Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Загадки католического искусства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О чем могут рассказать иконы, фрески, мозаики католических храмов Италии


   Загадки религиозного искусства
  
   О чем могут рассказать иконы, фрески, мозаики католических храмов Италии
  
   Рассматривая мозаики, фрески, иконы в многочисленных базиликах и соборах Италии (в городах Равенна, Венеция, Рим, Милан) я озадачилась. Многие сюжеты и символы оказались непонятными, некоторые просто необычными для христианского искусства. Размышляя о замыслах художников, я обратилась к справочникам по символике и описаниям достопримечательностей некоторых городов Италии. В чем-то я разобралась, что-то так и осталось непонятым.
  
   В Базилике Сан Витале (город Равенна) свод абсиды украшает такая мозаика:
  
    []
  
   Четыре ангела стоят на мандорлах в виде шара.
  
   Мандорла - оболочка в виде миндаля (с итальянского mandorla - миндалевидный) вокруг фигур Святой Марии или Иисуса Христа, а в других религиях почитаемого божества. Мандорла символизирует силу, мощь, благодать, энергию. Обычно она составлена из дуг двух окружностей, которые есть суть дуальные миры - небо и земля, высшее и низшее. Иногда изображается в виде сияния вокруг святого или божества.
  
   Мандорла на мозаичных картинах Базилики Сан Витале, построенной в 532 году, имеет форму шара, и как ангелы, так и Христос находятся не внутри, а снаружи: они сидят или стоят на ней. В средние века мандорлу иногда соотносили с маткой, в которой зреет зародыш, как символ тайного знания, духовного откровения, доступного избранным.
   Но наиболее интересен центральный образ купола апсиды - заключенный в круг конь с головой, напоминающей одновременно и голову льва, и голову коня, и голову человека. Приглядитесь:
  
    []
  
   Это изображение апокалипсического Агнца, венчающего мироздание. Он помещен в центр креста, составленного из фигур ангелов, поддерживающих его и символизирующих четыре стороны света. Растения, плоды, птицы и животные на этой картине символизируют рай и его дары. Но вся картина является символом жертвенности (Агнец).
  
   Как пример из Ветхого Завета эта тема показана и в картине "Жертвоприношение Авеля и Мельхиседека".
  
    []
  
   Этих людей описывают, как ветхозаветные прообразы крестной смерти Христа и его священнического сана. Праотец церкви Мельхиседек был ветхозаветным царем и первосвященником, правителем маленького городка Салима (Иерусалим). Авель, как известно, был одним из первых людей мира, сыном Адама и Евы, убитым своим же братом Каином. История Авеля и Каина обычно передается в росписях храмов, где братья изображены вместе во время жертвоприношения Богу. Авель жертвует барашка, как и на мозаике Базилики Сан Витале, Каин жертвует хлеб и фрукты. Но вместо Каина художник изображает на мозаике праотца Мельхиседека, который тоже приносит в качестве дара или жертвы Богу хлеб (кстати, напоминающий формой лепешку) и вино в чаше.
   Интересна и рука бога, пальцы которой собраны в мудру, похожую на мудру долголетия. Мудра долголетия воспроизводится двумя руками, пальцы правой руки как раз и складываются таким образом, а на картине изображена именно правая рука. Но факт того, что христианский бог изображает индийскую мудру не удивляет: на многих иконах Христос изображен с мудрой воды, например. Для меня эта картина интересна не одной необычной деталью, а их совокупностью.
   Барашек тоже необычный, он с хвостом, как у собаки. Да и имя Авеля, написано на латинице с буквой "B", которая на русском звучит, как "Б", однако по-русски мы не называем сына Евы Абелем.
  
   Еще более интересными в плане символики оказались мозаики Мавзолея Галлы Плацидии, расположенного рядом с Базиликой Сан Витале. Там все оказалось куда понятнее, но и интереснее, если расширить толкование символов, взглянув на них с точки зрения гностиков. Например, чаша с водой - источник духовности, голуби, пьющие из этой чаши, символизируют тех, кто получает тайные знания.
  
    []
  
   Наиболее интересными оказались четыре крылатых символа по углам купола мавзолея, в центре которого на звездном небе изображен крест. А символы такие: лев, телец, орел и человек или ангел. Эти символы изображают четырех евангелистов - Марка, Луку, Иоанна и Матфея.
  
