороне прямоугольника храма установлены с двух сторон по семнадцати колонн, фасад состоит из восьми колонн с каждой короткой стороны. Длина и ширина храма по верхним ступеням составляет 69,5  и 30,9 м соответственно. Высота колонн 10.4 метра.
   Приведенные цифры воображению не помощники. Геометрия храма такова, что, несмотря на всю свою мощь, он парит над землей. Его создатели - Калликрат и Иктин - добились видимой невесомости сооружения путем некоторых архитектурных хитростей: основание храма слегка углублено по краям; основания колонн слегка надуты, угловые колонны по размеру чуть больше остальных. Каждая колонна имеет свою кривизну.
  
  Элемент декора фриза Парфенона [Долгая Г.]
  
  Элемент декора фриза Парфенона [Долгая Г.]
  
   Храм Афины Парфенос был богато украшен скульптурами, горельефами, барельефами, отражающими мифическую историю Древней Греции и деяния богини Афины. Некоторые из них еще видны на сохранившихся частях фриза, другие подняты археологами из груды обломков и хранятся в Музее Акрополя, где их можно увидеть.
  
  Восстановленный фриз Парфенона. Музей Акрополя [Долгая Г.]
  
  Барельеф из Музей Акрополя [Долгая Г.]
  
   Увы! Но стихия и люди век за веком разрушали величественный храм и сегодня можно только представить себе как он выглядел в период своего полного великолепия. Ученые создали историческую реконструкцию здания и остается только молча сожалеть о том, что уже никогда нам не увидеть Парфенон в его первоначальном состоянии, как и о том, что гигантская статуя Афины Парфенос работы Фидия осталась только в римских копиях. Но то был шедевр скульптурного искусства!
  
  Реконструкция Парфенона со статуей Афины Парфенос [из книги Эмануэле Греко]
  
   Высотой около двенадцати метров, статуя была сделана из дерева, облицована слоновой костью и покрыта золотом. Доподлинно известно, что золота ушло около 1140 кг (сорок четыре таланта). Статуя стояла в глубине центрального нефа. Богиня Афина была изображена в доспехах, с копьем и щитом, опирающейся одной рукой о верх колонны, на которой стояла фигурка Крылатой Ники. На шлеме богини почивали сфинксы, а основание статуи, ее щит и даже подошвы сандалий были украшены сценами битв с кентаврами, амазонками и рождением Пандоры - женщины, созданной Гефестом по велению Зевса.
   Таков Парфенон! Сотни и сотни людей ногами так отполировали камни вокруг самого чудесного сокровища из всех чудес Древней Греции, что они сияют под солнечными лучами, словно покрытые золотом. Эта обманчивая красота опасна для туристов: неровен час подскользнешься и сломаешь ноги! Поэтому изредка надо опускать голову и смотреть под ноги. Хотя... пока не оступишься об этом и не подумаешь. Парфенон приковывает внимание и оторваться от его лицезрения можно только ради того, чтобы рассмотреть другой памятник древнегреческого зодчества, расположенный рядом - Эрехтейон! Храм, в стенах которого люди устроили святилища богам и царям, с веками ставшими легендарными.
  
  Эрехтейон [Долгая Г.]
  
   Эрехтейон поставлен на древнем святилище времен царя Кекропа. По преданию там была могила Кекропа и к ней вела лестница от святилища дочери Кекропа - нимфы Падросы. Пандросу афиняне почитали как богиню. Ее имя означает Всеорошающая. Но храм Эрехтейон посвящен Посейдону и Афине Полиаде - ипостаси богини-градостроительницы. Есть там и святилище получеловеку-полузмею Эрихтонию, воспитанному Афиной. Рожден он, как и Кекроп, Геей и Гефестом. Но Гея, зная, что семя Гефеста случайно упало на землю, когда обезумевший от любви Бог Огня гнался за убегающей Афиной, отдала свое дитя богине-девственнице со словами: "Гефест желал тебя, когда упало его семя, так возьми и сама воспитай ребенка, рожденного от него!" Афина воспитала! Эрихтонию - приемному сыну Афины люди посвятили одно из святилищ Храма Эрехтейон. Есть еще одна версия по поводу почитания Эрихтония. Якобы во время спора Афины с Посейдоном за покровительство города Эрихтоний каким-то образом помог своей названной матери. Древнегреческая мифология сродни шумерской - пока разберешься в родстве богов и их деяниях, окончательно запутаешься!
  
  Эрехтейон. Олива Афины [Долгая Г.]
  
   Тем не менее, храм есть и сегодня мы имеем счастье его видеть. Эрехтейон был возведен в 421 году до н.э. и главной его историей является легенда о выборе покровителя города. Соревнование проходило между Афиной и Посейдоном. Посейдон подарил людям источник, вода в котором оказалась соленой, а Афина - дерево оливы, и тем самым выиграла спор. Но люди боялись грозного бога морей и в этом храме возвели святилище и Посейдону. Того источника сегодня нет, а вот олива Афины растет на том же месте, где появилась впервые по желанию богини.
  
