Долгая Галина Альбертовна: другие произведения.

Индия: Люди и нравы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс Наследница на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

    Впечатления автора об Индии, о людях, живущих в этой удивительно экзотической стране. Напечатан в газете "Леди", Узбекистан, 24 сентября 2009 года






   Индия: Люди и нравы
  
  Женщины в повозке [Долгий В.]
  
   Любая страна в моем представлении - это ее история, сохраненная в древних храмах и дворцах; ее настоящее, представленное современной архитектурой, парками и садами, улицами и машинами; природа и, конечно же, люди.
      Мы прилетели в Дели ночью, и первых индийцев я увидела в аэропорту: женщины в разноцветных сари, поверх которых были надеты кофты, прибирали в залах; мужчины в тюрбанах черного, темно-зеленого и белого цвета направлялись кто к выходу, кто на посадку; военные, охраняющие аэропорт, кто в привычной для глаза форме, с большими звездами на погонах и пистолетами в кобуре, кто в тюрбанах, свободных штанах и куртках, с берданками на плече.
      Я заметила, что, в отличие от нас, европейцев, придавленных гнетом неразрешимых проблем, все индийцы ходят с ровной спиной, расправленными плечами, поднятой головой, так, что кажется, будто верхняя часть тела неподвижна. При ходьбе они двигают только ногами, и как-то по-особому вытягивают носок вверх. Взгляд у всех спокойный, кажется, что человек идет, задумавшись, размышляя о чем-то своем. То, первое впечатление навело на мысль, что, несмотря на трудности жизни, индийский народ не горбится от них, не склоняет спину. Древняя история этой страны научила ее жителей относиться ко всему философски спокойно и принимать жизнь такой, какая она есть, не ропща, не сетуя на несправедливость и обездоленность. Иначе как объяснить гордый взгляд нищего, королевскую осанку женщины-строителя, безразличие обывателей к любопытным взглядам иностранных туристов.
      За все время путешествия по Индии я не слышала, чтобы кто-то повысил голос, обращаясь к прохожему или к водителю, в нетерпении обгоняющему другой транспорт; к бездомному, спящему прямо на обочине дороги, завернувшись в одеяло. Надо сказать, что людей, живущих на улице в Индии много, как в больших городах, подобно столице, так и в глубинке, где нам пришлось побывать.
      Проезжая по центральному штату Индии, Раджастану, я наблюдала за жизнью, что открывалась за окном автомобиля, едва успевая запечатлеть любопытные картинки фотоаппаратом. Именно это можно назвать экзотикой, потому как ничего подобного я не видела ранее.
      Меня удивило сочетание нищеты и ярких красок одежды индийских женщин. Их яркие сари видны далеко в поле, где они, сидя на корточках, пропалывают грядки; на стройках, где женщины носят на голове кирпичи в огромном плетеном блюде, в которое помещается десять-пятнадцать штук; на проезжающих мимо мотоциклах, когда женщина сидит боком, как в женском седле на лошади, прижавшись к мужчине, ведущему транспорт. Часто длинный шифоновый шарф, одна из обязательных деталей одежды, накинут на голову так, что полностью закрывает лицо. Обуви или нет совсем, или на ноги надеты шлепанцы, которые мы чаще называем вьетнамками. Но сделаны они из кожи. Я купила такие и еще национальные кожаные туфли - мозри.
   Трудно отказать себе в удовольствии зайти в красочные магазины, которые встречаются на каждом шагу в любом городе Индии. В них очень дешево продают обувь, ткани, украшения, которые носят все женщины, что бедные, что богатые. Я с детства помню тоненькие браслеты на руках одной студентки из Индии, которая жила в нашем доме. Все девчонки ходили за ней по пятам и клянчили браслетик. В этой поездке я накупила самых разных браслетов для девчонок из моего дома. Пусть порадуются ярким украшениям из сказочной страны.