    []
  
    []
  
   Неслучайно на Вселенском Соборе в Константинополе были канонизированы евангелия четырех апостолов. Само число "четыре" является символом завершенности и обозначает четыре стихии, четыре стороны света, охватывая, таким образом, весь мир во всей полноте. Четыре крылатых существа охраняют божий престол и рай. И это тоже лев, телец, орел и ангел.
   Обычно евангелистов в виде крылатых существ изображают с книгами - евангелиями. Это хорошо видно на примере символа Венеции - крылатого льва-Святого Марка, который является покровителем этого города Италии.
  
    []
  
   На мозаике в Соборе Сан Марко в Венеции вокруг Агнца, олицетворяющего Христа, собрались четыре евангелиста, изображенные символами-животными и ангелом. Перед быком хорошо видна раскрытая книга. Есть книга и перед остальными апостолами-евангелистами, но изображение нечеткое или испорчено временем.
  
    []
  
   Интересна такая трактовка воплощения Бога в Христе, как всеобъемлющего духа, материализовавшегося в земной сфере и олицетворяющего союз четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха. Христос окружен апостолами, каждый из которых представляет один знак зодиака и относится к одной из четырех стихий.
   Матфей (ангел) относится к стихии воздуха, его знак - Водолей. Наступающая эпоха Водолея характеризуется, как эпоха духовного знания. Скорее всего, символ духа, а не воздуха ближе к Матфею.
   Марк (лев) относится к стихии огня, его зодиакальный знак - Лев.
   Лука (бык) символизирует землю и его знаком является Телец.
   Иоанн (орел) принадлежит к стихии воды и его зодиакальный знак - Скорпион. Уместен вопрос: какая связь между Скорпионом и Орлом? Знак Скорпиона связан с понятиями земной любви и возрождения, но Иоанн своей стойкостью и верой в Бога даже во время пыток приобрел новое духовное измерение, преодолел границы пространства и времени, тем самым сменив знак Скорпиона, на Орла.
   В средние века христиане интересовались зодиаком и не считали астрологию ересью. Доказательство тому часы с изображением зодиакальных созвездий на башне с часами в Венеции, расположенных рядом с Собором Святого Марка.
  
    []
  
    []
  
   Фото сделано днем в двадцатых числах октября 2012 года. В это время солнце находилось в созвездии Скорпиона, Луна была растущей и находилась в созвездии Водолея. На часах это как раз и изображено. В центре находится Земля, а римские цифры по кругу от I до XXIIII показывают время.
  
   А вот эти "часы", более напоминающие некую схему, которая изображена на фронтоне францисканской Церкви Тринита дей Монти в Риме (медальон справа), я не смогла разгадать.
  
    []
  
    []
  
   Ключами к разгадке может служить суть или тайны францисканства - одной из ветвей католицизма, которые отрицают соседство веры с накоплением богатств. Ничего, кроме этого, я о францисканстве не знаю. Но пыталась разобраться с числами, указанными на "часах". Арабские цифры от 1 до 7 могут изображать дни недели, римские цифры от XVIII до XXIIII - века, столетия или же часы суток. В чем связь? А связь должна быть! Штырь, который отмечает некую точку, воткнут на пересечении XXIIII и пятерки, чуть сдвинут в сторону шестерки. Возможно, это говорит о неком событии, которое может произойти в одну из пятниц в двадцать четвертом столетии...или в полночь одной из пятниц... Невольно обратила свой взор на календарь - 21 декабря 2012 года приходится на пятницу...
   Пытаясь разобраться с днями недели, я набрела на такую информацию. Возможно, ее хорошо понимают астрологи. А простому человеку она может показаться сущим бредом, но что-то зацепило меня в сравнении дней недели с тысячелетиями и днями сотворения мира. Потому и привожу здесь выдержку из той статьи, найденной в интернете:
  
   Семитысячелетний период соответствует семидневной неделе, в которой седьмой день является воскресеньем. Тысячелетие - это символическое обозначение периода одной 2160 летней прецессиальной эпохи. Седьмая эпоха является Воскресеньем - седьмым днем Большой недели. Следовательно, дату символически соответствующую сотворению нашего человечества следует искать в начале этой недели - Это эпоха Льва. Эпоха Водолея начнется через 12960 лет после начала эпохи Льва.12960 лет соответствуют 6-ти эпохам - символически шести дням творения. Половина этого периода 6480 лет соответствует эволюционной точке испытания Эпохе Тельца, и потому отсчет может вестись древними исследователями от этой точки.
  