  Эрехтейон [Долгая Г.]
  
   Храм Эрехтейон более всего интересен нам частью, называемой Лоджией Кариатид. Именно эта часть храма сразу видна от Пантеона. Их разделяет широкая и длинная полоса земли с разбросанными по ней обломками более древнего храма - Гекатомпедон (Храм, длинной в сто шагов), который, как ни удивительно, тоже посвящен Афине. Он был построен при царе Писистрате в середине шестого века до н.э. и разрушен во время греко-персидских войн столетие спустя.
  
  Эрехтейон. Кариатиды [Долгая Г.]
  
   Кариатиды - прекрасные женщины, которые держат свод храма на своих головах, подобно атлантам. Легенда гласит, что женщины пелопонесского города Карий несут груз позора за своих мужей, которые предали греков и заключили союз с их врагами - персами. Греки победили персов и отомстили предателям, разрушив их город и убив всех мужчин. А женщин увели в рабство. С тех пор тяжкое бремя так и лежит на головах кариатид.
  
  Кариатиды. Музей Акрополя [Долгая Г.]
  
   Грустная легенда, но как прекрасны статуи! Те, что мы видим на Акрополе - копии, оригиналы же можно увидеть в Музее Акрополя, который находится рядом. Там хранятся пять статуй, шестая же находится в Британском музее. В Музее Акрополя не разрешается фотографировать, но никто не может удержаться от соблазна. Я сделала несколько фото кариатид, восхищаясь мастерством скульптора, который создал шедевры из мрамора, выточив детально каждую складку одежды, каждую прядь волос.
  
  Кариатида, Музей Акрополя [Долгая Г.]
  
  Кариатида, Музей Акрополя [Долгая Г.]
  
   Все, что создали древние греки - является воплощением красоты. Будь то скульптура человека или храм, изображение мифического существа или бога. Вслед за своей мудрой покровительницей афиняне ставили превыше всего добродетели - духовность, человечность и красоту. Наверное, поэтому спустя века творения их рук и умов восхищают нас.
  
  Вид на Парфенон с Храма Пандиона [Долгая Г.]
  
   Акрополь - сердце Афин. Над ним развивается сине-белый флаг Греции, символизирующий свободу. Флаг установлен на полуразрушенном храме, посвященном мифическому царю Пандиону (сыну Эрихтония! Можно сказать, что Акрополь просто семейное святилище Афины!). С высоты Святилища Пандеона в еще большем великолепии раскрывается Парфенон. А по другую сторону обзорной площадки открывается умиротворяющий вид на Афины.
  Вдали виден Олимпейон Зевса - не менее грандиозное, чем Парфенон, сооружение. Но оно разрушено в большей степени, чем Парфенон. Олимпейон начал строить царь Писистрат еще в IV веке до н.э. и так случилось, что строительство растянулось на несколько веков. Законченным можно считать храм эпохи римского императора Адриана ( II в.н.э.). Даже те колонны Олимпейона, которые мы сегодня можем видеть, дают представление о былом великолепии святилища Зевса. Они выполнены в духе коринфского ордера, отличительной особенностью которого является богато украшенная лепкой верхняя часть от капители и до карниза. О самом императоре Адриане, боготворившем искусство Древней Греции, в Афинах остались ворота Адриана.
  
  Олимпийон [Долгая Г.]
  
  Ворота Адриана [Долгая Г.]
  
  Коринфские колооны Олипейона [Долгая Г.]
  
  Олимпейон Зевса [Долгая Г.]
  
   Прощаясь с Акрополем, я обошла Парфенон вокруг, радуясь, что в непростые для Греции дни продолжаются реставрационные работы самого грандиозного Храма Афины, а это означает, что он простоит еще многие годы и, так же как и меня, будет восхищать людей совершенством форм и гармонией.
  
  Я стою у ступеней твоих, Парфенон!
  От восторга глаза увлажнились слезами.
  Ветер с древних времен обдувает твой камень,
  Но, как прежде, крепки основанья колонн.
  
  Льется солнечный свет с благодатных небес,
  Плодоносит подарок Парфенос - олива,
  И, как прежде, в святилище встала Афина,
  И, как прежде, богиню приветствует Зевс!
  
  
  Акрополь [Долгая Г.]
  
   Список использованной литературы:
  
   Культурология. Учебник под редакцией проф. А.Н.Марковой, М, 1998 г.
   Греческая мифология. Издатель Х.Г.Христопулос. Афины, 1997 г.
   Афины в прошлом и настоящем. Эмануэле Греко.Рим, 2012 г.
   Статьи Википедии

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"