      Но меня удивила не столько экзотическая красота нарядов и украшений, сколько невообразимое противоречие между яркостью людей и грязью, мусором, в котором они живут. Возможно, это можно понять, только погрузившись в себя, как йог или просто смириться с тем, что есть.
      Дома, которые нам встречались по пути в Раджастане, выглядели очень бедно. Кирпичные стены, как правило, разрушенные с какого-нибудь бока, плоские крыши, открытые проемы дверей и маленькие окошки под потолком - вот и вся незатейливая архитектура. В доме одновременно и живут, ютясь в маленькой комнатке, и устраивают лавку с товарами, парикмахерскую, мастерскую. Спят на глиняном полу, завернувшись в одеяла. Никакой мебели, только ниши в стенах. В некоторых домах вечерами виднелся голубой огонек телевизоров. В городах появлялись двухэтажные здания, в которых, видимо, сдавали квартиры.
      Раджастан расположен в пустынной зоне. Оказавшись там, я поняла, что раньше представляла Индию совершенно другой. Такой, как мы все в детстве видели ее на картинках к сказкам Киплинга - зеленые джунгли, заброшенные храмы, стены которых увиты лианами, обезьяны, слоны. Я же увидела поля, редкие деревья, среди которых узнала нашу шелковицу. Встречались и пальмы, и манговые деревья, и множество кустарников, усыпанных ярчайшими цветами - желтыми, розовыми, оранжевыми, красными - и такими же яркими, как и сари.
      Уже в конце путешествия, в Дели, мне все же удалось увидеть богатые дома современных индийцев, но грязь на улицах, сразу же у ворот домов так и осталась. Только в парках и садах - ухоженных, с красивыми стрижеными газонами, скамейками с ажурными спинками, причудливо и очень аккуратно подстриженными кустами - была чистота.
      Особое впечатление у меня осталось от наблюдений за животными на улицах и дорогах. Вальяжные, я бы сказала, задумчивые коровы спокойно гуляют везде, где им вздумается - по дорогам, на перекрестках, в полях.
      Встречаются там и буйволы. Как я поняла, буйволы не являются священными животными, в отличие от коров. Буйволы черные, коровы белые и серые с горбом на спине. Кормят их все. И едят они всё - и охапки зелени, похожей на петрушку, и содержимое мусорных куч, которых огромное изобилие, и травку по обочинам дорог. В Дели я узнала, что индийцы объявили акцию протеста против пластиковых пакетов, которые стали причиной смерти коров.
      Коров украшают, одевая на шеи и рога бусы из цветочных головок, раскрашивают яркими полосами их рога. Индийцы не едят мяса, в ресторанах подают вегетарианскую пищу и курицу. Для приготовления используют множество специй, как горьких, так и просто ароматных. Пьют чай и кофе, заваривая их в молоке. Получается сытно и вкусно. По окончанию трапезы подают сухие почки аниса и кристаллы сахара. Это освежает рот после еды и способствует хорошему пищеварению. Наши привычные жевательные резинки показались мне неуместными и ненужными. Куда приятней пожевать щепотку аниса с сахаром - и вкус приятный, и отходов никаких. Жвачки в Индии не продают.
      Кроме коров и буйволов на улицах много собак. Все они одинаковые - в основном белые, с длинной заостренной мордой и стоящими ушами. Днем собаки спят на камнях, на земле, выбирая мокрые места. Утром и вечером ищут еду, также как нищие и коровы. Я лишь раз видела, как нищий на вокзале ударил собаку палкой. Удивительно, но в Индии даже собаки относятся к своему существованию с восточной философией, которую можно назвать безразличием.
      Встречали мы и слонов, но мало. В основном, в местах, которые посещают туристы. Им предлагают покататься на слоне. Слонам разукрашивают голову, хобот, уши. Одевают попоны на спину, а ноги украшают бусами с колокольчиками. Слон идет - колокольчики звенят. Мы сидим на слоне и покачиваемся в такт его ходьбе. Слон не спешит, он такой же медлительный и задумчивый, как и все в этой стране.