   Напомню, что мы сейчас переходим в эпоху Водолея. Точную дату перехода назвать нельзя, но многие определяют ее 21 декабря 2012 года.
   Эпоха Водолея начинается через 12960 лет - через 6 символических тысячелетий после начала эпохи Льва.6 эпох соответствует половине круга - Великого года 25960 летнего периода- Халдейского года.
  
   То есть, я так поняла, что мы прошли всю "неделю" и близимся к точке завершения некоего цикла развития. Не об этом ли говорят "часы" церкви Тринита Дей Монти?
  
   Прочитав в той же статье цитату из Откровений Иоанна Богослова, я вспомнила одну фреску из Венеции:
  
   "И услышал я громкий голос с неба, говорящий : се скиния Бога с человеками и Он будет обитать с ними ; они будут его народом и Сам Бог с ними будет Богом их" (Откровение Иоанна Богослова Гл.21 (3).
  
    []
  
   Скинья изображена в центре. Вокруг нее двенадцать овец-апостолов. Два дерева за ними: одно, возможно, древо знаний, плод от которого вкусила Ева, другое - древо жизни, до которого первые люди так и не добрались. В медальонах изображены (по порядку сверху слева): четыре льва, павлин, клюющий барана, крылатый конь, кусающий барана и орел, держащий когтями змею.
   Павлин - это символ высоких нравственных ценностей. Два павлина стоят в Ватикане рядом с лотосом, символизирующим весь мир, преобразование энергий и связь с космосом. Здесь явно прослеживается влияние восточной идеологии на символику мистического христианства.
  
    []
  
   Но вернемся к венецианской фреске. Можно сказать, что павлин "вбивает" нравственные ценности в голову овцы, суть человека.
   Крылатый конь - это Агнец (см начало статьи). Он пытается "донести" до своей паствы идеи духовности.
   Орел, как один из просвещенных евангелистов "ухватил" источник знаний - змея символизирует мудрость и знания.
   Четыре льва... возможно, сила четырех одаренных апостолов-евангелистов.
   "Человеки" еще в скинье, еще с богом-отцом, но вокруг уже все готово для их "выхода в свет".
  
   Часто в католических храмах встречается образ змеи. И отнюдь не змея-искусителя! Вряд ли ему ставили бы памятники, как, например, в Церкви Сан-Амброджио в Милане:
  
    []
  
   Змея символизирует так же жизненную силу, обновление, круговорот энергии в природе.
   Прослеживается образ змеи в изображении грифонов.
  
    []
  
   Этот соединил в себе несколько образов: льва, орла и змеи. Два таких грифона как бы охраняют стилизованную лилию - Святую Марию. Лилия - образ чистоты и невинности, символ Божьей Матери.
  
    []
  
   Змея присутствует на витражах Миланского Дуомо:
  
    []
  
   Так это изображение выглядит снаружи:
  
    []
  
   Можно возразить, что это изображение солнца. Сначала я тоже так подумала, но извивающиеся лучи более всего походят на змей. Мое предположение подтвердилось, когда я увидела подобное изображение в замке Скорца в Милане:
  
    []
  
   Приглядитесь, здесь четыре змеи. Головы и хвосты чередуются, и, если рассматривать их отдельно, то получается изображение креста, даже правосторонней свастики - символа движения мира, стихий и энергии. В центре "солнца" художник изобразил голубку. Голубка - символ Святого Духа. Связь Святого духа с мудростью и знаниями очевидна.
  
  Изображение солнца беспорно в Соборе Святого Петра в Риме:
  
    []
  
   А вот такое изображение змеи наводит на другие размышления:
  
    []
  
   Это снято в Милане, на стене церкви Санта Мария делле Грация. Коронованный змей заглатывает человека. Возможно, это и есть Змей-искуситель, "поглотивший" "райскую жизнь" людей.
  
   Интересна это мозаичная картина из Собора Святого Марка в Венеции.
  