      В качестве транспортного средства местные жители используют верблюдов, ослов и лошадей. Мне понравились лошади - изящные, чистые, разномастные.
      В храмах и на дорогах к ним мы встречали обезьян, причем разных - зеленых макак, серых обезьян с черным венчиком вокруг головы, просто серых. Ведут они себя, как и положено обезьянам - нахально, иногда агрессивно. Выпрашивают еду. Я кормила с рук нескольких зеленых макак горохом, который продают перед входом в храм. Некоторые обезьяны вели себя достойно, брали с руки по одной горошине и не спеша съедали. Другие пытались забрать весь горох сразу и заодно утащить пакетик, который я держала в другой руке.
      На горной дороге по пути в Ранакпур обезьяны сидят прямо на проезжей части, не боясь лавирующих между ними машин. Мы все же сбили одну из них, к моему огорчению. Водитель, заметив, как я расстроилась, потом оправдывался, что ничего не мог сделать, так как дорога узкая, а навстречу ехал другой автомобиль. Что поделаешь - жизнь! А вот одна макака нас повеселила. Она сидела на середине дороги, а ее хвост, длинной с метр, как раз лежал на стороне, где нам предстояло проехать. На сигнал машины шкодница только подняла хвост, даже не поворачивая головы.
      Интересно наблюдать, как индийцы ездят. Только в Дели на оживленном перекрестке у Дворца президента и у Ворот Индии я видела регулировщиков. Водители не соблюдают никаких правил. Они сигналят друг другу при обгоне и мигают фарами, подсказывая, в какую сторону сворачивают. В городах ездят настолько тесно - машины, мотоциклы, моторикши, велорикши - что на многих машинах сбоку немало отметин от соприкосновения друг с другом. Но никто не нервничает, не высовывается в окно с обвинениями и недобрыми пожеланиями. Мотоциклисты везде, кроме больших городов ездят без шлемов, с завидной ловкостью лавируя между машинами. Да и в больших городах, таких как Дели, Джайпур не все используют шлемы. Я не видела ни одной аварии или несчастного случая. И потому сделала выводы, что у нас соблюдают правила для работников ГАИ, чтобы не получить штраф, а вовсе не для безопасности на дороге, а вот индийские водители сами заботятся о своей безопасности, оставаясь вежливыми и понимающими по отношению друг к другу и к пешеходам.
      Большие грузовые машины украшают цветными шнурами с мягкими шариками, картинками, надписями на английском: "Пожалуйста, сигнальте!" Некоторые машины загружают так, что тюки с каким-то мягким содержимым висят сзади, как курдюк барана. Нам попадались грузовые машины без кабины. Совсем. Только сидение водителя, руль и панель управления. Сразу и не поймешь, что это за транспорт. Автобусы выглядят, как тюрьма на колесах - серые, невзрачные, с решетками на окнах. Людей в них набивается много, а те, кто не поместился, едут снаружи, стоя на всех выступах и придерживаясь за решетки.
      Февраль в Индии теплый и сухой. Это начало весны. Красиво цветут кустарники, бархатцы, из которых делают бусы. Я заметила привычные для нас цветы - петуньи, бурачок, шалфей и георгины - шикарные, с огромными головками. Каждый день цветами и цветочными бусами индийцы украшают свои храмы. Они вешают бусы на шею многочисленным божествам, фигурки которых стоят в белых беседках почти у каждого дома, зажигают там ароматические палочки.
      По пути в Джанси вечером мы видели свадьбу. Верней, жениха, который ехал к невесте. Он сидел на коне, украшенном разноцветной и блестящей попоной, одет как махараджа - в блестящие одежды, с тюрбаном, украшенном бусами и перьями. В руках он держал веера, сделанные из денежных купюр. Впереди ехала грузовая машина с музыкантами. Динамики, установленные на машине, дрожали от громких звуков барабанов, дудок, каких-то национальных смычковых инструментов. Певцы пели знакомое нам по индийским фильмам: Ачу, Ачу, Ачу, Ачу, Джимми, Джимми, Джимми, Джимми, Джимми. Меня это невероятно развеселило.