    []
  
   Здесь изображен дракон о семи головах (Семитысячелетний период?), увенчанных коронами. Хвост дракона упирается в небесную сферу - связь со Вселенной, из одной пасти вытекает река - возможно, река, несущая знание или духовность через Христа, которого художник изобразил в виде младенца, передаваемого Богом-Отцом ангелам. Слева изображена Мария, скорее всего в момент получения Благой Вести. То, что это Матерь Божия не оставляет сомнения - она коронована и стоит на лунном серпе. Именно так изображали Марию ранние христиане, хотя Собор построен в XIII-XV веках. Лунный серп указывает на связь Матери Божьей с древними женскими божествами, которые всегда находились в тесной связи с Луной. В христианстве Мария с серпом Луны обозначает женский принцип, приносящий свет во тьму ночи.
  
   Союз и тесную взаимосвязь женского и мужского начал можно увидеть в этой фреске из Венеции:
  
    []
  
   Мужская фигура слева не оставляет сомнений в принадлежности к полу, а вот фигура справа двояка. Поза женщины, фигура, за исключением груди, как на нее смотрит парень, на плечи которого она вальяжно оперлась - все это женщина! А образ пантеры, хитрой кошки, мурлыкающей у ног хозяйки, говорит, скорее всего о непостоянстве женской натуры, о ее вольности. Мужчина же выглядит куда более надежным. Он и охотник, добытчик, в его руках младенец, еще не искушенный женщиной в силу своего возраста. Дары рая тоже в руках мужчины. Интересна пирамида в вазе среди даров. Пирамида - образ связи с Космосом, передатчик энергии, путь восхождения духа в иные миры Вселенной. Это доверено мужчине. Сегодня с художником древности можно не согласиться. Женское начало отвечает за духовность, но во времена средневековья христиане, кроме Святой Марии, женщин не почитали, а даже презирали за ее сущность и влияние на мужчин, и убивали лишь по одному подозрению на ведьмовство.
  
    []
  
   Это символ триединства, троицы. В этом окошке на стене одного из домов Милана он повторен многократно, вглядитесь в центр трилистника.
  
   А вот эта мозаичная картина, выполненная на куполе Собора Святого Марка в Венеции, интересна обозначением связи апостолов со Святым духом, или с Космосом.
  
    []
  
    []
  
   Связь "открыта" через головную чакру. На макушке каждого апостола виден символический огонь, скорее всего, он зажжен Христом, который дал своим ученикам особый дар, с помощью которого они могли бы лечить, как Христос, получать откровения свыше, и, возможно, передавать информацию во Вселенную. Так или иначе, но нити от огня идут в один центр - к скинье Бога-Отца.
  
   На этой картине, которая украшает стены Музея Ватикана, изображена своего рода передача власти над сердцами людей от Римской богини к Святой Марии, от язычников к христианству, от одной женщины к другой.
  
    []
  
   В руке Марии язычок пламени - символ святого духа. Лавровая ветвь - символ славы, сияние вокруг головы - символ святости.
  
   Осталось еще несколько изображений, символика которых мне неясна. Они представлены на этих трех росписях залов Ватикана и похожи:
  
    []
  
    []
  
    []
  
  Различия в центральном символе. На одной из картин это стилизованная роза, напоминающая символ тайного братства розенкрейцев, или символ Венеры, как самый прекрасный период в жизни человека - любовь, красота.
  Но буквы в углах стяжек квадратных полотен повторяются одни и те же на всех изображениях. А вот восьмисторонняя "паутина" встретилась мне на потолке Собора Святого Марка в Венеции:
  
    []
  
  Что она обозначает я даже не догадываюсь.
  
  
   Значение этого разбитого шара, который стоит во дворе Ватикана, тоже непонятно.
  
    []
  
  
   Мозаика на полу Миланского Пассажа очень напоминает мандалу -
   геометрический символ буддизма сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, "карта космоса".
  
    []
  
   Мое маленькое исследование не может охватить всех загадок, оставленных нам в росписях, фресках, мозаиках, скульптурах в католических храмах, которые мне довелось увидеть в Италии. Над тем, что я показала в этой статье, еще долго можно размышлять, искать информацию, которая прольет свет на замыслы художников и тайны христианской символики, сопоставлять и анализировать.
   В своем исследовании я опиралась на информацию из книг:
  
   "Энциклопедия символов", авторы В.Бауер, И.Дюмоц, С. Головин, Москва, "Крон-пресс", 1995 г.
   "Равенна. Город Искусства", издательство "Сарбароли-Равенна"
  
   Приведена выдержка из статьи на этом сайте:
   http://nostradamus-book.com/?page_id=171
  
  
  
  
  
  

Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"