   Позже в Дели мы поняли, что февраль - месяц свадеб. Независимо от дня недели, во многих ресторанах города играли свадьбы. Но я так и не увидела ни одной невесты. Увы! Но их прячут от чужих глаз.
      Нам рассказали, что незамужние женщины одеваются в наряд, называемый панджабисут, а замужние - сари. Панджабисут - это штаны, узкие или широкие, как шаровары, прямого покроя рубашка до колен, с боковыми разрезами до талии и шарф. А сари - это широкая юбка в сборку, короткий топ с маленькими рукавами и большой кусок ткани, которым обматываются снизу вверх, закидывая длинный конец на плечо. Женщины красиво носят сари - и на работе, даже на стройке, и в храмах, сидя на коленях, и просто прохаживаясь по улицам. Они ловко закидывают свободный кусок ткани за плечо, подхватывая его при необходимости снизу и прикрепляя к поясу или в складках ткани у талии. Браслеты на руках звенят при движении, также позванивают маленькие колокольчики на ногах. У всех женщин на лбу между бровями стоит яркая точка - красная - у замужних, оранжевая или желтая - у незамужних. Такой же краской, которую делают из хны, прокрашивают прямой пробор в волосах. Волосы у всех собраны в пучок низко на затылке. Интересно и то, что индийские женщины разукрашивают хной кисти рук и стопы ног. Работа филигранная, и выглядят руки, словно они в ажурных перчатках. Но мне это не понравилось. А вот точку на лоб мне все же поставили в одном из храмов. Так и ходила - в джинсах и с точкой на лбу.
      Детей одевают как в национальные одежды, так и в обычные майки и штанишки. Детей много. Школьники ходят в форме. Я видела много школьников, которых привозили на автобусах в музей истории, в парки и форты. Старшеклассники записывали то, о чем рассказывал гид, малыши бегали, и воспитатели кричали на них и собирали в строй. Многие дети продают сувениры, приставая к туристам, делают сальто на дорогах у перекрестков, умудряясь вписаться в узкие зазоры между автомобилями, попрошайничают, назойливо стуча в окна машин.
      Отцы на мотоциклах сажают детей перед собой, и тогда глаза ребенка светятся счастьем от гордости. Мне бы хотелось, чтобы глаза всех детей Индии стали такими. Многим из них приходится работать, многие из них живут на улице.
      Наверное, это все, что я хотела рассказать о людях, живущих в Индии, и их нравах. Разве только добавить, что все они обязательно исповедуют одну из религий, которых там немало. Исторически сложилось так, что рядом друг с другом уживаются буддисты, мусульмане, сигхи, джайцы, бахаи. Но об этом и о многом другом в других заметках. А здесь посмотрите на лица жителей Индии, тех, кого мы сфотографировали за их повседневными делами или специально позировавшим нам за небольшую плату.
  
  Музыканты на базаре [Долгий В.]
  
  Далее об Индии здесь:
  
  Индия: История в архитектуре и искусстве. Удайпур
  Индия: Хаджурахо. Кама-сутра в камне
  Индия: Форты Читораг, Амбер, Джайгарха, Фарихур Сикри, Агра
  Индия: Каньон Ранех, форт Гвалиор, Джайские фигуры
  Индия: Религии, Божества, Символы
  Индия: Дели
  Индия: Рай, называемый Гоа

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Панченко "Ветер"(Постапокалипсис) В.Пылаев "Видящий-5. На родной земле"(ЛитРПГ) Л.Малюдка "Конфигурация некромантки. Адептка"(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) А.Емельянов "Мир Карика 10. Один за всех"(ЛитРПГ) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) М.Чёрная "Невеста со скальпелем - 2"(Любовное фэнтези) Eo-one "Люди"(Антиутопия) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"